Лицо. Фаюмские портреты
54-68 годы. Датируется по причёске, сходной с причёской матери императора Нерона Агриппины. Музей Метрополитен.
55-70 годы. «Фаюмский» портрет из раскопок Петри в Гаваре 1888 г. Британский музей.
50-70 годы. Портрет девушки. Британский музей.
Два портрета с кладбища Гавара (юго-восток Файюма). Оба ок. 55-70 гг., оба в Британском музее.
Ок. 70 года, с кладбища Гавара, находится в музее египетских древностей в Берлине.
I-II века. Золотое колье с подвеской. Длина 39 см. Британский музей.
40-80-е годы. Мужской портрет из раскопок в Гаваре 1892 года. Берлинский музей египетских древностей. По мнению
Барбары Борг, художник тот же, что у портрета мумии в Метрополитен (№11139).
Около 80 года. Портрет из раскопок Петри в Гаваре. Британский музей.
II век. Артемидор. Британский музей
Венский историко-художественный музей
Венский историко-художественный музей
Венский историко-художественный музей
95-100 годы. Портрет из Гавары. Бруклинский художественный музей. Сохранилось имя покойника: «Деметрис»,
более того, указан и возраст - 89 лет. Нетрудно видеть, что и тут изображен человек раза в два моложе. Изучение
мумии подтвердило, что художник «омолодил» умершего. Причёска и мода совпадают с эпохой императора Нервы
(96-98 годы).
80-100-е годы. А вот и та самая мумия №11139 из музея Метрополитен, которая написана при помощи тех же ухваток, что
предыдущий портрет. Кроме того, тут еще маленькая закавыка: изучение мумии установило, что покойнику было не
меньше 30 лет, а может, и все 40. На портрете же подросток. Было даже предположение, что портрет попросту
перепутали, вставили не в ту мумию, но скорее уж художнику просто поручили изобразить умершего в некотором
идеально-блаженном возрасте.
75-100 годы. Предположительно из Гавары. Музей Поля Гетти. Энкаустика.
II век. Государственный музей в Варшаве
70-100 годы. Предположительно из эр-Рубаята. Лондон, Национальная галерея.
100-100 годы. Портрет из раскопок Петри в Гаваре 1888 года. Торонто, Королевский музей провинции Онтарио. "Египетская" причёска.
95-105 годы. Художественная галерея Уолтерс, Балтимор. Датируется по причёске и стилю.
100-110 годы, возможно, из Анкиронополиса. Энкаустика. «Мастер Исидоры». Музей виллы Гетти, США.
Музей в Штутгарте. На обороте подпись: "Эйрене, дочь Сильваноса, мать ее Сенпнутис. Пусть ее душа живет перед Осирис-0Сокарисом, великим богом, повелителем Абидоса, вовеки". Имя отца римское, имя матери египетское".
70-120 годы. Оба портрета из раскопок Петри в Гаваре. Левый в Британском музее, правый в музее Петри при Колледже
Лондонского университета. У курчавого юноши, по предположению историков, гемиатрофия, живописец точно отобразил
телесный недостаток. В таком случае, можно даже предположить, что юноша - сын человека, изображённого на портрете
справа, потому что гемиотрофия (деформация мягких тканей) бывает наследственной.
100-120 годы. Портрет из раскопок Петри в Гаваре 1888 года. Британский музей. Причёска характерна для правления Домициана (81-96), а ювелирные украшения и одежда позднее.
110-120 годы. Портрет из Гавары. Эдинбург, Королевский музей Шотландии. Два вариаанта, потому что вот такой разброс в цвете репродукций.
100-120 годы. Портрет из раскопок Петри в Гаваре 1888 года. Британский музей.
100-120 гг. Портрет из раскопок Петри в Гаваре 1888 г. Британский музей.
100-120 годы. Из раскопок в Гаваре. Британский музей.
100-120 годы. Портрет из Рубайата. Британский музей.
90-120 годы. Музей Метрополитен.
110-125 годы.
Предположительно из Гавары. Музей Гетти.
100-125 годы. Портрет пожилой женщины. Музей Метрополитен.
110-130 годы. Предположительно из Рубайата. Берлинский музей древностей. Пояс для меча (ср. портрет 130 года). На плечах зелено-голубоватый pallium, скреплённый фибулой.
Около 130 года. Портрет из Антинополиса. Лувр.
120-140 годы. Музей Метрополитен.
110-140 годы. Портрет солдата. Берлинский музей древностей.
130-140 гг. Антиноополис. Гарвардский музей.
140-е годы. Берлинский музей древностей. Датируется по чрезвычайному сходству причёски с причёской императрицы Фаустины Старшей.
130-160 годы, Детройтский институт искусств
110-140 гг.
Предположительно из Рубайата. Берлинский музей. Мужчина носит темно-красный пояс для меча (balteus), украшенный золотыми бляхами (bullae). Круг на груди встречается и на других портретах солдат, но что это, остаётся неясным. Однако, мужчина не носит кирасы, непременной детали одежды ценнтуриона. К тому же в Фаюме не было подразделений армии. Не исключено, что центурионы выполняли тут функции полицейских.
120-150 годы. Энкаустика. Франкфурт-на-Майне.
100-150 годы. Лувр.
100-150 годы. Подпись: «Евтихес». Музей Метрополитен.
125-150 годы. Портрет из раскопок фон Кауфмана в Гаваре 1892 г. Музей древностей в Мюнхене.
100-150 годы. Из раскопок в Антиноополисе. Лувр.
75-150 годы. Предположительно из Рубайата. Берлинский музей древностей.
II век. Каир
100-150 годы. Портрет девушки из раскопок Гайета в Антинополиса. Лувр.
130-150 годы.
Портрет юноши из раскопок Гаеты в Андрианополе 1906 года. Берлин, музей египетских древностей. Причёска указывает на то, что портрет датируется первыми годами после основания Антинополиса.
130-150 годы. Музей Метрополитен.
140-160 годы. Портрет из раскопок Петри в Гаваре 1911 г. Лондон, музей в колледже Университета. Эпоха Антонинов.
140-160 годы (эпоха Антонинов). Британский музей. Странность в том, что такую звезду носили жрецы Сераписа, но жрецы Сераписа брили голову наголо. Парласка предположил, что тут умерший изображён уже в обличьи самого Сераписа, но этому противоречит тривиальная одежда. Другое предположение: речь идёт о человеке, который готовился к посвящению, но умер.
140-160 годы. Портрет из раскопок Петри в Гаваре 1888 года. Музей в Манчестере.
140-160 годы. Британский музей.
140-160 годы. Женский портрет. Британский музей. Приобретен в 1834 году.
150-170 годы. Портрет из раскопок Петри в Гаваре 1888 года. Британский музей.
140-170 годы. Музей Метрополитен.
130-180 годы.
Берлинский музей древностей.
160-180 годы. Датируется по причёске эпохи императора Вера. Музей Метрополитен.
170-180 гг. Погребальная плащаница. Берлин, музей египетских древностей. Справа от зрителя изображён Анубис, слева, видимо, Осирис (было предположение, что это сам умерший в преображённом виде, но умерший держит в правой руке сосуд, совершая возлияние, а самому себе оказывать такую честь странно. Вверху сцена взвешивания души, в центре Анубис мумифицирует умерщего, слева изображение мертвеца, достающего воду из колодца (шадуфа), рядом с ним души умерших, что иллюстрирует веру в то, что умершие жаждут.
150-200 годы. Стрижка у ребёнка означает посвящение богу Гору, призванное защитить от болезни. Музей Гетти.
180-200 годы. Фаюмский портрет. Триптих с закрывающими створками: по бокам Изида и Серапис. Музей Поля Гетти, Малибу. На сайте музея в 2016 году этот триптих датировали 100 годом, более поздняя датировка принадлежит Сюзен Уолкер в каталоге выставки 2000 г. , и я из осторожности предпочитаю именно более позднюю. Цветовая гамма лучше передана на сайте музея (отдельно центральный портрет). Сотрудники музея считают, что веточки и венок (в правой и левой руке) это символы Изиды, так что это может быть портрет не умершего, а живого человека, демонстрирующего свою набожность.
160-200 гг. Датируется по причёске эпохи Антонинов. Темпера, дерево. Музей Гетти.
180-200 года. Темпера, дерево. Утрачена нижняя часть изображения. Этот портрет не предназначался для похорон. Надпись: "Текосис, дочь Харсуниса, одиннадцати лет". Колледж Свартмор, Англия.
175-200 годы. "Фаюмский" портрет, возможно (по технике - темпера на дереве - и условности стиля) из Эр-Рубайата. Музей Поля Гетти.
Около 200 года. Портрет мальчика. Дублин, Государственный музей Ирландии. Из раскопок Эдинбургского музея 1901 года.
170-200 годы. Льняная плащаница с портретом женщины. Музей Метрополитен. Возможно, из Антонополиса. Женщина одета в далматику, причём без широких вертикальных полос, появившихся позднее ("клави").
180-200 годы.
Портрет девочки. Кембридж, музей Фицвильяма. Возможно, из Антинополя. Подпись: "Дидиме, 7 лет". При этом портрет соответствует иконографии мальчиков. Не исключено, что надпись сделана, потому что портрет мальчика внезапно использовали для погребения девочки.
150-200 годы. Мужской портрет. Лувр. Возможно, из Антинополя.
5
190-210 годы. Музей Метрополитен.
190-220 годы. Портрет из раскопок Петри в Гаваре в 1888 году. Британский музей.
190-230 годы. Портрет девочки. Найдено в Рубайате в 1887 году. Бруклинский художественный музей.
5
200-230 годы. Портрет мальчика. Бруклинский художественный музей.
220-240 годы. Лондон, музей Фрейда (портрет был куплен у Графа Зигмундом Фрейдом в 1922 году).
220-250 годы. Предположительно из Эр-Рубайата в Фаюме (по не слишком реалистическому стилю). Музей Гетти. Темпера на дереве. Красный цвет в целом и вино в частности - символ возрождения, спасения от смерти. В левой руке гирлянда из розовых цветов - символ принадлежности к почитателям Изиды, покровительницы в загробной жизни.
200-250 годы. Лувр. Портрет выполнен энкаустикой, но техника живописи та, что обычно использовалась в технике темперой.
150-250 годы. Это не "фаюмский портрет". Это портрет на льне, темперой, для "обычной" мумии. Музей Поля Гетти, США. Сокол на плече - символ бога Гора.
225-250 годы (датируется по причёске). Музей Гетти.
220-250 годы. Темпера, лён. Музей Гетти. Венок символ Изиды, виноградная ветвь символ жизни и сердца.
Около 250 года. На левом плече изображение сокола - символ Гора, на правом телец с короной. Музей Метрополитен.
325-350 годы. Берлинский музей древностей. Датируется по причёске.
Лувр.
Без датировки. Археологический музей во Флоренции.
С выставки в Музее Израиля, 2017 год
Музей в Сиэттле, США
Вена. Это, видимо,О не фаюмский портрет, а кусок фрески, но античной
Внимание:
если кликнуть на картинку
в самом верху страницы
со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном
оглавлении.