Илюшенко Владимир Ильич. Отец Александр Мень. Жизнь. Смерть. Бессмертие. М.: Библиотека иностранной литературы, 2010. 688 стр.
PDF, №30706.
Cтатья в защиту Меня, 1999.
Илюшенко В. Отец Александр Мень: жизнь и смерть во Христе. М.: Пик, 2000. 496 с.
С. 50. Цитирует слова Евгении Завадской, китаиста, искусствоведа ("знала отца с 1962 г.").
С. 52. Из выступлений на конференции в ВГИБЛ, 1991. З.Масленикова "Привела его слова: "Чем силен дятел? Головой. Потому что головой он бьет в одну точку".
С. 53. Гениева тут же "призвала восстановить авторство о. Александра как переводчика "Силы и славы" Грэма Грина и "Благословения на геноцид" Нормана Кона". Мда... .
С. 53. Пересказывает выступление Нат. Большаковой: была в НД утром 8 сентября и вечером в Москве на его лекции (последней). "Утром на исповеди "были решены два главных вопроса моей жизни". Сказал ей: "Вы только любите". Прерывал ее и отвечал так, будто она все сказала (а она не успела сказать). //54// Еще сказал ей на исповеди: "Никогда не верьте тому, кто будет говорить, что Церковь наша не свята. Церковь свята не нами, грешными, а Иисусом Христом. Здесь уже Его царство, и врата ада не одолеют ее". Посмотрел на нее и засмеялся. "От переполнявшего его ликования весь сиял, озаренный ярким светом. Светоносный взгляд -- было больно смотреть".
С. 54. Цит. трауберг - в нач. 70-х Доброволький писал о.А: "О, как труден Ваш пастораций в великом Бабилоне".
С. 55. Жирмунская цитировала о.А. о самом себе: "Проскочил, как креветка между усами кита".
С. 57. Габриэль Голицына. "Отец о ее рисунках: "Этих двух видов ежиков я не знаю совершенно". Купил ей диванчик 9 книжных полок (однажды она сказала, чт любит цифру 9)."
«Будь я на месте президента, каждый день пускал бы по радио и по телевидению запись его проповедей.»
«Экуменизм — основа духовного единства, а такое единство — основа единства социального и политического, общечеловеческого. Без этого мир не выживет. Духовный сепаратизм в наше время — явление не только глубоко архаичное, но и смертельно опасное. Он разъедает мир как ржавчина, и те, кто осознанно или по неразумию эту ржавчину защищают, готовят Апокалипсис.»
«Идея секулярного государства, равно защищающего права всех конфессий и религиозных групп, противостоит расколу общества по религиозному принципу, а такой раскол способен довести социальную нестабильность до критической точки»
Отрывок из книги: Владимир Ильич Илюшенко. «Отец Александр Мень: Жизнь. Смерть. Бессмертие». Apple Books.
Нам нужен Моисей, который бы вывел нас из того состояния, в котором мы сейчас находимся. … «Моисей» был убит 9 сентября 1990 года.
Владимир Ильюшенко вспоминал, как в июле 1988 года отец Александр позвал его с собой в Колонный зал Дома союзов на встречу духовенства к юбилею крещения Руси.
Это была тогда сенсация, хотя никто не понимал, что сенсация печальная: начиналась замена декораций. Вместо чучела Маркса водружалось чучело Православия. Не Христа, к счастью. Удивительно, но у примо-католиков очень легко (и в колоссальных размерах) опошливался Господь — исполинские статуи в Аргентине, в Польше. В России же много опошлялось Православие, но Христа как-то избегали трогать. Это не указывает, конечно, на какую-то особую совестливость русских господ мира сего. Скорее, именно то, что Христос в Православии — последнее убежище верующего, Он остался для власти незамеченным.
В президиуме начальствовал Питирим Нечаев, который тогда был номенклатурным лицом Церкви. Старый гебешный агент (хотя и не такой старый, как тогдашний патриарх Пимен). Ильюшенко вспоминает, что Нечаев впился в отца Александра взглядом:. «Холодно, давяще, мрачно он сверлил отца своими оловянными глазами»«.
Илюшенко наклонился к Меню и пошутил: «Старик Державин нас заметил».
Отец Александр кивнул.
Шутка оказалась не слишком удачная. В гроб-то первым сошёл отец Александр.