ПЕТР ВАЙЛЬ
Выписки из книги: Петр Вайль. Гений места. М.: Изд-во Независимая
газета, 2000. 488 с.
Вагнер верно угадал развитие музыкального искусства
в направлении синтеза ("клипы" объединяют в себе поэзию,
театр и пр.). Но ошибся в тезисе "звучание мира непрерывно"
- это "позитивистская мечта. Мир и восприятие его - разорваны.
... Жизнь состоит скорее из ... комбинации арий ... чем из ровного
повествования, подчиненного четкому сценарию" (С. 159). Ср.
озабоченность Флоренского проблемой прерывности, тягу к слитности.
"Глобальный размах оборачивается глубоким
провинциализмом. Так майя строили ступени к Солнцу, а к ним полдня
ползешь в душном автобусе по дурным дорогам" (215). Гигантомания
хуже микрофилии уже тем, что гора не может пойти к Магомету.
У Макиавелли торжествует художественное мышление:
"судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую
же половину, или около того" - Вайль цепляется за последние
два слова. "Около" - значит не матемизируемо. "Воюют
понятные сообщества, а мирной семейной жизнью живут прихотливые
индивидуумы. ... Война - не беда, потому что естественна и управляема.
Вреден необузданный мир" (240).
Принцип компенсации: хромота Байрона, малорослость
Наполеона, глуховатость Бетховена (311).
Бродский в Стамбуле. "Восток как опыт ...
иного пространства - огомного, немереного [и Вайль разучился писать
"немеряный"!], незанятого ... глубже древность, дольше
день, медленнее ритм". Да медленнее ритм любого впервые осваиваемого
времени. Фильм всегда кажется короче, когда смотришь его второй
раз. Восток не нетороплив, он тороплив и суетлив, но он быстр на
одном месте. Байрон видел (обманулся) "иного человека - подчиненного
своим неведомым условностям, оттого казавшегося безусловнее, первозданнее,
свободнее" (315). Ср. Мопассан о любви к иностранкам, кончающейся,
когда они овладевают языком.
С. 319 о полемике (скрытой) с Аверинцевым - что
несвобода Востока дает свою мудрость, "опыт нравственного поведения
в условиях несвободы". За битого двух небитых... Мазохизм.
С. 415. "Странствие относится к пространству
так же, как текст к бумаге, -- заполняет пустоту". Красиво,
но все же это солипсизм - думать, что без тебя в мире пустота. Платонов
был точнее: "без меня мир неполный".
Чаплин: жестокость комедии, против психологизма.
Агрессивен и безжалостен. Сентиментальность лишь оттеняет смех.
Найти в "Подростке" о смехе. Лондон: люди добры
и прекрасны. Чаплин: люди жестоки и скверны. Лондон не боится человека,
боится стихии - Чаплин наоборот. Настоящий американизм видит рациональность
мира и иррациональность человека. Восток видит иррациональное в
мире ("бури заснувшие" - не в душе), а к человеку относится
как к винту.
|