Источник всех иллюзий и утопий всегда лежит в абсолютизации относительного. Когда относительным и преходящим вещам присваивается абсолютное и непреходящее значение, всегда рождаются иллюзии, всегда исчезает подлинный реализм в отношении к жизни. Все государственные и социальные формы человеческого общежития относительны и преходящи, принадлежат историческому времени и находятся в состоянии изменчивости, текучести, процесса развития. Известная форма государственной власти и хозяйства хороша для одного времени и места, но плоха для другого. Монархия или частная собственность так же не являются абсолютными и непреходящими началами общежития, как и демократическая республика или социалистическое хозяйство.
Абсолютными и непреходящими являются лишь духовные, религиозные и нравственные основы человеческого общежития, но не формы политические или социальные. Такая же ложь и иллюзия считать монархию абсолютной формой государства, как и считать таковой республику. Формы монархии или республики имеют подчиненное и временное значение.
Относительна природа самого государства. Государство относится к средствам, а не к целям человеческой жизни. Совершенная жизнь означала бы отмирание государства. Утопия монархической государственности так же абсолютизирует относительные вещи, связанные с преходящими средствами жизни, как и утопия социалистической общественности.
Основная иллюзия мечтательного и идеализирующего отношения к прошлому порождает целый ряд частных иллюзий. Такова, прежде всего, очень сильно действующая иллюзия священной монархии и священной власти. Спасение России видят в восстановлении священной монархической власти. Прочной и авторитетной представляется лишь власть, опирающаяся на Церковь, а не на зыбкие стихии миpa. И многим кажется, что русская монархия в прошлом действительно осуществила идеал священного, теократического самодержавия. Но это иллюзия.