ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
К оглавлению
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
Глава 12
О том, как Валент впал в ересь
Теперь я буду рассказывать прочие исторические
события и покажу начало той бури, которая воздвигла в церквах множество
треволнений. Приняв царство, Валент сперва упражнялся догматами
апостольскими. Когда готы перешли Истр и начали опустошать Фракию,
он собрал войско и вознамерился вести против них войну. При этом
ему показалось, что лучше воевать, оградив себя всеоружием всесвятого
крещения, чем оставаясь чуждым Божественной благодати [1]. И эта мысль его была хорошая и весьма мудрая, но то,
что случилось после сего, показывает крайнюю слабость его души и
обличает в нем измену истине. Он, бедный, потерпел то же, что праотец
Адам, ибо, подобно последнему, поработился от того, что был обольщен
словами жены - был взят в плен не силою оружия, а обманчивыми женскими
словами. Сделавшись сперва сама добычею арианского обмана, жена
Валента [2] увлекла за собою и мужа, и Валент вместе с нею впал
в одну и ту же бездну богохульства. Вождем и тайносовершителем у
него был Евдоксий, который тогда еще держал кормило Константинополя
и не управлял кораблем, а потоплял его.
Глава 13
О том, как он удалил сиявших доблестями епископов
Евдоксий, еще крестя этого несчастного,
связал его клятвою, чтобы он и сам верен был нечестивым догматам
и изгонял отовсюду тех, которые думают иначе. Таким образом, оставив
апостольское учение, Валент перешел на сторону противников, а по
прошествии некоторого времени исполнил и остальные пункты клятвы.
Из Антиохии он изгнал великого Мелетия, из Самосата - божественного
Евсевия, Лаодикию лишил дивного ее пастыря Пелагия [3]. Этот (Пелагий) еще в юности подъял иго брака, но в
первый же день на брачном ложе убедил невесту - супружескому сообщению
предпочесть чистоту и братскую любовь считать выше супружеской связи,
и таким образом совершил подвиг целомудрия. Кроме того, он имел
и другие сродные с целомудрием и неразлучные с ним добродетели,
а потому общим приговором возведен был на степень предстоятеля.
Но и этот блеск его жизни не усовестил врага истины: он сослал Пелагия
в Аравию, божественного Мелетия - в Армению, а изнуренного апостольскими
трудами Евсевия - во Фракию. Этот Евсевий, узнав, что многие церкви
лишены пастырей, облекся в одежду воина, возложил на голову тиару
и в этом виде прошел Сирию, Финикию и Палестину, рукополагая пресвитеров,
диаконов, пополняя духовенство другими церковными чинами; а когда
встречал единомышленных с собою епископов, то делал их предстоятелями
и тех церквей, которые имели нужду (в предстоятеле).
[1] Валент был крещен в 368 г.
[2] Жену Валента звали Альбия Доминика.
[3] Пелагия сослали в Аравию в 367 г.
|