Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению за 1999 год
ПОСЛЕДНИЙ ПАПА НАШЕГО ВЕКА
Опубликовано в газете "Сегодня"
в сокращенном виде.
Самое поразительное в последнем Римском папе нашего века то, что он, безусловно,
не последний. Конечно, в мире достаточно сумасшедших, могущих устроить атомную
войну, после которой не останется ни пап, ни мам, но если этот фактор не вмещать
в сознание (а он и не вмещается), то ясно: Католическая Церковь жива и здорова.
Ее приверженцев больше миллиарда, ее лидер вызывает у читателей газет и журналов
больший интерес, чем любой физик или лирик. Это не тривиально: сто лет назад только
ленивый не пророчил скорую ее гибель. Сегодня скорее поверишь в то, что себя исчерпала
наука, космонавтика или социализм.
Личная популярность Иоанна Павла II является другим нетривиальным, поистине
историческим фактом. Вообще культ личности пап явление не новое, хотя и не такое
уж древнее, как может показаться. Он возник одновременно с массовой культурой,
в том же девятнадцатом столетии: фотографии пап среди образков и розариев, путешествия
в Рим не столько к святыням или за индульгенциями, сколько ради приема у Святого
Отца, "ответные" визиты Пап в ту или иную страну (Иоанн Павел II в этом отношении
рекордсмен, побывал почти всюду), публикация при жизни Пап их биографий (у Иоанна
Павла II их несколько сотен), интерес к тому, что папа сказал или написал. Этот
культ личности способствовал принятию догмата о папской безошибочности в вопросах
вероучения, а еще больше — искаженному пониманию этого догмата многими католиками,
не говоря уже об остальном человечестве. Возможно, в современной католической
Церкви только Папа и еще десятка полтора человек понимают, что "безошибочность"
не есть безгрешность, знают, что она есть на самом деле — как в современной физике
только десятка полтора человек понимают, что же такое теория Эйнштейна на самом
деле. Культ Папы зародился, как противоядие от культа государства, монарха, от
культа служителей культа — священников и епископов. Произошло своеобразное "короткое
замыкание" между паствой и римском Первосвященником, и это короткое замыкание
помогло Католической Церкви выжить в период распада всех и всяческих многоступенчатых
иерархий.
Культ личности папы, как и всякий культ личности, личностью Папы как раз интересуется
мало. Фанаты эстрадных или оперных певцов более верны своим кумирам, чем фанаты
пап. Стоит отойти в лучший мир их кумиру, как уже его энциклики забыты, его фотографии
заменены на другие, и восхищение с той же силой обрушивается на нового понтифика.
Из пап двадцатого века только двое, совершенные антиподы, избежали подобной участи:
архиконсерватор Пий XI, между двумя мировыми войнами руководивший католиками совершенно
в стиле Сталина, и архиреформатор Иоанн XXIII, с пиком активности которого
совпала российская "оттепель" — но по сравнению с обновлением, которое устроил
католикам "добрый папа Иоанн", наши оттепели и перестройки всего лишь унылые завывания
зимнего ветра в промороженной избе. Все преемники Иоанна XXIII лишь натягивали
вожжи, и к нынешнему Папе это относится больше, чем к любому другому. Другое дело,
что Иоанн XXIII свел на землю такой огонь, что все усилия Иоанна Павла II "подморозить"
ситуацию достаточно безнадежны. В этом отношении он более всего напоминает другого
"подмораживателя" — Победоносцева. Как и Победоносцева, Иоанна Павла II недолюбливают
и те, кто рвется вперед, и те, кто рвется назад. Для первых он чересчур
Павел (преемник Иоанна XXIII, начавший процесс торможения), для вторых — чересчур
Иоанн.
Особенность культа личности нынешнего Папы именно в том, что это первый культ,
в основном поддерживаемый не христианами или, во всяком случае, не католиками.
Иоанн Павел II вызывает больше энтузиазма у посторонних, и академик Роальд Сагдеев
рассказывал, что перед аудиенцией у Папы ватиканские завсегдатаи не ленятся остужать
пыл туристов, предупреждают их, "чтобы они не поддавались его обаянию, не верили
в искренность его участия к каждому конкретному человеку во время групповых аудиенций"
. Не помогает! С таким же успехом можно объяснять. что Иоанн Павел — никакой драматург,
никакой поэт, никакой музыкант и довольно посредственный богослов. Все равно шум
вокруг выпущенного в начале 1999 года компакт-диска, в котором Папе отводилась
роль Паворотти, оказался огромнейшим, причем не подчиненные старались (в отличие
от фильма по его сценарию, который раскручивала как раз паства), а посторонние
(в чем отличие культа личности нынешнего папы Римского от культа нынешнего патриарха
Московского).
Причина такого парадоксального культа личности, видимо, лежит в особенности
нынешнего времени, которое можно назвать Частным. У Иоанна Павла II есть политика,
многие католики ею недовольны, но внешнему миру политика совершенно неинтересна.
Частным лицам интересно именно, что Иоанн Павел II способен и на папском престоле
сохранять некоторые черты частного лица, "на протяжении всей своей церковной карьеры
неуклонно разрушает стереотипы, представая перед прихожанами не символом былой
славы, а современником, не чуждым модных увлечений", "смотрит Феллини и слушает
Дилана", "даже в спорте ... преуспел" . Он подчеркивает свою национальность, что
многим христианам (не из поляков) кажется дурным вкусом. Он не стесняется издавать
свои пьесы и стихи, правда, под "непапским" именем Кароля Войтылы (в чем, конечно,
намного меньше греха, чем в восторженных отзывах об этих произведениях). Он действительно,
будем надеяться, любезен с людьми не по должности, а по-человечески.
В отличие от своих предшественников, да и в отличие от большинства священников
и епископов любых конфессий, Иоанн Павел II не сразу вступил на духовную стезю.
Годы, которые другие проводят в семинарии, он провел в увлечении театром, работал
в карьере, на фабрике техником, под автомобиль попал в сорок четвертом, террорист
в него стрелял. Конечно, все это почитателями чрезвычайно раздуто, Войтыла очень
быстро был втянут в мясорубку церковной карьеры, перемалывающей личное, но ведь
хоть было что раздувать. Нынешний папа — герой Частного Времени именно потому,
что он вроде бы по всем параметрам "средний класс", но при этом у него есть какие-то
отклонения от среднего стандарта, те маленькие приключения, которые, собственно,
и делают человека действительно средним, типичным, живым и теплым. Он не только
Иоанн Павел, он все-таки еще и ощутимо Лёлек, как его звали в юности.
Граница между светским и церковным отношением к Папе лежит в пятом пункте.
Некатолическим фанатам Папы совершенно безразлична его национальность. Среди его
паствы, политиков, прессы она является излюбленной темой для обсуждения. Первый
не итальянец с шестнадцатого века! Это восклицание, этот интерес сразу и возвращают
нас к мышлению, в шестнадцатом веке зародившемуся, к озабоченности национальным
государством, многонациональными империями, гуманистическими и псевдогуманистическими
интернационалами. Не так плохо, что Папа не перестал быть поляком, как то, что
этим озабочены его пасомые. Католический мир оказывается менее универсалистским,
чем мир секулярный. Это и вообще плохо, и мешает понять нынешнего Папу. Да, он
поляк — но был избран прежде всего благодаря инициативе и голосам немецких кардиналов
во главе с Кенигом (и заплатил за это, надо сказать, сполна, проводя политику
чуть более консервативную, чем хотелось бы ему). Впрочем, и христианство в Польшу
принесли немцы, что и придает взаимоотношениям немцев и поляков такую же прелестную
двусмысленность, как отношениям русских и грехов: две национальные гордыни борются
во Христе и дружат во Христе.
Особенно прискорбен оказался миф о том, что его польскость как-то помогла падению
коммунизма — вот съездил героический антисоветчик в Польшу, и пал режим Ярузельского,
а за ним и большевиков очередь настала. На самом деле, польский католический епископат
не хуже русского православного мирился с коммунизмом, только умел вовремя промолчать,
что создавало ощущение многозначительной оппозиционности. Дело не в трусости церковных
политиков, а в принципиальной, тысячелетней претензии и на Небо вести, и на земле
лидерствовать. Это рождает безысходную нравственную драму, проявившуюся уже в
юности Войтылы: его сверстники подняли Варшавское восстание и погибли, тогда как
Кароль готовил себя к служению Церкви и Родине после освобождения от нацистов.
Конечно, можно сказать, что не христианское это дело восстания поднимать (это
действительно так), но тогда и не надо претендовать на политические лавры; хватит
с нас небесного. Нацисты сменились коммунистами, иноземный тоталитаризм — родненьким,
польским. И руку Ярузельскому Папа пожимал, коммунизм с капитализмом уравнивал,
много делал такого, о чем только правдолюбцы-интеллектуалы говорят, но это неинтересно
тем, кто ищет миф. Но такие мифолюбцы никогда не поймут, почему в Польше,
как и в России, нарастает не то что антиклерикализм, а прямо-таки аллергия на
Церковь.
Продолжается эта игра в политику и сейчас, причем расплачиваются за компромиссы
Ватикана слабейшие из его паствы, в том числе украинские греко-католики, да и
русские католики. Неудивительно, что и в Польше, не говоря уж о России, коммунизм
не столько "пал", сколько "отжался" — хотя основная вина, конечно, не на Папе.
А все-таки обидно: как и семьсот лет назад, когда сжигали тамплиеров, как пятьсот
лет назад, когда сжигали Жанну д’Арк, так и сегодня в решающий момент Папа оказывается
занят какими-то более важными делами, нежели помощь частным лицам в их частных,
но довольно жгучих проблемах. Получить улыбку на аудиенции или энциклику о смысле
жизни по-прежнему легче, чем деловой ответ по частному же вопросу. Конкретных
суждений и решений Папы, хоть ошибочных, хоть безошибочных, в Католической Церкви
немногим больше, чем в Русской Церкви соборности, этого фирменного блюда православия.
Учитывая консерватизм Иоанна Павла II, это, может быть, и к лучшему.
В современном мире Папа является лидером более миллиарда католиков, из которых
наибольшая часть проживает в Латинской Америке, наиболее богатые живут в Америке
Северной, а наиболее влияют на церковную политику проживающие в Западной Европе.
При этом деньги, география, политика не только сплачивают католиков, но еще более
их разделяют, почему американские католики, за чей счет фактически живут миллионы
других, меньше заметны в Католической Церкви, чем католики Африки. По сей день
при папском дворе идет чисто средневековая борьба французской и немецкой партии,
вовсе уже миниатюрная и безвредная для окружающих. В этих условиях попытки Папы
быть Папой для всех, как он выразился — и для тех, кто едет по правой стороне
шоссе, и для тех, кто едет по левой стороне — кажутся и лукавыми, и обреченными
на провал. Кто-то же должен победить, кто-то — проиграть? Но вновь вспоминается,
что и сто лет назад казалось невероятным, что может выдюжить в современном мире
Церковь, обремененная жесткой иерархией, недвусмысленными догматами, двухтысячелетней
историей святости пополам (в лучшем случае) с грехом, замкнутая на Едином Боге,
таинственном Богочеловеке, отданная под начало одному-единственному человеку.
Но ведь выдюжила, в отличие от многих своих могильщиков, изменилась ровно настолько,
чтобы соответствовать изменившемуся миру, не переставая соответствовать и Богу,
и нынешний Папа с его частными достоинствами и частными недостатками — один из
тех, кто и составляет жизнь этой удивительной Церкви.
Библиография
Малински Мечислав. Позвали меня... Пер. с литовского. Вильнюс: АРБА, 1991.
С. 122. Воспоминания ксендза, знакомого с Войтылой с 1930-х гг.
Ср. о визите Папы в Грузию. |