В XVII в. не принято было употреблять такое понятие как «письмо». Все письма именовались грамотами. Между тем, среди грамот от государей явственно выделяются грамоты, которые можно отнести к актовому материалу, писавшиеся от имени царей думными дьяками, содержавшие распоряжения указного характера в той или иной области; и грамоты, составленные лично государями или носящие следы их правки, содержащие рассуждения общемировоззренческого или личного характера. Последние, в современном понимании, следует отнести к разряду писем и посланий. Далеко не всем русским царям была присуща склонность к эпистолярному жанру. На фоне первых Романовых особенно выделяется царь Алексей Михайлович, ряд грамот и посланий которого ныне причисляют к произведениям литературного характера. Публикация и комментарии доктора исторических наук, профессора Г.В. Талиной.
ПОСЛАНИЕ СВЯТИТЕЛЮ МУЧЕНИКУ ФИЛИППУ (1)
Христову подражателю, небесному учителю вышеестественному и плотскому ангелу, преизящному и премудрому и духовному учителю нашему, пастырю же и молитвеннику, великому господину, отцу отцев, преосвященному Филиппу, митрополиту Московскому и всея Руси, по благоволению Вседержителя Христа Бога, царь Алексeй, чадо твое, за молитв святых твоих здравствует. Ничто такой печали не творит моей душе, пресвятый владыко, сколько то, что тебя нет, богохранимого царствующаго града Москвы, во святой, великой и преименитой соборной апостольской церкви Пресвятыя, Чистыя и Благословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святаго Ея Успения, исполняющим место с прежде и после тебя бывшими святителями, дабы ради общих ваших молитв, святая, соборная и апостольская церковь и вера о Христе, которою спасаемся, пребывали всегда неподвижно и стадо вашей святительской паствы ненаветно от всепагубных волков; ибо и мы, не своею силою или многооружным воинством укрепляемся, но Божиею помощью и вашими святыми молитвами все нам на пользу строится.
Второе, молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию (2), ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы: хотя я и неповинен досаждению твоему, но гроб прадедний присно убеждает меня и в жалость приводит, когда спослушествует совесть моя списанному житию и страданию твоему, что от того изгнания и до днесь лишаешься твоей святительской паствы царствующаго града. И сего ради преклоняю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием, до подашь ему прощение, и упразднится чрез то поношение над ним о твоем изгнании, и все уразумеют, что ты к нему мирен, ради благодати твоего к нам пришествия и пребывания во святой, соборной и апостольской церкви.
Сего ради молю тебя о сем, о священная глава, и честь моего царства преклоняю твоим честным мощам и повиную к твоему молению всю мою власть, да пришед простишь оскорбившему тебя напрасно и он тогда раскаялся о содеяном. За его покаяние и нашего ради прошения прийди к нам, святый владыко, ибо уже исправился тобою евангельский глагол, за который ты пострадал: что всякое царство разделившееся не устоит, и нет уже пререкающаго глаголам твоим о свидениях господних, и благодать Божия, ради святых твоих молитв, в нашем царстве присно изобилует, и нет уже ныне в пастве твоей никакого разделения; если же было бы, не устояло бы доселе ради разделения, но ныне все единомысленно просим и молит: даруй себя желающим тебя, прийди с миром восвояси, и свои тебя с любовью примут, и не вмени себе в некое искушение или иное что посылаемое нами моление. Ведаешь ты, воистину, о священный верх, что нам сие чуждо; посему и уповаем на Господа скоро тебя увидеть и облобызать уповаемыя честныя твои мощи. О, священная глава, святый владыко Филипп, пастырь наш! Молим тебя, не презри нашего грешнаго моления, прииди к нам с миром. — Царь Алексий, желающий видеть тебя и поклониться мощам твоим святым.
ГРАМОТА ВОЕВОДЕ КАЗАНСКОМУ КНЯЗЮ Н.И. ОДОЕВСКОМУ ПО ПОВОДУ ПЕРЕНЕСЕНИЯ В СТОЛИЦУ МОЩЕЙ МИТРОПОЛИТА ФИЛИППА (3)
Даровал нам Бог, великому государю, великое солнце: как древле царю Феодосию возвратил мощи пресветлаго солнца Иоанна Златоуста, так и нам даровал Бог целителя, новаго Петра и втораго Павла проповедника и втораго Златоуста, великаго и пресветлаго солнца, Филиппа, митрополита Московскаго и всея Руси чудотворца возвратить мощи. И мы, великий государь, с богомольцем нашим Никоном, митрополитом Новгородским, ныне милостию Божиею патриархом Московским и всея России, со всем Освященным собором, с боярами и со всеми православными христианами, даже до грудных младенцев, встретили у Напруднаго и приняли на свои главы с великою честию; и в какой час приняли, тогда же сотворил исцеление бесной и немой жене, и в тот же час стала говорить и сделалась здравою, а как принесли к Лобному месту, тут опять девицу исцелил, при посланниках литовских, которые стояли у Лобного места. Как поставили его святыя мощи на Лобном месте, все прослезились: пастырь, гонимый понапрасну, возвращается назад и грядет на свой престол; когда же принесли на площадь против Грановитой, тут опять слепаго исцелил, и как древле при Христе вслед вопияли: сын Давидов помилуй! Так и в ту пору вопияли вслед ему. Такое множество народа было от самаго Напруднаго по соборную апостольскую церковь, что нельзя было и яблоку упасть, а больных лежащих и вопиющих к нему безмерно много, и от великаго вопля и плача безмерный стон был. Стоял он десять дней посреди церкви для молящихся, и во все дни с утра до вечера был звон, как на святой неделе, так и те дни радостны были: то меньше, что человека два или три в сутки, а то пять, шесть и семь исцеление получат. А как патриарха поставили (4), и он, свет чудотворец, двух исцелил в тот день, и ныне реки текут чудес. Стефанову жену, Вельяминову, исцелил; уже отходную велела говорить и забылась в уме своем, но явился ей чудотворец и сказал: «вели себя нести к моему гробу» (а она слепа и ушами восемь лет не слышала и головою болела), а как принесли, в тот же час прозрела и услышала, встала и пошла здоровою; и не только болевших восемь лет, но и двадцать и тридцать исцеляет, и кровоточивых, и бесных, и всякие недуги. Как принесли его в соборную и апостольскую церковь и поставили на прежде бывшем его престоле, кто не подивится, кто не прославит и кто не прослезится, видя изгнаннаго и возвращающагося и с великою честию приемлемаго? Где гонители, где ложный совет, где обаятели, где соблазнители, где ослепленныя мглою очи, где хотящия восприять власть гонимаго ради? — Не все ли зло погибли, не все ли исчезли во веки, не все ли здесь месть восприяли от прадеда моего царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея Руси и там месть вечную приимут, если не покаялись. О блаженны заповеди Христовы! О блаженна истина нелицемерная! О блажен воистину и треблажен кто исполнил заповеди Христовы и от своих за истину пострадал! Ей, ничего лучше того не избрали, как веселиться и радоваться им в истине и правде и за нее пострадать и людей Божиих разсуждать в правде. А мы, великий государь, ежедневно просим у Создателя Всещедраго Бога нашего и у Пречистой Его Богоматери и у всех святых: чтобы Господь Бог, ради Ея прошения и их святых молитв, даровал бы нам, великому государю, и всем боярам с нами единодушно людей Его разсудить в правде, всех равно, ибо писана: что суд Божий никогда крив не живет, и о всех христианских душах поболение нам иметь, и в вере крепкими и в истине, как столпам, стоять твердо и за нее страдать до смерти во веки и на веки.
ГРАМОТА А.С. МАТВЕЕВУ (5)
От царя и великаго князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя России самодержца, верному и избранному голове (6) нашему Артемону Сергеевичю Матвееву. Поздорово ли ты, верный наш раб, а мы, великий государь, в славном граде, в Вязме, дал Бог здорово со всеми людми Божиими и нашими также и в царствующем граде Москве дал Бог подлинно утихло и здраво, лише мы пребываем, по-прежнему, в тяжастях великих душевных, но не отчаиваемся своего спасения, к сему же что речет великое солнце, пресветлый Иоанн Златоуст: не люто есть вспотыкатца, люто есть, вспоткнувся, не поднятца, или, угрязнувся, не умытца внутрь, не человеческо есть вспотыкатца, и сами Ангели поколзнулися, а мняй ся стояти, вскopе падетца, ни на аслабу себе, ни во отчаяние, ни твоему правому житию, ни десной стране, ни шуей стране в соблазн, и добиваюся зело тово, чтобы не токмо быть солнцем великим, хотя бы малом светилом, а будет и тово не достать, ино бы хотя малою звездою, та кабы там, а не здеся. И в том не осуди, что пишу не чист от rpеxa, потому что множество имею ево в себе, а о том зело возбраняет ми совесть писати, что чист от греха; ох, люто тако глаголати человеку, наипаче же мне, что чист от грехa, и сему конец. Еще же за твою верную службу к нам великому государю, пишю, что у нас делается.
1-я статья.
Посланник приходил от свейсково Карла короля думной человек, а имя ему Удде Удла, а таков смышлен, и купить ево то дорого дать, что полтина, хотя думной человек. Мы, великий государь, в десеть лет впервые видим таково глупца посланника, а прислан нароком такой глупец, для проведыванья, что мы, великий государь, будем ли в любви с королем, и про то нам подлинно ведомо; а братом не смел король писатца к нам, великому государю, и мы тому и добре ради и зело от нас страшны они, свияне, а как посланник у нас, великого государя, и мы ево пожаловали, велели сесть, и он сесть не смел. И Смоленеск им не таков досаден, что Витепск да Полотеск, потому что отнят ход по Двине в Ригу (7), а король в листу своем первом пишет, чтобы вечное докончание подкрепить послами, а он посылает посла своего к нам, великому государю, да бутта любя меня, прислал обвестить посланника да думново человека, и мы мним, сколко от любви, а здвое тово от страху. Тако нам, великому государю, то честь, что прислал обвестить посланника, а се думнова человека, хотя и глуп, да што же делать, така нам честь; а в другом листу пишет, чтобы не воевать Курлянского (8), для ево королевские дружбы, а он де, Курлянской, ему, королю, друг. И мы, великий государь, отказали тем, что подданной полскому королю, а се обещался нам, великому государю, ничем помогать королю полскому, а ныне многие курлянские немцы в полон взяты, и ныне многих посылает, бутто сами наймуютца.
2-я статья.
Подлинно Радивил да Гасевской (9) пришли под Новой Быхов, а с ними пришли всяково чину 12 000 и облегли Новой Быхов, в двух и в трех верстах, а на приступ не смеют итить, а сперва языки говорили 100 000, а другия сказали 50 000, а третие 40 000, а четвертые 24 000, да подлинно доведалися, что всякаго человека 12 000, а з Золотаренком всево с 6 000 сидит (10), а запасу у нево консково до Масленицы, а своево до Пасхи, толко им и тесноты, что дороги отняли, а стоят в деревнях. И он выходил на князя Несвитцково и ево побил и обоз вес взял и апять возвратился в Быхов, а гонцы из Быхова с нужею приезжают к нам, а сказывают, что мошно проезжать меж Ляцкова облеженья, а брата ево Василия не пропустили в Быхов к нему, и он стоит в Стародубе, собрався, а с ним 10 000. И мы, великий государь, писали к нему, а велели итить к Могилеву и сходитца с столники нашими и воеводы, с князь Юрьем Ивановичем Ромодановским и с Поклонским и, сшетчись, за милостию Божиею, велели выручать ево, а с князь Юрьем конных 400 человек да салдатцких 3 полка полных, а с Поклонским всево будет с 3 000 человек конных и во многих местех чатами являютца. И мы, великий государь, по бояр и по всех ратных людей послали и велели со всеми запасы итить на службу и ставитца по местом безсрочно, потому что время приспело. А мы, великий государь, идем тоже, а не потому что Радивил гордитца пред Богом, а хочет взять Новой Быхов з Золотаренком да Могилев да Шклов и, взяв, итить к Москве. И то свинско есть, что пред Богом хвалитися, а король подлинно хотел посылать послов к нам, великому государю, да Радивил отговорил: я де пойду, еще отведаю счастья своево и Золотаренка собою и городы отворочю и под Москву дойду и король воротил послов (11).
3-я статья.
Да Лукомской князь хотел отнять дороги у Витепска, чтоб не пропустить с запасы и хотел ждать, как боярин наш и воевода Василей Петрович (12) пойдет из Витепска, потому что велено сыну ево Матвею на ево место быть в Витепске. И боярин и воевода Василей Петрович, сведав то, посылал сына своево Матвея на нево, и, милостью Божиею и Пречистыя Богородицы заступлением и всех святых молитвами и отца нашего пресветлейшаго Никона патриарха Московскаго и всеа Великия и Малыя Росии молитвами и нашим великаго государя и сына нашего царевича и великаго князя Алексея Алексеевича счастьем, столник наш Матвей Шереметев побил ево на голову и самово ево ранили и обоз взяли с 300 возов и досталной обоз взяли и племянника ево взяли и иных немного взяли, а то всех рубили с серца, что много на приставствех нагрубили нашим тот князь с товарыщи, а любовицкие мужики изменили и воеводу Алексея Рожнова отдали чатным людем полским, а аршане и с Оршею сложилися и заставы поставили. А в Озерищех воеводу, мужики, связав, отослали к Радивилу, а салдат наших порубили 36 человек, а ушли 4 человека. И из Смоленска и из Витепска многия почали изменять, и с Смоленска молодой Соколинской и два Ляпуновых изменили, и мы, великий государь, шляхту, перевязав, велели весть к Москве, а мужиков сечь велели, за их измену. А мы, великий государь, пойдем к Москве на малое время, лехким делом, оставя все в Вязме, поклонитися образу Пречистыя Богородицы и целовати святых чюдотворцев мощи, и бояр, и околничих, и думных дьяков, и всех людей от печали обвеселить и утешить и, отвезши сестер своих государынь и царицу свою и детей, назад возвратимся и пойдем, за милостию Божиею, противу полского короля, не мешкая, а для приезду ратных людей своего государева полку оставили в Вязме ертоулново (13) воеводу столника князь Петра Элмурзина сына Черкасково. И будет мошно, и ты вмешай то, чтобы не сумнялися, что к Москве идем на малое время, лехким делом, и назад тот час пойдем в Вязму и в Смоленеск не замешкаем итит, толко бы люди съехалися, а бояре и воеводы вскоре идут и из полков съезжаютца, а головы стрелецково Якова Ефимьева судом Божиим не стало в Дорогобуже, да послали мы к тебе азбуку для переду тайных дел (14), и тебе б принять со радостию и держать скрытным делом. Генваря в 23 день
ГРАМОТА ОКОЛЬНИЧЕМУ И.И. ЛОБАНОВУ-РОСТОВСКОМУ (15)
От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, околничему нашему и воеводе князю Ивану Ивановичу Лобанову-Ростовскому. Ведомо нам, великому государю, учинилось, что посылал ты наших великого государя ратных людей на изменников наших на поляков и на воров черкас, под местечко Кошаны, и в той посылке тех наших великого государя ратных людей изменники и черкасы побили многих, а ты, околничей наш и воевода, писал к нам, великому государю, что в той посылке наших великого государя ратных людей розных чинов побито 24 человека, а в полон сколко человек взято, того в отписке не написано. А челобитчики жилцы, которые от тебя, околничего нашего и воеводы, из полков приехали к Москве, в допросе сказали, что в той посылке наших великого государя ратных побито розных чинов людей 47 человек, в полон взято 7 человек. И по нашему, великого государя, указу для подлинного ведома о побое тех наших великаго государя ратных людей, посылан подо Мстиславль столник наш Иван Иванов сын Колычов, и, приехав, он, Иван, к Москве, нам, великому государю, подал скаски (16) началных всяких чинов людей, за их руками. И, по тем их скаскам, в той посылке наших великого государя ратных людей побито розных чинов людей 40 человек, в полон взято 5 человек. А в отписке твоей против сказок утаил ты побитых наших великого государя ратных людей многих, а о взятых в полон не написал ни об одном человеке. И в том ты пред Богом и зло... солгал, а от нас, вел. государя, неутаимая хотел утаит. И так делают недумные и худые люди, а думным нашим великого государя людем ложно писать не довелось. От века того не слыхано чтобы природные холопи государю своему, в ратном деле в находках и в потерках писали неправдою и лгали.
Да ты ж, околничей наш и воевода, вздумал приступать к городу Мстиславлю собою, и на том приступе наши великого государя ратные люди побиты и переранены многие, и то ты учинил своею гордостью и не разсмотря о том приступе гораздо и ратных людей потерял многих и приступал ко Мстиславлю, не отписався об указе к нам, великому государю (17), до того приступу, а тебе было, околничему нашему и воеводе, наперед того приступу довелось у того города розсмотрет гораздо полых мест и розведать про осадных людей и про их промысл до пряма и к приступу людей росписав и изготовя все, что надобно, об указе отписать было к нам, великому государю, с нарочным гонцом на спех, а от Мстиславля до Москвы разстояние недалнее, и о том приступе об указе отписать было к нам, великому государю, тебе мочно.
Да то не отговорка про приступ, что ты сказал Ивану Колычеву, что за тем не писал к нам, великому государю, что бутто бы у тебя подьячих нет. И так отговариваютца ябедники, и обышныя людишка в приказех на суде, кождо с своим братом перед непутным же судьею, которой Бога не боится и нашего государева страху не имеет, а не вас, холопей наших, да государевых и родословных людей такое беспутное и ябедническое оправдание. Хощеши ли своими словами прав быти, что у тебя подьячих нет, а в полкех рейтарском и в салдацких ротные писари есть. За что не взять на время и отписки им написать (18) и к нам, великому государю, прислать. Зачем так не учинено, рабе Божий? Время прямою виною покрыватися и впред усердство показывать доброе, а не лукавством и неправдою оправдатися. От своих уст и словес осуждаешися и обесчествуешися и сам себе неправдива и бесчесна твориши.
A ныне к тебе, околничему нашему и воеводе, пишем не для того, что к городу не приступать и промыслу не чинить, но для того, что ты к городу приступать без розсмотрения всякого, положа упование на свое человечество и доротство, кроме Бога (19), а божественная писания не воспомянул: не надейтеся на кесари, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыдет дух их и возвратится в землю свою. А, по прилучаю, время то и пришло, что приступать, и в начале тебе, околничему и воеводе, достоит внутрь (20) себя прийти и сокрушити сердце свое пред Богом и восплакать горце в храмине своей тайно, пред образом Божиим о победе, и пред образом Пречистыя Матере Его, Пресвятыя Богородицы и всех святых, тоже достоит призывать молитву их о победе же, чтобы Господь Бог в начале наших великого государя вас, воевод, и всех ратных людей сохранил, а всепетая бы и общая наша Заступница Пресвятая Богородица покрыла амфором своим, юже виде Андрей на воздусе молящуся за ны к Сыну Своему и Богу нашему, так же бы и все святыя сотворили молитву к Господу Богу за вас, воевод, и за всех наших великого государя ратных людей, во еже помощи вам и спасти вас от всякаго вреда, а не на свое высокоумие полагатца.
Да достоит и святым и странным нозе умыти, а кто святые и странные меншая братия Христова? по его евангелскому словеси, бедныя, маломошныя сироты, по своему обещанию которыя за Христа и за святыя его церкви и за нас, великого государя, страждушия в правду, не жалея живота своего, на боех и на приступех телом своим обагряются до крови и не точию во крови, но и до самыя смерти понуждают себе страдати и стражут, не иное что помышляюще, точию в покаянии за Христа и за нас, великого государя, умрети, и таковых бо есть души сияют, яко солнце. Ей, те меншая Христова братия, ей те святыя и блаженныя светы, им же Ангели венцы плетут и на главы их кладут, а у вас таких много бедных и раненых и побитых. И аще бы cиe у вас в полку сотворилося крепко, верую Богу и Господу нашему, чтоб Мстиславль вскоре одолен быть от вас, воевод наших. Покаянию, молитве, милостине, страннолюбию (21) не может никакой неприятель сопротив стати: ни агаряне, ни сам адский княз, все окрест бегают и трепещут, да находка и потерка в воли Божии, а такое время и пришло, что упадок на люди учинился, за что к нам де, государю, скоро не писать и в людех великое тужение чинити, и то ты делал, не спросяся с собою, к нам, великому государю, не писал и мыслил долго, как бы неправдою отписать, а побитых тела и раненых отпустил наперед. И то знатно, что ты, не согласяся с собою, так делал, и учинил ты тем, что скоро к нам, великому государю, не отписал, в людех великую печаль. А как, по указу нас, великого государя, велено тебе, околничему нашему и воеводе, быть на нашей великого государя службе, и мы, великий государь, тебе, околничему и воеводе, приказывали изустно о Божии и о нашем великого государя деле промышлять со всяким раденьем, отложа всякую гордость и спесь, и об указех писати к нам, великому государю. И ты то творити обещался и то свое oбещание позабыл и, не помня нашего великого государя словесного приказу, делал своею гордостью и самоволством, отложа упование на Бога. Воспомяни, человече, Спасово слово: на кого призрю? — на кроткого и смиренного и трепещющаго словес Моих; от кого отвращуся? — от гордого, немилосердаго, братоненавистца, от лживаго и кленущагося во лжу Мною и Моим именем святым. И мы, великий государь, за тое твою гордость и за самоволство и что ты, околничей наш и воевода, писал к нам, великому государю, ложно и к приступу милосердого разсмотрения к людем Божиим и нашим великого государя не показал, — есть время к приступу и есть время такое, что и помыслить нельзя, — указали было тебя, околничего нашего и воеводу, с нашей великого государя службы переменить; и для нынешнего пресветлого торжества праздника Пресвятые Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ея Благовещения и для воспомяновения доброго твоего, во время прихода Нечяева с товарищи на вас, еже воспомянул Света нашего Царя Небеснаго, над цари царствующяго и над сильными грозного и страшнаго и милостиваго, великого Царя и Господа всея твари и Спаса всех и его святых образ, и во время начатия брани велел вынесть, и молебная совершали и, испрося у Господа Бога милости и заступления у Всепетыя и Пренепорочныя Матере Божия и у всех святых помощи и, воскричав есаком великого чюдотворца Сергия, наших государевых врагов и изменников победили есте. Ты, о. н. и. в (22)., и все мало смирилися пред Богом и прибегли сокрушенным серцем. Что же? И Он, Свет, велики и дивный Царь, какую победу дарова? Веруеши ли, каков милостив Спас всех нас, веруеши ли, что гордым и не уповающим на Него и двоедушным (23) и лукавым не помогает? Веруеши ли, что искони б до днесь и впредь до века, без Ево воли святыя, ничто же доброе не содеваетца и не утвержяетца и злое без Ево же святова попущения не содеваетца же? Веруеши ли, что к просящим от Него, великого Царя и Спаса всех нас, и уповающим на Него и без Его святыя воли ничто же начинающе делати, и тем спасителен и заступителен и подателен, и будет веруеши единодушно и единосердечно, а не двоедушием и двоим серцем, и к тебе будет таково же милостив и в бедах заступителен и в победах одоление везде подаст. И впредь такожде твори, испрося милости и соверши молебная сокрушенным серцем и со слезами и странным нозе умыв, начинай и совершай всякое дело Божие и наше и земское, и аще так пребудеши, и поможет ти везде до скончяния живота твоего. И для прошения сына нашего государева благоверного царевича и великого князя Алексея Алексеевича, что про побитых и поло(ня)ников и раненых писал неправду, а о приступе твоем беспутном положили на волю Божию и на судьбы его святые, Он, великий Царь над цари, вся весть, и с нашей великого государя службы, за опалу, тебя, околничево нашево и воеводу, переменить не велели, а указали мы, великий государь, на нашей великого государя службе быти тебе, по прежнему. И как к тебе ся наша великого государя грамота придет и ты б, по прежнему нашему великого государя указу и по сей нашей великого государя грамоте, о Божии и о нашем великого государя деле радел и промышлял со всяким усердством, а гордость и всякую злобу (24) оставил, а о тамошнем деле, об указе и для ведома, писал к нам, великому государю, о всем подлинно с нарочными гонцы, наскоро, по часту, и о приступех промышлял с разсмотрением, где доведетца, разсмотря всяких мест и крепостей у города и утомя осадных людей стрелбою пушечною и гранатами и всякими страхи. И аше в сем деле что на приступе даром людей потерял, покаешися пред Богом и повинна себе учинишь, ведаю, что оставит тебе Бог сей великой грех в сей век и в будущий. Аще же не покаешися и не сотворишь себе повинна пред Богом, и за то отмстит тебе Господь Бог в сей век и в будущий. Рабе Божий, ведаеш ли, како от Бога поставленным, а от нас, великого государя..., и во учененных над людми Божиими, какое попечение имети о них и какое вам послушание к нам, царем, иметь. Поучение от святого Евангелия в неделю сборную. Князи и власти, милование и заступление и правду покажите на нищих людех, сих заступление вocпpиeмлюще, и yкрепление о них и промышление приемше от богадарованнаго царя. И соблюдение имейте о законении, благоразумно устрояюще и от серца подающе любовь богоданному царю нашему, воздающе ему должное покорение и послушание и благодаpeниe и работающе ему, по всей воли его и по повелению его, еже о людех и общия ползы. И Господеви работающе, а человеком промышляйте о богохранимом граде сем и о прочих градех. Печалуйтеся и о общем народе. Печалуйтеся и о странах и селах, Господняго ради страха, всяким сообщением и миром и любовию и coвещaниeм, понеже бо мнози суть борющеи и спротивляющеися и обидящеи нас. Молю же ся вам, не разленяйтеся, ниже унывайте, понеже суд велий бывает на великих. Меньший убо прощен будет и достоин милованию есть. Сильнии же крепко истязаны будут, ниже сомнится лица всех Владыка, ниже срамляется величия, понеже малаго и великаго Той сотворил есть, и о всех единаче промышляет. Крепких же и силных крепко истязание ждет, и истязает наша дела Господь и советы изыскает и ако, работницы суще царствию его, не сохранихом закона, ниже судихом по правде, ниже по воли Божии ходихом, и скоро и страшно приидет на нас. А писали мы, великий государь, сю нашу великого государя к тебе, околничему нашему и воеводе, кручиняся на тебя и жалуя тебя, что ты, человек думной (25) и родословной, а учинил тот приступ своим неразсмотреньем с вышеславия своего, и от того нашим великого государя ратным людем учинил изрон многой. Воспомяни, рабе Божии, и блюди, еже имаши на страшном судище Христове нелицеприемнем ответ дати за православных христиан, преданых нами, великим государем, тебе в сохранение и попечение. И тебе, околничему нашему и воеводе, видя к себе нашу великого государя милость, нам, великому государю, служить ныне и впредь, наипаче мимошедшего, и прежняя своя непристойная воля (26) и нераденье покрыть нынешнею своею службою и раденьем отвсего серца своего и всякую высость (27) оставить и смирить себя пред Богом, а к людем Божиим и к нашим великого государя любовь и всякое попечение и розсмотренье имети, также, как и душе своей и себе всякого добра желаешь. Писано....
ГРАМОТА БОЯРИНУ В.Б. ШЕРЕМЕТЕВУ (28)
От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, в нашу отчину, в Киев, боярину нашему и воеводе Василью Борисовичю Шереметеву, от нас, великого государя, милостивое слово. Прииде к нам, великому государю, во уши, что, за милостию Божиею, тебе, добронадежному архистратигу, по нашему великого государя указу, к Москве ездить не велено, а для каких наших го-сударевых и земских дел к нам, великому государю, быть не указано, и то писано в другой нашей великого государя грамоте. И тебе б, архистратигу великого Царя царем Небеснаго, земнаго его воинства, о том не оскорблятца. Ведомо тебе самому, как великий Царь и вечный изволил быть у нас, великого государя и тленнаго царя, тебе, Василью Борисовичю, в боярех не туне (29). И то ведаем мы, великий государь, что, по вашему отечеству, боярская честь вечная, а даетца произволеним великого и вечного Царя и Небесного Владыки и нашим тленным призыванием (30). А и то бывает, что и господа ваши, имеющих родителей своих в боярской же чести, самим же и по смерть свою не приемшим той чести; инии же, изживше многие лета, кроме тоя чести, в иных наших государских чинех и на старость, по изволению великаго и вечнаго Царя царем и нашим тленным призыванием, введени суть в тое боярскую честь. И тем хвалитца не пристойно, что та честь породная и надеятца на нее крепко не пристойно ж, потому что воспоминаетца в Божественном Писании: да не хвалитца премудрый премудростию своею, да не хватца богатый богатством своим, да не хвалитца силный силою своею; но о сем да хвалитца хваляйся, еже разумети и знати Господа и творити суд и правду по среде земли, а наипаче имети чистоту и милость; таковых бо есть царство небесное! И сам разумеешь святое Евангелие, еже чтетца в страшный день, которые заповеди о милости: примите блaгocлoвeннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие, от сложения мира, взалках бо ся, и дасте Ми ясти, возжадахся и напоисте Мя, странен бех, и введосте Мене, наг и одеясте Мя, болен и посетисте Мене, в темнице бех и приидосте ко Мне; тогда отвещают Ему праведницы, глаголюще: Господи, когда Тя видехом алчюща, и напитахом, или жаждуща, и напоихом, когда же Тя видехом странна, и введохом, или нага, и одеяхом, когда же Тя видехом боляща или в темнице, и приидохом к Тебе. И, отвещав, Царь речет им: аминь, глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе. И тебе б, боярину нашему и воеводе, помня святые Евангелские заповеди, наипаче прежнево человеколюбия, имети к нищим милость и, видя к ceбе нашу великого государя премногую милость, нам, великому государю, служить и свыше прежнего, со всяким усердством. Писан мая в 6 день, 168 году (31).
Вопрос:
Твоя боярская честь почему не просто?
Ответ:
Ведомо тебе самому, как, по изволению Божию, наш государской чин пребывает и над вами, честными людми, боярская честь совершается. А тебе, верному рабу Божию, а нашему архистратигу, хто нарицал и обещевал честь, за что еже обещеваяся всякое дело Божие исправляти с радостию и рассуждати люди Ево святыя в правду, воспомяни и хто с тобою глаголавый о деле Божии. Не просто Бог изволил нам, великому государю и тленному царю, честь даровати, а тебе приняти; и тебе о том должно ныне и впредь Творца своего и Зиждителя и всех всячески Бога восхваляти и прославляти и нашим великого государя и тленнаго царя жалованьем утешатися и радоватися Творца своего милости, наипаче же и о том, что наше государское сердце за твою к нам, великому государю, службу обратил к тебе ко всякой милости. Писано бо есть: сердце царево в руце Божии, а как ты послан был в Белгород, и ты рабе, Божий, за Ево святым изволеним как устроил, как собрал, хто не позавидовал милости Божии и нашей государской милости к тебе? За что? Для того, что поехал с чистым сердцем и со всяким радостным послушанием и во уповании несуменном на Бога пребывал, никого ж бояся, также и от послушания нашего государского никогда отлучался, а как бился на Дражи поле и, худых людей послушав службу свою потерял, а как товарыщ твой Андрей Бутурлин (32) приезжал, кроме всякого доброго дела, и всяких московских чинов и городовых людей устрашил своими беспутными словами, да как и ты, боярин наш и воевода, приехал в царствующий град Москву, хотел делать, кроме воли Божии и нашего государева жалованья, своею мочью и надеясь на друзей своих тленных, хотел всякую милость получить и не обуя ли Бог все твое помышление, не рассыпал ли кости человекоугодником, не вотще ли обратил те твои мысли и не все ли в прах претворилося? Се же, как, по изволению Божию и по нашему великого государя и тленнаго царя указу, послан в Киев, что Бог тобою, верным рабом Своим, содействовал, первое на тя послал ручную скорб и дал тебе милостивой знак для того, что не хощет тебя ни в каком гpесе видеть, еще же и смерти грешничи тебя николи ж не хощет предложите, но еже живу быти тебе и обратитися от грех своих и покаятися, и очищает тебя, раба Своего, яко же и злато в горниле, что болши во огни пребывает, то чистоты болши в лице своем являет. Да помысли себе сам, како тебя Творец и Владыка и Царь и Бог любит, не мошно ли тебя тогда и главою образити о камень или о землю или рану сотворити смертную, егда лошади тебя в корете помчали? От стрелбы како здрав сотворися весь, кроме руки еще ж левой, а не правой! Смотри крепко и удивляйся со слезами Владычнему милосердию к ceбе, како печетца тобою, потому ж, как крестопреступник и возлюбленник дияволский Ивашко Выговской (33) приходил и присылал под Киев брата своего с крымскими людми, так же и иных государств люди приходили, с какою похвалою славною и с какою жесточью и како зубами своими, яко дикии звери, скрежетаху на церковь Божию и на тебя, боярина нашего и воеводу, с товарищи, и на ратных людей и на всех вас, православных християн, что ж великий и пресилный Царь царем сотворил? О владычняго наизглаголанного милосердия! О благоутробнаго снизхождения на верныя рабы Своя! О смотрения привлачителного на рамо Свое святое тебя, боярина и воеводу, и православных християн, дабы паки отстали от гpеxa и паче бы веровали и уповали. Писано бо есть: на кого призрю, на смиреннаго, и на кроткаго и трепещущаго словес Моих. Внимай, рабе Божий, како о тебе великий Царь царем и небесный Владыка промышление творил како руководствовал, како всех сокрушил и без вести сотворил твоим к Нему, Свету, раденьем и усердством несуменным и недвоедушным упованием и молитвою крепкою и мужественным сердцем, за помощию Ево святою, а к нам, великому государю и тленному царю, твоим боярина нашего и воеводы промыслом и товарыщев своих и всех ратных людей службою. Что ж? Выслужил еже в соборной и апостолской церкви и во святем олтаре, пред престолом Божиим и пред святым жертвенником, apxиepeй Божий и весь Освященный собор во святых молитвах в просвиромисании и во время святаго приношения ежедневно имя твое воспоминают, а на враги наша молят тебе и товарыщам твоим и всем ратным людем даровати победу и одоление и о совершении мира всем християном. И мню, что ни х кому такой милости и жалованья от веку не бывало и не слыхано, как Божия милость и наша великого государя милостивое жалованье к тебе, боярину нашему и воеводе, учинилось, и незабытно мы, великий государь, службу твою и раденье, при всей нашей царской думе, в своих царских полатах, похваляем, и при всем нашем царском синклите и по всему нашему Московскому государству служба твоя явно прославляетца, и впредь у Бога и у нас, великого государя, служба твоя николи забвенна не будет. И тебе б, боярину нашему и воеводе, того, что тебе, по нашему великого государя указу, к Москве ехать не велено, во оскорбленье себе не ставить, а поставить бы то ceбе в милость Бoжию и в наше великого государя в премногое жалованье и сею нашею грамотою утешатися и стряпчего нашего Михаила Головнина, жалуючи тебя, боярина нашего и воеводу, послали ево к тебе, боярину нашему и воеводе, нарочно для твоево утешения.
ГРАМОТА А.Л. ОРДИНУ-НАЩОКИНУ (34)
От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Pocии самодержца, нашему великому и полномошному послу (35), околничему и наместнику Шатцкому (36), Афонасью Лаврентьевичю Ордину Нащокину (37).
Писано к тебе от нас, великого государя, а велено уступку учинить. И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и тебе б учинить уступку, Корунную и Литовскую отдать на подобной срок, а не ныне вскоре, для того, чтобы о оддаче скорой Коруне Литве, а Литве Коруне не завидно было, а се и для того, чтоб нескорым обычаем из за Днепра вывесть мочно было.
Афанасей Лаврентьевичь! В прежних временах люди говаривали про тебя всяко: да одно де у него да добро. Бог де милует да царь жялует (38), а и ныне милость Божия свыше прежнева, а и мы к тебе всякаго добра желаем, только едино твердим: крепко запись тверди, чтобы ей неразорваной быть; также и самую последнюю уступку уступай с великим расмотрением, а говорить про киевскую уступку закрытым делом, от своево лица, а не впрям уступая для тово, что противу ево речей, какое от них намерение будет, а будет впрям откажют и положят на том, что разъехатца, и тебе бы упросить сроку о обсылке к нам, Лаврентьевичь, еще потружяйся! Претерпевый до конца, той спасется. Да здравствуй, и с нами и с сыном нашим новорожденным; а тово бы не учинить, что, не обослався, уступить Кева.
ГРАМОТА КНЯЗЮ Г.Г. РОМОДАНОВСКОМУ (39)
Врагу креста Христова и новому Ахитофелу, княз Григорью Ромодановскому (40). Воздаст тебе Господь Бог за твою к нам (великому) (41) государю прямую сатанинскую службу, яко же Дафану и Авирону и Анании и Самфире. Ане клялися Духу Святому во лжю, а ты (Божие повеление и) наш государев указ конечно (42) исправил, якоже Июда продал Христа на хлебе, а ты (Божие повелиние и) наш (государев) указ и нашу милость продал (же) лжею. Велено было тебе (князю) Григорью (43) отпустить к столь(нику) (нашему) и воево(де) (к) Сем(ену) Зме(еву) в полк (наших государевых ратных людей) для Божияго и нашего государева скорово дела, и ты приказал послать их таково стройно и крепко и всякою (государевою) милостью нашею утвержаючи, что, пять верст отшетчи, и пришли к тeбе в полк. И ты не токмо отослал их, по прежнему нашему государеву указу, куда им итти велено, и с собою их взял, прелщаючи их нашим государевым болшим жалованьем и обещаючися тайно отпускати их по домом для своей треклятые корысти. И (ты) дело Божие и наше государево потерял, потеряет тебя самово Господь Бог и жена и детки твои (44) узрят такие же слезы, как и те плачют сироты, напрасно побитые. И сам (ты) треокаянной и безглавной ненавистник рода христанского (для тово, что людей не послал) и наш верной изменник и самово истинново сатаны сын и друг дияволов, (впадешь в бездну треисподнюю, из нея же нихто возвращался. Воспомяни, окаянной, кем взыскан, от ково пожалован, на ково надеесся (45). Где детца, куды бежять? Ково не слушаешь? пред кем лукавствуешь? (46) Самово Христа (явно облыгаешь и дела Ево теряешь), выдаешь ли безконечную муку у Него? Хто лестью Его почитает и хто пред государем своим лукавыми делами дни (47) свои провожяет и указы пременяет и их не страшитца? О Июда законопреступный (48), что делаешь, (позабыв голову свою)? не будет на тебе Божия милость, а наша государская ни малая благословение и милость, и, истынеш враг во дно адово вскоре, аще не покаяшися. Воспомяни Евангельское слово (49), как речено бысть к вам, князем и судиям, от нас, государей, поставленным: князи и власти, милование и заступление и правду покажите на нищих людех, сих заступление восприемлюще и укрепление о них и промышление приемше от богадарованнаго царя, и соблюдение имейте о законении, благоразумно устрояюще и от сердца подающе любовь богоданному царю нашему, воздающе ему должное покорение послушание и благодарение и работающе ему по всей воли его и по повелению его, еже о людех и общия ползы, яко Господеви работающе, а не человеком, и промышляйте о богохранимом граде сем и о прочих градех. Печалуйтеся и об общем народе. Печалуйтеся и о странах и селех Господняго ради страха, всяким соопщением и миром и любовию, и совещанием, понеже бо мнози суть борюще и сопротивляющеися и обидящии нас. Молю же ся вам, не разленяйтеся, ниже унывайте, понеже суд велий бывает на великих, менший убо прощен будет и достоин милованию есть. Силни иж крепко истязани будут, ниже сомнится лица всех Владыка, ниже срамляется величия, понеже малого и великого Той сотворил есть и о всех единаче промышляет, крепких же и силных крепко истязание ждет, и истязает наша дела Господь и советы изыскает; яко работницы суще царствию Его, не сохранихом закона, ниже судихом по правде, ниже по воли Божии ходихом, и скоро и страшно приидет на нас. И ты не токмо исправил и переправил, как что ни дьявол так не зделает, чево от Бога не попущено ему делат и естли бы ты хотел Евангельское слово исполнить, и ты бы со всякою крепостию и со утвержением и, обнадежа нашею государскою всякою милостию и болшим жалованьем, послал в тот полк, куды велено их послать, чтобы они, слыша наше государево жалованье, шли с радостию, а не к себе было в полк их принимать и жалованьем болшим прелщать. В конец ведаем, завистниче и верный наш непослушниче паче всех человек, как то дело ухищренным и злопронырливым умыслом учинил, а товарыща твоево, дурака и худово князишка, пытать велим, а страдника Климку велим повесить. Ведаеш ли, что небо и землю сотворил един Бог и везде Ево дела на востоке и на западе, и на юге, и на севере. Не у одново у тебя Божии дела и наши государевы. Благословил и предал нам, государю, правити и разсуждати люди своя на востоке и на западе, и на юге, и на севере в правду, и мы Божия дела и наши, государевы, на всех странах полагаем, смотря по человеку, а не всех стран тебе одному, ненавистнику, делать, для тово: невозможно естеству человеческому на все страны делать: один бес на все страны мещется. Писаны к тебе и посыланы наши государевы грамоты с милостивым словом такие, каких и к господам твоим не бывало. И ты тем вознесся и показал упрямство бусурманское. И буде ты желаешь впредь от Бога милости и благословения и не похочешь итти в бездну бес покаяния и в нашем государеве жалованье быть по прежнему, и тебе б, оставя всякое свое упрямство, учинить по сему нашему великого государя указу, послати к столнику нашему и воеводе, к Семену Змееву, тот час полк рейтар да полк драгунов, а в полку по тысяче по сту человек, дав им наше государево денежное жалованье, по указным статьям, каковы посланы к тебе наперед сего, а одноконечно б тебе, околничему нашему и воеводе, наших великого государя ратных людей от грабежу унимать, а будет которые наши великого государя ратные люди и от грабежу и от пожегу униматца не учнут, и тебе б, околничему нашему и воеводе, тех воров пущих заводчиков, человека или дву, казнить.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Письмо царя адресовано к мощам митрополита Филиппа (в миру — Федора Степановича Колычева). В 1652 г. по совещанию царя Алексея Михайловича с патриархом Иосифом и всем Освященным собором мощи было решено перенести из Соловецкого монастыря в Москву. С этой целью на Соловки было отправлено посольство из духовных и светских лиц во главе с Никоном, тогда — митрополитом Новгородским. По прибытии посольства за литургией в церкви, где почивали мощи святителя, Никон распечатал и во всеуслышание прочел данную грамоту царя к митрополиту Филиппу. Письмо печатается по: Два послания царя Алексея Михайловича. М., 1902.
2. Филипп Колычев стал митрополитом (1566 г.) в один из самых страшных периодов отечественной истории — опричнину Ивана Грозного. Между царем и церковью не было единства по двум основным вопросам: разделению государства на земщину и опричнину и вопросу об «измене боярства». Митрополит Филипп стал одним из лидеров оппозиции царскому курсу. Условием своего согласия на принятие митрополичьего сана Филипп выдвинул отмену опричнины. С 1568 г. Филипп решился на всенародное обличение политики царя, опирающейся на террор. Ответом царя стало следствие против Колычева. Угроза властей заставляла священнослужителей давать ложные показания против митрополита. 8 ноября 1658 г. во время богослужения в Успенском соборе опричники во главе с Басмановым огласили соборный приговор о низведении Филиппа с митрополичьей кафедры. Одновременно с этим шла жесточайшая расправа с родственниками Филиппа: погибло десять человек Колычевых. Филипп был заключен в тверской Отрочь монастырь. 23 декабря 1569 г. во время похода Грозного в Новгород, посланный царем, опричник Малюта Скуратов задушил Филиппа в его келье подушкой. В 1591 г. по просьбе братии Соловецкого монастыря мощи Филиппа были перевезены из тверского Отроча монастыря на Соловки.
3. Мощи митрополита Филиппа были принесены в Москву 9 июля 1652 г. В своей грамоте к Одоевскому царь описывает торжество, которым сопровождалось это событие. 19 июля 1652 г. мощи были положены в серебряную раку в Успенском соборе Кремля. Память Филиппа праздновалась всей русской церковью с 1591 г., 23 декабря, но с 1660 г. празднование было перенесено на 9 января. Память Филиппа также празднуется 3 июля, когда вспоминается перенесение его мощей в Москву, и 5 октября вместе с всероссийскими святителями Петром, Алексием и Ионою. Филипп был присоединен к трем перечисленным святителям в 1875 г. Грамота Печатается по: Два послания царя Алексея Михайловича. М., 1902.
4. В 1652 г. поставлен на патриаршество Никон.
5. Грамота к А.С. Матвееву — одно из характерных посланий царя Алексея времени середины 50-х гг. В период первой русско-польской компании в полной мере произошло становление Алексея как государственного деятеля. Данное время связано с тем, что ряд прерогатив царской власти, до этого остававшиеся некой формальность, превратились в реальные функции, выполняемые государем. Традиционно и военная и дипломатическая сферы находились в подчинении царя, именем государя давались грамоты и указы воеводам и послам, но в период 1654-1655 гг. эти грамоты превратились из “данных от царского имени” в “данные лично царем”. Тотальное усиление царского контроля над важнейшими сферами жизни деятельности государства в итоге способствовало значительному усилению царской власти, создавало условия становления абсолютизма в России.
А.С. Матвеев — государственный и военный деятель, дипломат, ближний боярин, к концу царствования Алексея Михайловича ставший вторым лицом в государстве, фактическим главой русского правительства. Матвеев воспитывался при царском дворе, с молодых лет знал царевича Алексея Михайловича. После воцарения Алексея в 1645 г. стал стольником и полковником. Во время русско-польской войны 1654-1656 гг. участвовал в осаде Смоленска и Черткова, командовал отрядом, прикрывавшим отступление русского войска кн. Г.Г. Ромодановского из-под Львова.
Грамота печатается по: Записки отделения русской и славянской археологии Санкт-Петербургского Археологического общества (ЗОРСА). Т.II. Спб,. 1869. С. 725-729.
6. Голова — название военных и административных должностей России в XVI–XVII вв.
7. Грамота Алексея Михайловича написана в тот момент, когда Россия находилась в состоянии войны с Польшей и мира со Швецией. Русская сторона прекрасно осознавала тот факт, что мир со шведами — дело времени. В результате кампании 1654 г. русско-польской войны русскими войсками были взяты Смоленск, 33 города Восточной Белоруссии, в том числе Полоцк, Витебск, Могилев. Эти победы задевали интересы Швеции, т.к. по словам царя «отнят ход по Двине в Ригу». Одновременно с этим шведы желали воспользоваться разгромом Польши, для того, чтобы оттеснить поляков от побережья Балтийского моря и стать полновластными хозяевами прибрежных территорий на юге Балтики. К началу 1655 г., времени написания грамоты русско-шведские отношения становились все более напряженными, обе стороны пытались «прощупать» позицию друг друга, но до открытого конфликта дело пока не доходило, свою работу вели дипломаты, а не армии. Позднее, летом 1655 г. король Швеции Карл Х вторгся в Польшу, овладев большей ее частью, включая Варшаву, 17 мая 1656 г. началась война России со Швецией, 24 октября 1656 г. Россия, не будучи в состоянии воевать на два фронта, заключила перемирие с Польшей.
8. Речь идет о герцоге Курляндском — Якобе (1642-1681). Курляндское герцогство — государство в Прибалтике, образовавшееся в результате распада Ливонского ордена в 1561 г.
9. Военачальники Речи Посполитой со своими соединениями
10. Поскольку царь Алексей Михайлович непосредственно руководил русскими войсками в период первой русско-польской войны его царствования, то через отписки воевод хорошо знал о составе и численности соединений противника. Одновременно с необходимостью, вызванной особенностями командования военными соединениями, проявлялась и более значимая особенность царской власти середины 50-х гг. XVII в. — усиление монаршего контроля над всеми сторонами деятельности государства, детальное вмешательство в работу различных подразделений.
11. Действительно после кампании 1654 г, к началу 1655 г. положение Польши стало угрожающим (о территориальных потерях этого государства было сказано ранее). В этой ситуации и в той обстановке, когда к середине XVII в. власть польского короля все более ослабевала (о недостатках польского правления см. сочинение Ю. Крижанича «Политика»), подчас военачальники, командующие польскими соединениями, могли оказать решающее влияние на королевскую политику вплоть до вопросов, связанных с началом мирных переговоров.
12. Василий Петрович Шереметев — один из основных воевод, действовавших на польском направлении.
13. «Ертаул» — есаул — должность в казачьих войсках.
14. Специальная азбука для тайнописи, распространенная между Алексеем и его окружением.
15. Грамота И.И. Лобанову-Ростовскому печатается по: ЗОРСА. Т. II. С.742-749.
16. «Скаски» (сказки) — документы делопроизводства, записи устных показаний в учреждениях России XVII–ХУIII вв.
17. Особенность взаимоотношения царя и воевод в начале 50-х гг. XVII в., так же как и царя и иных должностных лиц при усилении абсолютистско-самодержавных тенденций заключалась в ограничении самостоятельности всякого должностного лица в пользу государя. Проводилась мысль о том, что окончательное решение должно приниматься только царем, задача же должностного лица заключается в скорейшем информировании царя о своих намерениях и о сложившейся в деле ситуации.
18. Зачеркнуто «велеть».
19. Зачеркнуто «кроме милости божии и помощи».
20. Зачеркнуто приписанное царем «самому».
21. «Страннолюбие» — любовь к страннику.
22. Сокращено: окольничий наш и воевода.
23. «Двоедушным» — здесь — лживым.
24. Зачеркнуто: «всякие непристойные статьи».
25. Зачеркнуто «честной»
26. Зачеркнуто: «прослуга»
27. Зачеркнуто «а гордость всякую»
28. Настоящая грамота не является первой среди известных грамот царя Алексея Михайловича к боярину В.Б. Шереметеву. В грамоте от 6 мая 1660 г. царь отменил свое прежнее решение (от 28 января) отозвать боярина к Москве и направил его в Киев. При этом царь просил боярина данное решение “не ставить себе в оскорбление”, а считать милостью, хотя царь и не дал ему “видеть свои государевы очи”. В целом среди высших должностных лиц России середины XVII в. считалось не только почетным, но и выгодным как можно больше находиться в Москве, что позволяло влиять на придворную политику, давало возможность не пропустить выгодного назначения. Грамота печатается по: ЗОРСА. Т.II. С. 750-755.
29. Зачеркнуто: «не просто»
30. Зачеркнуто: «государским повеление не всему роду, но токмо званием от великаго небеснаго царя царем дается ли паки на благослование и на спасение или ево святым попущением призываем на болшую погибель»
31. 168 год (7168 от Сотворения Мира) — 1660 от Рождества Христова.
32. «товарыщь твой Андрей Бутурлин» — Бутурлин Андрей Васильевич, с 1655 г. — окольничий, с 1655 г. — осуществлял по царскому указу наблюдение за гетманом Б. Хмельницким. «Товарищ» — помощник, второй воевода.
33. Выговский Иван Евстафьевич — гетман Украины (1657-1659 гг.). Происходил из украинской шляхты, участвовал на стороне Речи Посполитой в войне против гетмана Б.М. Хмельницкого. После смерти Хмельницкого (1657 г.) избран гетманом. В 1658 г. заключил договор с польским королем предусматривавший включение Украины в состав Речи Посполитой. Также вел переговоры с турецким султаном о подданстве Украины Османской империи. Пытаясь изгнать из Киева русское войско, потерпел неудачу. В 1659 г. нанес поражение князю С.Н. Трубецкому под Конотопом. Во время восстания во гл. с И. Богуном и др. бежал в Польшу, получил звание сенатора и киевского воеводы, впоследствии был расстрелян польскими властями по обвинению в измене.
34. Грамота А.Л. Ордину-Нащокинупечатается по: ЗОРСА. Т.II. С. 766-767.
35. Полномочный посол на съезде с польскими и литовскими послами.
36. Наместнический титул в XVI–XVII вв. присваивался должностным лицам, участвующим в сношениях с иностранными державами.
37. А.Л. Ордин-Нащокин — один из виднейших государственных деятелей России XVII в., начальник Посольского приказа, автор Новоторгового устава 1667 г., со стороны России вел переговоры, итогом которых стало подписание 30 января 1667 г. Андрусовского перемирия. Перемирие было заключено сроком на 13 с половиной лет, России были возвращены Смоленск и все земли к востоку от Днепра. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, но Белоруссия оставалась под ее владычеством. Россия так же приобретала Киев, расположенный на правом берегу Днепра, но только на 2 года. Вопрос о Киеве — основной в грамоте Алексея Михайловича к Ордину-Шащокину.
38. «Царь жалует» — помимо общего смысла, данная фраза имеет в виду и конкретный смысл: Ордин-Нащокин — выходец из псковского дворянского рода, своим продвижением по служебной и социальной лестнице был обязан покровительству царя Алексея Михайловича, без которого в местническую эпоху, когда служба зависела от родовитости и заслуг предков, подобное продвижение было невозможно.
39. Грамота Г.Г. Ромодановскому печатается по: ЗОРСА. Т.II. С.771-775.
40. Зачеркнуто: “Вместо благословения Божия клятва”.
41. Эта грамота имеет два списка: 1) черновой государевой руки без конца, 2) перебеленный с поправками государя. Слова в скобках взяты из второго списка.
42. Не вошло в окончательный текст: “Ни во что поставил и велел князь Борису отпустить в полк к стольн. и воеводе для божия и нашего скорого дела”
43. В другом варианте: “Девятому сыну” — скорее всего оскорбление, связанное с местнической идеологией, в которой, чем моложе отпрыск, тем ниже его положение в роде и на служебно-социальной лестнице, другими словами — худому, незнатному человеку
44. В черновой: “и жену и детки твои все будут в полону и сам треокаянной” и пр.
45. В другом списке: “друг дияволов, воспомяни девятый сын, кем взыскан” и пр
46. Не вошло в окончательный текст: “ково ж обманываешь”
47. Изначальный вариант: “хто государей своих обманывает”.
48. В черновике: “Законопреступник”
49. В черновой: “Есть ли бы хотел исполни(ть) апостольское слово: почитайте царя, и ты бы со всякою крепостию и со утвеождением и обнадежя всякою милостию нашего государского и болшим жалованием в тот полк, куды велено послать, а не к тебе в полк. В конец ведаем” и проч.