Послание к Поликарпу, епископу Смирнскому
Оп.: Послания Святаго Игнатия Богоносца, переведенныя при Казанской Духовной Академии и изданныя в Православном Собеседнике. — Казань: В Типографии Губернскаго Правления, 1857. — С. 183-194.
ПРОСТРАННАЯ РЕДАКЦИЯ
Игнатий, Епископ Антиохийский, и мученик Іисуса Христа, Поликарпу, Епископу Церкви Смирнской, лучше же — состоящему под Епископиею Бога Отца и Іисуса Христа, желает премного радоваться.
1. Зная твои мысли о Боге, утвержденныя какбы на неподвижном камне, я весьма рад, что удостоился видеть непорочное лице твое, которым желал бы наслаждаться (и всегда) о Боге. Умоляю тебя благодатию, которою облечен ты, — ускоряй свое течение, и умоляй всех, чтобы спасались. Блюди место свое со всяким тщанием, телесным и духовным. Старайся об единении, лучше котораго нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви, как ты и поступаешь. Пребывай в непрестанных молитвах. Проси бoльшаго разумения, нежели какое имеешь. Бодрствуй, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым так, как стал бы говорить с ним Бог. Носи немощи всех, как совершенный подвижник, как и Господь (носит немощи) всех. Ибо Той сказано, недуги наша прият, и болезни понесе (Матф. 8, 17). Где больше труда, там больше и приобретения.
2. Если любишь только добрых учеников, — то нет тебе милости (Божией); лучше худших покоряй кротостию. Не всякая рана врачуется одним и тем же пластырем; острыя боли утишай (прохладительными) примочками. Во всем буди мудр яко змия, и цел (незлобив) яко голубь (Матф, 10, 16). Для того ты и состоишь из души и тела, и телесен и духовен, чтобы видимое исправлял, а о невидимом молился, чтобы открыто было тебе, и чтобы не иметь тебе ни в чем недостатка, напротив обладать всяким дарованием. Время требует, чтоб ты молился. Ибо как кормчему помогает ветр, и как кораблю, бурей носимому, пристани служат к спасению, так и тебе — молитва, чтобы достигнуть Бога. Трезвись, как подвижник Божий, воля Котораго есть нетление и вечная жизнь, в которой и сам ты уверен. Во всем порукой тебе я и мои узы, которыя ты возлюбил.
3. Люди, которые кажутся достойными доверия, а между тем учат иному, не должны устрашать тебя. Стой твердо, как наковальня, по которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары, но при всем том побеждать. Особенно же для Бога мы должны все терпеть, дабы и Сам Он потерпел нас для царства (Своего). Будь еще усерднее, нежели каков теперь. Теки быстрее. Вникай в обстоятельства времени; побеждай, пока ты здесь. Ибо поприще здесь, а там венцы. Ожидай Христа, Сына Божия, безвременнаго во времени, невидимаго по существу, видимаго же во плоти, неосязаемаго и неприкосновеннаго, поколику безтелесен, нас же ради сделавшагося прикосновенным и осязаемым в теле, безстрастнаго, как Бог, нас же ради подвергшагося страданиям, как человек, все ради нас претерпевшаго.
4. Вдовицы не должны быть оставляемы без попечения. После Господа, ты будь попечитель их. Ничего не должно быть без твоей воли; но и ты ничего не делай без воли Божией, чего, впрочем, ты и не делаешь. Стой хорошо. Собрания пусть бывают чаще. Сзывай всех до одного. Рабов и рабынь не презирай: но и они пусть не надмеваются; напротив, пусть во славу Божию еще более поработят себя, чтобы получить от Бога высшую свободу. Пусть не домогаются получить свободу на общий счет, чтобы не сделаться им рабами страсти.
5. Избегай козней; даже не говори об них ни слова. Внушай сестрам моим, чтобы оне любили Господа и были довольны своими сожителями по плоти и по духу. Равным образом советуй и братьям моим, чтоб они во имя Іисуса Христа любили своих сожительниц, как Господь (любит) Церковь. (Ефес. 5, 25). Кто может, в честь плоти Господней, пребывать в чистоте, — пусть пребывает, но без тщеславия. Если же станет тщеславиться, то погиб; а если отделится от Епископа, то пропал совершенно. А те, которые женятся и выходят за-муж, должны вступать в союз с согласия Епископа, дабы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть будет все в славу Божию.
6. Слушайтесь Епископа, дабы и Бог (послушал) вас. Я порука за тех, которые повинуются Епископу, пресвитерству и диаконам. Пусть часть моя в Боге будет одинаковая с ними. Вместе друг с другом трудитесь, вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь свой, вместе терпите, вместе успокоивайтесь, вместе вставайте, как Божии домостроители и домочадцы и слуги. Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете, от Кого получаете и содержание. Пусть никто из вас не будет перебежчиком. Крещение пусть всегда будет вам щитом; вера — шлемом; любовь — копьем; терпение — полным вооружением. Взносом вашим [1] пусть будут дела ваши, дабы (после) получить вам от Бога достойную за них плату. Итак долготерпите друг ко другу с кротостию, и Бог (будет долготерпелив) к вам. Всегда желал бы я быть с вами.
7. Так как мне стало известно, что Церковь Антиохийская в Сирии, по молитвам вашим, наслаждается миром, то и я, не имея более заботы о деле Божием, стал благодушнее, только бы придти мне к Богу путем страдания, чтобы по молитве вашей соделаться (истинным) учеником (Христовым). Тебе, богоблаженнейший Поликарп, надобно созвать боголепнейший собор и избрать кого нибудь особенно вам любезнаго и усерднаго человека, который мог бы назваться Божиим послом и ему поручить отправиться в Сирию, чтобы, прибыв в Сирию, он прославил (там) неослабную любовь вашу к славе Божией. Христианин не имеет над собою власти; он принадлежит Богу. А это дело касается Бога и вас, когда вы исполните его. Ибо я уверен в благодати (Божией), что вы готовы на всякое доброе дело Божие. Посему-то, зная ваше согласие с истиною, я и преподал вам наставление в кратком послании.
8. Так как я, по причине внезапнаго отплытия из Троады в Неаполь, не мог написать ко всем Церквам, то к ближайшим Церквам напиши ты, потому что ты знаешь волю Божию, дабы и оне сделали тоже самое. Кто может, послали бы нарочнаго, а другия отправили бы письма чрез посланных тобою, чтобы прославиться вам безсмертным делом, как ты и достоин того. Приветствую всех поимянно, и жену Епитропа со всем домом ея и с детьми. Приветствую возлюбленнаго моего Аттала. Приветствую того, кто удостоится быть отправленным в Сирию. Да будет всегда благодать с ним и с посылающим его Поликарпом! Желаю вам всегда укрепляться о Боге нашем Іисусе Христе; пребывайте чрез Него в единении с Богом и под Его смотрением. Приветствую Алкия, вожделенное для меня имя. Аминь. Благодать (да будет с вами). Будьте здравы о Господе!
Примечание:
[1] В Римском войске была артельная казна (peculium castrense), в которую воины отдавали, в виде взноса, на сохранение, остаток своего жалованья или приобретаемую на войне добычу, и по окончании войны получали сполна вносимую сумму. На сие обыкновение и указывает св. Игнатий. — Примеч. изд.
КРАТКАЯ РЕДАКЦИЯ
Игнатий, Богоносец, Поликарпу, Епископу Церкви Смирнской, лучше же — состоящему под Епископиею Бога Отца и Господа Іисуса Христа, желает премного радоваться.
1. Зная твои мысли о Боге, утвержденныя какбы на неподвижном камне, я весьма рад, что удостоился видеть непорочное лице твое, которым желал бы наслаждаться (и всегда) о Боге. Умоляю тебя благодатию, которою облечен ты, — ускоряй свое течение, и умоляй всех, чтобы спасались. Блюди место свое со всяким тщанием, телесным и духовным. Старайся об единении, лучше котораго нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви, как ты и поступаешь. Пребывай в непрестанных молитвах. Проси бoльшаго разумения, нежели какое имеешь. Бодрствуй, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым так, как стал бы говорить с ним Бог. Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Где больше труда, там больше и приобретения.
2. Если любишь только добрых учеников, — то нет тебе милости (Божией): лучше худых покоряй кротостию. Не всякая рана врачуется одним и тем же пластырем; острыя боли утишай (прохладительными) примочками. Во всем буди мудр яко змия, и цел (незлобив) яко голубь (Матф. 10, 16). Для того ты вместе и телесен и духовен, чтобы ласково принимал и то, что только наружно показывается, но молись, чтобы тебе открыто было и сокровенное (в людях), дабы не иметь ни в чем недостатка, напротив с избытком обладать всяким дарованием. Как кормчим нужны ветры, или обуреваемому — пристань, так настоящему времени нужен ты, для того, чтобы достигнуть Бога. Будь же бдителен, как подвижник Божий. Наградой будет нетление и жизнь вечная, к которой и (сам) ты уверен. Во всем порукой тебе я и мои узы, которыя ты возлюбил.
3. Люди, которые кажутся достойными доверия, а между тем учат иному, не должны смущать тебя. Напротив, стой твердо, как наковальня, по которой бьют. Великому борцу свойственно принимать удары, но при всем том побеждать. Особенно же для Бога мы должны все терпеть, дабы и Сам Он потерпел нас. Будь еще усерднее, нежели каков теперь. Вникай в обстоятельства времени. Ожидай Того, Кто выше времени, безвременнаго, невидимаго, но для нас сделавшагося видимым, неосязаемаго, безстрастнаго, но для нас подвергшагося страданию, все ради нас претерпевшаго.
4. Вдовицы не должны быть оставляемы без попечения. После Господа, ты будь попечителем их. Ничего не должно быть без твоей воли; но и ты ничего не делай без воли Божией, чего, впрочем, ты и не делаешь. Стой хорошо! Собрания пусть бывают чаще. Сзывай всех до одного. Рабов и рабынь не презирай: но и они пусть не надмеваются; напротив, пусть во славу Божию еще более поработят себя, чтобы получить им от Бога лучшую свободу. Пусть не домогаются получить свободу на общий счет, чтобы не сделаться им рабами страсти.
5. Избегай козней, или лучше, даже не говори об них. Внушай сестрам моим, чтоб оне любили Господа и были довольны своими сожителями по плоти и по духу. Равным образом советуй и братьям моим, чтоб они во имя Іисуса Христа любили своих сожительниц, как Господь (любит) Церковь (Ефес. 5, 25). Кто может, в честь плоти Господней, пребывать в чистоте, — пусть пребывает, но без тщеславия. Если же станет тщеславиться, то погиб; а если отделится от Епископа, то пропал совершенно. А те, которые женятся и выходят за-муж, должны вступать в союз с согласия Епископа, дабы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть будет все в славу Божию.
6. Слушайтесь Епископа, дабы и Бог (послушал) вас. Я порука за тех, которые повинуются Епископу, пресвитерам и диаконам. И пусть часть моя в Боге будет одинаковая с ними. Вместе друг с другом трудитесь, вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь свой, вместе терпите, вместе успокоивайтесь, вместе вставайте, как Божии домостроители и домочадцы и слуги. Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете, от Кого получаете и содержание. Пусть никто из вас не будет перебежчиком. Крещение пусть всегда будет вам щитом; вера — шлемом; любовь — копьем; терпение — полным вооружением. Взносом вашим пусть будут дела ваши, дабы (после) получить вам от Бога достойную за них плату. Итак долготерпите друг ко другу с кротостию, как и Бог будет (долготерпелив) к вам. Всегда желал бы я быть с вами.
7. Так как мне стало известным, что Церковь Антиохийская в Сирии, по молитвам вашим, наслаждается миром, то и я, не имея более заботы о деле Божием, стал благодушнее, только бы придти мне к Богу путем страдания, чтобы по молитве вашей соделаться (истинным) учеником (Христовым). Тебе, богоблаженнейший Поликарп, надобно созвать боголепнейший совет и избрать кого нибудь особенно вам любезнаго и усерднаго человека, который мог бы назваться Божиим послом, и ему поручить, чтобы, отправившись в Сирию, он прославил (там) неослабную любовь вашу к славе Божией. Христианин не имеет над собою власти; он принадлежит Богу. А это дело касается Бога и вас, когда вы исполните его. Ибо я уверен в благодати (Божией), что вы готовы на всякое доброе дело Божие. Посему-то, зная ваше согласие с истиною, я и предложил вам наставление в кратком послании.
8. Так как я, по причине внезапнаго, по воле начальства, отплытия из Троады в Неаполь, не мог написать ко всем Церквам, то к ближайшим Церквам напишешь ты, потому что ты знаешь волю Божию, дабы и оне сделали тоже самое. Кто может, послали бы нарочных, а другия (отправили бы) письма чрез посланных тобою, чтобы прославиться вам безсмертным делом, как ты и достоин того. Приветствую всех поимянно, и жену Епитропа со всем ея домом и детьми. Приветствую возлюбленнаго моего Аттала. Приветствую того, кто удостоится быть отправленным в Сирию. Да будет всегда благодать с ним и с посылающим его Поликарпом! Желаю вам всегда укрепляться о Боге нашем Іисусе Христе. Пребывайте чрез Него в единении с Богом и под Его смотрением. Приветствую Алкия, вожделенное мне имя. Будьте здравы о Господе. |