ПОСЛАНИЯ СВЯТОГО ИГНАТИЯ К ПОЛИКАРПУ СМИРНСКОМУ
Печатается по изданию: Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом,
1988. Номера страниц этого издания указаны в прямых скобках внутри
текста и отмечены линейками. Дореволюционный перевод с греческого
за давностью лет составляет общественное достояние.
Игнатий Богоносец Поликарпу, епископу Церкви смирнской, лучше же
- состоящему под епископством Бога Отца и Господа Иисуса Христа,
желает премного радоваться.
Глава I.
Уважая твое благочестивое расположение, утвержденное как бы на неподвижном
камне, я преисполнен благодарности к Богу, что удостоился видеть непорочное
лицо твое, которым желал бы всегда наслаждаться о Боге. Умоляю тебя
благодатию, которою облечен ты, - ускоряй свое течение и умоляй всех,
чтобы спаслись. Блюди место свое со всяким тщанием - плотским и духовным.
Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем,
как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви, как ты и поступаешь.
Пребывай в непрестанных молитвах. Проси большего разумения, нежели
какое имеешь. Бодрствую, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым, как
поможет Бог. Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Где больше
труда, там больше и приобретения.
Глава II.
Если любишь только добрых учеников, - еще нет тебе за это благодати:
лучше худых покоряй кротостию. [141]
Не всякая рана врачуется одним и тем же пластырем: острые боли утешай
прохладительными примочками. Во всем будь мудр, как змея, и незлобив,
как голубь. Для того ты вместе и телесен и духовен, чтобы ласково
принимал и то, что является тебе наружно, но молись, чтобы тебе открыто
было и сокровенное, дабы не иметь ни в чем недостатка, напротив, с
избытком обладать всяким дарованием. Как кормчим нужны ветры, или
обуреваемому - пристань, так настоящему времени нужен ты - для того,
чтобы достигнуть Бога. Будь же бдителен, как подвижник Божий. Наградой
будет нетление и жизнь вечная, в которой и сам ты уверен. Во всем
порукой тебе я и мои узы, которые ты возлюбил.
Глава III.
Люди, которые кажутся достойными доверия, а между тем учат иному,
не должны смущать тебя. Стой твердо, как наковальня, на которой бьют.
Великому борцу свойственно принимать удары и побеждать. Особенно же
для Бога мы должны все терпеть, чтобы и Сам Он потерпел нас. Будь
еще усерднее, нежели каков теперь. Вникай в обстоятельства времени.
Ожидай Того, Кто выше времени, - безвременного, невидимого, бесстрастного,
но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего.
Глава IV.
Вдовицы не должны быть пренебрегаемы. После господа, ты будешь попечителем
их. Ничего не должно быть без твоей воли; но и ты ничего не делай
без воли Божией, чего, впрочем, ты и не делаешь. Стой твердо! Собрания
пусть бывают чаще. Сзывай всех до одного. Рабов и рабынь не презирай:
но и они пусть не надмеваются, напротив, пусть во славу Божию еще
более поработят себя, чтобы получить им от Бога лучшую свободу. Пусть
не домогаются полу- [142]
чить свободу на общий счет, чтобы не сделаться им рабами страсти.
Глава V.
Избегай ухищрений, а более беседуй о следующих предметах. Сестрам
моим внушай, чтобы они любили Господа и были довольны своими сожителями
по плоти и по духу. Равным образом и братьям моим заповедуй именем
Иисуса Христа, чтоб они любили сожительниц своих, как Господь - Церковь.
Кто может в честь Господа плоти пребывать в чистоте, пусть пребывает
без тщеславия. Если же станет тщеславиться, то погиб; а если будет
почитать себя больше епископа, то пропал совершенно. А те, которые
женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа,
чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу
Божию.
Глава VI.
Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам. Я - жертва за тех, которые
повинуются епископу. пресвитерам и диаконам. И пусть часть моя в Боге
будет одинаковая с ними. Вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь
свой, вместе терпите, вместе успокаивайтесь, вместе вставайте, как
Божии домостроители и домочадцы и слуги. Благоугождайте Тому, для
Кого воинствуете вы, от Кого и получаете содержание. Пусть никто из
вас не будет перебежчиком. Крещение пусть остается с вами, как щит;
вера; как шлем - любовь - как копье; терпение - как полное вооружение.
Взносом вашим пусть будут дела ваши, чтобы после получить вам следующую
вам прибыль. Итак, будьте [143]
долготерпеливы друг к другу с кротостию, как и Бог (долготерпелив)
к вам. Всегда желал бы я быть с вами.
Глава VII.
Так как мне стало известным, что Церковь антиохийская в Сирии, по
молитвам вашим, наслаждается миром, то и я, в Божией беспечальности,
стал благодушнее, только бы придти мне к Богу чрез страдание. дабы
в воскресении явиться мне вашим учеником. Тебе, богоблаженнейший Поликарп,
надобно созвать боголепнейший совет и избрать кого-нибудь особенно
вам любезного и усердного человека, который мог бы назваться Божиим
послом: ему поручить, чтобы, отправившись в Сирию, он прославил там
неослабную любовь вашу к славе Божией. Христианин не имеет над собою
власти; он принадлежит Богу. А это дело - Божие и ваше, когда вы исполните
его. Ибо я уверен в благодати Божией, что мы готовы на всякое доброе
дело Божие. Посему-то, зная ваше согласие с истиною, я и предложил
вам наставление в кратком послании.
Глава VIII.
Так как я, по причине внезапного, по воле начальства, отплытия из
Троады в Неаполь, не мог написать ко всем Церквам, то к ближайшим
Церквам напишешь ты, как знающий волю Божию, чтобы и они сделали то
же самое. Кто может, послали бы нарочных, а другие отправили бы письма
чрез посланных тобою, чтобы прославиться вам бессмертным делом, как
ты и достоин того. Приветствую всех поименно, и жену Епитропа со всем
ее домом и [144]
детьми. Приветствую возлюбленного моего Аталла. Приветствую того,
кто удостоится быть отправленным в Сирию. Да будет всегда благодать
с ним и с посылающим его Поликарпом! Желаю вам всегда укрепляться
о Боге нашем Иисусе Христе. Пребывайте чрез Него в единении с Богом
и епископом. Приветствую Алкия, вожделенное мне имя. Укрепляйтесь
о Господе.
|