ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ
Перевод Казанской духовной академии, 1857.
По изданию: Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом,
1988. Номера страниц этого издания указаны в прямых скобках внутри
текста и отмечены линейками.
Игнатий Богоносец достоблаженной церкви Ефесской в Азии, благословенной
в полноте величием Бога Отца, прежде век предназначенной быть, в
вечную и неизменную славу, всегда соединенною и избранною в истинном
страдании, по воле Отца и Иисуса Христа, Бога нашего, желаю премного
радоваться о Иисусе Христе радостию непорочною.
Глава I.
Я принял о Боге ваше многолюбезное имя, по всей справедливости славящееся
за веру и любовь во Иисусе Христе, Спасителе нашем. Как подражатели
Богу, воспламенившись божественною кровию, вы совершенно исполнили
в отношении ко мне родственное дело. Когда вы услышали, что я связан
в Сирии за общее имя и упо- [102]
вание, (вы поспешили видеть меня), надеющегося по вашей молитве принять
в Риме битву со зверями, чтобы посредством мученичества мне сделаться
учеником Того, Кто Самого Себя принес за нас в приношение и жертву
Богу. И вот я, во имя Божие, принял многочисленное общество ваше в
лице Онисима, мужа несказанной любви, вашего во плоти епископа. Любите
его, умоляю вас Иисусом Христом, и все будьте подобны ему; ибо благословен
Тот, Который даровал всем быть достойными иметь такого епископа.
Глава II.
И о Вурре, моем сотруднике, а вашем о Боге диаконе, во всем благословенном,
молюсь, чтоб он оставался к чести вашей и епископа. А Крок, достойный
Бога и вас, которого я принял как образец вашей любви, во всем успокоил
меня. Отец Иисуса Христа также да утешит и его, вместе с Онисимом,
Вурром, Евплом и Фронтоном, чрез которых я видел любовь всех вас.
Желал бы я и всегда радоваться вами, если буду достоин. Посему следует
всячески славить Иисуса Христа, Который прославил Вас, для того, чтоб
вы в единодушном повиновении были утверждены в одном духе и в одних
мыслях, и все вы говорили одно, чтобы, повинуясь епископу и пресвитерству,
вы были освящены во всем.
Глава III.
Не приказываю вам, как что-либо значащий; ибо хотя я и в узах за имя
Христово, но еще не совершен в [103]
Иисусе Христе; теперь только начинаю учиться, и обращаюсь к вам, как
моим соучителям: ибо мне надлежало бы получить от вас укрепление к
вере, к вразумлению себя, к терпению и великодушию. Но как любовь
не позволяет мне молчать в отношении к вам, то я и решился убеждать
вас, чтоб вы сходились с мыслию Божиею. Ибо и Иисус Христос, общая
наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы, поставленные по концам
земли, находятся в мысли Иисуса Христа.
Глава IV.
Посему и вам надлежит согласоваться с мыслию епископа, что вы и делаете.
И ваше знаменитое достойное Бога, пресвитерство так согласно с епископом,
как струны в цитре. Оттого вашим единомыслием и согласною любовию
прославляется Иисус Христос. Составляйте же из себя вы все до одного
хор, чтобы, согласно, настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь
Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы Он услышал
вас, и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак,
полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда
быть и в союзе с Богом.
Глава V.
В самом деле, если я в короткое время возымел такое дружество с вашим
епископом, - не человеческое, а духовное, то сколько, думаю, блаженнее
вы, которые соединены с ним так же, как Церковь с Иисусом Христом,
и как Иисус Христос с Отцом, дабы все было согласно чрез единение.
Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя
хлеба Божия. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько силь-
[104]
нее молитва епископа и целой Церкви? Поэтому кто не ходит в общее
собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: Бог
гордым противится. Постараемся же не противиться епископу, чтобы нам
быть покорными Богу.
Глава VI.
И чем более кто видит епископа молчащим, тем более должен бояться
его. Ибо всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом,
нам должно принимать так же, как самого пославшего. Поэтому ясно,
что и на епископа должно смотреть, как на Самого Господа. Впрочем
сам Онисим чрезвычайно хвалит ваше благочинное о Боге поведение, что
все вы живете сообразно с истиною, что среди вас нет никакой ереси,
но что вы и не слушаете никого, кроме Иисуса Христа, проповедующего
истину.
Глава VII.
Некоторые имеют обычай коварно носить имя Христово, между тем делают
дела, недостойные Бога. От них вы должны убегать, как от диких зверей;
ибо это бешеные псы, исподтишка кусающие. Вам должно остерегаться
от них, ибо они страдают неудобоисцелимым недугом. Для них есть только
один врач, телесный и духовный, рожденный и не рожденный, Бог во плоти,
в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный,
а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос. [105]
Глава VIII.
Итак, никто да не обольщает вас, впрочем, вы и не поддаетесь обольщениям,
будучи всецело преданы Богу. Ибо, когда между вами не возникло никакой
распри, которая могла бы расстроить вас, то подлинно вы живете, как
угодно Богу. Я отребие ваше, и должен очиститься вашею, ефесяне, знаменитою
в веках Церковию. Плотские не могут делать духовного, ни духовные
плотского, подобно как и вера - дел, свойственных неверию, и неверие
- дел веры. Но у вас духовно и то, что вы делаете по плоти, потому
что вы все делаете во Иисусе Христе.
Глава IX.
Узнал я, что некоторые пришли оттуда к вам со злым учением. Но вы
не позволили рассеивать его между вами, заградивши слух свой, чтобы
не принять рассеиваемого ими, так как вы истинные камни храма Отчего,
уготованные в здание Бога Отца; вы возноситесь на высоту орудием Иисуса
Христа, то-есть крестом, посредством верви Святого Духа; вера ваша
влечет вас на высоту, а любовь служит путем, возводящим к Богу. Потому
все вы спутники друг другу. Богоносцы и храмоносцы, Христоносцы, святоносцы,
во всем украшенные заповедями Иисуса Христа. Оттого-то я и радуюсь
тому, что удостоился письменно беседовать с вами и разделить с вами
радость мою, что вы, как свойственно другой жизни, ничего не любите,
кроме одного Бога. [106]
Глава X.
Но и о других людях непрестанно молитесь. Ибо есть им надежда покаяния,
чтобы придти к Богу. Дайте им научиться, по крайней мере, из дел ваших.
Против гнева их вы будьте кротки; против их велеречия - смиренномудренны;
их злословию противопоставляйте молитвы, - их заблуждению, - твердость
в вере; против их грубости будьте тихи. Не будем стараться подражать
им, - напротив, своею снисходительностию окажем себя братьями их,
- а постараемся быть подражателями Господу. Пусть кто-нибудь более
потерпит неправду, понесет убыток, подвергнется уничижению, только
бы не нашлось в вас какого-либо плевела диавольского, но все вы во
всякой чистоте и целомудрии пребывали во Иисусе Христе телесно и духовно.
Глава XI.
Уже последние времена. Устыдимся, устрашимся долготерпения Божия,
чтобы оно не послужило нам в осуждение. Или будущего гнева убоимся,
или настоящую благодать возлюбим. Что-нибудь одно из двух, - только
бы найтись нам во Христе Иисусе для истинной жизни. Без Него ничего
да не будет у вас. Ради Его я и несу на себе узы, этот духовный жемчуг,
в котором желал бы я и воскреснуть по молитве вашей. О, если бы я
и всегда пользовался ею, чтобы мне обрести жребий ефесских христиан,
которые силою Иисуса Христа всегда были единомысленны с апостолами.
[107]
Глава XII.
Знаю, кто я, и к кому пишу. Я осужденный, а вы помилованные; я в опасности,
а вы стоите твердо. Вы путь для умерщвляемых ради Бога. Вы сотаинники
Павла освященного, засвидетельствованного, достоблаженного, у ног
которого желал бы я быть, когда приду к Господу. Он во всем послании
своем к вам поминает вас во Христе Иисусе.
Глава XIII.
Итак, старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога.
Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны,
и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего
лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов.
Глава XIV.
Это, впрочем, не безызвестно, если вы имеете к Иисусу Христу совершенную
веру и любовь, которая суть начало и конец жизни. Вера начало, а любовь
конец, обе же в соединении суть дело Божие; все прочее, относящееся
к добродетели, от них происходит. Никто, исповедующий веру, не грешит,
и никто, стяжавший любовь, не ненавидит. Дерево познается по плоду
своему: так и те, которые исповедуют себя христианами, обнаружатся
по делам своим. Теперь дело не в исповедании только, а в силе веры,
если кто пребудет в ней до конца.
Глава XV.
Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть. Хорошее дело учить,
если тот, кто учит, и творит. Поэтому [108]
один только Учитель, Который сказал и исполнилось; и то, что свершил
Он в безмолвии, достойно Отца. Кто приобрел слово Иисусово, тот истинно
может слышать и Его безмолвие, чтоб быть совершенным, дабы и словом
действовать и в молчании открываться. Ничто не скрыто от Господа,
напротив и тайны наши близки к Нему. Посему будем все делать так,
как бы Он Сам был в нас, чтоб мы были Его храмами, а Он был в нас
Богом нашим, - как Он и действительно есть, и некогда явится пред
лицом нашим, потому мы справедливо и любим Его.
Глава XVI.
Не обольщайтесь, братья мои! растлевающие домы Царствия Божия не наследят.
Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не
гораздо ли более, - если кто злым учением растлевает веру Божию, за
которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет
в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает.
Глава XVII.
Господь для того принял миро на главу Свою, чтобы облагоухать Церковь
нетлением. Не намащайтесь же зловонным учением князя века сего; да
не уведет вас, как пленников, от подлежащей жизни. Почему мы не все
рассудительны, приняв ведение Божие, которое есть Иисус Христос? Зачем
мы безрассудно погибаем, не признавая того дара, который истинно Господь
послал?
Глава XVIII.
Мой дух - в прах пред крестом, который для неверующих соблазн, а для
нас спасение и вечная жизнь. [109]
Где мудрец, где совопросник, где хвастовство так называемых разумных?
Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Мариею из
семени Давидова, но от Духа Святого. Он родился и крестился для того,
чтобы Своим страданием очистить и воду.
Глава XIX.
Но от князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение,
равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии
Божием. Как же они открылись векам? - Звезда воссияла на небе ярче
всех звезд, и свет ее был неизреченный, а новость ее произвела изумление.
Все прочие звезды, вместе с солнцем и луною, составили как бы хор
около этой звезды, а она разливала свет свой на все. И было смущение,
откуда это новое, непохожее на те звезды, явление. С этого времени
стала упадать всякая магия, и все узы зла разрываться, неведение проходить,
и древнее царство распадаться: так как Бог явился по-человечески для
обновления вечной жизни, и получало начало то, что было приготовлено
у Бога. С этого времени все было в колебании, так как дело шло о разрушении
смерти.
Глава XX.
Если Иисус Христос, по вашей молитве, удостоит меня и будет воля Его,
то я в другом послании, которое намерен написать к вам раскрою только
что начатое мною домостроительство Божие относительно нового человека,
Иисуса [110]
Христа, по вере в Него и по любви к Нему, чрез Его страдание и Воскресение,
- особенно, если Господь мне откроет, что все вы до единого, без исключения
по благодати Божией соединены в одной вере и в Иисусе Христе, происшедшем
по плоти от рода Давидова, Сыне Человеческом и Сыне Божием, так что
повинуетесь епископу и пресвитерству в совершенном единомыслии, преломляя
один хлеб, это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от
смерти, но и дарующее вечную жизнь во Иисусе Христе.
Глава XXI.
Я жертва от вас и от того, которого, во славу Божию, послали вы к
Смирну, откуда и пишу к вам, благодаря Бога и любя Поликарпа, как
и вас. Поминайте меня, как и вас Иисус Христос. Молитесь за Церковь
сирскую, из которой меня, последнего из тамошних верующих, ведут в
Рим в узах, так как я удостоился послужить к славе Божией. Здравствуйте
в Боге Отце и Иисусе Христе, общем уповании нашем.
*
По изданию: Послания Святаго Игнатия Богоносца, переведенныя при Казанской Духовной Академіи и изданныя въ Православномъ Собеседник. — Казань: Въ Типографіи Губернскаго Правленія, 1857. — С. 36-70.
Игнатій Богоносецъ благословенной, соотвѣтственно величію Бога Отца, полнотою (духовныхъ даровъ), прежде вѣкъ предназначенный быть всегда, въ вѣчную славу, неизмѣнно соединенною и избранною въ истинномъ страданіи, по волѣ Бога Отца и Господа нашего Іисуса Христа, Спасителя нашего, достоблаженной Церкви Ефесской въ Асіи желаю премного радоваться о Іисусѣ Христѣ радостію безпорочною.
1. Я принялъ ваше о Богѣ многовожделѣнное имя [1], по всей справедливости пріобрѣтенное вами за вѣру и любовь во Христѣ Іисусѣ, Спасителѣ нашемъ; а вы, какъ подражатели человѣколюбія Божія, воспламенившись кровію Христовою, совершенно исполнили въ отношеніи ко мнѣ свойственное сродникамъ дѣло; разумѣю (поступокъ вашъ), когда вы услышали о моихъ узахъ въ Сиріи за Христа, общее [2] наше упованіе, и о моей твердой надеждѣ получить, по молитвѣ вашей, жребій бороться въ Римѣ со звѣрями, дабы посредствомъ мученичества я могъ сдѣлаться истиннымъ ученикомъ Того, Кто Самого Себя принесъ за насъ въ приношеніе и жертву Богу (Ефес. 5, 2). Ибо вотъ я, во имя Божіе, принялъ отъ васъ многочисленное общество въ Онисимѣ, преисполненномъ любви, вашемъ Епископѣ. Умоляю васъ Іисусомъ Христомъ, любите его и всѣ будьте подобны ему; Ибо благословенъ Богъ, даровавшій вамъ такимъ (достойнымъ людямъ) имѣть такого Епископа.
2. О Вуррѣ же, моемъ сотрудникѣ, а вашемъ о Богѣ діаконѣ, во всемъ благословенномъ (отъ Бога), молюсь, чтобъ онъ, къ чести Церкви и вашего блаженнѣйшаго Епископа, остался безпорочнымъ. А Крокъ, достойный Бога и васъ, котораго я принялъ, какъ отпечатокъ вашей любви, во всѣхъ отношеніяхъ утѣшилъ меня и веригъ моихъ не постыдился (2 Тим. 1, 16). Такъ да утѣшитъ и его Отецъ Іисуса Христа, вмѣстѣ съ Онисимомъ, Вурромъ, Евпломъ и Фронтономъ, въ любви которыхъ я видѣлъ всѣхъ васъ. Желалъ бы я и всегда такимъ образомъ наслаждаться вами, еслибъ былъ достоинъ. Посему (вамъ) всячески надобно славить Іисуса Христа, Который прославилъ васъ для того, чтобъ вы были утверждены въ единодушномъ повиновеніи, въ томже разумѣ, въ тойже мысли; о томъ же всѣ говорили тоже, и чтобъ, повинуясь Епископу и пресвитерству, вы были освящены во всемъ.
3. Не приказываю вамъ, какъ имѣющій какое-либо значеніе; потому-что, хотя я и въ узахъ за имя Христово, но еще не совершенъ въ Іисусѣ Христѣ; ибо только теперь начинаю учиться. Говорю же съ вами, какъ съ моими соучителями; ибо мнѣ надлежало бы отъ васъ принимать возбужденіе къ вѣрѣ, къ вразумленію себя, къ терпѣнію и великодушію. Но какъ любовь не позволяетъ мнѣ молчать о касающемся васъ: то и рѣшился просить васъ, чтобъ вы поступали согласно съ волею Божіею. Ибо и Іисусъ Христосъ, общая наша жизнь, все дѣлаетъ по волѣ Отца, какъ и Самъ Онъ говоритъ въ одномъ мѣстѣ: Азъ угодная Ему творю всегда (Іоан. 8, 29) Потому и вамъ надобно всегда жить по волѣ Божіей во Христѣ, и ревновать подобно Павлу, который говоритъ: подражатели мнѣ бывайте, якоже и азъ Христу (1 Кор. 11, 1).
4. Посему и вамъ надлежитъ согласоваться съ волею Епископа, пасущаго васъ по Богу, какъ (впрочемъ) вы поступаете и сами, бывъ научены Духомъ (Святымъ). Ибо ваше достопочтенное — достойное Бога, пресвитерство такъ согласно съ Епископомъ, какъ струны въ гусляхъ. Такъ они (между собою) связаны единомысліемъ и согласною любовію, которой виновникъ и стражъ — Іисусъ Христосъ! И всѣ вы до одного составляйте одинъ хоръ, что бы, при согласномъ настроеніи посредствомъ единомыслія, вступивъ въ союзъ съ Богомъ чрезъ единеніе своимъ согласіемъ, быть вамъ едино для Бога Отца и возлюбленнаго Сына Его Іисуса Христа. Ибо Онъ говоритъ: даруй имъ Отче Святый, да якоже Азъ и Ты едино есма, да и тіи въ Насъ едино будутъ (Іоан. 17, 11. 21; 10, 30). Итакъ полезно вамъ, соединившись съ Богомъ посредствомъ неразрывнаго единенія между собою, быть подражателями Христу, Котораго вы члены.
5. Въ самомъ дѣлѣ, если я въ короткое время свелъ такое дружество съ вашимъ Епископомъ, (дружество) не человѣческое, а духовное, то сколько, думаю, блаженнѣе вы, соединенные съ нимъ такъ тѣсно, какъ Церковь съ Іисусомъ Христомъ и Іисусъ Христосъ съ Богомъ и Отцемъ Своимъ, дабы все было стройно чрезъ взаимное единеніе. Никто не обольщай себя! Кого нѣтъ у жертвенника, у того нѣтъ и хлѣба Божія. Притомъ если молитва двоихъ (Матѳ. 18, 19) имѣетъ такую силу, что посредѣ ихъ поставляетъ Христа: то не гораздо ли болѣе молитва Епископа и цѣлой Церкви, согласно возносимая къ Богу, преклонитъ Его исполнить всѣ ихъ прошенія во Христѣ. Посему кто отдѣляется отъ нихъ и не сходится въ собраніе, назначенное для жертвоприношеній, и въ церковь первородныхъ на небесѣхъ написанныхъ (Евр. 13, 23): тотъ волкъ въ овечьей одеждѣ, принимающій личину кротости. Старайтесь же, возлюбленные, повиноваться Епископу, пресвитерамъ и діаконамъ: ибо повинующійся имъ, повинуется поставившему ихъ Христу; не вѣрующій же имъ, не вѣруеть самому Христу Іисусу: а иже не вѣруетъ въ Сына, не узритъ живота, но гнѣвъ Божій пребываетъ на немъ (Іоан. 3, 36). Ибо буенъ, строптивъ и гордъ тотъ, кто не повинуется высшимъ; а гордымъ, говоритъ Писаніе, Богъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (Прит. 3, 34). Также: гордіи законопреступоваху до зѣла (Псал. 118, 51). И Самъ Господь говоритъ Священникамъ: слушаяй васъ Мене слушаетъ, и слушаяй Мене слушаетъ пославшаго Мя Отца: Отметаяйся васъ Мене отметается; отметаяйся же Мене отметается пославшаго Мя (Лук. 10, 16).
6. Чѣмъ болѣе вы видите въ Епископѣ молчаливости, тѣмъ больше бойтесь его. Ибо всякаго, кого посылаетъ Домовладыка для управленія своимъ домомъ, намъ должно принимать такъ же, какъ самаго пославшаго. Изъ сего видно, что и на Епископа должно смотрѣть, какъ на Самаго Господа. Ибо онъ предстоитъ Господу, а прозрительну человѣку и острому въ дѣлѣхъ своихъ предъ царями подобаетъ стояти, и не стояти предъ мужми простыми (Прит. 22, 29). Впрочемъ, самъ Онисимъ чрезвычайно хвалитъ ваше благоустроенное о Богѣ поведеніе, сказывая, что всѣ вы живете, какъ требуетъ истина; что у васъ не только нѣтъ никакой ереси, но что вы и не слушаете никого, кромѣ одного Іисуса Христа, истиннаго Пастыря и Учителя, и составляете, какъ писалъ вамъ Павелъ, едино тѣло и единъ духъ; потому что вы и звани бысте во единомъ упованіи вѣры (Ефес. 4, 4), такъ-какъ и единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе, единъ Богъ и Отецъ всѣхъ, Иже надъ всѣми и чрезъ всѣхъ и во всѣхъ (Ефес. 4, 5-6). Вы именно таковы во всемъ, потому-что получили наставленіе отъ учителей такихъ, каковы Христоносный Павелъ и преисполненный вѣры Тимоѳей.
7. Но нѣкоторые нечестивцы имѣютъ обычай притворно носить имя Христіанъ, между тѣмъ въ томъ или другомъ поступаютъ недостойно Бога, и умствуютъ противно ученію Христову, на погибель себѣ и тѣхъ, которые имъ вѣрятъ. Отъ нихъ вамъ должно убѣгать, какѣ отъ дикихѣ звѣрей: ибо праведный уклонився, спасается во вѣки (Прит. 10, 25); удобна же бываетъ и посмѣятельна нечестивыхъ кончина (Прит. 11, 3). Это пси нѣміи, не могущіи лаяти (Ис. 51, 10), бѣшеные, изподтишка кусающіе. Удаляться вамъ должно отъ нихъ, ибо они страдаютъ не излечимымъ недугомъ. А врачь нашъ есть истинный Богъ, нерожденный и неприступный, Господь всяческихъ, Отецъ и Родитель Единороднаго. Врачь нашъ есть и Господь Богъ Іисусъ Христосъ, прежде вѣкъ Единородный Сынъ, и Слово, а послѣ отъ дѣвы Маріи — и человѣкъ. Ибо Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14): безтѣлесный въ тѣлѣ, безстрастный въ страстномъ тѣлѣ, безсмертный въ смертномъ тѣлѣ, жизнь въ тлѣніи, дабы избавить отъ смерти и тлѣнія и исцѣлить наши души, недугующія нечестіемъ и злыми похотьми.
8. И такъ никто да не обольщаетъ васъ! Впрочемъ вы и не поддаетесь обольщеніямъ, будучи всецѣло преданы Богу. Ибо, доколѣ въ васъ нѣтъ какой либо похоти, которая могла бы осквернить васъ и мучить; дотолѣ вы живете, какъ угодно Богу, дотолѣ вы Христовы. Я срамъ у васъ, но очищаюсь вашею, Ефесяне, чистѣйшею, знаменитою и въ вѣкахъ достославною Церковію. Плотскіе не могутъ дѣлать духовнаго, ни духовные плотскаго, такъ-какъ и вѣра — дѣлъ, свойственныхъ невѣрію, и невѣріе — дѣлъ вѣры. Вы же, исполненные Святаго Духа, ничего не дѣлаете плотскаго, а все духовное. Вы достигаете совершенства во Христѣ Іисусѣ, Иже есть Спаситель всѣмъ человѣкомъ, паче же вѣрнымъ (1 Тим. 4, 10).
9. Узналъ я, что нѣкоторые ходили у васъ съ злымъ ученіемъ чуждаго и лукаваго духа. Но вы не допустили ихъ сѣять плевелы, заградивши слухъ свой, чтобы не принимать проповѣдуемой ими лжи, въ той увѣренности, что духъ, обольщающій народъ, говоритъ не Христово, а свое собственное, ибо онъ лжецъ. Духъ же Святый говоритъ не свое, а Христово, и не отъ Себя, а отъ Господа, такъ какъ и Господь возвѣстилъ намъ то, что принялъ отъ Отца. Ибо слово, говоритъ Онъ, еже слышасте, нѣсть Мое, но пославшаго Мя Отца (Іоан. 14, 24). Равно и о Духѣ Святомъ сказалъ: не отъ Себе глаголати имать, но елика аще услышитъ отъ Мене (Іоан. 12, 13). Еще о Себѣ Онъ говоритъ Отцу: Азъ прославихъ Тя на земли; дѣло, еже далъ еси Мнѣ, совершихъ; явихъ имя Твое человѣкомъ (Іоан. 17, 46). И о Святомъ Духѣ: Той Мя прославитъ, яко отъ Моего пріиметъ (Іоан. 16, 14). Но льстивый духъ самого себя проповѣдуетъ, свое говоритъ, потому что онъ самоугодливъ. Себя прославляетъ, потому что преисполненъ гордости; лживъ, лукавъ, коваренъ, льстивъ, хитръ, сладкорѣчивъ, болтливъ, спорливъ, многорѣчивъ, неоснователенъ, боязливъ. Отъ его дѣйствія да сохранитъ васъ Іисусъ Христосъ, Который утвердилъ васъ на скалѣ, какъ избранные камни, приготовленные въ Божественное зданіе Отца, возводимое на высоту Распятымъ за насъ Xристомъ, посредствомъ верви — Святаго Духа, вѣрою поднимаемые и любовію несомые отъ земли на небо, — васъ спутниковъ непорочнымъ; ибо блажени, говоритъ Писаніе, непорочніи въ путь, ходящіи въ законѣ Господни (Псал. 118, 1). А путь неложный есть Іисусъ Христосъ: Азъ есмь, говоритъ Онъ, путь и животъ (Іоан. 14, 6). Ведетъ же этотъ путь къ Отцу. Ибо никто-же, говоритъ Онъ, пріидетъ ко Отцу токмо Мною (Іоан. 14, 6). Потому блаженны вы, Богоносцы, Духоносцы, храмоносцы, Святоносцы, во всемъ украшенные заповѣдями Христовыми, Царское священіе, языкъ святъ, люди обновленія (1 Петр. 3, 9). Чрезъ васъ я удостоился величайшаго утѣшенія — письменно бесѣдовать съ святыми, сущими во Ефесѣ, вѣрными во Христѣ Іисусѣ (Ефес. 1, 1). Итакъ радуюсь за васъ, что вы не внемлете суетѣ, и ничего не любите по плоти, а (все) по Богу.
10. Но и о другихъ людяхъ непрестанно молитесь. Ибо есть имъ надежда покаянія, чтобы придти къ Богу; потому что еда падаяй не возстаетъ? или отвращаяйся не обратится (Іер. 8, 4)? Обращайте ихъ, чтобъ они учились у васъ! Будьте служители Божіи и уста Христовы. Ибо Господь говоритъ: аще изведете честное отъ недостойнаго, яко уста Моя будете (Іер. 15, 19). Противу гнѣва ихъ вы будьте смиренномудры; ихъ здословію противопоставляйте усердныя молитвы; они заблуждаются, а вы стойте твердо въ вѣрѣ; побѣждайте грубый нравъ тихостію, гнѣвъ — кротостію. Ибо блажени кротцыи (Матѳ. 5, 5). Моисей былъ кротокъ паче всѣхъ человѣкъ (Числ. 12, 3), и Давидъ весьма кротокъ (1 Цар. 24). Потому-то и увѣщаваетъ Павелъ говоря: рабу Господню не подобаетъ сваритися, но тиху быти ко всѣмъ, учительну, незлобиву, съ кротостію наказующу противныя (2 Тим. 2, 24-25). Не старайтесь мстить обидящимъ васъ. Ибо Мнѣ отмщеніе, Азъ воздамъ, глаголетъ Господь (Рим. 12, 19). Напротивъ, своею уступчивостію сдѣлаемъ ихъ братьями себѣ. Ненавидящимъ же васъ, (да прославится имя Господне), говорите: вы братія наши. Станемъ подражать Господу, Иже укоряемь противу не укоряше; при распинаніи не противился; стражда не прещаше (1 Петр. 2, 23), но молился за своихъ враговъ: Отче отпусти имъ, не вѣдятъ бо, что творятъ (Лук. 23, 34). Чѣмъ болѣе кто терпитъ обидъ, и переноситъ, тотъ блаженъ. Кто несетъ какой-либо убытокъ, или подвергается уничиженію ради имени Господня, тотъ истинно Христовъ. Берегитесь, чтобы не нашлось въ васъ какого-либо діавольскаго плевела: ибо онъ горекъ и солонъ. Трезвитеся и уцѣломудритеся во Христѣ Іисусѣ (1 Петр. 4, 7).
11. Уже послѣднія времена. Устыдимся, усрамимся долготерпѣнія Божія: о богатствѣ благости Его и кротости да не нерадимъ (Рим. 2, 4). Или будущаго гнѣва убоимся, или истинную радость возлюбимъ въ сей жизни. Истинная же радость должна состоять въ томъ, чтобы пребывать въ одномъ Христѣ Іисусѣ, для истинной жизни. Безъ Него и дохнуть вамъ когда-либо не должно. Онъ — моя надежда, Онъ — похвала, Онъ — неоскудѣвающее богатство! Ради Его я отъ Сиріи до Рима несу узы, этотъ духовный жемчугъ, — узы, въ которыхъ душевно желаю скончаться по молитвѣ вашей, и сдѣлаться участникомъ страданій Христовыхъ, участникомъ смерти Его, воскресенія изъ мертвыхъ, и вѣчной жизни. О, еслибы мнѣ удостоиться ея, чтобы возъучаствовать въ наслѣдіи Ефесскихъ Христіанъ, которые, силою Іисуса Христа, съ Апостолами всегда обращались, съ Павломъ, Іоанномъ и вѣрнѣйшимъ Тимоѳеемъ.
12. Знаю, кто я, и къ кому пишу. Я — убогій Игнатій, и подобенъ тѣмъ, которые находятся въ бѣдѣ и подъ судомъ, а вы помилованные, и твердо стоите во Христѣ. Я преданъ (на смерть), меньшій изъ всѣхъ, убіенныхъ за Христа, отъ крови Авеля праведнаго, до крови Игнатія. Вы стаинники Павла, освященнаго, засвидѣтельствованнаго, что онъ сосудъ избранный. У ногъ его, какъ и прочихъ святыхъ, желалъ бы я лежать, когда приду ко Іисусу Христу; такъ какъ Онъ, (Павелъ), всегда поминаетъ васъ въ своихъ молитвахъ.
13. И такъ старайтесь чаще собираться вмѣстѣ для Евхаристіи и славословія Бога. Если вы часто собираетесь вмѣстѣ, тогда низлагаются силы сатаны, и разженныя для побужденія ко грѣху стрѣлы его (Ефес. 6, 16) остаются не дѣйствительными. Ибо ваше единомысліе и согласная вѣра — гибель для него, а для клевретовъ его — мука. Нѣтъ ничего лучше мира о Христѣ; ибо имъ уничтожается всякая брань воздушныхъ и земныхъ духовъ. Яко нѣсть наша брань къ крови, и плоти, но къ началомъ, и ко властемъ, и къ міродержителемъ тмы, къ духовомъ злобы поднебеснымъ (Ефес. 6, 12).
14. Ибо не скроется отъ васъ никакое умышленіе (2 Кор. 2, 11) діавола, если вы, подобно Павлу, будете имѣть ко Христу совершенную вѣру и любовь, которыя суть начало и конецъ духовной жизни. Начало жизни — вѣра, конецъ же — любовь; обѣ же, въ соединеніи, составляютъ человѣка Божія. Все прочее въ добродѣтели есть ихъ слѣдствіе. Никто, предъявляющій вѣру въ себѣ, не долженъ грѣшить; ни стяжавшій любовь — ненавидѣть брата. Ибо Кто сказалъ: возлюбиши Господа Бога твоего, Тотъ въ тоже время сказалъ: и ближняго твоего, яко самъ себе (Лук. 10, 17). Исповѣдающіе себя Христіанами познаются не по словамъ, но по дѣламъ. Отъ плода бо древо познано будетъ (Матѳ. 12, 33).
15. Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть: не въ словеси бо Царство Божіе, но въ силѣ (1 Кор. 4, 20); сердцемъ вѣруется, усты же исповѣдуется (Рим. 10, 10), — тѣмъ въ правду, сими во спасеніе. Хорошее дѣло учить, если тотъ, кто учитъ, и исполняетъ, ибо иже сотворитъ и научитъ, сей велій въ Царствіи (Матѳ. 5, 12). Господь нашъ и Богъ Іисусъ Христосъ, Сынъ Бога живаго, прежде творилъ, а потомъ училъ, какъ свидѣтельствуетъ Лука (Дѣян. 1, 1), его же похвала во Евангеліи по всѣмъ Церквамъ (2 Кор. 8, 18). Ничто не сокрыто отъ Господа; напротивъ и сокровенное наше — въ виду Его. Посему будемъ дѣлать все такъ, какъ будто Онъ Самъ живетъ въ насъ, дабы мы были Его храмами, и Онъ въ насъ Богомъ. Христосъ да глаголетъ въ насъ, какъ и въ Павлѣ; Духъ Святый да научитъ насъ возвѣщать Христово ученіе, какъ Онъ.
16. Не обольщайтесь, братія моя! Растлѣвающіе домы, Царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. 6, 9-10). Но если растлѣвающіе человѣческіе домы наказываются смертію: то не гораздо ли болѣе подвергнутся вѣчнымъ мукамъ тѣ, кои стараются растлѣвать ученіе Христово, за которое претерпѣлъ крестъ и смертъ Господь Іисусъ, Единородный Сынъ Божій? Кто утывъ и утолстѣвъ (Втор. 32, 15), извратитъ Его ученіе, тотъ пойдетъ въ геенну. Равнымъ образомъ и всякій человѣкъ, получившій отъ Бога даръ разсужденія (1 Кор. 12, 10), подвергнется наказанію, если послѣдуетъ за неопытнымъ пастыремъ и приметъ ложное ученіе. Кое общеніе свѣту ко тьмѣ, или Христови съ Веліаромъ? или кая часть вѣрну съ невѣрнымъ (2 Кор. 6, 14-16)? Скажу и я: кое общеніе истины съ ложью, или правды съ неправдою, или православія съ неправославіемъ?
17. Господь для того принялъ благовонное мѵро на главу Свою, чтобы Церковь дышала нетлѣніемъ. Ибо мѵро, говоритъ Писаніе, изліяное имя Твое. Сего ради отроковицы возлюбиша Тя, привлекоша Тя: въ слѣдъ Тебе въ воню мѵра Твоего течемъ (Пѣсн. 1, 3-4). Посему никто да не намащается зловоннымъ ученіемъ вѣка сего. Святая Церковь Божія да не допуститъ плѣнить себя лукавствомъ, какъ допустила первая жена. Почему мы, одаренные разумомъ, не разумны? Для чего, получивши отъ Христа врожденную способность Боговѣдѣнія, впадаемъ въ невѣдѣніе, и безразсудно погибаемъ, не сознавая, по своему нерадѣнію, важности полученнаго дара?
18. Крестъ Христовъ для невѣрующихъ соблазнъ, а для вѣрующихъ спасеніе и вѣчная жизнь. Гдѣ премудръ? гдѣ совопросникъ? Ибо Сынъ Божій, рожденный прежде вѣкъ, и все по волѣ Отца устроившій, зачатъ былъ Маріею, по распоряженію Божію, въ сѣмени Давида, отъ Святаго Духа: ибо се Дѣва во чревѣ, пріиметъ, говоритъ Писаніе, и родитъ Сына, и нарекутъ имя Ему Еммануилъ (Матѳ. 1, 25). Онъ родился и крестился отъ Іоанна, для того, чтобы исполнилось назначеніе, данное Пророку.
19. Но князю вѣка сего неизвѣстно было дѣвство Маріи, Ея рожденіе, равно и смерть Господня, — три достославныя тайны, совершившіяся безгласно, намъ же были открыты. Звѣзда на небѣ возсіяла ярче всѣхъ звѣздъ, прежде бывшихъ, и свѣтъ ея былъ неизреченный, и новость ея привела въ изумленіе всѣхъ, ее видѣвшихъ. Всѣ прочія звѣзды, вмѣстѣ съ солнцемъ и луною, составляли какъ бы хоръ около сей звѣзды; и она превосходила ихъ своимъ блескомъ. И было недоумѣніе въ народѣ, откуда это новое явленіе. Съ сего времени мірская мудрость стала юродѣть, прорицанія исчезать, магія осмѣиваться, всѣ узы зла разрываться; мракъ невѣдѣнія разсѣваться, и насильственное владычество прекращаться: такъ, какъ въ это время Богъ явился человѣкомъ, и человѣкъ дѣйствовалъ какъ Богъ. Но ни тамъ не былъ одинъ призракъ, ни здѣсь простое человѣчество. Напротивъ тамъ была истина; а здѣсь домостроительство, и назначалось то, что приготовлено было у Бога. Съ сего времени все было въ колебаніи, такъ какъ дѣло шло о разрушеніи смерти.
20. Стойте, братія, твердо въ вѣрѣ въ Іисуса Христа, въ Его любовь, Его страданіе и воскресеніе. Благодатію Божіею всѣ безъ исключенія будьте согласны въ одной вѣрѣ Бога Отца и Іисуса Христа, Единороднаго Сына Его, перворожденнаго всея твари (Кол. 1, 15), по плоти же происшедшаго отъ рода Давидова, руководствуясь Утѣшителемъ Святымъ Духомъ, повинуясь Епископу и Пресвитерству въ совершенномъ единомысліи, и преломляя одинъ хлѣбъ, — это врачевство безсмертія, — лекарство, не только предохраняющее отъ смерти, но и дарующее жизнь въ Богѣ чрезъ Іисуса Христа, лекарство чистительное, истребляющее зло.
21. Пусть буду я жертва отъ васъ и отъ тѣхъ, которыхъ, во славу Божію, послали вы въ Смирну, откуда и пишу вамъ, благодаря Господа и любя Поликарпа, какъ и васъ. Поминайте меня, какъ и васъ да помянетъ Іисусъ Христосъ, благословенный во вѣки. Молитесь за Церковь Антіохіи Сирской, изъ которой въ узахъ ведутъ въ Римъ меня, послѣдняго изъ тамошнихъ вѣрующихъ, удостоившагося, во славу Божію, понести сіи узы. Здравствуйте въ Богѣ Отцѣ и Господѣ Іисусѣ Христѣ, общемъ упованіи нашемъ, во Святомъ Духѣ. Здравствуйте! Аминь. Благодать Божія съ вами!
Примѣчанія:
[1] Разумѣетъ названіе Богоносца. Въ 7-й главѣ онъ прямо называетъ Ефесеянъ Богоносцами.
[2] Имя Христово или Христіанъ.
|