Павел, раб Христа Иисуса, призванный быть апостолом, избранный для Божьего Евангелия, которое было обещано через пророков Божих в их святых сочинениях, - [для евангельского благовестия] о Сыне Божием, телом - потомка Давида, по силе святого духа, воскресившего Его из мёртвых, явленного Сыном Божиим, об Иисусе Христе, Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы ради имени Его стали послушны вере все народы, среди которых и вы, призванные Иисусом Христом.
Всем находящимся в Риме любимцам Божьим, призванникам, святым.
Благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа. Сначала через Иисуса Христа благодарю Бога моего о всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
Свидетель мне Бог, Которому я служу духом моим, возвещая евангелие о Сыне Его, что я всё время в моих молитвах вспоминаю вас. Я всегда прошу в молитвах моих, чтобы я смог волей Божией когда-нибудь придти к вам. Я стремлюсь к встрече с вами, чтобы одарить вас духовно, укрепить вас, чтобы мы друг друга порадовали верой. Знайте, что я часто порывался отправиться к вам, но препятствия не давали и не дают мне добиться у вас того, чего я добивался у других. Я в долгу перед греками и варварами, перед мудрецами и невеждами и с воодушевлением думаю о проповеди Евангелия у вас в Риме и не стесняюсь Евангелия, потому что оно сила Божия, спасающая любого верующего, прежде всего, иудея, но и верующего из греков.
В Евангелии открывается правда Божия, которая благодаря вере и к вере. Недаром написано: "Праведник живет благодаря вере".
Гнев Божий движется с неба на всякое нечестие и неправду тех, кто неправдой мешает истине. Им открыто всё, что можно знать о Боге, открыто Богом. Им нет оправдания, потому что благодаря творению мира через познаваемую материю видно невидимое Его, вечная сила и божественность.
Они же, познав Бога, не стали славить и благодарить Его, как Бога, и не возблагодарили, но рассуждают безрассудно. Сердце их неразумное - в темноте. Они называют себя мудрецами, но они сошли с ума.
Они прославляют не Бога бессмертного, а изображения, похожие на смертных людей, птиц, зверей и пресмыкающихся. За это Бог отдал их нечистоте, таким сердечным страстям, что эти люди сами позорят собственные тела.
Они заменили истину Божью ложью, поклонялись и служили созданиям, а не Создателю (благословенному во веки, аминь). За это Бог отдал их позорным страстям. Женщины их ведут себя не по природе, а вопреки природе, также и мужчины не стремятся к женщинам, как следует по природе, а стремятся друг к другу, мужчины с мужчинами творят безобразие. Так постигло их возмездие за ложь, в которой они находятся.
Они не наполнили свой разум Богом. За это Бог отдал их полноте неправедности, так что разум их набит подлостью, жадностью, злобой. У них всюду зависть, убийства, ссоры, обманы.
Они безнравственны, сплетники и клеветники, враги Богу и людям, наглецы и гордецы, изобретательные на зло.
Они непокорны родителям: не понимают их, не соглашаются с ними, не уважают и не жалеют их.
Они знают правду Божию: делающие такое достойны смерти, и всё же они делают и, более того, они одобряют тех, кто так делает.
Ты - и любой человек, который их осуждает - тоже ведь виновны. Ты, осуждающий другого, осуждаешь себя самого, потому что делаешь то же самое.
Мы знаем, что Бог совершает истинный суд над теми, кто делает такое. О человек, осуждающий делающих такое и сам делающий то же самое, ты думаешь избежать суда Божия? Разве ты не презираешь великую доброту, снисходительность, огромное терпение Божие? Разве ты не знаешь, что тебя доброта Божия ведёт к покаянию? А ты своей жестокостью, своим чёрствым сердцем собираешь на себя самого гнев ко Дню Гнева и открытия праведного Суда Божия.
Бог отдаст каждому по его делам. Тем, кто делами неустанно стремился к добру, свету, чести, бессмертию, - им жизнь вечную. Тем, кто из самолюбия не служил истине, а служил неправде, - им гнев и ярость. Горе и беда душе любого человека, делающего зло, начиная с иудеев и до эллинов. Слава же, честь и мир любому, делающему добро, начиная с иудеев и до эллинов. Богу важна не наружность.
Кто грешил, не зная Закона, те погибнут без суда. Кто грешил, находясь под Законом, будут осуждены на суде по Закону. Оправданы Богом будут не слушавшие Закон, а делавшие дела Закона. Когда язычники, не имеющие Закона, следуя природе, делают дела Закона, то Закона у них нет, но они сами для себя становятся Законом. Оказывается, что такое дело Закона написано у них на сердце. Их совесть и рассуждения являются их свидетелями, обвинителями и защитниками в День, когда Бог будет судить то, что прячут люди, судить через Иисуса Христа, как сказано в Евангелии, которое я проповедую.
Если ты называешься иудеем, на Законе лежишь и Богом хвастаешься, знаешь, что Ему угодно, руководясь Законом, отличаешь, что хорошо, что нет, убеждён, что ты - поводырь слепцов, свет во тьме, воспитатель незрелых умом, наставник детей, в Законе имеешь внешнее выражение знания и истины...
Что же ты, уча других, не учишь себя? Говоришь "не кради" - и крадёшь? Проповедуешь "не прелюбодействуй" - и прелюбодействуешь? Гнушаешься идолами - и не гнушаешься обворовывать храмы? Гордишься Законом - и, преступая Закон, бесчестишь Бога, ведь писал [пророк], что из-за вас язычники бесславят Имя Божие.
Обрезание полезно, если ты делаешь дела Закона. Если ты преступил Закон, то, что тебе обрезали, выросло вновь. А если необрезанный соблюдает требования Закона, неужели Бог не приравняет его крайнюю плоть к плоти обрезанной? Крайняя плоть, исполняющая Закон, будет судьёй тебе, которому обрезание и слова Закона не помешали переступить через Закон. Иудей - это не внешность, обрезание - это не снаружи, не телесное. Иудей - это внутри, обрезание - в сердце, дух, а не слова, одобрение не от людей, а от Бога.
— Тогда есть ли преимущество у иудея, польза у обрезания?
— Есть и в самых разных отношениях. Прежде всего, им вверено слово Божие.
— Но если некоторые не поверили, их неверие не уничтожает ли доверие Божие?
— Нет! Задуманное осуществляется, Бог верен и тогда, когда изменяет человек, а изменяет каждый. Поэтому написано: "Твои слова справедливы, Ты победишь на Своём суде".
— Значит, наша неправда подчёркивает праведность Божию? Но тогда, если по-людски, может гнев Божий несправедлив?
— Нет! Пусть и гнев осуществляется, потому что как ещё Богу судить творение?
— Но если моя лживость это причина для истины Божией явиться для большей славы Божией, зачем осуждать меня, грешного? Давайте делать зло, чтобы пришло добро? Кое-кто нас ругает, утверждая, что мы этому учим.
— Вот уж кто будет осуждён справедливо! Ничего себе заслуга! Мы ведь только что сказали: виноваты и иудеи, и эллины, все под грехом. Написано же: "Нет праведного ни одного; нет разумевающего". "Никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного". "Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их". "Уста их полны злословия и горечи". "Ноги их быстры на пролитие крови, разрушение и пагуба на путях их, они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их". А мы знаем, что всё, что говорит Закон, сказано для всех, чтобы никто не смел оправдываться, чтобы весь мир оказался виновен перед правосудием Божиим, потому что делами Закона не оправдается никто, потому что благодаря Закону мы узнаём, что мы все беззаконники.
Но теперь помимо Закона явилась правда Божия, которой Закон и Пророки свидетели. Это правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и для всех без различия верующих, потому что все согрешили и нуждаются в славе Божией. Все и оправдываются даром, по Его благодати, а оплачено Христом Иисусом, предназначенным Богом в жертву умилостивления за грех. Вера в Его Кровь есть доказательство правды Его, прощающей грехи, совершённые, пока Бог терпел, доказательство правды Божией сегодня, правды праведной и оправдывающей верой в Иисуса,
— А чем же нам гордиться?
— Нечем!
— А жить по какому закону? Закону дел?
— Нет, по закону веры. Мы считаем, что человек оправдывается верою, помимо дел закона.
— Но Бог только иудеев, не язычников?
— Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезание, если оно сохранило веру, и оправдает необрезание, если оно приняло веру.
— Что ж, Закон уступает место вере?
— Нет, Закон осуществляется, получает фундамент.
— Что же, скажем, дела Авраама, прародителя нашего, что-то значат?
— Если дела оправдывают Авраама, то он может гордиться, но не перед Богом. Ведь Писание что говорит? "Поверил Авраам Богу, и это Бог счёл праведностью". Кто делает дела, тот получает в ответ благодарность, а не подарок, за который он должен благодарить. Кто ничего не сделал, но верует в Того, Кто оправдывает нечестивца, тому вера засчитывается как праведность. Поэтому Давид называет блаженным человека без дел, которому Бог дал праведность: "Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не припомнит грех".
— Это блаженство обрезания или к необрезания? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания?
— Мы ведь говорим, что Аврааму вера была засчитана как праведность. Когда: после обрезания или до? Не после, а до обрезания. Само обрезание - символ, печать, удостоверяющая праведность, обретённую верой в необрезании. Он отец всех необрезанных верующих, получающих оправдание. Он отец и обрезанных, которые не только обрезаны, но и следуют по пути необрезанной веры Авраамовой. Владеть миром было обещано Аврааму и его потомству не за дела Закона, а за праведность веры. Если за дела Закона, то вера пуста, обещание ничтожно. От Закона только наказание, где нет Закона, нет и преступления. Обещание прочно, если оно за веру, по благодати, не только от Закона, но и от веры Авраама и наследников его веры. Он отец всех нас (как написано: "Я поставил тебя отцом многих народов"), потому что поверил, что Бог возвращает жизнь умершим и вызывает из несуществующего существующее. Без надежды он поверил с надеждой и потому стал отцом многих народов (как сказано "таково будет потомство твое"). Он верил, не смущаясь тем, что его почти столетнее тело уже омертвело, и способность рожать у Сарры умерла. Неверие не заставило его сомневаться в обещании Божием, сила веры побуждала его славить Бога в полной уверенности, что Бог в силе исполнить обещанное. Это и было засчитано ему за праведность, и не ему только, но и нам будет засчитана вера в Воскресившего из мёртвых Иисуса, нашего Господа, отданного ради грехов наших и воскрешенного ради оправдания нашего.
Оправданные за веру, мы в мире с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Через Него вера ведёт к благодати, в которой мы стоим. Наша гордость - надежда на славу Божию. Больше того, мы гордимся даже страданиями, зная, что из страданий бывает терпеливость, из терпеливости опытность, из опытности - надежда. Надежда не пустая, потому что нам дан Дух Святой, наполняющий наши сердца Божьей любовью.
Бог избрал время, когда мы ещё были обессиленны, чтобы Иисус умер за нас, врагов Божьих. За праведника и то никто не пойдёт на смерть, разве что кто-нибудь решится погибнуть вместо того, кто сделал ему добро. Бог же Свою любовь к нам подтверждает тем, что Христос погиб ради нас, когда мы были ещё грешниками. Мы были оправданы Кровью Его, тем более будем Им спасены от наказания. Если нас, бывших тогда врагами Божьими, Бог примирил с Собой смертью Сына Своего, то тем более нас, примирённых с Богом, спасёт Его жизнью. Более того, через Господа нашего Иисуса Христа, Которым мы теперь получили примирение, мы гордимся Богом, [словно Он - наша одежда].
Из-за одного человека грех вошёл в мир. С этим грехом вошла и смерть. В нём все согрешили, и смерть перешла во всех людей. Грех ведь был и до Закона, но грех не засчитывается, когда нет Закона, но смерть правила от Адама до Моисея и над теми, кто не считался нарушителем Закона. Прегрешение Адама определило будущее. Дар не равен преступлению: из-за преступления одного умерло множество людей, а благодать Божия и благодатный дар одного человека, Иисуса Христа, совершает большее: множеству людей даёт изобилие. Дар Одного противоположен преступлению одного: преступление одного ведёт к осуждению многих, Дар - к оправданию от множества преступлений.
Один совершил преступление, и через этого одного смерть воцарилась. Тем более принимающие через одного, Иисуса Христа, щедрую благодать и дар праведности будут царствовать в жизни. Преступлением одного все люди были осуждены [на смерть], праведностью Одного все люди оправданы для жизни. Неповиновение одного сделало множество людей грешными, повиновение Одного сделает множество людей праведными. С появлением позже закона преступление стало очевиднее. Греховность выросла, но неисчислимо выросла и благодать, чтобы, как грех царствует для смерти, так благодать царствовала через праведность для жизни вечной через Иисуса Христа, Господа нашего.
— Что же в итоге? Оставаться в грехе, чтобы росла благодать?
— Ни в коем случае! Мы умерли для греха: как же продолжать в нём жить? Неужели не знаете, что все мы, погрузившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его погрузились? При крещении мы были похоронены с Ним в смерть, чтобы, как славой Отца Христос был воскрешён из мёртвых, так и мы перешли в новую жизнь. Мы соединились с Ним, изобразив смерть Его - [соединены] будем и воскресением.
Какие мы были прежде, этот человек распят рядом с Ним, чтобы уничтожено было тело греха и уже не служить нам греху, ибо мёртвый принадлежит не греху, а правде. Мы веруем, что умерли со Христом и что оживаем вместе с Ним. Мы знаем, что Христос, поднятый из мёртвых, более не умрёт, смерть уже не распоряжается Им. Смерть - один миг, прочь от греха, жизнь - это жизнь с Богом. Вы тоже считайте себя для греха мертвецами, для Бога живыми во Христе Иисусе. Грех да не будет повелителем вашего смертного тела, не повинуйтесь его желаниям. Не отдавайте греху члены своего тела, чтобы они стали оружием неправды - отдайте себя Богу словно вы умерли и ожили, и члены вашего тела сделайте оружием правды. Ваш повелитель не грех, потому что над вами не Закон, а благодать.
— Что же? если над нами не Закон, а благодать, то будем грешить?
— Ни за что! Как будто вы не знаете, что кому вы отдали себя в рабы, того и слушаете? Или слушаете грех ради смерти или слушаете [Бога] ради правды. Благодарение Богу, вы перестали быть рабами греха, всем сердцем слушаете слова учения, которому отдали себя. Вы освободились от греха, служите правде.
Скажу проще, чтобы поняло обессиленное тело: как вы делали члены своего тела слугами нечистоты и беззаконнейшего беззакония, так теперь сделайте члены своего тела слугами святой правды. Вы были свободны от правды, когда были рабами греха, и теперь стыдитесь плодов той жизни, потому что смыслом её была смерть. Теперь вы освобождены от греха, вы рабы Богу, а плод ваш - освящение, смысл - жизнь вечная.
Грех платит смертью, Бог одаряет жизнью вечной Христом Иисусом, Господе нашем.
Я обращаюсь к знатокам Закона - уж вы-то знаете, что Закон повелевает лишь живыми? Закон привязывает замужнюю женщину к живому мужу. Если тот умрёт, она свободна от законного мужа. Если она при живом муже уходит к другому, то она распутница, если после смерти мужа - то она свободна от Закона и не распутница. Так и вы, братья мои, став телом Христа, убитого по Закону, были убиты для Закона.
Вы стали [достоянием] Другого, Воскрешённого из мёртвых, чтобы приносить плоды Богу, а были материей Закона, через который греховные чувства, действовали в членах тела нашего и приносили плоды смерти.
Теперь мы потеряны для Закона, умерли для ограничивавшего нас, чтобы служить новому духу, а не дряхлым буквам.
— Как это так? Неужели Закон это грех?
— О нет! Но грех я узнал через Закон. Закон говорит "не стремись к обладанию...", а грех, отталкиваясь от этого запрета, будит во мне стремление к обладанию. Жил я когда-то без закона, а когда пришёл запрет, грех ожил, а я умер. Запрет - чтобы выжить, а получается смерть, потому что грех, отталкиваясь от запрета, обманул меня и убил им. Закон-то свят, и запрет свят, в нём правда и добро.
— Что же, добро стало мне смертью?
— О нет! Грех, чтобы воплотиться, несёт мне смерть под видом добра, запрет же показывает, что грех есть именно грех. Мы же знаем, что Закон это дух, а я это тело, проданное греху. Я не понимаю, что делаю, потому что делаю не то, что хочу, а что ненавижу - вот это делаю. Если я не хочу делать то, что делаю, то я согласен с тем, что закон есть добро, значит, не я делаю то, что делаю, а поселившийся во мне грех.
Я же знаю, что обитает во мне, в моём существе, не добро. Хотеть добра - моё желание, но добрых дел - нет. Я хочу добра и не делаю, не хочу зла, но его делаю. Если же я делаю то, чего не хочу, значит, это делаю не я, а поселившийся во мне грех.
Так что я открыл закон: когда я хочу делать добро, то выполняется желание зла.
Я счастлив, что мне, человеке, есть Закон Божий. Но я вижу в отдельных своих членах другой закон, закон греха, который расположился в членах моих и воюет с Законом сознания моего, захватывая мои члены.
Несчастный я человек! Кто избавит меня от этой опухоли смерти? Благодарю Бога, [избавившего меня] Иисусом Христом, Господом нашим. Теперь я как я, сознанием - раб Закону Божию, хотя телом - закону греха.
Тем, кто в Христе Иисусе, более не будет обвинительного приговора. В Христе Иисусе Закон живого Духа, освободивший меня от закона греха и смерти.
Закон оказался парализован слабостью человеческого тела, поэтому [для победы] над грехом Бог послал Своего Сына в теле, неотличимом от греховного тела людей, и этим вынес обвинительный приговор греху, засевшему в теле. Благодаря этому в нас, идущих за Духом, а не куда тело ведёт, исполняется правда Закона, потому что живущие материальным телом стремятся к материальному, а живущие духом - к Духу.
Стремиться к материальному - это смерть, стремиться к Духу - жизнь и мир. Кто стремится к материальному, тот враг Богу, потому что не подчиняется Закону Божию, даже если и захотел бы этого. Поэтому погружённые в материальное не могут делать то, что нравится Богу. Вы же не в материальном теле, а в Духе, если только Дух Божий живёт в вас.
Если кто не дал в себе места Духу Христову, тот и не Его.
Если же Христос в вас, то, пускай тело убито грехом, но дух жив правдой.
Если в вас живёт Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мёртвых, то воскресивший Христа из мёртвых и вашим, отравленным смертью телам, будет давать жизнь живущим в вас Духом Своим.
Если вы живёте плотью, то готовитесь умирать, а если вы убьёте Духом дела плоти, то будете жить.
Все люди, которых ведёт за собой Дух Божий, - дети Божии. Вы приняли не дух, который делает людей своими рабами, трепещущими от страха. Вы приняли Дух, Который делает нас детьми, зовущими: "Авва! Отец!"
Этот Дух подтверждает нашему духу, что мы - дети Божии. Дети означает "наследники". Мы наследники Божии, наследники вместе с Христом, если только вместе с Ним разделяем страдания, да и славу разделим. Я уверен, что страдания в этой временной жизни не сравнятся со славой, которая готовится открыться нам.
Всё творение с надеждой ожидает того, что готовится открыться детям Божьим. Творение не по своей воле подчинено бессмысленным мучениям, а по воле Подчинившего её [Бога], творение надеется и на своё освобождение от рабства гниению, вместе со свободой и славой детей Божьих.
Мы видим, что всё творение постоянно мучается и стонет, словно рожающая женщина, и не только оно, но и мы сами, имеющие в себе зародыш Духа, мучаемся, ожидая, когда и наше тело будет Богом выкуплено и усыновлено.
Мы были спасены надеждой. Надежда не видит, иначе это уже не надежда. Зачем надеяться на то, что уже перед глазами! Мы не видим, но надеемся и поэтому стойко ждём. Мы слабы, но нашей слабости помощник Дух. Мы не знаем, о чём и как молиться, но Сам Дух вместо нас невыразимо стонет, и Знающий, что у нас на сердце, понимает, что имеет в виду Дух, потому что Бог и дал Духа для молитвы за святых.
Мы видим и то, что всё помогает добру для тех, кто любит Бога, кто был заранее призван Богом. Чтобы Сын Божий был первенцем среди многих подобных Ему братьев, Бог изначально предназначил людей быть подобием Сына. Кого он изначально предназначил, тех и позвал, кого позвал, тем даровал правду, кому подарил правду, тех и прославил. Чего же больше! Если Бог за нас, кто против нас?
Бог, Который собственного Сына не пожалел, за нас отдал Его, неужели с Сыном не подарит нам всего!
Пусть попробуют обвинять выбранных Богом - Бог оправдает!
Пусть попробуют вынести обвинительный приговор - Христос Иисус, умерший, но воскрешённый и царствующий с Богом, защищает нас!
Пусть попробуют оторвать нас от любви Божией! Страдания и притеснения, преследования и голод, нищета и угроза смертью, как написано [в псалме]: "За Тебя убивают нас каждый день, мы для них как овцы, которых нужно зарезать", - и всё это мы бесповоротно побеждаем Полюбившим нас.
Я убеждён, что смерть и жизнь, ангелы и архангелы, настоящее и будущее, самое высокое и самое низкое, - ничто во всём творении не в силах нас разлучить с любовью Божией в Христе Иисусе, Господе нашем.
Истину говорю во Христе, не лгу, вместе со мной свидетельствует совесть моя в Духе Святом, что великая моя печаль и непрестанная боль моего сердца, что я молился, чтобы был отлучён от Христа вместо братьев моих, родных мне по крови, за израильтян.
Бог сделал израильтян Своими детьми, даровал им Свою славу, с ними заключал заветы, даровал им законодательство, научил их поклоняться Себе, дал им разнообразные обещания. Они от праотцов, а от них по крови Христос, Бог надо всеми, да будет Он благословен во веки, аминь.
Неужели слово Божие не сбылось, ведь не все, кто от Израиля - истинные израильтяне?
Потомки Авраама не все, родившиеся от Авраама, но те, о которых сказано было Богом: "Рождённые от Исаака будут именоваться твоими потомками". Не все потомки - дарованные Богом дети, а те, кого Бог называет детьми Своего обещания. Обещание же заключалось в слове: "Я снова приду в назначенное время, и у Сарры будет сын".
Более того. Ревекка зачала от нашего праотца Исаака близнецов, и они еще не родились, ничего не сделали плохого или хорошего, так что очевидно, что Бог избрал одного из них не за какие-то дела, а одной Своей волей, и Он обратился к ней, сказав: "Старшей будет слугой младшему". Написано же: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел".
Неужели из этого следует, что Бог несправедлив? Конечно, нет! А ведь Он говорит Моисею: "Кого хочу помиловать, того и помилую, кого хочу пожалеть, того и пожалею". Награду в беге получает не тот, у кого воля сильнее, не тот, кто быстрее бежит, а тот, кого пожалеет Бог.
Писание говорит, что фараону было сказано: "Я возвысил тебя, чтобы через тебя показать Мою силу, чтобы Моё имя прозвучало по всей земле". Так что Бог Своей волей выбирает, через кого показать Своё милосердие, а через кого - Свой гнев.
Мне скажут: "Но тогда Бог не может никого судить, ведь никто не может сопротивляться воле Его!"
Да кто ты такой, человек, что споришь с Богом?! Глина не спрашивает гончара, почему он так вылепил горшок, а не иначе. Гончар из одной и той же глины по своей воле делает один сосуд для торжеств, а другой для всяких отходов.
Бог, чтобы люди увидели Его справедливый гнев и познали Его силу, долго терпел существование обречённых на гибель сосудов, разгневавших Его, чтобы дать людям познать величие Своей славы над теми сосудами, которые Он приготовил для славы, над сосудами милости, над нами, которых Он призвал не только из числа иудеев, но и из язычников.
Как сказал Осия: "Чужой народ назову Моим народом, нелюбимую сделаю любимой. Там, где Я назвал их чужим народом, там Я назову их детьми Бога Живого".
Исайя же прокричал об Израиле: "Да пусть израильтяне будут многочисленны как песок в море, немногие спасутся, потому что Господь на земле как слово скажет, так и отрежет". И ещё раньше сказал Исайя: "Если бы Господь Саваоф не оставил нам немногих потомков, мы бы исчезли как Содом и пропали бы как Гоморра".
Таким образом, языческие народы, не гонявшиеся за правдой, получили правду, правду от веры, а Израиль, гонявшийся за правдой Закона, не успел. Почему? Потому что бежал не за верой, а за делами Закона. Споткнулись о "камень преткновения", как было заранее написано: "Смотрите, Я положил на горе Сион камень, о который легко споткнуться, глыбу, с которой легко упасть, но всякий верующий в Него не потерпит поражения".
Братья, я всем сердцем молюсь Богу об их спасении, и это доброе желание. Я убеждаю их, что рвение их набожно, но не разумно. Они не понимают правду Божией и пытаются поставить свою правду на место правды Божией. Они не повиновались правде Божией, которая в том, что Закон ведёт к Христу, и верующий в Него оправдан.
Моисей пишет о правде Закона: "Человек живёт исполнением Закона". Но правда веры говорит: "Не ищи, кто подымется на небо, чтобы оттуда спустить Христа, или кто спустится в бездну, чтобы из мёртвых поднять Христа". Помни сказанное: "Слово рядом с тобой, на устах твоих, в сердце твоём". Это о слове веры, которое мы проповедуем. Ты спасёшься, если устами своими признаешь Иисуса Господом, если сердцем своим поверишь, что Бог воскресил Его из мёртвых". Правда - из сердца, которое верует, спасение - из уст, [которые выражают эту веру].
Писание говорит: "Всякий верующий в Него не потерпит поражения". В этом одинаковы иудеи и эллины. Один Господь для всех, щедрый ко всем, кто Его призывает, ведь "всякий, кто призовёт Имя Господа, спасётся". Как позвать Того, в Кого не веруют? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать, если никто не проповедует? Как проповедовать, если Бог не пошлёт?
Написано: "Как хороши вестники [Божии], несущие благую весть о добре!" Но не все верят благой вести, как говорит Исайя: "Господи, никто не верит услышанному от нас!"
Таким образом, от слова Христа - слово о Христе, от этого слова - вера. Разве они не слышали? На самом деле, "по всем землям разнёсся голос их, до границ обитаемого мира дошли слова их". Но я говорю: Израиль не понял.
Бог уже через Моисея сказал: "Я заставлю вас возмущаться народом, который не заслуживает имени народа, Я заставлю вас гневаться на народ, потерявший разум". Исайя же осмеливается сказать: "Меня нашли не искавшие, Меня обнаружили не расспрашивавшие обо Мне". А об Израиле он говорит: "Дни и ночи напролёт Я открывал Свои объятия людям, которые Меня не слушали и Мне возражали".
Означает ли это, что Бог оттолкнул прочь Свой народ? Ни в коем случае! Я же израильтянин, потомок Авраама, из племени Вениамина.
Бог не оттолкнул прочь Свой народ, зная о нём всё изначально. Неужели не знаете, что в Писании говорится об Илии, как он обращается к Богу с жалобами на Израиль: "Господи! Они убили Твоих пророков, разрушили Твои жертвенники. Я в одиночестве, и меня хотят убить". Но что сказано ему в ответ? "Я оставил для Себя семь тысяч человек, которые не поклонились Ваалу". Так и в наше время есть остаток, избранный благодатью. Благодатью, а значит - не по делам, иначе благодать не была бы благодатью.
Итак, Израиль не достиг того, к чему стремился. Достигли этого избранные, а остальные словно окаменели, как написано: "Бог дал им такое дыхание, от которого не вздымается грудь, такие глаза, которые не видят, такие уши, которые не слышат". Давид говорит: "Пусть будет их стол капканом, ловушкой и западнёй", чтобы их постигли позор и воздаяние. "Помрачи их глаза, чтобы они не видели, согни их спину, да будут они скрючены навсегда".
Неужели они споткнулись, чтобы пасть? Ни в коем случае! Они упали, чтобы спаслись язычники, став усерднее. Если падение их обогатило мир и поражение их обогатило язычников, то тем более их подъём.
Я обращаюсь к вам, язычники! Я апостол язычникам и служение своё славлю. Не заставлю ли я мой народ ревновать к вам и не спасу ли кого-нибудь из них?
Если потеря их привела к примирению Бога с живущими под небесами, то возвращение их вернёт к жизни умерших! ё
Если посвятить Богу закваску, будет свят хлеб. Если посвятить Богу саженец маслины, у которого одни корни, будет свята каждая веточка дерева, которое вырастет. Если же несколько веток отломились, а тебя, дикую маслину, привили на их место и ты питаешься от корня садовой маслины, её соками, то не считай себя лучше отломившихся ветвей, а если считаешь себя лучше... Не ты несёшь корень,а корень тебя!
Скажешь: "Ветки обломали, чтобы привить меня"? Хорошо... Они были отломаны из-за их неверия, ты держишься верой. Не считай себя умнее их, а бойся: если Бог не пожалел ветвей, родных дереву, не пощадит и тебя, если что.
Гляди и на доброту, и на суровость Бога. К споткнувшимся Он суров, к тебе Бог добр, если ты будешь добр, иначе и ты будешь отсечён. Они же, если покинут неверие, будут привиты обратно, Бог это сможет. Ведь если ты был срезан с дикой оливы и вопреки природе привит к хорошей, насколько легче эти приживутся на своей родной оливе.
Братья, я хочу открыть вам тайну, чтобы вы не считали себя умнее других: паралич, охвативший часть Израиля, пройдёт, когда все язычники придут к Богу. Тогда весь Израиль будет спасён, как написано: "Придёт с горы Сион Избавитель и снимет нечестие с Иакова. Вот от Меня завет: я уничтожу их грехи".
Из-за вас они враги благовестию, но из-за предков они любимые избранники Божьи, потому что Божьи дары и призывы не отменяются.
Раньше вы были непослушны Богу. Теперь непослушны они, и благодаря этому милость Божия дана вам. Теперь они непослушны, потому что Бог помиловал вас, но и они будут помилованы. Бог всех проводит через непослушание, чтобы всех помиловать.
Не сосчитать щедрость и мудрость Божьи, не понять суждений Его, не разглядеть Его путей.
Чей ум познал Господа? Кто был Ему советником? Кто дал Ему что-нибудь, что может потребовать назад?
Всё из Него, через Него, всё в Нём.
Ему слава во веки. Аминь.
Братья, я прошу вас: Бог отзывчив - покажите Богу, что ваши тела это живая, святая, достойная Бога жертва. Тогда ваше поклонение Богу не будет телесным. Не подстраивайтесь под суету, а преображайтесь, возрождайте свой ум, чтобы понимать волю Божию добрую, достойную вас и совершенную.
Благодатью, данной мне Богом, каждому из вас говорю: не переоценивайте себя, цените себя по тому, сколько веры каждому из вас уделил Бог. Тело состоит из многих членов, но действуют эти члены по-разному. Так мы одно тело в Христе, а друг для друга разные его члены. Благодать даёт каждому из нас разные дары: пророчествовать о том, что подсказывает вера, служителю - служить, учителю - учить, наставнику - наставлять, дающему милостыню не смущаться, начальнику - не лениться, помогающий - не хмуриться.
Любовь - непритворная.
От зла - отшатнуться, к добру - прижаться.
Любите друг друга как родные, не экономя на любви.
Соревнуйтесь в уважении друг ко другу.
Служите Богу, не откладывая на будущее то, что можете сделать сейчас, не давайте духу остыть, находя радость в надежде, в бедах сохраняя стойкость и держась за молитву.
Делитесь с нуждающимися святыми.
Не отказывайте в приюте приезжим.
Благословляйте тех, кто вас преследует, благословляйте, а не проклинайте.
Радуйтесь с теми, кто радуется, плачьте с теми, кто плачет.
Думайте о других.
Не надо думать о себе как о том, кто выше других, дружите с отверженными, не думайте быть выше самих себя.
Никому не воздавайте злом за зло.
Всем людям делайте добро, со всеми людьми будьте в мире, насколько это зависит от вас.
Любимые мои, не мстите за себя, предоставьте гневаться Богу, как написано: "Моя мест, я отплачу", говорит Господь.
"Если твой враг голоден, давай ему есть, если захочет пить, дай ему воды". Так ты устыдишь его.
Не давай злу победить себя, но побеждай зло добром.
Каждый подчиняйся тем, у кого власть. Нет власти не от Бога. Бог поставил тех, кто властвует сейчас. Поэтому тот, кто сопротивляется власти, противостоит воле Божией. Все непокорные добиваются себе обвинительный приговор.
Власти страшны не для доброго дела, а для зла. Не хочешь бояться власти? Делай добро, власть похвалит тебя, потому что служит Богу, ради твоего добра. Если же будешь делать зло, бойся: не просто так носитель власти носит меч. Он слуга Божий, через него гнев Божий обращается против делающего зло. Но не только из-за гнева Божьего надо повиноваться, но и по совести.
Вы платите налоги, потому что те, у кого власть, служат Богу своими действиями.
Отдайте каждому, что каждому должны: кому налог - тому налог, кому повиновение - тому повиновение, кого надо бояться - тому страх, кого должны уважать - тому уважение.
Не оставайтесь ни у кого в долгу, не считая долга любви. Кто любит другого, тот исполнил Закон.
Не распутничай, не убивай, не воруй, не желай чужого, и все другие заповеди заключены в одном слове: "Люби ближнего твоего как самого себя".
Любовь не делает ближнему зла, поэтому любовь - полнота Закона.
Вы знаете, что подошёл срок, что уже время нам проснуться и встать. Сейчас ближе к нам спасение, чем когда мы поверили. Ночь прошла, наступает День, - давайте оставим мрачные дела.
Наденем на себя броню света.
Будем жить так, как подобает жить при свете дня. Никаких гулянок и пьянства, разврата и распутства, ссор и склок.
Наденьте на себя Господа Иисуса Христа.
Не превращайте разумную заботу о быте в безумие.
Человека, слабого верой, принимайте, не пытаясь его переубедить.
Слабый - это человек, который ест одни овощи, хотя мы веруем, что можно есть всё. Кто ест всё, пусть не унижает того, что не всё ест. Кто не ест всё, пусть не выносит обвинительный приговор тому, кто ест всё. Бог ведь принял каждого! Кто ты такой, чтобы судить чужого слугу? Его Господь решит, стоит слуга или упал, и если упал, то Господь его подымет Своей силой.
Один считает, что некоторые дни отличаются от других, для другого каждый день [праздник]. Пусть каждый поступает, как считает нужным его разум. Кто считает праздниками только некоторые дни, тот считает так ради Господа. Кто считает возможным есть всё, тот ведь благодарит Бога [за эту еду] - и кто считает необходимым есть не всё, делает так ради Господа и благодарит Бога.
Все мы живём не для себя, все мы умираем не для себя. Если живём - для Господа живём, если умираем - для Господа умираем. Живы мы или мертвы, мы принадлежим Господу. Христос и умер, и ожил, чтобы стать Господом и мёртвым, и живым.
Зачем же ты выносишь обвинительный приговор своему собрату [по вере], [который всё ест]? А ты - зачем унижаешь своего собрата, [который не всё ест]? Все будем стоять на суде у Бога, ведь написано: "Клянусь Моей жизнь, - говорит Господь, - все встанут на колени передо Мной, все громкими голосами прославят Бога".
Каждый из нас ответит Богу за себя, так перестанем судить друг друга. Лучше рассудим, как не дать собрату повод споткнуться или пойти по ложному пути. Благодаря Господу Иисусу я знаю и уверен, что нет ничего, что было бы нечисто само по себе. Если человек считает что-то нечистым, это нечисто для него. Если же из-за еды расстроен твой собрат [по вере], ты идёшь не путём любви. Пусть твои суждения о еде не побуждают тебя желать смерти тем, за кого умер Христос, и не побуждай других ругать тебя из-за того, что ты считаешь правильным.
Царство Божие не еда и напитки, оно - правда, мир и радость в Духе Святом. Кто ими служит Христу, тот и Богу нравится, и людям любезен. Вот и давайте стремиться к тому, чтобы мирно выстраивать отношения между собой.
Не разрушай дела Божия из-за еды. Всё чисто, но плохо, если человек ест всё, хотя другой из-за этого спотыкается [на пути правды]. Хорошо, если ты не съешь мяса, не выпьешь вина, из-за которых твой собрат [по вере] спотыкается. Ты веруешь, что всё чисто? Вот и веруй в себе и перед Богом. Ты уверен в своём выборе, что Бог его не осудит, - это твоё счастье. Вот кто сомневается и всё-таки ест всё подряд, тот на суде Божием будет признан виновным, потому что поступал не по вере. Всё, что не по вере, это грех.
Мы, сильные [верой], обязаны нести слабости обессилевших, а не заботиться лишь о себе. Каждый из нас пусть учитывает, что служит другому ко благу и обустройству его жизни. Ведь и Христос не о Себе заботился. Написано же: "Я принял на Себя оскорбления, которые предназначались Тебе".
Всё, что написано выше, написано, чтобы вы стали мудрее, чтобы мы имели надежду, которую несут в себе ободряющие и утешающие слова Писаний. Бог бодрости и утешения пусть даст вам общий ум во Христе Иисусе, чтобы вы одной душой и одним голосом славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Как Христос впустил вас в славу Божию, так вы впускайте друг друга [в свои сердца]. Ведь Иисус Христос стал слугой обрезанных, чтобы истинно исполнилось обещанное Богом их предкам. Он стал слугой и для язычников, чтобы они за эту милость прославили Бога, как написано: "Поэтому буду славить Тебя, Господи, среди язычников, и буду воспевать имени Твоему".
Написано также: "Торжествуйте, язычники, с народом Его". И ещё: "Все народы, славьте Господа! Восхваляйте его, все люди!" Исайя говорит: "Явится побег Иессея, станет править народами, на Него они будут надеяться".
Бог надежды да наполнит вас через веру радостью и миром, чтобы силой Духа Святого надежда переполняла вас.
Я уверен, собратья мои, что вы сами полны добра, всё знаете и сами можете учить друг друга. Я посмел написать вам, чтобы вновь напомнить о благодати, которой одарил меня Бог: проповедовать евангелие Божие язычникам, чтобы как священник приносит жертву, язычников сделать приношением Богу достойным и освящённым Духом Святым.
Я хвалюсь перед Богом Христом Иисусом, потому что я не смел говорить ничего, на что не подвиг бы меня Христос, покорив язычников словом и делом, силой знамений и чудес, силой Духа Божия. Евангелие Христа я проповедовал от Иерусалима и его окрестной до Иллирика. К тому же я считал своим долгом возвещать евангелие не там, где уже сказали о Христе. Если фундамент не мой, зачем я буду на нём строить, но по написанному: "Увидят то, о чём им не говорили, узнают то, о чём не слышали". Только это не давало мне прийти к вам. Но теперь в тех краях уже нечего делать, а прийти к вам я хочу много лет. По дороге в Испанию навещу и вас, надеюсь, что увижусь с вами и вы проводите меня туда после того, как мы с вами наговоримся, хотя бы отчасти.
Теперь же я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, потому что Македония и Ахаия сочли за благо собрать кое-что в помощь нуждающимся святым Иерусалима. Они считают это благом как должники их: если те разделили с ним духовное, то то язычники должны послужить им материальным. Добравшись до Иерусалима и передав им этот плод, который надёжно опечатан, я через вашу страну отправлюсь в Испанию. Я знаю, что приду к вам с полнотой благословения Христа.
Прошу вас, собратья, через Господа нашего Иисуса Христа и через любовь Духа молиться вместе со мной и обо мне, чтобы не покоряющиеся [Богу] в Иудее не причинили мне вреда и чтобы моё служение святым в Иерусалиме увенчалось успехом. Тогда, если будет воля Божия, я приду к вам и с радостью отдохну с вами. Бог мира со всеми вами! Аминь.
Представляю вам Фебу, сестру нашу, служителя церкви в Кенхреях. Примите её для Господа, как подобает святым. Если она будет в чём-то нуждаться, делом помогите ей, ведь она и помогите ей, ведь и она помогала многим, включая меня.
Привет от меня Приске и Акиле, вместе со мной работавших ради Христа Иисуса. Они жизнью своей рисковали за меня, и не я один им благодарен, но все церкви язычников, и их домашняя церковь.
Привет от меня моего дорогого Эпенет, который первым в Асии поверил в Христа.
Привет от меня Мариам, которая много сделала для вас.
Привет от меня Андронику и Юнии, моим родственникам, которые были в тюрьме со мной, которые раньше меня уверовали в Христа и которые далеко не последние среди апостолов.
Привет от меня Амплиату, любимого мною в Господе.
Привет от меня Урбану, со мною трудившему для Христа, и Стахису, любимому мною.
Привет от меня Апеллесу, доказавшему свою верность Христу.
Привет от меня домочадцам Аристобула.
Привет от меня моему родственнику Геродиону.
Привет от меня тем из дома Наркисса, кто верует в Господа.
Привет от меня Трифене и Трифосе, трудящимся для Господа.
Привет от меня Персиде, которую я так люблю и которая много сделала для Господа.
Привет от меня Руфу, избраннику Господню, и его матери, которая и мне стала матерью.
Привет от меня Асинкриту, Флегонту, Гермесу, Патробасу, Гермасу и прочим собратьям, которые с ними.
Привет от меня Филологу и Юлии, Нерею и его сестре, Олимпасу и всем святым, которые с ними.
Приветствуйте друг друга святым поцелуем.
Приветствуют вас все церкви Христовы.
Прошу вас, собратья, берегитесь тех, кто вносит разделения и и соблазны, учит не тому, чему вы были научены. Избегайте их. Они служат не Господу нашему Христу, а своим низменным страстям. Красивыми словами и обещаниями они обманывают неопытные сердца. Ваша преданность всем известна, поэтому радуюсь о вас и желаю вам понимать, как делать добро, и не понимать, как делать зло.
Бог мира да превратит скорее сатану в пыль под ногами вашими.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Лукий, Ясон и Сосипатр, родственники мои.
Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший это письмое.
Приветствует вас Гай, мой гостеприимный хозяин, у которого собирается и наша церковь.
Приветствует вас Эраст, городской казночей, и брат Кварт.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.