ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
К оглавлению
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
Глава 23
О военачальнице сарацинской Мавии [1] и о рукоположении монаха Моисея
В то время [2] пределы Римской империи опустошаемы были племенами измаильтян.
Ими предводительствовала Мавия, которая, несмотря на ее пол, имела
дух мужчины. После многих битв она заключила с римлянами мир и,
озаренная светом богопознания, просила рукоположить своему народу
в архиерея некоего Моисея, жившего на границе между Египтом и Палестиной.
Получив эту просьбу, Валент повелел сего божественного мужа препроводить
в Александрию и там преподать ему благодать архиерейства, потому
что Александрия была ближайшим к тому месту городом. Но когда он
прибыл туда и увидел, что возложить на него руку старается Люций,
то сказал: не бывать тому, чтобы ты возложил на меня руку, ибо по
твоему призыванию не снидет на меня Дух. А Люций спросил; "на чем
основывается выражаемая сими словами твоя догадка?" "Не догадка
это, - отвечал он, - а ясное знание, ибо ты вооружаешься на апостольские
догматы и говоришь вопреки им: богохульным же твоим словам соответствуют
и беззаконные твои дела. Какой нечестивец, судя по тебе, не смеялся
над церковными причтами? Какой достохвальный муж тобою не изгнан?
Какой варварской свирепости не скрывают ежедневные твои дерзости?
" И это говорил он Люцию безбоязненно. А сей слушал его слухом убийцы
и жаждал его смерти, только боялся, как бы снова не возжечь прекратившейся
войны, потому повелел препроводить его к другим епископам, которых
он требовал. С этой дивной верой, получив благодать архийерей-ства,
Моисей прибыл к тем, которые просили его, и апостольским учением,
равно как чудодействиями провел их к истине. Так вот какие дерзости
совершал Люций в Александрии, и вот что устроил тогда промысел божий!
[3]
Глава 24
О дерзких поступках (ариан) в Константинополе
В Константинополе же последователи
Ария, наполнив корабль благочестивыми пресвитерами, пустили его
в море без балласта. Потом, посадив некоторых своих единомышленников
на другое судно, приказали им поджечь корабль, на котором были пресвитеры.
Когда это было сделано, плаватели, борясь с огнем и морем, наконец
погрузились в глубину и приняли мученический венец. Между тем Валент,
очень долго живя в Антиохии, всем - и эллинам, и иудеям, и другим,
которые, нося имя христиан, проповедывали противное евангельскому
учению, внушил дух религиозной безопасности. Находившиеся в заблуждении
начали (явно) совершать языческие обряды, и он снова позволил процветать
той лжи, которая после Юлиана была истреблена Иовианом. Таинства
Зевса и Диониса и оргии Деметры отправлялись не в тайниках, как
бывало в царствования благочестивые; напротив, (язычники) с неистовством
бегали по городской площади. Царь враждовал только против чтителей
апостольского учения. Сперва он изгнал их из храмов, тогда как всехвальный
Иовиан отдал им и вновь построенную церковь; потом, когда они начали
сходиться у подошвы горы, чтобы там славословить Господа песнопениями
и питаться словами Божественного Писания, перенося неблагоприятные
перемены погоды - то дождь, то снег, то стужу, а иногда сильнейший
зной - он не позволил им наслаждаться и этой, с таким трудом приобретаемой
пользой, но послал воинов и разогнал их.
[1] О Мавии см.: Соз. IV. 38; Сокр. IV. 36.
[2] Т. е. около 375 г.
[3] Люций был изгнан из Александрии со смертью Валента в
378 г.
|