ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
К оглавлению
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
Глава 27
О святом Юлиане и Антонии Великом
В сие же время и тот всехвальный Юлиан
[1], о котором я уже прежде упоминал, принужден был оставить
пустыню и прийти в Антиохию. Когда люди, воспитанные во лжи и весьма
искусные в сплетении клевет - разумею ариевых единомышленников -
стали утверждать, что тот великий муж принадлежит к их обществу,
то светильники истины, Флавиан, Диодор и Афраат послали к упомянутому
восхваленному мужу другого подвижника добродетели, разумного Акакия
[2], который после с величайшею мудростью управлял берийскою
церковью, и умоляли его сжалиться над бесчисленным множеством народа,
обличить ложь противников, и вместе с тем утвердить проведение истины.
Сколько раз (по этому случаю) он приходил и опять уходил, и сколько
совершил чудес в самом великом городе, все сие описано нами в "Истории
Боголюбцев", где легко могут прочитать желающие знать об этом подробнее.
А что он в наше собрание привлек все население города, в том, думаю,
не сомневается никто, исследовающий человеческую природу, потому
что вообще дивное привлекает к себе всех. О великих же его чудодействиях
свидетельствуют самые враги истины. То же делал в Александрии, еще
задолго прежде, во времена Констанция, Антоний Великий [3]. Оставив пустыню, он обошел весь тот город и внушал
всем, что Афанасий есть проповедник апостольского учения, а последователи
Ария суть противники истины. Так-то знали те божественные мужи,
что в какое время прилично делать, когда нужно предаваться уединению,
а когда пустыням предпочитать города.
[1] Юлиан Савва, аскет, живший в Озроэне, к югу от Карр.
[2] Этот Акакий сначала был монахом, потом послом от сирийских
церквей в Риме, а затем (в 378 г. ) епископом Бероэ (Алеппо). В
381 г. он был в Константинополе. Известен своей оппозицией в отношении
Иоанна Златоуста.
[3] Св. Антоний, один из родоначальников восточного аскетизма
(Афанасий так и называет его - "основатель аскетизма"), родился
в 250 г. в верхнем Египте. В 335 г. он приехал в Александрию с целью
противостоять арианству, о чем и сообщает Феодорит. После его смерти
Афанасий написал житие Антония Великого.
|