Посвященный пророкам том в серии "Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков". 2005.
Из "Библиологического словаря"
К досье Меня - Библия. - Кротов
НАУМА ПРОРОКА КНИГА, канонич. книга ВЗ, входящая в сборн. *Малых пророков. Состоит из 3-х гл. Написана в стихотв. форме.
Автор и эпоха. О жизни и личности прор. Наума (евр. Нахэм) практически ничего не известно. То, что он назван Елкосеянином (евр. Элькоши), указывает на происхождение из г. Элькоша, местонахождение к-рого установить не удалось. Мн. экзегеты считают, что Наум был храмовым пророком и проповедовал в Иерусалиме. Из книги явствует, что он жил в те годы, когда господству ассирийцев на Ближнем Востоке пришел конец.
Еще в 853 до н.э. Израиль впервые столкнулся с Ассирией (царь Ахав участвовал в битве с Салманассаром III, а вскоре Самария и Иерусалим признали себя вассалами ассирийцев. Их военная империя постепенно включила в себя Сирию, Египет, Вавилон. Завоевательные походы ассир. царей отличались необыкновенной жестокостью. Гнет поработителей вызывал постоянные восстания. Палестинские царства принимали в них участие, в результате чего Самария была разрушена (721), а Иерусалим неоднократно подвергался длительным осадам. В конце 7 в. поднялась Вавилония и в союзе с мидийцами нанесла Ассирии сокрушительный удар. В 614 мидийский царь Киаксар форсировал Тигр и взял штурмом г.Ашшур, а в 612 объединенные войска мидийцев и вавилонян взяли столицу Ассирии Ниневию. Этим событиям кон. 7 в. и посвящена Н.п.к.
Содержание, композиция, учение книги. Книга состоят из 3-х поэм, посвященных 1) Суду Божьему над Ассирией (гл.1); 2) гибели Ниневии (гл.2); 3) причинам падения Ниневии (гл.3). Пророк рисует грандиозную картину битвы и усматривает в крушении империи возмездие за зло, причиненное ею народам. Смысл пророчества заключается в том, что насилие порождает насилие, что тирания не может устоять и что рано или поздно для нее придет час расплаты. Ниневия, этот «город кровей», попирала человечность, несла повсюду страдания и смерть; поэтому горек будет итог ее зловещего пути. Прор. Наум обращается к Ниневии:
Все, услышавшие весть о тебе,
будут рукоплескать о тебе;
Ибо на кого не простиралась
беспрестанно злоба твоя?
(3:19)
Господь благ; Он «убежище» для скорбящих и угнетенных, а для угнетателей — суровый Судия. На примере Ниневии в Библии раскрывается нравств. миропорядок, к-рый проявляется в событиях истории. Память прор. Наума Правосл Церковь празднует 1 декабря.
l С в я т о о т е ч. к о м м е н т.: прп. *Ефрема Сирина, блж.*Иеронима, *Исихия Иерусалимского, блж.*Феодорита.
[*Г л а г о л е в А.], Кн. прор. Наума, ТБ, т.7; *Г о л у б е в М., Св. прор. Наум и его книга, ХЧ, 1852, ч. 1; Историч. взгляд на ветхозав. пророчества о Ниневии, ХЧ, 1832, т.47; К а м е н е ц к и й А.С., Нахум (Наум), ЕЭ, т.11; еп.*П а л л а д и й (Пьянков), Толкование на кн. прор. Наума, Вятка, 1875; М и т р о ф а н (*Симашкевич), Пророчество Наума о Ниневии, СПб., 1875 (наиб. полное рус. толкование); *С м и р н о в И., Прор. Наум, М., 1876; иностр. библиогр. см. в *C h i l d s, IOTS, p.440; JBC, v.1; лит-ру по истории Ассирии см. в ст. Древний Восток.