ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
К оглавлению
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
Глава 28
Какие другие монахи просияли в то же время
В то же время были и другие, сиявшие
лучами монашеского любомудрия. В пустыне халкидской подвизались
Авит, Маркиан, Авраамий, и с ними бесчисленное множество других,
и все они в страстном теле старались вести жизнь бесстрастную [1]. В пределах Апамеи стояли на высоте любомудрия Агапит,
Симеон, Павел и другие [2]. На пределах Зевгмы славились Публий и Павел, а близ
Киресты [3] - всехвальный Акепсима, живший в тесной кельи в продолжении
шестидесяти лет, никем не видимый и не слышимый. Дивный же Зевгматий,
и быв лишен зрения, везде ходил и укреплял овец, сражаясь с волками,
за что они сожгли подвижническую его хижину. Впрочем Траян, истинный
христианин-военачальник, построил ему новую и оказывал другие благодеяния.
В пределах Антиохии пустынножительствовали Мариан, Евсевий, Аммиан,
Палладий, Симеон, Авраамий и, кроме этих, другие, сохранившие в
себе образ Божий нерастленным. Мы уже описали жития и этих и тех.
Подобными же цветами украшалась и гора, принадлежащая великому городу
(Антиохия). На ней сияли - Петр галатийский и соименный ему египетский,
также Роман, Север, Зинон, Моисей, Малх и весьма многие другие,
неизвестные для многих, но знаемые Богом [4].
Глава 29
О Дидиме александрийском и Ефреме сирском
В то же время блистали: в Эдессе дивный
Ефрем, а в Александрии Дидим [5] - оба излагавшие догматы против врагов истины. Последний
рассеивал лучи благодати Святого Духа, пользуясь языком сирским.
Хотя он вовсе не учился по-гречески, однако ж, тем не менее, обличал
хитросплетенные заблуждения греков и обнажал слабость всех еретических
злоухищрений. Так как Армоний [6], сын Вардесана, еще задолго сочинил некоторые песни
и через соединение нечестия с приятным их напевом, доставляя удовольствие
слушателям, вел их к погибели, то Ефрем, заимствовав от них гармонию
напева, присоединил к нему свое благочестие и тем доставлял слушателям
сколько приятное, столько же и полезное врачевство. От этих песней
даже и в нынешнее время праздники в честь мучеников делаются более
торжественными. А Дидим, еще в детстве лишившийся чувства зрения,
тем не менее знал поэзию и риторику, арифметику, геометрию и астрономию,
силлогистику Аристотеля и красноречие Платона - и все эти науки
изучал одним слухом, не как источники истины, а как оружие, которым
истина может пользоваться против лжи. Он изучил также и Божественное
писание, изучил не просто слова, но и смысл его. Так эти-то мужи
сияли тогда в местах подвига и в убежищах добродетели.
Глава 30
Какие славились тогда в Понте и Азии епископы
Между епископами сияли тогда два Григория:
один назианзинский, а другой нисский, один был брат, а другой -
сожитель и сотрудник Василия Великого [7]. Они отличались подвигами за благочестие в Каппадокии,
и с ними подвизался Петр, родившийся от одних родителей с Василием
и Григорием, но не получивший вместе с ними внешнего воспитания,
хотя сиявший лучами (христианской) жизни. Тогда же доблестно подвизались
за веру предков и отражали враждебные нападения - в Писидии Оптим
[8], в Ликаонии Амфилохий, а на Западе издали низвергали
врагов - предстоятель римский Дамас и управлявший медиоланскою церковью
Амвросий. Вместе с ними подвизались и те, которые были поставлены
в необходимость жить в отдаленных краях, писали послания и ими сколько
утверждали своих, столько же поражали и противников, ибо Промыслитель
всяческих давал тогда и кормчих, равносильных свирепости бури, являл
и доблестных военачальников, могших противостоять ярости врагов,
посылал и спасительное врачество, сообразное с трудностью времени.
Впрочем человеколюбивый Бог удостаивал тогда церкви не этого только
промышления. Он сподоблял их и другой своей милости.
[1] Имеются ввиду сирийские пустынники (это не македонская
Халкидика). Маркиан родился там же, где и Феодорит - в Кире, умер
в 385 г. Авраамий некоторое время занимался миссионерской деятельностью,
впоследствии стал епископом г. Карры.
[2] Агапит, еп. апамейский, друг и ученик Маркиана. Симеон
также учился у Маркиана; аскетических принципов придерживался 50
лет.
[3] Т. е. в округе Кира.
[4] Жизнеописания всех этих пустынников содержится в "Истории
боголюбцев" Феодорита.
[5] Дидим Александрийский (309-399 гг. ), потерял зрение
в четырехлетнем возрасте. Впоследствии благодаря своим знаниям был
назначен Афанасием на пост руководителя катехической школы в Александрии.
Бл. Иероним называл его своим учителем.
[6] Армоний писал свои песни на сирийском и греческом языках
в конце II в. Вардесан - крупнейший представитель сирийского гностицизма,
родился в 155 году.
[7] Григорий Назианзин (из Назианза в Каппадокии) был епископом
Сасимы и Константинополя. По возвращении домой из столицы, до 383
г. был епископом родного города. Другое прозвание, Богослов, получил
за свое произведение "Пять слов о богословии". Скончался 25 января
389 г. Григорий Нисский, младший брат Василия Великого, родился
в 335 г. Занимал пост епископа Ниссы с 372 по 381 г. Год смерти
неизвестен, последнее упоминание датируется 394 г. Петр был самым
младшим ребенком в семье.
[8] Епископ Антиохии в Писидии, участвовал в работе II Вселенского
собора.
|