Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 17.
О духовном помазании и славе христиан
и о том, что без Христа невозможно спастись или соделаться причастником
вечной жизни.
1. Совершенные христиане, сподобившиеся войти в меру совершенства
и соделаться приближенными Царю, всегда посвящают себя в дар кресту
Христову. Как при Пророках всего досточестнее было помазание; потому
что помазуемы были цари и Пророки: так и ныне люди духовные, помазуемые
небесным помазанием, делаются христианами по благодати, чтобы им
быть царями и пророками небесных тайн. Они суть и сыны, и господа,
и боги, связуемые, отводимые в плен, низвергаемые, распинаемые,
посвящаемые в дар. Если помазание елеем, какой получаем от земного
растения, от видимого дерева, имело такую силу, что помазанные беспрекословно
получали сан (ибо всеми признавалось, что они поставлены в цари,
и помазанный Давид тотчас подвергся гонениям и скорбям, а чрез семь
лет стал царем): то кольми паче те, у которых ум и внутренний человек
помазуются освящающим и радостворным, небесным и духовным елеем
радования, приемлют печать оного нетленного царствия и вечной силы,
залог Духа, самого Духа Святого и Утешителя (разумей же, что Утешитель
и утешает и исполняет радости сущих в скорбях).
2. Сии, помазуемые елеем небесного насаждения, древа жизни — Иисуса
Христа, бывают сподоблены войти в меру совершенства, т. е. царствия
и усыновления, так как, находясь еще в этом мире, они уже сотаинники
небесного Царя, имеют дерзновение пред Вседержителем, входят в чертог
Его, где Ангелы и духи Святых. Ибо, и не получив еще совершенного
наследия, уготованного им в оном веке, тем залогом, какой прияли
ныне, обезопасили себя, как уже венчанные и царствующие, и при обилии
и дерзновении Духа не находят они для себя удивительным, что будут
царствовать со Христом. Почему же? Потому, что будучи еще во плоти,
имели уже в себе оное ощущение сладости и оное действие силы.
3. Кто друг царю, постоянно бывает в чертогах его, знает тайны
его, видит порфиру его, тот, когда сам сделается царем и будет носить
венец, не приходит от сего в изумление и ужас, потому что долгое
время занимался тайнами царевых чертогов. Кроме же людей опытных
и образованных, кому либо из пастухов и простолюдинов, незнакомых
с тайнами царскими, и невозможно прийти и воцариться. Так и христиане
не дивятся тому, что будут царствовать в будущем веке; потому что
предварительно уже познали тайны благодати. Когда человек преступил
заповедь; диавол всю душу его покрыл темною завесою. Посему, приходит,
наконец, благодать и совлекает все покрывало, так что душа, соделавшись
уже чистою и восприяв собственную свою природу, это неукоризненное
и чистое создание, всегда уже чисто и чистыми очами созерцает славу
истинного света и истинное солнце правды, воссиявшее в самом сердце.
4. Как при скончании мира, когда этой тверди не станет, праведники
будут уже жить в царстве во свете и в славе, не видя ничего иного,
кроме того, как Христос пребывает всегда во славе одесную Отца:
так и сии, ныне еще восхищенные и отведенные пленниками в оный век;
созерцают все тамошние лепоты и чудеса. Ибо мы, будучи еще на земле,
имеем жительство на небесах, как обитатели и граждане одного мира
по уму и по внутреннему человеку. Как видимое око, будучи чистым,
чисто всегда видит солнце: так и ум, совершенно очистившись, всегда
видит славу света — Христа и с Господом пребывает день и ночь, подобно
тому, как тело Господне, соединившись с Божеством, всегда сопребывает
с Духом Святым. Но в сию меру не вдруг достигают люди, и то разве
трудами, скорбию, великим подвигом. Ибо есть и такие, внутри которых,
хотя соприсуща им действующая и упокоевающаяся в них благодать,
пребывает и порок; и в одном сердце действенны два рода жизни —
жизнь света и жизнь тьмы.
5. Но конечно скажешь мне: кое общение свету ко тьме? — Омрачается
ли и возмущается ли где Божественный свет, и оскверняется ли где
нескверное и чистое? Написано: и свет во тьме светится, и тьма
его не объят (Иоан. 1,5). Не надобно понимать вещи однообразным
и односторонним образом. Иные в такой мере упокоеваются в Божией
благодати, что бывают мужественнее пребывающего в них порока, и
имея молитву и великое упокоение пред Богом, в иной час подпадают
действию лукавых помыслов, и скрадываются грехом, хотя и пребывают
еще в благодати Божией. Но люди легкомысленные и несведущие, когда
отчасти действует в них благодать, думают, что нет уже греха в них;
а умеющие рассудить и благоразумные не осмелятся отречься, чтобы,
имея в себе благодать Божию, не подлежали они действию срамных и
нечистых помыслов
6. Нередко находим в братьях, что иные великую приобретали радость
и благодать, и, в продолжение пяти или шести лет, говорили о себе:
„увяла в нас похоть", и после этого, когда почитали себя совершенно
освободившимися от похотения, таившийся в них порок приходил в движение,
и возгорались, они похотию, отчего сами в себе дивились и говорили:
„откуда это после столь долгого времени восстал в нас такой порок"?
Поэтому, ни один рассуждающий здраво не осмелится сказать: „так
как пребывает благодать во мне, то совершенно свободен я от греха".
Напротив того, на ум действуют два лица. Неопытные в деле, как скоро,
хотя несколько, воздействовала на них благодать, думают, что победили
уже они и стали совершенными христианами. А по моему, дело бывает
так: когда на небе при чистом воздухе сияет солнце, и найдут на
него облака, и закроют его и сгустят воздух, — солнце, будучи за
облаками, не терпит никакого ущерба ни в свете, ни в существе своем.
Так бывает и в тех, которые не достигли совершенной чистоты. И в
благодати Божией пребывая, и в глубине души одержимые еще грехом,
они имеют в себе и естественные движения, и помыслы укрепляющие
их в стремлении к Богу, хотя и не всецело утверждены в добре.
7. Так наоборот, и те, которые во глубине души держатся доброй
стороны, т. е. преобладаются благодатию, остаются еще рабами и пленниками
лукавых помыслов, и бывают на стороне порока. Посему, много потребно
рассудительности, чтобы человеку опытно дознать, как бывает в нас
дело. Сказываю же тебе, что и Апостолы, имея в себе Утешителя, не
были совершенно беззаботны. В них, при радости и веселии, был также
страх и трепет по действию самой благодати, а не со стороны порока;
сама благодать остерегала их, чтобы они не совратились даже и в
чем малом. Как бросивший осколком камня в стену нимало не повредит,
или не сдвинет с места стены; или, пустивший стрелу в носящего броню
не сделает вреда ни железу, ни телу, потому что броня отражает стрелу:
так, если и к Апостолам приближалась часть порока, то не вредила
им; потому что были они облечены совершенною силою Христовою, и
сами они, будучи совершенными, имели свободу творить дела праведные.
8. Поелику некоторые утверждают, что при благодати душе уже не
о чем заботиться; то Бог и в совершенных требует душевной воли на
служение Духу, чтобы действовали согласно с благодатью. Ибо Апостол
говорит: Духа не угашайте (1 Сол. 5, 19). Некоторые не хотят
быть в тягость другим, иные сами себе прислуживают, а иные берут
у людей мирских и раздают бедным. И это превосходнее. Одни, имея
благодать, заботятся только о самих себе; а другие стараются оказать
пользу душам других. Последние много преимуществуют пред первыми.
А иные, имея благодать, за имя Божие предают тела свои на поругания
и страдания. И сии опять выше прежних. Иные, упражняясь в добродетели,
желают, чтобы люди их хвалили и почитали, говоря о себе: „мы христиане
и причастники Духа Святого"; другие же стараются укрыть себя и от
встречи с людьми. — Последние во многом преимуществуют пред первыми.
Видишь ли, как, и при самом совершенстве усердие к Богу, зависимо
от естественной воли, делается выше и преимущественнее?
9. Как одетый в убогую ризу, если видит себя во сне богачом, то,
встав от сна, опять видит себя бедным и обнаженным: так и рассуждающие
о духовном, по-видимому, говорят последовательно; но поелику то,
о чем говорят, не подтверждено в уме каким-либо опытом, силою и
удостоверением, то останавливаются они на какой-то мечте. Или, как
если бы женщина, одетая вся в шелк и в жемчуги, явилась в непотребном
доме: так и в подобных людях сердце их есть блудилище нечистых духов,
хотят говорить они о праведности, не заглянув в дела.
10. Как невозможно рыбе жить без воды, или человеку
ходить без ног, или видеть свет без глаз, или говорить без языка,
или слышать без ушей: так без Господа Иисуса и без действия Божией
силы невозможно познать тайны и премудрость Божию, или стать человеку
богатым и христианином. Ибо те — истинные мудрецы, воители, мужи,
доблие и Божии любомудрцы, которые, по внутреннему человеку, водятся
и управляются Божиею силою. Еллинские философы учатся владеть словом;
но есть другие философы, которые невежды в слове, радуются же и
веселятся о Божией благодати, и это — мужи благочестивые. Рассудим
же теперь, какие из них лучше? Сказано: в деле и силе царство
Божие, а не в словеси (1 Кор. 4, 20).
11. Нетрудно сказать кому-нибудь, что хлеб этот сделан из пшеницы;
но надобно с подробностию объяснить, как именно хлеб приготовляется
и печется. Рассуждать о бесстрастии и совершенстве — можно немногим.
Евангелие выразило кратко: не гневайся, не пожелай. Аще тя кто
ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую; и если кто
судится, чтобы взять твою ризу, отдай ему и срачицу (Мф. 5, 49,
40). Апостол же, простираясь далее, как надобно с терпением и великодушием
постепенно совершать дело очищения, учит пространно, сперва питая
млеком, как младенцев, а потом возводя к возрастанию и совершенству.
Евангелие сказало, что одежда делается из волны; Апостол объяснил
подробности приготовления.
12. Кто ведет речь о духовном, не вкусив того сам, тот уподобляется
человеку, который при наступлении дневного зноя, идет пустым полем,
и томясь жаждою, описывает источник, струящийся водою, изображая
себя пиющим, тогда как засохли у него уста и язык от палящей их
жажды, — или человеку, который говорит о меде, что он сладок, но
не вкушал его сам и не знает силы сладости. Так, если ведут речь
о совершенстве, о радовании, или о бесстрастии, неощущавшие в себе
их действенности и удостоверения в них; то на деле не все бывает
так, как они говорят. Ибо, когда такой человек сподобится со временем,
хотя отчасти, приступить к делу, тогда рассудит он сам собою: „Не
так оказалось, как предполагал я. Иначе рассуждал я, а иначе действует
Дух".
13. Христианство есть пища и питие. И чем больше кто вкусит его,
тем более возбуждается сладостию ум, делаясь неудержимым и ненасытимым,
более и более требующим и вкушающим. Или, как; если кто в жажде,
и подано ему сладкое питие, то, отведав его, еще сильнее распаляется
жаждою, и ближе придвигается к питию: так и вкушение Духа производит
неутолимую почти жажду, которая справедливо уподобляется жажде такого
человека. И это — не одни слова, но действие Святого Духа, таинственно
споспешествующее уму. Некоторые думают, что, воздерживаясь от общения
с женою и от всего видимого, они уже святы. Но на деле не так; потому
что порок пребывает в уме, живет и возносится в сердце. Свят же
тот, кто очистился и освятился по внутреннему человеку. Куда проникает
истина; там борется с нею заблуждение, стараясь ее затмить и возмутить.
14. Когда Иудеи имели у себя священство, тогда были гонимы и оскорбляемы
некоторые из сего народа, потому что стояли за истину; таковы, например,
Елеазар и Маккавеи. Ныне же, — когда, со времени креста и раздрания
завесы. Дух отступил от Иудеев, истина открылась и действует уже
здесь, — опять некоторые из сего народа терпят гонения. Но тогда
из сего народа были некоторые гонимы и оскорбляемы, чтобы любители
истины сделались мучениками. Ибо как обнаружится истина, если не
будет иметь противников, людей лживых, восстающих против истины?
Но и между братьями есть такие, которые несут на себе страдания
и скорби. И потребно им много осторожности, чтобы не пасть. Некто
из братии, молясь вместе с другим, пленен был Божественною силою,
и восхищенный увидел горний град Иерусалим, и светоносные изображения
и беспредельный свет, и слышал голос, который говорил: „это есть
место упокоения праведных". Вскоре же потом, он, надмившись и подумав,
что имел видение о самом себе, впал в самую бездну и глубину греха,
и в тысячи зол.
15. Поэтому, если пал человек живший внутренне и высокий, то может
ли, кто бы то ни было, сказать: „я пощусь, веду странническую жизнь,
расточаю имение свое, следовательно уже свят"? Ибо воздержание от
худого не есть еще самое совершенство, разве вошел уже ты в уничиженный
ум, и убил змия, который таится под самым умом, во глубине помыслов,
гнездится и умерщвляет тебя в так называемых тайниках и хранилищах
души; потому что сердце есть бездна; и так, разве его ты умертвил
и изринул из себя всякую, бывшую в тебе, нечистоту. Все любомудрствующие,
и Закон, и Апостолы, и пришествие Христово имеют целию очищение.
Всякий человек, и Иудей и Еллин, любит чистоту, но не может соделаться
чистым. Посему, надобно доискаться, как и какими средствами можно
достигнуть сердечной чистоты. Не иначе возможно сие, как с помощию
Распятого за нас. Он есть путь, жизнь, истина, дверь, жемчужина,
живый и небесный хлеб. Без оной Истины никому невозможно познать
истину и спастись. Посему, как в рассуждении внешнего человека и
вещей видимых отрекся ты от всего, и раздал имение свое: так, если
имеешь знание и силу слова и в мирской мудрости, должен все от себя
отринуть, все вменить ни во что; тогда только будешь в состоянии
назидать себя на буйстве проповеди, которая есть истинная мудрость,
состоящая не в красоте слов, но в силе действующей святым крестом.
Слава единосущной Троице во веки! Аминь.
[Содержание]
|