Об обстоятельствах находки рукописей Наг-Хаммади см. в предисловии к евангелию Фомы.
См. гностицизм. 4 век.
Оп.: Гностические апокрифы из Наг-Хамади, в кн.: АДХ.
Совершенный Ум. (Гром)
Ямаучи Э. Новый Завет и Наг Хаммади в современных дебатах. 1984. Исследование и публикация Трофимовой, 1989. Пагельс о интерпретации рассказа о творении в рукописях НХ, 1986.
Хосроев А. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 276 с.
Хосроев А.Л. Из истории раннего христианства в Египте. М.: Присцельс, 1997. 372 с. В приложении опубликованы ряд статей: О переписчиках и возрасте рукописей из Наг-Хаммади; Колофон "Евангелия египтян"; Еще раз о понятиях "гносис" и "гностицизм"; О подлинности "Посланий" Антония; а также перевод "Апокалипсиса Петра", с введением и комментариями, выполненный автором.
The Nag-Hammadi Library: The Definitive Translation of the Gnostic Scriptures complete in one volume. Ed. James Robinson. 296 p. Тут и полный список.
The Apocryphon of John : synopsis of Nag Hammadi codices II,1, III,1, and IV,1 with BG 8502,2 / edited by Michael Waldstein and Frederik Wisse. Leiden; New York: E.J. Brill, 1995.
Orlandi, Tito. A Catechesis against Apocryphal Texts by Shenute and the Gnostic Texts of Nag Hammadi. // The Harvard Theological Review. Vol. 75. No. 1/ (Jan. 1982). Pp. 85-95.
НАГХАММАДИЙСКИЕ РУКОПИСИ, коптские рукописи древних новозав. *апокрифов, найденные в Египте. Точная дата находки их неизвестна; в 1946 Каирский музей приобрел их у антиквара. Годом позже с ними познакомился франц. историк и коптовед Жан Дорсес. Он датировал рукописи 3-4 вв. и лично попытался установить место находки. В 1948 поиски привели его к некрополю близ древнего г.Хенобоскиона (ныне Наг-Хаммади) на берегу Нила. Там находились пещеры отшельников, к-рые обитали в них с начала зарождения монашества. Дорсес предположил, что б-ка была спрятана в одном из иноческих погребений. Ему удалось найти и др. кодексы. С 1956 началось изучение Н.р. (12 сборников), к-рое привело к выводу, что они представляют собой *гностическую б-ку (апокрифич. Посл. ап. Иакова, Ев. Истины, Ев. ап. Фомы, Апокриф Иоанна, Апокалипсис ап. Павла, Молитва апостолов и др.). Оригиналы были написаны на греч. языке ок. 2-3 вв. В наст. время под эгидой ЮНЕСКО осуществляется публикация текстов. Об их содержании см. ст.: Апокрифы; Валентин; Гностические писания.