Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 19.
Христиане, желающие преуспевать и
возрастать, должны понуждать себя ко всему доброму, чтобы избавиться
им от живущего в них греха, и исполниться Духа Святого.
1. Кто хочет приступить к Господу, сподобиться вечной жизни, соделаться
обителию Христовою, исполниться Духа Святого, чтобы прийти в состояние
приносить плоды Духа, чисто и неукоризненно исполнять заповеди Христовы:
тот должен начать тем, чтобы прежде всего крепко уверовать в Господа,
и всецело предать себя вещаниям заповедей Его, во всем отречься
от мира, чтобы весь ум не был занят ничем видимым. И ему надлежит
непрестанно пребывать в молитве, с верою, в чаянии Господа, всегда
ожидая Его посещения и помощи, сие одно всякую минуту имея целью
ума своего. Потом, по причине живущего в нем греха, надлежит ему
понуждать себя на всякое доброе дело, к исполнению всех заповедей
Господних. Так например: надлежит понуждать себя к смиренномудрию
пред всяким человеком, почитать себя низшим и худшим всякого, ни
от кого из людей не ища себе чести, или похвалы, или славы, как
написано в Евангелии, но имея всегда пред очами единого Господа
и заповеди Его, Ему единому желая угодить в кротости сердца, как
говорит Господь: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен
сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29).
2. Подобно сему да приучает себя, сколько можно, быть милостивым,
добрым, милосердым, благим, как говорит Господь: будите добры и
благи, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Лук.
6, 36); и еще говорит: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите
(Иоан. 14, 15); и еще: подвизайтеся внити сквозе тесныя врата
(Лук. 13, 23). Паче всего в незабвенной памяти, как образец, да
содержит смирение Господа и жизнь Его, и кротость, и обращение с
людьми, да пребывает в молитвах, всегда веруя и прося, чтобы Господь
пришел и вселился в него, усовершал и укреплял его в исполнении
всех заповедей Своих, и чтобы сам Господь соделался обителию души
его. И таким образом, что делает теперь с принуждением непроизволяющего
сердца, то будет некогда делать произвольно, постоянно приучая себя
к добру, и всегда памятуя Господа и непрестанно ожидая Его с великою
любовию. Тогда Господь, видя такое его произволение и доброе рачение,
видя, как принуждает себя к памятованию Господа, и как сердце свое,
даже против воли его, ведет непрестанно к добру, к смиренномудрию,
к кротости, к любви, и ведет, сколько есть у него возможности, со
всем усилием; — тогда говорю, Господь творит с ним милость Свою,
избавляет его от врагов его и от живущего в нем греха, исполняя
его Духом Святым. Тогда уже без усилий и труда во всей истине творит
он все заповеди Господни, лучше же сказать, сам Господь творит в
нем заповеди Свои, и он чисто плодоприносит тогда плоды Духа.
3. Но приступающему ко Господу надлежит, таким образом, прежде
всего, даже против воли сердца, принуждать себя к добру, всегда
с несомненною верою ожидая милости Господней; надлежит принуждать
себя к любви, если кто не имеет любви; принуждать себя к кротости,
если не имеет кротости; принуждать себя к тому, чтобы милосердым
быть и иметь милостивое сердце; принуждать себя к тому, чтобы терпеть
пренебрежение, и когда пренебрегают, быть великодушным, когда уничижают,
или бесчестят, не приходить в негодование, по сказанному: не
себе отмщающе, возлюбленнии (Рим. 12, 19); надлежит принуждать
себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае,
Бог, видя, что человек столько подвизается, и против воли сердца
с усилием обуздывает себя, даст ему истинную духовную молитву, даст
истинную любовь, истинную кротость, утробы щедрот, истинную
доброту, и одним словом, исполнит его духовного плода.
4. Если же кто, не имея молитвы, принуждает себя к одной только
молитве, чтобы иметь ему молитвенную благодать, но не принуждает
себя к кротости, к смиренномудрию, к любви, к исполнению прочих
заповедей Господних, и не заботится, не прилагает труда и усилия
преуспеть в них; то, по мере его произволения и свободной воли,
согласно с прошением его, дается ему иногда отчасти благодать молитвенная,
в упокоении и веселии духа, но по нравам остается он таким же, каким
был и прежде. Не имеет он кротости, потому что не взыскал труда
и не приуготовил себя соделаться кротким; не имеет смиренномудрия,
потому что не просил и не принуждал себя к тому; не имеет любви
ко всем, потому что, прося молитвы, о сем не позаботился и не показал
усилия. При самом занятии делом, не имеет веры и упования на Бога;
потому что знал себя, и однако же не приметил, что не имеет у себя
этого, и не потрудился со скорбию взыскать у Господа твердой веры
в Него и истинного упования на Него.
5. Каждому надлежит приневоливать и нудить себя, даже и против
хотения сердца своего, как к молитве, так и к упованию, так и к
смиренномудрию, так и к любви, так и к кротости, искренности и простосердечию,
так и ко всякому терпению, даже долготерпению, по написанному, с
радостию (1 Сол. 5, 16); а также принуждать себя к самоуничижению,
к тому, чтобы почитать себя нищим и последним, также к тому, чтобы
не беседовать ни о чем бесполезном, но размышлять, и сердцем и устами
изрекать всегда то, что есть Божие, также к тому, чтобы не раздражаться
и не вопиять, по сказанному: всяка горесть, и ярость, и гнев,
и клич, и хула, да возмется от вас со всякою злобою (Еф. 4,
31); также принуждать себя к тому, чтобы в нравах уподобляться во
всем Господу; принуждать себя ко всякому добродетельному подвигу,
к доброму и прекрасному житию, ко всякой доброте в обращении, ко
всякому смиренномудрию кротости, к тому, чтобы не превозноситься,
не высокомудрствовать, не надмеваться и не говорить ни о ком худо.
6. Ко всему этому должен принуждать себя, кто желает стать благоискусным
и благоугодить Христу, чтобы Господь, — видя при сем его усердие
и произволение, с какими он нудит и с усилием побуждает себя ко
всякой доброте, простоте, благости, к смиренномудрию, к любви, к
молитве, — даровал ему всего Себя, и чтобы сам Господь во всей чистоте
и истине без труда и усилия совершал в нем все то, чего прежде,
по причине живущего в нем греха, не мог он сохранять, даже с усилием.
Тогда всякое упражнение в добродетели обращается для него как бы
в природу; приходит, наконец, Господь, в нем пребывает, и он пребывает
в Господе, и сам Господь без труда творит в нем Свои собственные
заповеди, исполняя его духовного плода. Если же кто принуждает себя
к одной молитве, пока не приимет дарования от Бога, но не приневоливает,
не нудит и не приучает себя таким же образом к прочим сказанным
выше добродетелям; то не может поистине совершать их чисто и неукоризненно.
Напротив того, таким же образом надобно, сколько возможно, предуготовлять
себя к добру. Ибо иногда благодать Божия приходит к нему, по его
прошению и молению; потому что благ и милостив Бог, и просящим у
Него дарует просимое ими; однако же, кто не имеет сказанных выше
добродетелей, не приучил и не приуготовил себя к ним, тот, если
и приемлет благодать, то утрачивает оную по приятии, и падает от
высокоумия, или не преуспевает и не возрастает в благодати, дарованной
ему; потому что не предает себя от всего произволения исполнению
заповедей Господних. Ибо обителью и упокоением Духу служат смиренномудрие,
любовь, кротость и прочие Господни заповеди.
7. Посему кто хочет истинно благоугождать Богу, приять от Него
небесную благодать Духа, возрастать и усовершаться о Духе Святом,
тот должен принуждать себя к исполнению всех заповедей Божиих и
покорять сердце, даже против воли его, по сказанному: сего ради
ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех
(Псал. 118, 128). Как иной приневоливает и нудит себя к пребыванию
в молитве, пока не преуспеет в том; так, подобно сему, если захочет
приневоливать и нудить себя ко всякому упражнению в добродетели,
приобучает себя к доброму навыку, и таким образом, непрестанно прося
и моля Господа, и получив просимое, вкусив сладости Божией и став
причастником Духа Святого, делает, что растет и цветет данное ему
дарование, упокоеваясь в его смиренномудрии, любви и кротости.
8. Сам Дух дарует ему сие, и научает его истинной молитве, истинной
любви, истинной кротости, к которым прежде принуждал он себя, которых
искал, о которых заботился и помышлял, и которые, наконец, даны
ему. И таким образом, возрастая и усовершившись в Боге, сподобляется
он быть наследником царствия; потому что смиренный никогда не падает.
Куда и пасть тому, кто ниже всех? Высокомудрие есть великое унижение.
А смиренномудрие есть великая высота, честь и достоинство. Посему
и мы будем, даже против воли сердца, приневоливать и нудить себя
к смиренномудрию, к кротости и любви, прося и умоляя Бога непрестанно
с верою, надеждою и любовию в том чаянии и с тою мыслию, что пошлет
Духа Своего в сердца наши, и тогда будем молиться и покланяться
Богу духом и истиною.
9. И сам Дух научит нас истинной молитве, которой теперь не можем
совершать и с усилием, научит утробам щедрот, доброте и тому,
чтобы все заповеди Господни исполнять поистине, беспечально и непринужденно,
как сам Дух знает исполнять нас плодами Своими. И таким образом,
когда исполним все заповеди Божии Духом Божиим, Который один знает
волю Господню, и когда Дух усовершит нас в Себе, и совершен будет
в нас, очистившихся от всякой скверны и греховной нечистоты: тогда
Дух души наши, подобно прекрасным невестам, представит Христу чистыми
и неукоризненными; и мы будем упокоеваться в Боге, во царствии Его,
и Бог почиет в нас бесконечные веки. Слава Его щедротам, милосердию
и любви; потому что такой чести и славы сподобил род человеческий,
сподобил людей быть сынами Отца Небесного, и наименовал их братьями
Своими! Слава Ему во веки! Аминь.
[Содержание]
|