(1) Не иметь никакого делового взаимодействия с государственными структурами России
a. Не брать денег в госбанках, субсидий и соинвестиций у государственных и парагосударственных структур;
b. Не использовать государственные спонсорские вложения и предоставленное государством имущество;
c. Не выполнять никаких государственных заказов и подрядов;
(2) Не занимать никакие должности и не работать в (-с) государственных органах и околовластных структурах; не входить ни в какие созданные и поддерживаемые государством общественные или коммерческие организации;
(3) Не иметь на территории РФ активы, которые нельзя легко и быстро переместить за рубеж;
(4) Не создавать бизнесы, не вступать в отношения партнерства, не исполнять заказов и не заказывать ничего у частных лиц, являющихся партнерами, друзьями, клиентами, агентами государства или круга лиц, контролирующих государство в России, сотрудниками или аффилированными лицами сотрудников силовых структур и/или органов власти;
(5) Никогда не работать на олигархов, частных лиц, являющихся партнерами, друзьями, клиентами, агентами государства или круга лиц, контролирующих государство в России, сотрудниками или аффилированными лицами сотрудников силовых структур и/или органов власти; при заключении с вышеуказанными лицами или их юридическими лицами хозяйственных договоров, заключать их только на жестких условиях предоплаты (предпоставки) с их стороны, только находясь и собираясь в дальнейшем находиться вне досягаемости российской системы следствия и суда;
(6) Не создавать на территории РФ бизнесы, которые своей деятельностью вступают в противоречие с интересами олигархов, частных лиц, являющихся партнерами, друзьями, клиентами, агентами государства или круга лиц, контролирующих государство в России, сотрудниками или аффилированными лицами сотрудников силовых структур и/или органов власти;
(7) Не создавать на территории РФ бизнесы, которые будут приносить существенный доход, кроме бизнесов, основанных на интеллектуальной собственности, личном или другом неотъемлемом бренде, собственном неотъемлемом ноу-хау, коллективном интеллекте, знаниях и умениях;
(8) Никогда не рассчитывать на возможность отстоять свои интересы в суде, вне зависимости от прочности вашей юридической позиции, ни в роли истца, ни в роли ответчика; никогда не рассчитывать на то, что выполнение вами всех требований закона в трактовке максимального количества максимально квалифицированных юристов будет означать, что в глазах государственного контролирующего органа (и суда) вы действительно соблюли закон;
(9) Никогда не идти на любые действия, выходящие за рамки ваших естественных действий в бизнесе или частной жизни, если вам предлагают их совершить олигархи, частные лица, являющиеся партнерами, друзьями, клиентами, агентами государства или круга лиц, контролирующих государство в России, сотрудники или аффилированные лица сотрудников силовых структур и/или органов власти, даже (особенно) если вам предлагают их совершить в обмен на предоставление вам преференций или отказ от ограничения ваших прав;
(10) Никогда не оказываться в ситуации, когда ваш немедленный и безвозвратный отъезд из России будет невозможен или затруднен или принесет существенные убытки или поставит под угрозу других людей – даже если вы выполняете все вышеперечисленные 9 правил.
Предвижу возражения - "а как же такой-то или такой-то, они же нарушают эти правила и ничего себе живут?" Да, так тоже может быть. Вот Калви их нарушал много лет. Эти правила - как ПДД: они написаны кровью, но их нарушение не означает в 100% случаев, что произойдет несчастье. Это как сказать "ну вот я на красный проезжал не раз, и все ок". Ну давайте, продолжайте проезжать на красный, пока на сотый раз в вас не вмажется наконец Камаз со щебнем и ваши мозги не размажет по боковой стойке кузова вашей такой скоростной и комфортной (уже в прошлом, теперь - это груда металлолома) машины.
Хочу порефлексировать по поводу комментариев к моим 10 правилам ведения бизнеса в России. Знаете что? Это ужасно. Основная масса комментариев состоит из четырех тезисов:
(1) "Ну, тогда вообще надо валить, нечего в России делать". Друзья мои, в моих правилах сказано: не иметь бизнес активов в России, не сотрудничать с государством (если вы находитесь в России), не позволять себя обмануть. Вы правда считаете, что это невозможно? Что за выученная беспомощность? А как это делают миллионы людей в стране? А как это делаю я? А как это делают многие другие бизнесмены?
(2) "Да, но тогда не заработаешь хороших денег!" Да, хорошие деньги тогда намного сложнее заработать. Их вообще в мире сложно заработать - если вы привыкли к господрядной халяве, отвыкайте. И если "хорошие деньги" вам важнее совести и работать не очень хочется - тогда правила не для вас, но и риски - ваши.
(3) "Да ладно, бизнес - это риски!" Конечно бизнес - это риски. Но есть риск играя в футбол с коллегами разбить коленку, а есть - делая миньет клиенту в борделе заразиться спидом. Каждый выбирает риски по себе - разбить коленки (и лоб) я никогда не боялся; спида не хочу, да и на миньет не готов, даже за большие деньги.
(4) "Вставайте, люди русские! Пора бизнесменам дать отпор власти!" Эй, ку-ку! Бизнесменов - 1% населения, и вообще-то им есть что терять, они не революционеры по природе, они бизнес делают! И как вы себе представляете отпор власти? Письмо написать коллективное? Взяться за вилы? Вы, ей богу, не в России что-ли живете?
Фактически состояние дел в стране следует назвать произволом. После беспредела середины 90-х многие надеялись, что конкуренция элитарных групп вынудит элиты создать систему законов – правил, защищающих их (а заодно и всех других) от произвола. Но вышло по-другому: одна из групп, самая далекая и от честного бизнеса, и от общества, выиграла борьбу и сделала произвол залогом своего положения
Россия перешла (давно перешла) грань, за которой любое действие, способное привести к коммерческому или политическому конфликту, является токсичным, если только вы не имеете надежного прикрытия в феодальной пирамиде (да и то – может ли быть в такой пирамиде надежное прикрытие?). По большому счету, все, что вы построили в этой стране, это sunk cost, невозвратные издержки, поскольку коммерческий или социальный интерес к этому может проявиться у власть имущих или их спонсоров в любой момент.
Да, пока что атаки с использованием уголовного преследования по большей части встречаются в межакционерных конфликтах или когда бандиты или провластные игроки (и не разберешь, кто – кто) отбирают бизнес. Но в ситуации, когда все возможно (а все возможно – мы это ясно видим на множестве примеров), совершенно непонятно, почему, например, никто не атакует чужие активы просто так – из неприязни или шантажа? Почему никто не додумался атаковать владельцев дорогих квартир, целенаправленно находя на них липовый компромат (наркотики, детское порно или поддержка терроризма подойдут не хуже, чем мошенничество)? Думаю, все еще впереди.
Тем не менее эта система, состоящая в отрицании любой объективной системы решения конфликтов или правил поведения, крайне устойчива. Страна генерирует достаточно природных ресурсов, чтобы власть заботило только распределение, но не созидание, – а значит, нет страт общества, которые власти было бы выгодно защищать, кроме себя самой.
Писать, что арест Калви – причина для тех, кто ведет бизнес в России, задуматься, не слишком ли велики риски – значит обидеть бизнесменов, сочтя их недалекими. Наверняка все они уже многие годы отлично понимают, что ходят под мечом нашей Фемиды, которая давно продает его тому, кто больше заплатит. У всех них, как и у Калви, есть свои причины принимать этот риск. И в этом они не оригинальны. И в России сегодня, и в других странах, где торжествует беззаконие, и вчера, и сегодня находятся и свои бизнесмены, и иностранные инвесторы.
Людям свойственно недооценивать риски, переоценивать свои силы, удачу и положение, питать иллюзии относительно возможности защититься от угрозы. Наконец, уже сделанные инвестиции, построенные бизнесы, реализуемые проекты становятся якорем – признать убытки и выглядеть трусом психологически намного тяжелее, чем игнорировать опасность.
Эти стереотипы работают, и, что еще важнее, вера в них присуща нашему циничному государству. Еще в 2004 году, через полгода после ареста Ходорковского, в ответ на мои слова, что Россия потеряет международных инвесторов, если ЮКОС обанкротят, один крупный чиновник сказал: «Инвесторы как голуби на гумне; одного прибьешь, остальные взлетят, сделают пару кругов, покричат и опять сядут. А нам они зачем – чтобы гадили и клевали наше зерно?» То, что у инвесторов короткая память, действительно правда. Как и то, что Россия в них сегодня не заинтересована.