К оглавлению
СОБРАНИЕ РУКОПИСЕЙ ТИПА III
Поучения I-VIII: перевод профессора А. И. Сидорова Символ. № 26, декабрь 1991. Париж. С. 229-254) (cр. перевод Вениаминова).
ПОУЧЕНИЕ I
1. Вопрос. Почему Павел говорит: Язычники, не имеющие закона, ...сами себе закон (Рим. 2, 14)? Если они не имели [естественного] закона, то как стали законом для самих себя?
Ответ. Изречение это требует разбора: внутренний человек [наш] помрачился [грехом] и не помрачился, ослеп и частично остался с отверстыми очами, он — мертв и живет в естестве.
Никто не может войти в жизнь [вечную] (Мф. 18, 8; 19, 17) помимо многих испытаний, искусов и поношений. Таким образом, храмина наша должна войти в Царство [Небесное] (Мф. 19, 24), лишь подвергнувшись искусу, — никто из неискусных не входит туда. Вот, например, твердая глина: горшечник кладет ее в огонь, затем вынимает, обстукивает молотком и снова кладет в огонь до тех пор, пока она не станет мягкой и из нее можно будет сделать ценный сосуд, годный для услужения владыке. Или воск: на холодном воздухе он тверд, но положенный в огонь начинает мягчать и быть податливым — тогда и принимает он отпечатление и совершенный образ печати. Так и сама душа нуждается в обильном воспитании — много раз ее [следует] вносить в огонь и подвергать испытаниям, чтобы на ней мог отпечатлеться совершенный образ Христа и печать небесная. И горшечник [не раз] ввергает сосуды глиняные (2 Тим. 2, 20) в огонь и воду — там одни из них становятся пригодными для употребления, а другие расторгаются и разрушаются. Так и вступающих в испытания и искусы брани [ждет] одно из двух: либо они побеждают, либо падают и гибнут, удаляются от Бога и становятся чуждыми [вечной] жизни. Выдерживающие же испытания и скорби падают и вновь восстают, остаются до конца несгибаемыми и непобедимыми и получают венки победителен. Такова искусная душа: она падает и восстает, созидает [храм свой], одолевается [бесами], и так до тех пор, пока не получает награды своей.
Ведь если обратимся к вещам зримым, то [мы увидим] что много детей одновременно ходят в школу, но одни из них — недисциплинированны, другие — актерствующие, третьи — разнузданы, четвертые — ловкачи и лишь пятые — усердны в занятиях и обязательны. Так и в монастырях: много живущих в них совместно братии, но одни из них, благодаря свободе воли, входят в жизнь [вечную], а другие нет.
Или, например, растение: до тех пор, пока оно молодо, оно — слабо и не может укорениться в земле и, когда дуют суровые ветры, мучается; когда же ветры усиливаются и сотрясают его, оно опрокидывается. Но если оно пускает корни глубоко в землю, то ни ветры, ни зимние бураны не могут нанести ему вред, поскольку это растение сильно и глубоко укоренилось. Такому растению подобны братья, которые еще суть дети и младенцы, нуждающиеся в многом воспитании. Ибо научаемые Царству Небесному (Мф. 13, 52) всегда имеют нужду в руководителях, указывающих им путь [ко спасению], до тех пор, пока они не укрепились в благодати и не стали непреклонными и непоколебимыми.
2. Ведь христиане выше страстей и бесов, суть владыки над нечистыми духами (Мф. 10, 1), сыны чертога брачного (Мф. 9, 15) Христа и наследники Божий (Рим. 8, 17); они достигли совершенства Христова, пришли в мужа совершенного, в меру полного возраста (Еф. 4, 13), так что ни телесные труды, ни зной, ни бесы [уже] не могут повредить им, ибо они суть владыки всех [тварей] и [даже] ядовитые животные подчиняются им. И сам первый человек (1 Кор. 15, 45), будучи владыкой над тварями, господствовал и над страстями, но после преступления [заповеди] стал рабом страстей, бесов, огня и меча. После пришествия Христа люди вновь, благодаря силе крещения, достигают предшествующего состояния Адама, становятся владыками страстей и бесов, и последний враг — смерть, под ноги (1 Кор. 15, 26-27) Адама покорился. Поэтому христианину должно стать вне пределов досягаемости стрел порока, искать спасения [души] и принимать участие во всех [духовных] борениях.
Если [кто-нибудь] имеет здоровые очи и [благообразный] внешний лик, но руки или ноги поврежденные, то два члена его [тела] здоровы, а остальные немощны. Христианину же следует иметь все члены здоровые и невредимые. Боевые колесницы и доспехи христианства, а также единство и образ жизни его не принадлежат миру сему, а поэтому многие люди не знают, что они ищут. Они становятся ремесленниками земли и не взирают на небо: не взыскуют они искусства, могущего возвести на небеса. И если ты встретишься с торговцами или философами, то во многих случаях обнаружишь, что они принадлежат веку сему. Тайна христианства велика (Еф. 5, 32) и вожделенна лишь для тех, кто находится вне этого
мира.
[Представим себе] большой город и что в этом городе все — благородны, все — цари, все — священники и все — богаты. И если случится им рассеяться в различные страны, то обитатели этих стран, когда встретятся с ними, покажутся варварами и чужеземцами, а они, в свою очередь, покажутся таковыми этим обитателям. Только видя друг друга, они понимают, что говорят на одном языке и принадлежат одному граду. Ибо они принадлежат иному миру, суть граждане иного града — града святых; иного века — ведь те, кто во Христе, есть новая тварь (2 Кор. 5, 17); суть причастники иной Премудрости, иного Духа (Евр. 6, 4), иной хвалы, иного богатства, иного достоинства и иного произволения; имеют иной ум — ум Христов (1 Кор. 2, 16); суть сыны Света (Лк. 16, 8; Ин. 12, 36), сыны чертога брачного (Мф. 9, 15), сыны утешения (Деян. 4, 36) и сыны Нового Завета.
3. Многие не имеют подлинного ведения о [вещах] нетленных и непреходящих, сущих на небесах. Разве можешь ты предположить, что есть [какой-нибудь] царь, не принадлежащий веку сему? Или ритор и философ, также не принадлежащие ему? Но если [кто-нибудь из них] принадлежит тому веку, то он знает тот язык и является причастником той Мудрости: ибо не обретаются они ни от неба, ни от земли; не познаются и не могут действительно познаваться посредством силы или деяния, потому что все явленные [вещи] суть призрак и заблуждение очей.
Через сколько [искушений] должно пройти, чтобы достичь жизни [вечной]? — Через многие испытания. Ибо нельзя войти в жизнь вечную (Мф. 18, 8), если не пройдешь тернистым путем (Лк. 3, 5) и не преодолеешь места ужасные.
Как мгла накладывается на воздух, так и сила сатаны наполнила сердца [потомков] Адама, и дым [этой силы] окутал все произволения их. Однако есть и возлюбившие Истину, которые, несмотря на сей дым, усердно стараются противостоять [лукавому] и подвизаться; но не тотчас же достигают они благой части, а лишь преодолев длинное ристалище и многие борения. И таковые [подвижники] суть более достойные [перед Богом], чем не вступающие в духовную брань.
Равным образом, многие [братия], достигнув краткого отдохновения [от брани] и возросши в благодати, превозносятся и преисполняются чванством; они считают, что уже достигли свободы, и называют себя совершенными, — их-то и похищает порок так, что они не ведают об этом. Ибо ничто так не губит род христианский, как превозношение: ведь и змий ввел в заблуждение Адама, [пообещав ему, что люди] будут, как боги (Быт. 3, 1-5). Но Божественное несовместимо с превозношением. Поэтому отличительной приметой христианства является следующее: когда ты видишь [человека] алчущего, жаждущего, труждающегося, нищего духом (Мф. 5, 3), смирившегося пред лицом своим, взыскующего [Бога] непрестанно ночью и днем [то знай, что] такой человек стоял в истине (Ин. 8, 44). Наоборот, если кто пресытился и ни в чем не нуждается, или если кто богатствует, то он принадлежит лжи, как говорит [Апостол]: Вы уже пресытились, вы уже обогатились (1 Кор. 4, 8). И еще говорится: Горе вам, пресыщенные (Як. 6, 25) мира сего, — это говорится и тем, кто почитает себя чем-нибудь (Гал. 6, 3). Богу же слава!
ПОУЧЕНИЕ II
1. Вопрос. Воскресающие тела Адама воскресают пред Божеством обнаженными, или же имеют на себе покровы и питаются иной пищей, защищаясь одеждой и насыщаясь таким же образом, как и здесь (ибо живущих в веке сем мужчин и женщин нужда заставляет облачаться в одежды, прикрывать срам свой и насыщаться гниющей пищей)? Уже совоскресшие [с Христом, освободившиеся] от земного разложения и вернувшиеся к изначальной целостности [своей], нуждаются ли они в этом?
Ответ. [Уподобление земной жизни] кажется мне неподобающим и неразумным, ибо мы знаем, что вся красота и благоустроенность творения уничтожается и расторгается, а земля уже не приносит плодов для насыщения тела и преходит небо со всем миром его. Откуда будет доставляться пища людям и из чего будут изготовляться одеяния для них во время Суда Господня, когда [уже сейчас] расторгаются зримые [вещи]? Разве не ясно, что будущее дается [нам] как нечто иное и превышающее эти зримые [вещи]? Впрочем, [и там] нужно быть облаченными [в одежды] и насыщаться. Если израильтянам была дана в пустыне манна, необычная и чуждая естеству, — поскольку написано: Хлеб ангельский яде человек (Пс. 77, 25), — то тем более Бог даст в будущем веке людям пищу и покровы, непривычные для естества их. Отсюда те, которые принимают залог Духа в сердца (2 Кор. 1, 22) свои и небесное сокровище; те, которые [уже] ныне носят одеяния славные и небесные; те, которые сеют в землю сердца [своего] семя небесное и духовное, — они, несомненно, и [в здешней жизни] вкушают от славы тела. Ибо ныне сокрытая и обитающая в душе красота Божия проявится при Воскресении, покроет [собой] и прославит внешнее тело вечным Светом. Необходимо, чтобы ум, [проявивший себя] здесь досточтимым, услышал благую весть и ему был явлен Дух Божий, а вслед за этим будет сопрославлено [с ним] и тело. Ведь Бог, уже в нынешней жизни покрывая славой душу и делая ее [готовой] к тому, чтобы быть поглощенной огнем Его в чаемое время, покрывает [славой] и тело; Он явит это тело сообразным славному телу Его (Флп. 3, 21), даруя ему там, наконец, покой, яства и одеяния небесные и нетленную ангельскую деятельность.
2. [Обращаясь] к зримым вещам, [можно сказать], что свое дело у ночи и свое у дня. Лукавы ночные деяния: ночью совершают злодеи беззакония, ибо под покровом тьмы они безбоязненно строят свои козни, воруют, блудят и прелюбодействуют, никем не изобличаемые. Дневные же деяния светлы и суть дела праведные и благочестивые, ибо все, совершаемое при свете, есть свет (Еф. 5, 13) и делается пред Богом. Поэтому свершающие ныне многое беззаконие утаиваются [здесь], словно в ночи, но потом все же обнаруживаемое делается явным от света (Еф. 5, 13). Ведь ныне собирающие Урожай лукавого в сердца свои и сочетающие ум свой с постыдными делами его спешат скрыть и утаить лукавые деяния свои, но не могут ускользнуть от [ока] Божиего, ибо все обнажено и открыто для Бога и Ему дадим отчет (Евр, 4, 13). Мрак, ныне покрывающий душу и сердце, в тот [Судный] день омрачит и покроет также тело, поскольку оно поглотится темным лоном лукавого; а добрые дела праведных воссияют, как солнце (Мф. 13, 43), ибо ничто не сможет сокрыть их. Как плодоносные деревья, зачав внутри себя плоды соответственно течению времени, уже не могут в надлежащую пору скрывать заключаемое в них и, благодаря некой влекущей и жизненной силе, производят плоды, [годные] для насыщения; как посаженное семя прежде в незримом чреве земли пускает корни, зачинает и, возросши таким образом, пробивается наружу и является на поверхности земли, возрастает, поднимается стеблем, созревает полным колосом и производит [вновь] семя; и каким образом молодой побег виноградной лозы, приводимый в движение сначала внутри [нее], зачинает, являет зачатый плод и дает вино в [надлежащую] пору, — так и христиане, ныне посеянные и ныне взращиваемые в небесном винограднике, пустившие сладчайшие корни в землю сердца, не смогут сокрыть [своих] плодов, но зачатое внутри них в день Воскресения озарит и тело, возрадует и возвеселит его. И дела грешников [также] становятся явными. Подобно тому, как целомудренная дева, впавшая в блуд, зачавшая и старающаяся сокрыть это, не может утаить зловонной распущенности [своей], ибо растущий в чреве ее зародыш, достигнув совершенства утробного возрастания, рождается на свет, изобличая беззаконие роженицы, так и зачинающие в сердце своем грех, которым предстоит родить чад беззакония, не могут избежать в тот [Судный] день ужасного и неописуемого огня, ибо души и тела их обречены на осуждение.
3. Поэтому предметом [наших] стремлений [должно быть] следующее: в краткое время сие должны мы ревностно добиваться того, чтобы быть достойными принять в сердца свои и собрать в них Святой Дух Божий и чтобы через Него и тела наши в тот день облачились бы в славу и покой; дабы восстановил Он их в веке новом и нетленном, сотворив для них новое небо и новую землю (Откр. 21, 1) и новые светила, и даровал им [их] собственный образ и все обетованное наследие (Евр. 9, 15). Удостоившиеся этого суть драгоценные камни (1 Кор. 3, 12) и отборные жемчужины пред лицом Божества, ибо неподдельные камни называются драгоценными, а также орлами (Мф. 24, 28) и голубями (Мф. 10, 16). А Зодчий-Христос разрушает мрачные строения лукавых помышлений, о которых говорится: Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия (2 Кор. 10, 4-5), — ибо они с ревом вторгаются в наши сердца, словно в пустыню. Разрушив же их, [Господь] полагает в основание Свой камень и, прикатывая другие камни (я имею в виду помыслы естества), возводит здание [Свое] вплоть до высот небесных, соединяя [его] с Телом Христовым и сочетая со строением святых апостолов. Из двух сущностей составляется Божие здание: сначала Господь возводит внутреннего нашего человека в строение Тела Своего, Ангелов, святых и совершенных духов, а затем Он снисходит долу, к земным вещам, укрывается во [временной] скинии, сколоченной здесь для Него, выбирая то место, где Он и бывает.
4. Как чувственные очи видят зримое солнце, так и очами души должно зреть умный Свет Солнца Правды (Мал. 4, 2). Как ласточки зимней порой укрываются, не в силах перенести злых ветров и суровой стужи, а весной, когда мягкий и спокойный воздух своим теплом согревает всю землю, они возвращаются, влетают в собственные обиталища, в дома людей, безбоязненно поселяются в них, вьют здесь гнезда, выводят птенцов и наполняют их щебетом своих естественных голосов, — так и Господь, приходя в дома сердец наших, наслаждается покоем и живет там, а когда приходят бури, свирепая зима и тьма, то там светятся лучи Его сладчайшего Солнца, наполняя все, и тогда глубокий мир вселяется в это жилище. Итак, весной, когда тепло солнца приближается к земле и дольше задерживается на ней, земля расцветает и пробуждается вместе со всеми плодами и растениями. Виноградники, дубовые рощи и нивы покрываются свежей зеленью листьев и яркими цветами. Плодоносят и бессловесные животные, они производят на свет из чрева своего детенышей, так рождаются ягнята и появляются чада у прочих тварей с беззлобными и бесхитростными сердцами. И все, что незадолго до этого пребывало в печали и унынии, было неподвижным и бесплодным, преображается и приходит в движение, плодоносит и питается. Ибо земля освобождается от сковывающего ее холода, светится разнообразными растениями и травами; пустынные горы облачаются в свежую зелень, теряя свою дикость, все источники наполняются притоком [новой] воды, изливая сладостную и прозрачную влагу; всякий род птиц и четвероногих животных радостно и с восторгом преображается в эту приятную и благостную пору и, щедро насыщаемый, ликует.
5. Все это суть отображения духовных и мысленных вещей. Ибо бесплоден ум, связанный и скованный ужасным мраком и суровыми ветрами, и сильны помыслы, попавшие в рабство скорби; многие мысли, чуждые естеству, входят в такой ум, и каждая мысль его зла, будучи от сатаны. Но во время посещения (Иер. 10, 15) Святого Духа происходит преображение и превращение — ум начинает порождать и плодоносить из земли сердца духовные плоды, а колючие растения, ограды и лукавые бесы расторгаются силой Святого Духа. И само сердце начинает пробуждаться, зачинать небесное семя и возделываться истинным Земледельцем. Многий покой и мир [воцаряются] там, и блаженны те, которые призреваются и возделываются Святым Духом. Как голуби кружатся около окон и находят [там] себе гнездо, так и праведные кружатся около славы Тела Христова для обретения упокоения — ибо где будет труп, там соберутся орлы (Мф. 24, 28). Господу слава!
ПОУЧЕНИЕ III
1. Древо безоружное, Крест без железа и тело мертвое победили и умертвили диавола и ангелов его (Мф. 25, 41), ибо собственным оружием Сильнейший (Лк. И, 21-22), победив сильного воина, предал смерти его. И ныне [Господь] приходит ко всякой душе, истинно взыскующей Его, и, приближаясь к ней, сокрушает и уничтожает силу тьмы, сковывающую и стерегущую душу.
Душа должна иметь такое влечение и любовь к обрученному с ней Жениху-Христу, какое [побуждает] жену целомудренную и любящую мужа, когда она видит мужа своего многажды [брошенным] в темницу, [закованным] в кандалы или [подверженным] иному наказанию, сострадать ему: она, по причине своей любви [к мужу], кажется находящейся вместе с ним в узах и душа ее претерпевает даже большие мучения, чем сам узник. И каким образом Мария, стоящая рядом с распятым Господом (Ин. 19, 25), рыдала и обливалась слезами, уязвляемая тоской любви, и [сама] казалась сораспинаемой [с Господом], таким же образом и душа, любящая Господа, приявшая в себя ревностный пыл любовного восторга и поспешающая поистине сочетаться со своим Женихом-Христом, должна сострадать страстям Его, всегда помня и имея пред очами язвы Его, полученные из-за нее; [она должна видеть], сколь многое претерпел ради нее Бесстрастный и как был наказан из-за нее Тот, Кто превыше всякого наказания; как бывший образом Божиим принял образ раба (Флп. 2, б— 7), — должна душа сопретерпевать [с Господом] во всем и быть заключенной в узы вместе с Ним, ибо подобным образом она и прославится вместе с Ним (Рим. 8, 17).
И как некогда силой Божией был отвален камень от гроба (Мф. 28, 2) и Мария увидела Господа (Ин. 20, 14), так и [ныне] силой и посещением Святого Духа камень, наложенный надушу, покрывало (2 Кор. 3, 15-16) греха, отваливается и устраняется средостение, душа удостаивается видеть лицо Христово и обрести покой в Духе Его, избавившись и освободившись от наложенного [на нее] камня греха. Ибо всякая душа, любящая Господа, угнетается бесами, ведущими брань с нею и не позволяющими ей приступить к животворящему Христу. Это происходит с согласия и позволения Бога; ведь Он испытывает душу: подлинно ли она любит Владыку, остается ли твердой в [своем] намерении, несмотря на [все] тягостные труды; не откажется ли когда-нибудь, испугавшись, и не попросит ли освободить ее от тяжкого пути; не побежит ли с [поля] брани против духов злобы (Еф. 6, 12); пребывает ли она незыблемой, многие годы испытываемая злыми искушениями и доверчиво отдающая себя, покинутую и не удостоившуюся никакой помощи, на суд Господа.
2. Господь, видя мужество и стойкость в искушениях души, а также и то, что, подвергаемая искушениям, она доказала свою безукоризненность, является в доброте Своей, открывая Себя и ее озаряя сверхсиянным Светом Своим. Призывая душу к Себе, Он ей говорит: «Приди в мире, ближняя Моя» (Песн. 2, 10 и 13); она, подойдя к Нему, жалуется и говорит: «Почему, Господи, на столь долгое время Ты покинул меня, оставив на многие страдания и поношения врагов? Ведь когда я искала Тебя, обретоша мя стражие ночные, обходящие во граде (Песн. 5, 7), и мучили меня». Господь же, преисполненный неизреченного Света, отвечает ей, убеждая, увещевая и обращаясь к ней так: «Ты правильно говоришь, приди в мире, ближняя Моя, добрая Моя, голубица Моя» (Песн. 2, 10 и 14). Затем Господь объясняет душе, показывая ей следы гвоздей: «Видишь эти следы, видишь язвы, видишь плевки, видишь раны? — Все это Я претерпел ради тебя, израненной многими ранами и влекомой многими врагами в тяжкое рабство. И по Своему человеколюбию пришел Я к тебе, взыскующей [Меня], для того, чтобы освободить тебя, ибо изначала создал тебя как образ Мой и как невесту Мою. Ради тебя пострадал Я, бесстрастный, и ради твоего искупления перенес Я, незапятнанный, многие оскорбления. И разве ты, по причине самой себя вверженная в столь великое зло и погруженная в столь великий мрак, не должна страдать и угнетаться?» Мирно обсуждая и беседуя с душой, [Господь] показывает, что это Он даровал ей [силы] выдержать мучения, Он укрепил ее в искушениях и скрыто ободрил ее.
3. Услышав все это, душа познает, что не имеет ничего собственного, но что все принадлежит Господу, прекрасному и пригожему Жениху. Всем сердцем поняв благосклонность, любовь и [добрую] волю, проявленные к ней [Господом], отвечает [Ему]: «Вот, Господи, вот тело непорочное и душа чистая; обними меня всю, защищаемую десницей (Песн. 2, 6) Твоей и обретающую покой на груди Твоей». И Господь являет Себя душе в двух ликах: в язвах Своих и в славе Света Своего. Душа зрит и страсти [Господни], которые Он претерпел ради нее, и преосиянную славу Божественного Света Его; она преображается в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3, 18), преуспеяет соответственно обоим ликам [Христа]: соответственно лику страсти [Его] и соответственно лику славного Света [Его]; в некотором роде она забывает [даже о собственной] природе, [целиком] охваченная Богом, слившись и смешавшись с Небесным Человеком (1 Кор. 15, 47-48) и со Святым Духом и сама став духом. Ведь как некий нищий, весьма нуждающийся и бродящий от двери к двери в поисках дневного пропитания (Иак. 2, 15), а затем сразу и внезапно ставший царем, обретя благоденствие, забывает прежнюю нищету, так и душа, обогатившаяся богатством небесным, уже не вспоминает о своей прежней бедности. Ибо если Христос, будучи по естеству образом Божиим, забыл в некотором роде [Свое Божественное] достоинство, приняв образ раба и сделавшись подобным человекам (Флп. 2 6—7), то тем более душа, приняв в себя сущность, силу и естество Божий, забывает о своем прежнем безобразии.
4. Поэтому будем взывать к Господу и ожидать, что Он, по [Своей] любви [к нам], явится и отныне освободит нас от мрака, чтобы таким образом при Воскресении и [наше] немощное тело просветилось светом, сущим в душе, и сопрославилось с душой. Господь близок (Флп. 4, 5) нам, если мы взыскуем Его искренним сердцем. Ведь всякий, внимающий [этим] словам, пусть уповает на то, что он принимает Слово, сущее в ипостаси, и научается от Него всякой правде. Виждь же ты, уповающий быть наследником Божиим и смешать [свою] душу с Духом Господним, какое житие и какую святость жизни должно воспринять тебе, к какому образу бытия обратиться и как вести себя. Ибо все это ты должен делать и являть, насколько то в твоих силах. Аминь.
ПОУЧЕНИЕ IV
1. Есть мир несовершенный и есть мир совершенный. Мир несовершенный и преходящий обладает многими видами, подобными [видам] мира совершенного и вечного. Здесь есть дворец и [обитающий в нем] царь, облаченный в порфиру и увенчанный короной из драгоценных камней; есть его служители и телохранители: одни пребывают во дворце, другие суть комиты и [множество] прочих, имеющих различные чины, — все они также облачены в одежды светлые и ценные. На небе тоже есть дворец и Царь-Христос, облаченный в царскую порфиру. Там несут службу придворные, есть комиты и [другие] чиновные лица, величавые и увенчанные венцами из драгоценных камней: ибо положил ecuна главе его венец от камене честна (Пс. 20, 4).
На этой земле есть воины и полководцы, прошедшие через множество сражений, победившие тьму врагов и воздвигшие бесчисленные памятники победы над ними. Здесь также имеется множество храбрых мужей и бранников, одолевших диавола и ангелов его (Мф. 25, 41) и продвинувшихся в [духовном] преуспеянии.
В зримом дворце ромеев есть мужи знатные, удалившиеся от всяких споров и суеты, никем не принуждаемые носить оружия или становиться воинами. Они называются царскими евнухами, почитаемы всяким человеком и возлюблены самим царем; одним из них вверена порфира, и они несут ее, другие же [несут] диадему, а третьи — [прочие] знаки царского достоинства. И на небесах также есть мужи, почтенные Царем Небесным, — истинные скопцы, оскопившие [сами себя] (Мф. 19, 12) и очистившиеся от брани с грехом. Им вверены благословенные отчизны, преисполненные мира и покоя, они назначены [начальниками] над царской порфирой и небесными сокровищами; они полностью освобождены от тягот войны, проводя свою жизнь в беззаботности.
Есть там умельцы и мудрецы. И здесь есть мудрецы, умудренные духовной мудростью от всемудрого Христа: они облачены в светозарные одежды и обладают непреходящим духовным богатством. Поэтому дело христиан — более почтенно, чем всякое плотское изобретение или [мирское] занятие. Ибо творят они дело Божественное, о котором не ведает мир.
2. Один ум отличается от другого, и один человек бывает более достоин почтения, чем другой. Все зримые вещи кажутся мне противоположными и чуждыми [вещам] умосозерцаемым. Ибо есть ум, шествующий и устремляющийся к небу, идущий путем чистых помыслов своих и через этот путь достигающий тропинок и стезей, уготованных святым на небесах. И есть другой ум, ползающий по земле и валяющийся в грязи путей похоти. Поэтому есть ум плотский и ум духовный, и один многим отличается от другого. Ибо как птицы, возносимые легкими крыльями, рассекают воздух с помощью их и самим воздухом поднимаются (ведь, махая крыльями, они словно привлекают к себе некий ветер, поддерживающий их и содействующий полету), а бескрылые живые существа, привязанные к земле, даже если в них и возникает желание воспарить, не в силах сделать это; так и очистившийся и стяжавший духовные крылья ум, с помощью [своего] горячего стремления [к горнему], воспаряет на небо, принимаемый воздухом Божества. А ум звероподобный, дикий и вещественный коснеет [в грязи] и ползает по земле, ища для себя пустынные места, не в силах постигнуть ум, устремляющийся к горнему.
Есть виды деревьев, которые ни летом, ни зимой не сбрасывают своей листвы, но всегда покрыты и украшены свежестью зелени: например, олива, кипарис и им подобные. Но есть и другие [деревья], которые обнажаются и сбрасывают свою листву зимой. Этот пример подходит к христианам, ибо они в Писании называются деревьями (Мф. 7, 17; 12, 33) и никогда не сбрасывают украшение и благолепие листьев (Пс. 1, 3): даже под напором зимних злых ветров и суховеев они всегда остаются облаченными в славу Духа. Об этом и говорится в Писании: Еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет (Пс. 1, 3). Но есть и другие [христиане], ум которых более легковесен и которые при наступлении искушений, стужи и [злых] ветров не могут противостоять им и остаться незыблемыми, но причине обволакивающей их немощи.
3. Духовные [люди], по своему внутреннему устроению, суть враги [людей] плотских. [Живые существа], обитающие и питающиеся в воде, не переносят жизни на суше, но гибнут, извлеченные из воды; а [существа], населяющие землю, избегают пребывания в воде, ибо им противна жизнь в [водной] глубине. Подобным же образом и христиане, озабоченные и вовлеченные в дела века сего, удручаются ими и кажутся в некотором роде придушенными. А [люди] плотские, удаляясь от материальных [забот] и вынужденные прилагать старания к духовному, испытывают головокружение, стеснение и удушье. Поэтому весьма редки [истинные] мужи, терпеливо доводящие до конца (Евр. 3, 14) дело свое. Они нуждаются в великом дерзновении и [духовной] устремленности для того, чтобы обращаться с молитвенным прошением к Богу в настоящее время (Рим. 3, 26). Ибо как наиболее стремительные из птиц, благодаря легкости своих крыльев, оказываются над западнями, посмеиваясь над уловками охотников, так и [человек] с умом проницательным и стремительным избегает силков и ловушек диавола. Ведь много духов [злобы] теснят душу и влекут к себе все, пресмыкающееся по земле, занимают и кружат ум. Поэтому христианин должен быть подобен атлету и борцу.
Когда чужеземец, неопытный в делах общественных, прибывает в некий город, наполненный толпами неспокойного народа, то он не доверяется своей неопытности и немощи, а обращается к помощи какого-либо простата, опытного и могущего защитить от насилия толпы. Если он без стеснения сразу припадет к ногам этого влиятельного лица, то благополучно завершит свой путь. Но если, закруженный толпой, он придет в смущение и удалится, то будет лишен помощи. Но и в таком случае, если он все же приложит старание, презрит трудности и, препоясав чресла (Еф. 6, 14) силою, разорвет сжимающие объятия толпы и дойдет до простата, то удостоится его поддержки. Так обстоит дело и с душами людей, которые именуются градом Божиим (Мф. 5, 14; Откр. 3, 12); на площадях их ныне толпятся [темные] духи, а улицы ума и сердца заполнены массой помыслов, но они обращают взоры к Владыке и Покровителю своему, Иисусу Христу, благоразумному Даятелю великих почестей. Поэтому они и должны, преисполнившись дерзновения и отчаянности, раскидать и разорвать цепь шумной толпы, сжимающей их. Ибо только таким образом они могут вырваться из нее и припасть к благословенному лону Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.
<a88>ПОУЧЕНИЕ V
1. Удалившиеся от мира, с чистым сердцем внявшие Слову Божиему и проводящие жизнь в святости, но еще находящиеся под покровом страстей, который приобрели все через преслушание Адама, — ибо этот покров есть плотское помышление лукавых мыслей, именуемое Апостолом смертью, поскольку он говорит: Помышления плотские суть смерть (Рим. 8, 6), — таковые [анахореты] подобны людям, бродящим во тьме ночной. Освещаемые мерцанием звезд, то есть заповедями Священных Писаний, они еще суть в ночи, то есть в незримом действии страстей, спотыкаются и не могут ясно различать все [вещи] по причине действенной тьмы страстей. Поэтому им следует, проводя свою жизнь в трудах добродетели и многой вере, часто обращаться с просьбой к Небесному Владыке, чтобы засверкал день Солнца Правды в сердцах их они смогли точно познать и многообразный и различный вред, [причиняемый] духовными зверями, и неизреченную, необычайную и многовидную красоту благ, вкушаемых в нетленном мире. Духовные и совершенные мужи, чьи сердца действительно озарены умным Светом, [с присущей им] истинной способностью различения распознают и добродетели лучших, и страшную силу худших по различному действию каждого. Об этом говорят и блаженный Павел: Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5, 14), и блаженный Петр: И мы имеем пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2 Пет. 1, 19). И в другом месте [Писания говорится]: И возсияет вам боящымся Господа Солнце Правды, и изцеление в крилех Его (Мал. 4, 2).
А смешавшиеся с миром [этим] кажутся людьми, блуждающими в ночи, мрачной от темных туч и преисполненной мглы, — ни малейшего мерцания звезды не пробивается [через этот мрак], то есть нет ни одного лучика Бога Слова, освещающего душу, а поэтому такие люди похожи на слепцов. Целиком слившись в объятиях с материальными вещами, они [не ведают] страха Божия, не исполняют заповеди и не творят никаких добрых дел, но, вводимые в заблуждение [напрасными] тяжкими хлопотами, предаются тщете мира. Наоборот, живущие по заповедям Божиим словно озаряются мерцанием звезд; пребывая в вере и страхе Божием, они не погружаются целиком во мрак и темноту ночи, а поэтому и могут иметь надежду на спасение.
2. Как люди в мире сем собирают имущество, занимаясь различными ремеслами и делами, как стяжают они себе богатство, в различных чинах неся воинскую службу, и как злато. Для домовладельца собирается от имущества, животных и прочего, так и от разных дарований — ведь сказано: По данной нам благодати, имеем различные дарования» (Рим. 12, 6), — от разных подвигов, оправданий и добродетелей, совершенных ради Бога, каждый, соответственно благой жизни, рвению и вере, стяжает небесное злато, то есть небесное богатство духа вечной жизни. И ради него нельзя судить, порицать или презирать любого богача, но пусть каждый только с верой подвизается ради Бога и устремляется к стяжанию духовной пользы.
3. Задавшиеся высочайшей целью поспешать к совершенству, непоколебимо и непрестанно устремляющиеся к ней кажутся золотоискателями, разыскивающими золотоносные жилы. Ибо [и среди золотоискателей] одни с [великим] долготерпением и выдержкой разрабатывают искусные приемы своего ремесла, не теряя надежды, копают землю и постепенно становятся богатыми и известными в мире; другие же, будучи боязливыми илотами-наемниками, трудятся спустя рукава, сразу проедают случайно найденное [ими золото] и остаются всегда голыми и неимущими. Так и те, кто с надеждой и усердием, запасшись долготерпением и выдержкой, творят дела добродетели, кто с верой ожидают небесное упование и [всегда] имеют перед глазами подкрепляющую их благодать, таковые, благодаря своей выдержке, долготерпению, труду и молению, подлинно собирают богатство Духа, а поэтому будут славными перед Богом в веке том. Наоборот, нетерпеливые, готовые только хватать благодать, но не запасшиеся выдержкой и долготерпением для того, чтобы тяжко трудиться и во всем благоугождать Богу, — таковые лишаются и той благодати, которую уже стяжали. Ибо немощное и боязливое произволение всегда несозвучно благодати, оно лишено добрых дел и бедно добродетелями, а поэтому явится пред Богом в веке том как негодное и бесславное.
ПОУЧЕНИЕ VI
1. Вышедшие из мира [сего] (1 Кор. 5, 10), возлюбившие нищету, ставшие чуждыми плотского общения и всех явленных [в мире] вещей, презревшие славу и [всех] кажущихся великими в жизни [сей] и целиком посвятившие себя Господу предстают благородными умозрителями, стремящимися к благой и добродетельной цели. Они посвящают себя тому, чтобы вступить в славный град святых, в небесную отчизну, в жилище и дом нерукотворный (2 Кор. 5, 1). И поскольку ум их пребывает горе, словно они уже вошли [в Царство Небесное], прославились и стали наследниками Его, то они внутри самих себя становятся уже горними благодаря прекрасной цели и намерению своему, хотя и живут во плоти; пребывая в веке сем, чают войти в град, Художником и Строителем которого является Бог (Евр. 11, 10). Ибо строения века сего — ветхи и не имеют прочного основания: при кончине века (Мф. 13, 40 и 49) все дела и строения его разрушатся. Ведь небо свернется, как книга, и земля прейдет (Мф. 24, 35). Где будут славные и великие в жизни [сей], когда наступит время, расторгающее их? Собери мне богатство, золото, серебро, достояние и всякую красоту и уверенность, даруемую богатством, и начни возводить из них град: мудрость, слава, звания, влиятельность и всякое украшение века сего — из них возведи стены града. И когда ты построишь его, то будет он лишен основы и прочности. Ведь, видишь, ветхи основания стен и рушатся они, а все, что в граде, подвергается тлению и уничтожению. Таким образом, вся [красочная] пестрота века сего тленна и разрушима.
2. Вы же поступаете правильно, возводя здания неразрушаемые и не подверженные тлению, ибо стремитесь положить основание на камне, а дом, основанный на камне, никогда не рухнет (Лк. 6, 48). Ибо Писание гласит: Царство Небесное подобно мужу благоразумному (Мф. 13, 31 и 7, 24), который копал, углубился и положил основание на камне; когда же случилось наводнение (Лк. 6, 48) и подули ветры, то [дом] не упал, потому что основан был на камне (Мф. 7, 25). — Что же есть дом нерукотворный? — Он есть души верующие и любящие Господа. Ибо он возводится мудрым Строителем (1 Кор. 3, 10) Иисусом Христом, [основан] на камне (Мф. 7, 25), на Самом Господе, на животворящем Слове Его, на Божией Силе, на Святом Духе. — А что такое камни? — Они суть чистые и благие помыслы естества Адамова. Ибо они схожи с небесным Камнем и, соизмеряясь с Ним, употребляются для возведения [нерукотворного дома]. Что говорит Писание? -Доколе мы придем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13). Но есть и другой дом, [построенный] на песке (Мф. 7, 26); он — ум мирской, души грешные, опустившиеся в плотские страсти. Они возводят [дом свой] на лукавом помысле, на духе диавола. Каковы же камни [их]? — Злые помыслы, любящие греховные наслаждения. И этот дом, построенный на песке, гибнет и разрушается.
3. Те, кто в настоящее время затворяют двери (Лк. 13, 25) и считают будущее за настоящее, весьма благоразумны. Ибо, размышляя над тленностью и непрочностью века сего, они презирают плотское соитие, зная, что тела после здешнего бытия расторгнутся. Далее, размышляя над тем, что кажущееся [земное] богатство подлежит тлению и наготе, они презирают все зримые [вещи]; вспоминая о наказаниях, неизбежных для грешников, и карах, обрушивающихся на них, они не позволяют себе колебаний и укрепляют свои души в страхе [Божием], дабы не попасть на мучения в геенну. Еще они размышляют о граде святых, о славных обитателях его, отцах наших, пророках, апостолах, мучениках; о небесных благах и Божественной славе, в которую облекутся святые за свое благое произволение, ибо хотя они и пребывают в веке сем, но живут в нем так, словно уже вкушают горние блага. Подвизаясь таковым образом, они уподобляются своему Отцу Небесному. Ибо поскольку после преступления [заповеди] изнутри самого человека (Мк. 7, 20-23) изливаются и благо, и зло, то они упреждают [лукавого], вступают в брань с пороком и испрашивают себе доспехи у своего Отца Небесного; вооружившись же, сражаются, побеждают и гасят раскаленные стрелы (Еф. 6, 16) греха. А поэтому они вступают туда, куда желают приникнуть Ангелы (1 Пет. 1, 12), и на головы их возлагаются золотые венцы (Откр. 4, 4). И Ангелы начинают говорить друг другу: «Кто они такие, что удостоились подобной славы и венцов, что вводятся в места более досточтимые, чем мы?» А Господь отвечает им: «По справедливости они предпочтены вам, ибо за имя Мое (Мф. 24, 9) и по заповеди Моей изшли из мира и презрели век тот; они стали нищими, подвергались поруганию и насмешкам в веке том, с ними вел брань сатана, они подвизались и боролись против него и не были побеждены им; они несли труды, их очи преисполнялись слез, когда они днем и ночью служили Мне; они несли крест Мой на плечах своих и страсти Мои в телах своих». Поэтому Господь принимает таковые души и представляет их Отцу со словами: «Вот чистые девственницы, внявшие заповеди Твоей. Прими их в недра Духа Твоего и в благословенное лоно Света Твоего. Ведь ради них Я на земле преклонил колена и ради них очи Мои преисполнялись слезами, когда Я говорил: Отче Святый! Освяти их и сохрани их от лукавого (Ин. 17,11; 17, 15), да соединятся они с Нами во едино Тело и во един Дух. И не только в эту пору, и не только за них прошу и молю Тебя, но и за всю Церковь Святых». Ибо по долготерпению Божию век [сей] существует доныне — ради тех, кто в будущем станет служителями и угодниками Его, и Небесною Церковью их преисполнится Его мирное Царство. А Отец, радуясь им, изрекает: «Наследуйте Царство, уготованное вам (Мф. 25, 34). Я и Мой Сын будем один Дух (1 Кор. 6, 17) и войдем в общение с вами». И уводит Он таковые души в [места] упокоения и радости, на славные престолы. Ангельское же воинство, сопровождающее их, свидетельствует, что они [подлинно] подвизались, стойко выдерживали борения, принося Господу свои молитвы, посты и бдения.
4. Непоколебимо пребывая в нищете, вы через нее стяжаете небесное богатство. Ибо, упражняя [здесь] тела ваши сном на голой земле, преклонением колен и молитвой, вы станете [там] достойнее облачающихся в порфиру [в здешней жизни]. Ведь они, роскошествуя, не служат Господу, вы же вступили на путь сурового подвига для того, чтобы поклоняться Богу и славословить Его. Но, пребывая в подобной нищете и скудости, не теряйте [духовного] рвения, имея перед собой в качестве примера и цели Господа, так [ревностно] прошедшего путь [Свой].
Когда тело страдает и изнывает в трудах, вспомни о теле Господа: как избивалось оно Пилатом (Мк. 15, 15) и утруждалось от пути (Ин. 4, 6). Когда нет у тебя жилища, вспомни, что Господь тварей, придя на землю сказал: Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову (Мф. 8, 20; Лк. 9, 58) и отдохнуть. Когда идешь пешком, вспомни, что ноги Господа были покрыты пылью во все время Его земного бытия и только раз, ради пророчества, воссел он на ослицу (Мф. 21, 5-10). Когда преисполняешь очи свои слезами, вспомни, что Господь оплакивал твое падение, с сильным воплем и многими слезами принося молитвы (Евр. 5, 7) Отцу, чтобы Он спас тебя от смерти. Когда глумятся над тобою люди, обрати свою мысль на плевки и заушения, которыми, подвергался Господь (Мк. 14, 65), и укрепишься в смирении. Равным образом и лежанка твоя на земле не [покажется тебе] суровой, если [вспомнишь] о терновом венце, возложенном на главу Его (Мк. 15, 17).
Таким образом, все Ангелы и воинство святых радуются при [виде] Жениха и невесты, [воспевая их гласом] трубным и кифарами. Как в зримом [мире] на свадьбу у [какого-либо] богача собирается весь город, а посредники восседают рядом с женихом и невестой, так и вся Небесная Церковь собирается на [празднество] сочетания души с Небесным Женихом.
Как в летнюю пору каждый, посеявший до нее, ожидает жатвы и получения плодов от земли, так и всякий потрудившийся сколько-нибудь в настоящее время (Рим. 3, 26) заранее готовит себе жатву в Царстве Небесном. Ведь есть христиане на словах и есть христиане на деле. Так будем же молиться, чтобы изрекаемое нами осуществлялось на деле, в меру возможности и во всей полноте удостоверенности. Ибо опыт более надежен, чем упорство в одних только словах. Состраданию и беспредельной милости Христовой слава во веки веков. Аминь.
ПОУЧЕНИЕ VII
1. Как животное, предназначенное в снедь людям, должно быть прежде заколотым, затем [должна быть] содранной его шкура с шерстью и тогда, разрезав тушу, должно измыть находящиеся в желудке нечистоты (Лев. 4, 11; 8, 17), а также тщательно промыть все ответвления второго желудка, и лишь после этого мясо, предаваемое огню и понемногу зажариваемое, делается вкусным и [может] подаваться к столу для вкушения хозяином дома; так и христианин, удалившийся от мира, как бы умирающий для прежней порочной жизни и совлекающий с себя мир, словно шкуру с шерстью и кровью, имеет еще, однако, внутри себя зловонные нечистоты лукавых помыслов и воспоминания о дурных делах, страсти явно подлые, а также страсти более тонкие, скрытые и с трудом постигаемые. Поэтому желающему стать совершенным христианином следует умертвить себя для лукавых дел мира, которые он совершал прежде, и, как шкуру с шерстью, совлечь с себя век сей и оставить его вовне через полное удаление и отречение [от него], а затем, через рассечение [то есть через посещение Божественной благодати], промыть нечистоты лукавых помыслов двояким способом:[сначала] страсти явные, [а потом] страсти более тонкие и с трудом постигаемые. Тогда, преданный огню Святого Духа, он отлагает всякую сырость произволения и, полностью изменившись, становится вкусным и годным к употреблению на небесной трапезе, для вкушения Царя Небесного, и [предстает] наследником Царства, как сказано Господом в Евангелии: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершать дело Его (Ин. 4, 34).
2. И как прежде в законе тщательно осматривалась овца (Лев. 22, 20-26), лишь после чего она приносилась в жертву, смазанная салом и преданная огню во всесожжение Богу и в воню благоухания (Лев. 8, 21), так и здесь ныне Небесный Первосвященник Христос тщательно осматривает душу, желающую принести себя и свое тело в жертву живую, святую и благоугодную Богу (Рим. 12, 1). [Он смотрит], обладает ли она [должной] тучностью духа, приобретенною ею через добрые законы благодатных учений и добродетелей; [и тогда] она в духовном огне действительно приносится, как всеплодие и жертва живая, истинным Первосвященником Христом Отцу Небесному в живом Царстве Небесном, ибо удостоилась стать наследницей вечных благ.
Поэтому каждому должно всегда и во всем исследовать и испытывать себя: живет ли он в соответствии слову истины и следует ли стопам Господа (1 Пет. 2, 21), — или же избрать, чтобы его испытывали духовные мужи; и всегда искать проповедников слова истины, стяжающих христианство делом и истиной. Ибо как когда людям предлагается много чаш для пития, то становятся различимы те из них, в которых смешано сладчайшее вино, и те, которые наполнены одной водой (потому что [чаши], содержащие смешанное вино, дают пьющему ощущение сладости, крепость и радость). Подобным же образом и в мире из многих, поящих людей разнообразными словесами и премудростями, лишь те радуют души небесной радостью и ведут к благому изменению, кто говорит Духом Святым (2 Пет. 1, 21) и приправлен благодатью (Кол. 4, 6); кто говорит живым голосом сердца, а не болтает и шлепает губами лишь для того, чтобы одурманить толпу; кто сообщает внимающей душе силу и небесную радость через глаголющую в нем благодать и преображает людей в подобную же святость благодати. Именно таких [людей], как мы уже сказали, должно разыскивать и искать — говорящих живым сердцем в Духе; им оставаться преданным, ибо от них можно получить действительную пользу по Богу. Ведь о них, подлинно мудрых в Господе, а не в мире, сказано: Аще узриши разумна, утренюй к нему, и степени дверий его да трет нога твоя (Сир. 6, 36). Внемлющие им со временем могут и уподобиться им, постоянно пребывая с ними.
3. Ибо как в этом мире есть много людей, стяжавших себе большое количество золота, однако не всем это известно, поскольку по сравнению со многими они живут скромно, не хвастаясь ни имуществом, ни домами, ни различной утварью, ни слугами или животными. И таким образом они в полной безопасности владеют своим скрытым сокровищем. Но есть множество и других людей, совсем не стяжавших золота, однако они, благодаря своему пылкому воображению и [россказням о якобы принадлежащих им] многих домах и различной утвари, заставляют думать о них, как об обладателях большого богатства. Так, обманывая многих наружным хвастовством, они считаются богачами, будучи [на самом деле] бедными и нуждающимися (Притч. 13, 7). — Подобным же образом и среди христиан есть те, которые внутри себя стяжали в силе небесное сокровище Духа; они не всем явны, но скрывают себя, живут скромно и не желают, чтобы стало известно, кто они. Однако есть и другие, которые посредством немногих видимых добродетелей — постов, бдений, безмолвия, слова мудрости (1 Кор. 12,8) или чего-нибудь подобного — желают считаться за духовных, не обладая действием и силой Духа. Продолжая наш пример, [можно сказать, что] если обладающий большим скрытым богатством захочет вынуть часть своего золота, то он за небольшие деньги купит все имущество изображающего себя богачом и желающего считаться за такового. Но если он обнаружит свое богатство и сделает его явным для всех, то многие воспылают завистью к нему, изумленные тем, что признаваемый всеми за нищего неожиданно оказался таким богачом; его начнут обременять многими общественными служениями и расходами. Воры и разбойники ночью и днем будут следить за ним, чтобы убить и отнять у него богатство. Со всех сторон его окружат опасности, он впадет в убытки и неожиданные скорби, поскольку никогда не был пожалован никаким саном или властью от царя. Поэтому разумный муж, обладающий множеством сокрытого золота, но не пожалованный еще саном, со всякой предосторожностью скрывает свое богатство, чтобы не стать известным многим и, подвергнувшись зависти и наветам со стороны людей, не потерять вместе с богатством и жизнь. Но если он получит от царской руки сан, какое-либо начальство или власть, то, и обнаружив богатство своего сокровища, не будет бояться. Наоборот, он станет славен благодаря ему — покупая большие имения, строя известные дома и приобретая на свое сокровище множество слуг и десятки тысяч животных. Он не будет опасаться нападений разбойников, поскольку получит от царя власть меча против строящих козни злоумышленников. Таким образом он, благодаря своему положению, все больше прибавляет к богатству и, через всякого рода приобретения, присовокупляет золото к золоту до тех пор, пока не станет таким богатым, что почти не будет знать, скольким он владеет.
4. Так и христианин, нашедший в себе духовную харизму и радующийся утешению Божественной благодати, пусть надежно сокроет в себе утешение Духа или ведение небесных тайн, не хвастаясь и не показывая себя ближним, дабы, подпав под власть завистливой злобы, не быть незаметно обкрадываемым незримыми разбойниками под благовидными предлогами и не оказаться совершенно обворованным еще до тех пор, когда Небесный Царь назначит его на какое-либо служение и [пожалует] ему духовный сан. Ибо домостроители тайн Божиих (1 Кор. 4, 1), могущие действительно принести пользу душам и назначаемые на это Духом, — именно они непрестанно стяжают небесное сокровище и произносят свои слова со властью (Лк. 4, 32), нехвастливо и нетщеславно. Ведь [у Апостола] сказано: Так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши (1 Фес. 2, 4). И еще: Пред Богом, во Христе говорим (2 Кор. 2, 17). Поэтому христиане должны с великим влечением устремляться к лучшим и большим дарам (1 Кор. 12, 31) Духа, быть ненасытными в [стяжании] небесного богатства и [всегда] алкать и жаждать правды (Мф. 5,6), — а это и есть совершенная и непреложная любовь Духа (Рим. 15, 30). И блаженный Павел убеждает и увещает обладающих великими харизмами [стремиться] к ней, не удовлетворяться уже приобретенными дарами Духа, но со всяким молением стараться стяжать то, что делает невозможным падение, — совершенную и непреложную любовь Духа, которая содержит в себе все харизмы. Более того, Апостол открывает [своим] ученикам, что она есть путь еще превосходнейший (1 Кор. 12, 31). Ибо у достигших таких степеней [духовного преуспеяния] и порочные страсти упраздняются по словам: Любовь не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла (1 Кор. 13, 4-5) и так далее; в них непрерывно и непрестанно изливается живой источник Духа из бездны Божества, как сказано: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, [то вода эта] сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14), всегда восхищая ум в небесные неизреченные тайны (2 Кор. 2, 14), окрыляя его от славы к славе (2 Кор. 3, 18), от веков в века, от таинств в таинства, от силы в силу (Пс. 83, 8), от отдохновений в неизглаголанные отдохновения, от добродетелей в добродетели, от надмирных светов в сверхмирные света.
5. Мысль такой души, всецело занятая Божественными и лучшими [вещами], возжигается духовной любовью и благородным желанием к более славным и светлым красотам Духа, уязвляется ненасытным вожделением (Песн. 2, 5) к Небесному Жениху и, если можно так сказать, уже пресытившись низшими [вещами], возгорается желанием к лучшим и высшим [вещам], которые не могут быть ни словом изречены, ни раскрыты человеческой мыслью. Это подобно тому, как царский сын или дочь, пресытившись, отвергает драгоценности родителей и взыскует более ценного; например, вместо серебряных блюд — золотые, вместо светлых и дорогих шелковых одеяний выбирает покрытые драгоценными камнями и шитые золотом, вместо старого и доброго вина желает более старого и ценного. Все эти ценные предметы он унижает желанием лучших и как бы охуждает, прося у родителей более хорошего. Таким же образом подлинно царственные души, удостоившиеся получить Царского и Владычествующего Духа, приявшие в себя непреложную силу любви и уязвленные совершенной любовью к Небесному Жениху, уже больше не тратят свое время на порочные страсти. Ибо многим трудом, напряжением и совершенным подвигом на протяжении [долгого] времени они, через веру, освободились от них Духом, всегда восхищаются в небесные тайны Духа и посвящают себя различным красотам Божества, взыскуя со всем желанием лучшего и высшего. Ибо Божество Духа имеет различные многообразные красоты, неизреченные и немыслимые, которые являют себя душам достойным для наслаждения, радости, жизни и отдохновения. И тогда святая душа, всегда уязвляемая все более сильной и пламенной любовью к Небесному Жениху, уже не оглядывается на земное, но бывает всецело поглощенной вожделением Его.
6. Стало быть, христианская душа, ставшая причастницей благодати, не должна останавливаться и быть преисполненной удовлетворенности, словно уже чего-то достигшая (Флп. 3, 12), но, взирая на ту цель, о которой говорил Апостол, [должна] всегда стараться многим подвигом и трудом обрести через веру обещанную [нам] совершенную любовь Духа, которая, как сказал Иоанн, изгоняет страх (1 Ин. 4, 18) ее должно всегда алкать и всегда жаждать правды (Мф. 5, 6). Душа обязана быть так внутренне расположенной, чтобы всегда считать себя за новоначальную, в силу того преизобильного богатства (Еф. 2, 7) Духа, которое обещано верующим. И так настроенная благоговейная душа не лишится своего сильного стремления к лучшему, не потеряет уже приобретенные блага, а, наоборот, добавит к ним еще и те, которых она еще не имела. Христианин не должен, как наемник или раб, искать удобного случая, чтобы отлынивать от тяжелой работы, но, как сын и наследник (Гал. 4, 7), с благим расположением и усердием должен служить [своему] Отцу до конца, чтобы потом стать наследником отцовского достояния.
Ибо и в веке сем все, от царя до нищего, кажутся наслаждающимися жизнью и каждый уверен, что он живет. Но если ты сравнишь жизнь и роскошь богатых с жизнью бедняков, то обнаружишь большое различие. По сравнению с негой роскоши, многообразными яствами, различными винами, многочисленными одеяниями, золотом, серебром и прочим имуществом богача жизнь бедняка покажется тебе смертью. Ведь богач прикасается руками только к золоту и считает [свои] золотые монеты, а бедняк, если даже и в навозе найдет медный грош, не постыдится наклониться и поднять его, по причине своей крайней нужды. Поэтому если сравнишь жизнь бедного с жизнью богатого, то найдешь ее как бы несуществующей по сравнению с существующей, а [его] самого — как бы мертвым по сравнению с живым.
Так и в духовном. Все считают себя христианами вследствие исповедания веры во Христа или из-за каких-либо немногих добродетелей. Но очень мало истинных христиан, богатых Духом Святым, вкушающих изысканные блюда благодати, радующихся небесным вожделением Духа, украсивших душу различными небесными одеяниями харизм, стяжавших христианство не [одним только] исповеданием и простой верой, но силой и действием Духа непрестанно в уме осязающих руками души небесное золото, то есть ведение и истолкование тайн Духа. Таковы истинные христиане. Если ты сравнишь образ мышления и жизнь души их с жизнью других, то найдешь столь же большое различие, как различие между живыми и мертвыми. Потому что другие, будучи в ужасной бедности мирского духа, лишенные силы небесного богатства и смешавшие [свой] ум со страстями, когда обретают в себе один добрый помысел из многих злых, то успокаиваются; хотя они и преследуются бедностью, но, не имея различных действий Духа, [проявляющихся] в Божественных добродетелях, преисполняются уверенностью, облачаясь в скудные одежды малых добродетелей. И Господь показал, сколь большое различие между теми, кто в будущем станут истинными поклонниками, и теми многими, которые лишь кажутся таковыми, поклоняясь не в духе и истине, а только поверхностным и внешним образом: Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух — и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 23-24). Он отличает небесных придворных и богатых в Духе от живущих в ужасной бедности греха, которые думают, будто они живут через [внешнее] исповедание веры во Христа, но не стяжали [духовно] богатой жизни, осуществляемой в силе Духа.
7. Ведь все имеют [один] образ тела, но у одних оно здорово и неповрежденно, а у других — болезненно и увечно. Также наблюдается большое различие в телесных страданиях, ибо одни болеют, имея явные увечья; другие, не имея таковых, ощущают в теле ужасный озноб, так что не могут двигаться и хотя внешне тело их кажется здоровым, но страдания и возбуждение при [любом] усилии показывают, что их болезнь намного хуже и труднее излечима, чем у явно увечных- Имеющий видимые раны, придя к врачу, скорее получит исцеление, чем страдающий тайными болезнями тела, ибо они хуже явных и с трудом поддаются лечению.
Так и христиане. Многие считаются здоровыми (то есть духовными) в силу каких-либо поверхностных и телесных добродетелей, а внутри одержимы ужасными тайными страстями. Другие, находясь во власти явных грехов и будучи для большинства презренными и отверженными как мытарь для фарисея (Лк. 18, 11), — если они обратятся к истинному Врачу — Христу, то, приблизившись к Нему, получают более быстрое исцеление, чем вышеназванные [христиане], как [быстрее получил прощение] мытарь, чем фарисей, ибо сказано, что он пошел оправданным (Лк. 18, 14). Ведь они, в [своем] внутреннем человеке (Рим. 7, 22), не столь [больны], как пораженные тайными страстями — самомнением, превозношением, спесью, неверием, гордыней, бахвальством, лицемерием, тщеславием, трусостью, постыдными помыслами и тому подобным. Ибо [Писание] гласит: Яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце (1 Цар. 16, 7). Однако требуется одно: чтобы человек обрелся бы здоровым и снаружи, и изнутри, через Божию благодать и через подвиг собственной свободной воли, — и тогда он удостаивается стать наследником Царства во Христе Иисусе, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь.
ПОУЧЕНИЕ VIII
1. Таков есть Новый Завет (Лк. 22, 20), таков есть закон Духа (Рим. 8, 2) — тот, который начертан в сердцах (Рим. 2, 15) и предвозвещен пророками (Рим. 3, 21); в этом законе душа приносит плоды праведности (Флп. 1, 11) и живет в Боге жизнью вечной.
И если кто не принял от Бога благодать, не возуповал и не получил дар Святого Духа, тот отверг волю Божию (Лк. 7, 30) и на самом деле отрекся от всех Писаний. Если он не воспринял действия [Божиего], то он становится жертвой мечтательных помыслов, будучи чуждым небесной Церкви первородных, не входя в общение с духами праведников, достигших совершенства (Евр. 12, 23), и не став вышним Иерусалимом (Гал. 4, 26). Такой человек не поклоняется Отцу в духе и истине (Ин. 4, 23). В нем не обитает Бог и он не познал Бога. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога (Ин. 17, 3). Рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 6) и рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему (1 Ин. 5, 18).
Подобные люди желают покрыть крышей дом, не заложив фундамента его. Без матери не рождается сын и без плотского соития не производится на свет чадо — так и без рождения от Духа Святого не рождается ни один сын Божий, а, не будучи сыном Божиим, никто не входит в жизнь вечную. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий (Рим. 8, 14). Ибо строящийся дом нуждается в фундаменте. Его не просто строят на песке, но весь песок вынимают, делают углубление и затем кладут камень в основание, чтобы [дом] остался незыблемым, когда наступит ненастье, подуют ветры и разольются реки (Мф. 7, 24-27; Лк. 6, 47-49). А возводящие жилище [свое] просто на песке всуе трудятся (Пс. 126, 1), ибо оно сразу упадет и обрушится. Так и душа боголюбивая, желающая построить дом свой по слову Господа, не возводит его на песке лукавых помыслов греха, но вынимает его и углубляет [место для фундамента], отсекая от себя, насколько это возможно, и подобные песку злые помыслы лукавства. [И так] до тех пор, пока она не найдет твердые и незыблемые помыслы веры Христовой, пока не найдет Христа — истинный камень, который не одолеют врата ада (Мф. 16, 18). Подобным образом [душа] строит [дом свой], благодаря благому житию имея чистое сердце, добрую совесть и нелицемерную веру (1 Тим. 1,5), согласно Апостолу. Так она завершает духовное строительство дома Божиего, который чист внутри, а снаружи еще более чист.
Прежде, до того как было явлено это таинство Духа Христова, до Его пришествия и явления, вся красота праведности была внешней: и закон, и обрезание, и очищение, и жертвы, и приношения, и служения. Но с того времени, как явилось спасительное Слово Христово и даровало Дух Святой в сердца людей, слово, написанное не чернилами (2 Кор. 3, 3), — с этого времени все обретается внутри: служение [стало] внутренним от чистой совести и внутренними [стали] жертвы, ибо Псалмопевец говорит: Воздеяние руку моею — жертва вечерняя (Пс. 140, 2). И вообще, [Богом] взыскуется внутренняя чистота и красота души, а таким образом и внешнее может быть подлинно чистым, как говорит Господь: Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23, 26). Ибо Кто сотворил внутреннее, сотворил и внешнее (Лк. 11, 40). Ибо если раньше люди, не имея внутренней чистоты, украшались через праведность закона, [то теперь], когда душа, имея в себе истинного Христа, очистилась от мрака, намного более, [чем раньше], освящается и украшается также и тело, в полноте [своей] действительности.
2. Великая, многоценная и царственная жемчужина, подходящая для царственного венца, принадлежит только царю, и лишь он один может носить ее - другому человеку не позволено носить подобную жемчужину. Подобным же образом, если кто не родился от Царственного и Божественного Духа, кто не стал небесным и царским родом и чадом Божиим, по писанному: А тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12), тот не может носить небесную и многоценную жемчужину — образ Света Истинного, который есть Господь, поскольку он [человек] не стал сыном Царства [Небесного]. И те, кто имеют и носят эту жемчужину, будут жить и царствовать с Христом (2 Тим. 2, 12) вовеки. Ибо так сказал Апостол: И как мы носили образ перстного, будем носить и образ Небесного (1 Кор. 15, 49).
Христос есть Тот, Кто носится в душе, в свете неизреченном; Он истинно познается и зрится очами души только тех, кто носят Его [в себе]. Непосвященному же невозможно познать того, что от Духа [Божия] (1 Кор. 2, 14), а возможно лишь принять в себя веру — и это до тех пор, пока в нем не родится небесный образ Христа и тогда он на опыте познает доброту Господа. Слава Ему, столь Возлюбившему род человеческий, что удостоил людей быть причастниками Своей сущности. Ибо [Апостол] Петр говорит: Дабы сделались причастниками Божеского естества (2 Пет. 1,4). Поскольку столь великие блага и Божественные харизмы обещаны [нам], то и мы будем стараться и просить [у Бога милости] стать причастниками, как и Апостол говорит: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал. 4, 19). Горе тому, кто не ищет и не находит духовные и неизреченные блага, потому что не рожденный от Духа не может войти в Царствие [Божие] (Ин. 3, 3~5), ибо так сказал Господь.
3. Изначала человек, вылепленный руками Божиими, пребывал в великой чистоте и кротости, но когда он преступил заповедь Божию, то оказался под приговором. Находясь под владычеством лукавого, он присоединился к звериным желаниям его, и весь род, происшедший от него, не подчиняющийся игу правды, стал управляться звериными [законами] пустыни. Поэтому когда Слово Жизни вновь призывает [к Себе этот род], то он, привыкший жить в дикости, с трудом возвращается под иго кротости и доброты. Бык, выловленный из дикого стада для того, чтобы ходить под ярмом и пахать землю, сначала бушует и с ненавистью относится к ярму, но затем, прирученный и укрощенный пахарем, он понемногу вместе с рабочим волом начинает без принуждения и охотно подходить под ярмо для обработки земли. — Подобным же образом и душа, верующая в Бога, но находящаяся еще под властью греха и живущая словно в пустыне, яростно сопротивляется истинному игу. Но если ее сопрягают вместе со святыми душами, сведущими в благом деле обработки истинной земли, то она облагораживается благодатью Духа и ведется понемногу к истине до тех пор, пока полностью не делается ручной и не принимает с радостью благое иго Господа (Мф. 11, 30); она обрабатывает землю сердца, дабы та произвела плоды Духа (Гал. 5, 22); погоняемая и стегаемая резкими ударами искушений, быстро и с великим усердием [душа] совершает Божественное дело.
Или еще: конь, пасущийся в табуне и ведущий дикую жизнь вместе с другими дикими зверями, бывает непокорен людям. Затем, когда его вылавливают из табуна, он сначала чрезвычайно мучается до тех пор, пока дикость его не умеряется; на него налагают тяжелую узду, пока он не научится ходить чинно и прямо; опытный наездник упражняет его, чтобы сделался он годным к брани. Тогда на него надевают вооружение, то есть нагрудник, забрало и так далее, а прежнюю узду вешают и ею сотрясают перед глазами, чтобы он привык и не пугался. Обучаемый так всадником, он приучается сражаться с врагами (ибо без всадника и нагрудника конь не может воевать). А когда научается и обвыкает в брани, то едва почует и услышит звуки битвы, то сам с охотой идет на врагов и своим ржанием наводит страх на них.
Подобным же образом и душа, со времени преступления [заповеди] будучи дикой и строптивой, бродит в пустыне мира вместе с дикими зверями — духами злобы (Еф. 6, 12) и живет в служении греху. Когда же она услышит Слово Божие и уверует, то, обуздываемая Духом, отлагает [прежний] дикий нрав и плотское мудрование, управляемая всадником — Христом. Затем она приходит в скорбь, подвергается выучке и стеснению, необходимыми для ее испытания, чтобы постепенно укрощаться Духом. И когда понемногу покидает ее и исчезает в ней грех, душа, облаченная в нагрудник правды и забрало спасения, взяв щит веры и меч духовный (Еф. 6, 14-17), научается вести брань с врагами своими; таким образом, вооруженная Духом Господним, она борется с духами злобы и гасит раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6, 16). Ибо без духовного оружия грех не уничтожается, но если душа имеет оружие Господне, то, едва услышав сильный шум брани, выходит со скаканием и ржанием, как сказано у Иова (Иов. 39, 25), так что от самого гласа моления (Пс. 5, 3; 114, 1) ее падают враги. Подвизаясь подобным образом, душа одерживает с помощью Духа победу, возлагает на себя победные венцы с великим дерзновением и соединяется с Небесным Царем во веки веков. Аминь.
|