Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 2.
О царстве тьмы, то есть греха, и о том, что один
Бог может отъять от нас грех и избавить нас от рабства лукавому
князю.
1. Лукавый князь — царство тьмы, вначале пленив человека, так обложил
и облек душу властью тьмы, как облекают человека, чтобы соделать
его царем и дать ему все царские одеяния, и чтобы от головы до ногтей
носил он на себе все царское. Так лукавый князь облек грехом душу,
все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не
оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов,
ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы. Как в теле страждет
не одна его часть, или не один его член, но все оно всецело подвержено
страданиям: так и душа вся пострадала от немощей порока и греха.
Лукавый всю душу, эту необходимую часть человека, этот необходимый
член его, облек в злобу свою, то есть в грех; и таким образом, тело
соделалось страждущим и тленным.
2. Когда Апостол говорит: совлекитесь ветхаго человека (Кол.
3, 9.), тогда разумеет человека совершенного, у которого соответствуют
очам свои очи, голове — своя голова, ушам — свои уши, рукам — свои
руки, и ногам — свои ноги. Ибо лукавый осквернил и увлек к себе
всего человека, душу и тело, и облек человека в человека ветхого,
оскверненного, нечистого, богоборного, непокорного Божию закону,
— в самый грех, чтобы не смотрел уже, как желательно человеку, но
и видел лукаво, и слышал лукаво, и ноги его поспешали на злодеяние,
и руки делали беззаконие, и сердце замышляло лукавое. Поэтому, будем
и мы умолять Бога, чтобы совлек с нас ветхого человека; потому что
один Бог может отъять от нас грех. Крепче нас те, которые пленили
нас и держат в царстве своем; но Бог дал обетование — избавить нас
от рабства сего. Когда светит солнце, и дует какой-нибудь ветер;
и у солнца — свое тело и своя природа, и у ветра — своя же природа
и свое тело, и никто не может отделить ветер от солнца, если единый
Бог не прекратит ветра, чтобы не дул он более. Так и грех примешался
к душе; но и у греха, и у души — своя особенная природа.
3. Посему, невозможно разлучить душу с грехом, если Бог не прекратит
и не остановит сего лукавого ветра, пребывающего в душе и в теле.
И еще, как иный видит летающую птицу, и хочет сам летать; но, не
имея крыльев, летать не может: так и у человека есть желание быть
чистым, неукоризненным, неоскверненным, не иметь в себе порока,
всегда же пребывать с Богом; но сил на это у него нет. Желает он
взлететь в божественный воздух, в свободу Святого Духа; но не может,
пока не получит крыл. Посему, будем умолять Бога, чтобы дал нам
криле голубине Святого Духа, да полетим к Нему и почием (Псал.
54, 7.), и да отлучит у нас от души и тела, и да прекратить в нас
лукавый ветр — самый грех, живущий в членах души и тела. Ибо Ему
одному возможно сделать сие. Сказано: се Агнец Божий, вземляй
грехи мира (Иоан. 1, 29). Он один людям, верующим в Него, сотворил
милость сию, что избавляет их от греха; Он соделывает неисповедимое
сие спасение тем, которые всегда чают и надеются, и непрестанно
ищут сего.
4. Как в темную и глубокую ночь дует какой-нибудь
жестокий ветер и приводит в движение, смятение и сотрясение все
растения и семена: так и человек, подпав под власть темной ночи
— диавола, и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха
приводится в колебание, сотрясение и движение; у него в смятении
вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены.
Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего
в нас греха. Подобно сему есть день света и божественный ветр Святого
Духа, который веет и оживотворяет души, пребывающие во дни Божественного
света, и проникает все существо души, и помыслы, и всю сущность,
и все телесные члены прохлаждает и упокоевает Божественным и неизглаголанным
упокоением. Сие-то выразил Апостол: несмы чада нощи ниже
тмы: еси бо вы сынове света есте и сынове дне (1 Сол. 5, 5).
И как там, в обольщении, ветхий человек совлек с себя человека совершенного
и носит одежду царства тьмы, одежду хулы, неверия, небоязненности,
тщеславия, гордыни, сребролюбия, похоти, а подобным образом, и другие
одеяния царства тьмы, нечистые и скверные рубища: так и здесь опять,
которые совлекли с себя человека ветхого и земного, и с которых
Иисус совлек одежды царства тмы, те облеклись в нового и небесного
человека — Иисуса Христа, и также опять, в соответственность очам
имеют свои очи, и в соответственность ушам — свои уши, и в соответственность
главе — свою главу, чтобы всецелый человек был чист и носил на себе
небесный образ.
5. И Господь облек их в одеяния царства неизреченного света, в
одеяния веры, надежды, любви, радости, мира, милосердия, благости,
а подобно, и во все прочие божественные, животворные одеяния света,
жизни, неизглаголанного упокоения, чтобы, как Бог есть любовь, радость,
мир, благость, милосердие, так и новый человек соделался сим по
благодати. И как царство тьмы и грех сокрыты в душе до дня воскресения,
когда тьмою, сокрытою ныне в душе, покроется и самое тело грешников:
так и царство света и небесный образ — Иисус Христос таинственно
ныне озаряет душу и царствует в душе святых; но, оставаясь сокровенным
от очей человеческих, едиными душевными очами действительно видим
Христос до дня воскресения, когда и самое тело покроется и будет
прославлено тем светом Господним, какой еще ныне есть в душе человеческой,
чтобы тогда и самому телу царствовать вместе с душею, еще ныне приемлющею
в себя царство Христово, упокоеваемою и озаряемою вечным светом.
Слава Его щедротам и благоутробию! Милует Он рабов Своих, и просвещает
и избавляет их от царства тьмы, и дарует им свет Свой и царство
Свое. Ему слава и держава во веки! Аминь.
[Содержание]
|