О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГЕРМАНЦЕВ И МЕСТОПОЛОЖЕНИИ ГЕРМАНИИ
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Т.е. Карпатами.
2. Под Океаном Тацит подразумевает Северное и Балтийское моря, так как Скандинавский полуостров вплоть до XI в считали островом.
3. Т.е. Ютландский полуостров и Скандинавию (см. прим. 2).
4. Вероятно, Тацит имеет в виду поход Тиберия в 5 г. н.э.; Тиберий дошел до берегов нынешнего Каттегата.
5. Т.е. в Северное море.
6. Т.е. в Черное море.
7. Тацит выдвигает предположение о несмешанности германцев, основываясь на малой вероятности миграций по морю, но упускает при этом из виду непрерывные миграции по суше с их неизбежным следствием — смешением народностей.
8. Анналы — летописи; в широком смысле — сочинения исторического содержания.
9. Плиний Старший дает несколько иное деление германских племен. Он говорит: "Германские племена распадаются на пять групп: 1) вандилиев, часть которых составляют бургундионы, варины, харины, гутоны; 2) ингвеонов, к которым принадлежат кимвры, тевтоны и племена хавков; 3) иствеонов, ближе всего живущих к Рейну и включающих в себя сигамбров; 4) живущих внутри страны гермионов, к которым относятся свебы, гермундуры, хатты, херуски; 5) пятую группу — певкинов и бастарнов, которые граничат с вышеназванными даками" (Естественная история, IV, 99-101).
10. Здесь, возможно, имеется в виду германский бог грома воинственный Донар.
11. Германское слово бардит (лат. barditus) и поныне остается необъясненным; сопоставлять его с кельтскими бардами (сказителями) едва ли правомерно.
12. Речь идет, по-видимому, о надписях на кельтском языке; кельты пользовались греческим алфавитом, о чем свидетельствуют многие древние авторы.
13. См. прим 7.
14. Это утверждение Тацита необоснованно. Уже в эпоху бронзы германцы изготовляли украшения и утварь из золота и серебра. Позднее сам Тацит упоминает о существовавших в Германии во времена Клавдия серебряных рудниках (Анналы, XI, 20).
15. Речь идет о так называемых серратах и бигатах — древнейших серебряных монетах достоинством в один денарий. В этих монетах содержалось больше чистого серебра, чем в денариях Нерона, и предпочтение, которое им оказывали германцы, очевидно, этим и объясняется.
16. Это место следует понимать, очевидно, следующим образом: германская конница или прямо неслась на неприятеля, или обходила его справа, так как левый бок всадника был прикрыт щитом. Если этот маневр удавался, неприятель попадал в окружение.
17. Тацит употребляет здесь слово rex — царь, король; сами германцы называли своих властителей словом Kuning (конунг). Их роль и прерогативы обрисованы Тацитом в соответствии с исторической истиной.
18. Изображения — это деревянные резные фигуры различных животных, посвященных тому или иному божеству (например, змея или волк — Вотану, медведь и баран — Донару и т.д.); святыни — атрибуты и символы богов (например, копье — Вотана, молот — Донара, и т.д.).
19. О том же рассказывает Цезарь (Записки о галльской войне. I, 51).
20. То же у Цезаря (Записки о галльской войне, I, 50).
21. В заключительных словах этой главы Тацит, очевидно, иронизирует над случаями обожествления женщин из императорского рода, например сестры Калигулы Друзиллы и умершей в четырехмесячном возрасте дочери Нерона.
22. Тацит называет германских богов римскими именами: Вотана — Меркурием, Донара — Геркулесом, Циу — Марсом, так как римская и германская мифологии наделяли их сходными чертами и сходными атрибутами.
23. Считают невероятным, чтобы культ египетской Изиды мог проникнуть к свебам. Высказывается предположение, что Изидой Тацит называет германскую богиню плодородия Нерту (см. главу 40), или, как полагают некоторые, Изида появилась у него в тексте вследствие созвучия с именем германского божества Изы, иначе Цизы; что же касается ее святыни в виде либурны, то это — изображение или полумесяца, или лемеха плуга.
24. Здесь подразумевается бук или дуб, которые считались у германцев плодовыми деревьями, так как буковые орешки и желуди съедобны и употреблялись в пищу людьми и животными.
25. Предполагается, что это были руноподобные знаки или, возможно, руны — т.е. древнегерманские письмена; руна — готское слово со значением "тайна".
26. Птицегадание, т.е. прорицание будущего по поведению птиц: их полету, крику и пр., — было широко распространено и у римлян, у которых им занимались жрецы-авгуры. Орлы и вороны, по представлениям германцев, сулили удачу и счастье, совы и вороны — несчастье.
27. Этот способ гадания практиковался в древности не только германцами, но, если ограничиться индоевропейскими народами, то и индийцами, персами, греками, славянами.
28. О том же сообщает и Юлий Цезарь (Записки о галльской войне, I, 50), то же наблюдалось и у некоторых других индоевропейских народов древности.
29. То же относительно галлов см. у Юлия Цезаря (Записки о галльской войне, VI, 18). Такой же счет времени известен и у других народов древности, пользовавшихся лунным календарем (греков, иудеев и т.д.).
30. Римские обычаи воспрещали являться в народное собрание вооруженным. О том, что и галлы являлись в народные собрания вооруженными, рассказывает Тит Ливий (XXI, 20).
31. Так же выражали свое одобрение, по свидетельству Цезаря, и галлы (Записки о галльской войне. VII, 21).
32. Сообщение Тацита об этом подтверждается нахождением при осушке болот мумифицированных трупов; на некоторых из них были надеты оковы, некоторые были прикрыты поверх толстым слоем кольев или валежника. Чаще всего это трупы женщин: отсюда вывод, что подобным образом карались преимущественно преступления против целомудрия.
33. Здесь, как и в главе 6, сообщение Тацита относительно "сотни" довольно сбивчиво. В действительности, когда старейшина отправлялся творить суд в какой-нибудь округ, то в разборе дел участвовали все свободные из той "сотни", на территории которой происходило судебное разбирательство. Таким образом, никакого постоянного совета при старейшине не создавалось.
34. Вручение оружия у германцев Тацит сопоставляет с римским обрядом облачения юношей в мужскую тогу.
35. О наборе в дружину то же у Юлия Цезаря (Записки о галльской войне, VI, 23); об аналогичных отношениях между вождем дружины и дружинниками говорит Юлий Цезарь, рассказывая о кельтском племени сонтиатов (Записки о галльской войне, III, 22). То же отмечается позднее и в дружинах славян и норманнов.
36. Речь идет о вожде дружины и о дружинниках.
37. Дары посылались вождям другими общинами и даже соседними племенами, чтобы оградить свои земли от разбойных набегов и вместе с тем чтобы обеспечить себе в случае нужды военную помощь.
38. Фалеры (металлические бляхи, нередко золотые или серебряные) и почетные ожерелья — римские знаки отличия; пожалование их, а также прямой подкуп деньгами — характерные черты римской политики в отношениях с германскими племенами.
39. Каменные строения появились у германцев позднее и, как обнаруживается по имеющимся в германских языках строительным терминам, умением их возводить германцы обязаны римлянам.
40. Т.е. глиной разных оттенкоь.
41. Т.е. Рейна или Дуная, по которым проходила граница с владениями римлян.
42. Т.е. Северным и Балтийским морями и морем, лежащим за Скандинавией, — иначе говоря, Северным Ледовитым океаном.
43. Описание одежды германцев не вполне точно: мужская одежда — и не только у знатных — состояла из льняной нижней одежды, штанов (коротких или длинных) и грубошерстной накидки: были в ходу также куртки с рукавами и овечьи и звериные шкуры; не точны сведения Тацита и о женской одежде: женщины носили льняные рубашки, платья и накидки. Об обнаженных руках у германских женщин Тацит особо упоминает в связи с тем, что платье римских женщин было снабжено рукавами.
44. Например, царь свебов Ариовист (Юлий Цезарь. Записки о галльской войне, I, 53), который, будучи женат, имел и вторую жену, сестру царя Норика Воккиона.
45. Сведения Тацита о приданом не вполне точны. В действительности жених вносил за невесту выкуп, а отец невесты, по-видимому, передавал его новобрачной. Кроме того, наутро после свадьбы молодая жена получала от мужа подарки.
46. Здесь, как и в других местах, Тацит отзываясь с похвалой о нравах германцев, молчаливо осуждает тем самым римские нравы.
47. Какие именно племена имел в виду Тацит, не установлено.
48. Это сообщение, по крайней мере в той части, где речь идет о родившихся после смерти отца, не соответствует действительности.
49. Снова намек на Рим и на ряд римских законов, издававшихся со времени Августа с целью стимулировать деторождение в знатных семьях и оставшихся безрезультатными.
50. В знатных римских семьях детей, напротив, препоручали кормилицам; Тацит подробно рассказывает об этом в "Диалоге об ораторах" (29).
51. О том же сообщает и Юлий Цезарь (Записки о галльской войне, VI, 21).
52. В Риме девушек выдавали замуж по достижении ими 13-14 лет; как видно из текста, Тацит отдает предпочтение принятому у германцев порядку.
53. Сообщаемое Тацитом объясняется тем, что германская женщина, вступая в замужество, не порывала со своим родом, как у римлян, а сохраняла свою принадлежность к нему.
54. И здесь Тацит намекает на римские нравы; богатый бездетный старик был окружен в Риме множеством заискивающих пред ним, ибо по римским законам он мог распорядиться имуществом по своему усмотрению.
55. О гостеприимстве германцев сообщает и Юлий Цезарь (Записки о галльской войне, VI, 23). Тацит особо упоминает о том, что явившихся без приглашения принимают столь же сердечно, как если бы они были приглашены, потому что у римлян отношение к незваному гостю было совершенно иным.
56. Римляне умывались после обеда.
57. В отличие от римлян.
58. Речь идет, разумеется, лишь о верхнем общественном слое.
59. Совсем иначе отзывается о германцах и сам Тацит (Анналы, II, 14), и Веллей Патеркул, называющий их лукавыми и лживыми (Римская история, II, 118).
60. Речь идет о неизвестном римлянам пиве.
61. Колон — лично свободный крестьянин-арендатор, плативший землевладельцу за обрабатываемую им землю деньгами или натурой; положение рабов у германцев Тацитом несколько идеализировано.
62. Таким образом, и у германцев раб был вещью, принадлежащей своему господину, который был вправе распорядиться им по своему усмотрению; строгое обращение римлян с рабами возводилось ими в систему ради поддержания дисциплины и беспрекословного повиновения.
63. Напротив, вольноотпущенники в эпоху империи — весьма влиятельная прослойка римского общества: из них комплектовались административные кадры, многие из них занимали высшие должности в правительстве и при дворе.
64. И здесь Тацит противопоставляет "добрые" нравы германцев "дурным" нравам римлян. О бесплодной борьбе с ростовщичеством в Риме он говорит в "Анналах" (VI, 16-17).
65. Помимо ячменя, пшеницы, овса и ржи, германцы сеяли также чечевицу, горох, бобы, лук-порей, лен, коноплю и красильную вайду, или синильник.
66. Наименование осени у германцев действительно появилось позднее; под осенними плодами Тацит подразумевает плоды фруктовых деревьев и виноград.
67. И в рассказе о погребальных обрядах германцев Тацит отдает им предпочтение перед римскими, что особенно подчеркивается последней фразой первого абзаца этой главы.
68. Т.е. Юлий Цезарь. Цезарь считал, что галлы (кельты) — исконное население Галлии, тогда как, по современным научным воззрениям, Галлия была заселена кельтами, двигавшимися с Востока (около 2000 г. до н.э. кельтские поселения существовали на юге и юго-западе нынешней Германии).
69. Т.е. Рейн.
70. Здесь Тацит имеет в виду Швабскую Юру.
71. Тацит имеет в виду германское племя маркоманов, переселившееся на оставленную бойями территорию.
72. Пространство между 2 рукавами Рейна в его нижнем течении.
73. Десятинные земли, или Декуматские поля, получили свое название либо из-за того, что были населены 10 родоплеменными общинами, либо, как считалось ранее, потому, что поселившиеся здесь римские колонисты платили в казну подать в размере 1/10 с собранного ими урожая; во второй половине I в. н.э. эта территория была присоединена к Римскому государству и вошла в состав римской провинции Верхняя Германия.
74. Т.е. границей с римскими владениями на левом берегу Рейна; в нижнем течении Рейн разделяется на множество рукавов и протоков и его берега во многих местах заболочены.
75. Сообщение Тацита о полном истреблении бруктеров не соответствует действительности: оправившись после поражения, нанесенного им соседними племенами, часть бруктеров, продвигаясь на юго-запад, позднее пробилась к Рейну.
76. Тацит уподобляет истребление бруктеров столь распространенному в Риме зрелищу — гладиаторским играм.
77. Из этих слов Тацита и из сказанного им в главе 37 видно, что он хорошо понимал бесперспективность борьбы с германцами и видел в них реальную угрозу для Римского государства. Понимал он и то, что римляне сильны только там, где их противника разобщают междоусобия: его мысли об этом см. также: Агрикола, 12.
78. Сзади — т.е. с востока; спереди — с северо-запада.
79. Из этих озер вследствие опускания суши впоследствии (в 1282 г.) образовался залив Зейдер-зе.
80. Тацит здесь не вполне точен: в 5 г. н.э. Тиберий, обогнув полуостров Ютландию, доплыл до пролива Каттегат, и, кроме того, 2 плавания по Северному морю были предприняты в 15 и 16 гг. н.э. Германиком.
81. Здесь Тацит имеет в виду п-ов Ютландию.
82. Ослабление херусков явилось следствием междоусобиц и столкновений с хавками, лангобардами и хаттами.
83. Во II в. до н.э. часть кимвров вместе с не упоминаемыми Тацитом тевтонами покинула свои поселения и двинулась на юг; в конце II в. кимвры и тевтоны стали непосредственно угрожать Риму, но были разбиты Марием: тевтоны — близ нынешнего Экса в Провансе (102 г. до н.э.), а кимвры — близ нынешнего города Верчелли в северной Италии (101 г. до н.э.). Рассказ об этом нашествии кимвров и тевтонов см.: Луций Анней Флор. Из истории римского народа, I, 38; а также: Плутарх. Жизнеописание Мария, 11 и сл. Говоря о лагере кимвров на том и другом берегу, Тацит имеет в виду берега Рейна.
84. По преданию, Рим был основан в 753 г. до н.э. Таким образом, 640-й год от основания Рима — 113 г. до н.э.
85. Второе консульство Траяна приходится на 98 г. н.э.
86. Испании и Галлии, так как римляне различали Испанию Ближнюю и Испанию Дальнюю, а также Галлию Цизальпинскую (т.е. Северную Италию, где обитали кельтские племена) и Транзальпийскую (по ту сторону Альп), а в Транзальпийской Галлии, кроме того, — Галлию Нарбоннскую, Лугдунскую и т.д. Здесь Тацит имеет в виду длительное и сопряженное с большими трудностями завоевание римлянами Испании и Галлии.
87. Говоря о самовластии Арсака, Тацит имеет в виду длительную борьбу с потомками Арсака из династии Арсакидов.
88. Презрительный тон, в котором Тацит говорит о Вентидии, объясняется темным происхождением последнего; Вентидий был выдвинут Юлием Цезарем и при его содействии стал претором.
89. Здесь Тацит называет Цезарем Августа.
90. О разгроме войска Вара см. рассказ Тацита в "Анналах" (I, 61-62).
91. В битве с кимврами близ города Верцеллы (ныне Верчелли) в101г. до н.э.
92. Во время завоевания Юлием Цезарем Галлии (58-51 гг. до н.э.).
93. Т.е. будущий император Тиберий.
94. Т.е. Калигулы; об этих приготовлениях в 39-40 гг. н.э. см.: Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. Калигула, 43-47.
95. Смуты и гражданская война — борьба за власть в 68-69 гг. н.э. (Гальба, Отон, Вителлий и Веспасиан); говоря о захвате германцами римских зимних лагерей и об их попытках поднять против римлян Галлию, Тацит имеет в виду восстание батавов в 69-70 гг. н.э.
96. Тацит говорит здесь о походе Домициана против хаттов в 83 г. н.э. См. о том же: Тацит. Агрикола, 39.
97. Местонахождение священной рощи семионов не установлено. Божество, которому они поклонялись, видимо, Вотан (его эпитет — Alwaldand, что означает всемогущий).
98. Сообщение Тацита о том, что семионами заселено 100 округов, восходит, очевидно, к Цезарю (Записки о галльской войне, IV, 1).
99. Предположительно — о. Зеландия, на котором ныне находится Копенгаген, или какой-нибудь небольшой остров у побережья нынешнего Шлезвиг-Гольштейна.
100. Тацит имеет в виду город Augusta Vindelicorum, нынешний Аугсбург.
101. В 9 г. до н.э. римское войско под начальством Друза дошло до Альбиса (Эльбы); переправился через Эльбу (в неустановленном году) также Луций Домиций Агенобарб (Тацит. Анналы, IV, 44) и в 5 г. н.э. Тиберий. После разгрома в Тевтобургском лесу (9 г. н.э.) римлянам больше не удавалось так далеко проникать в глубь Германии.
102. Эти горы — Крконоше (Исполиновы горы) и Судеты.
103. Священная роща наганарвалов находилась, по-видимому, возле нынешнего города Еленя-Гура (Польша, близ границы с Чехословакией).
104. См. прим. 2.
105. Рассказ Тацита о кораблях свионов подтверждается находкой такого корабля в толще трясины на восточном побережье северного Шлезвига; этот корабль находится в музее в г. Киле. Весла на кораблях свионов свободно перемещались, тогда как на римских были закреплены в гнездах, — вот почему Тацит и останавливается на этой подробности.
106. В отличие от других германских племен, о которых упоминалось ранее.
107. Это сообщение Тацита считается недостоверным: полагают, что оружие и у свионов содержалось под охраной только в дни некоторых празднеств. Ср. со сказанным в главе 40.
108. Т.е. Северный Ледовитый океан.
109. Примерно то же об особенностях высоких широт сообщает Тацит и в главе 12 "Жизнеописания Агриколы".
110. Древние греки и римляне обожествляли солнце, представляя его себе в виде лучезарного Феба, ежедневно выезжающего на небосклон в запряженной четверкой лошадей колеснице.
111. Ибо, по представлениям древних, здесь проходит граница мира.
112. Эстии не были предками нынешних эстонцев, которые угро-финского происхождения и лишь унаследовали наименование эстиев; что касается языка эстиев, то он едва ли и в то время был ближе к британскому (кельтскому) языку, чем к германским; отмечаемые Тацитом черты сходства объясняются тем, что и язык эстиев, и язык британцев, равно как и германцев, — индоевропейские.
113. По-видимому, речь идет о культе, сходном с поклонением Нерте (см. гл. 40). И среди германских племен, например англосаксов, также были распространены подобные амулеты с изображением вепря, олицетворявшего неукротимость и свирепость.
114. В данном случае Тацит ошибается: еще в эпоху каменного века, задолго до установления сношений с римлянами, германцы собирали янтарь и выделывали из него всевозможные украшения. Особенно много находили его на побережье Ютландского полуострова и в западной части Балтийского моря.
115. По представлениям древних (земля — круг), местности на Крайнем Западе и Крайнем Востоке расположены одинаково близко к солнцу.
116. Все сказанное Тацитом о феннах относится к лопарям (лопь, лапландцы), так как финны в его времена уже жили оседло, занимаясь земледелием и разведением скота.
117. Ср. заключительные слова "Германии" с "Анналами" (II, 24).
|