Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ХРИСТИАНСТВО В ИСТОРИИ

Год издания III

№ 8 (апрель-июнь 1996 г.)

 

К оглавлению

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПО СВЕДЕНИЯМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

ХРИСТИАНСТВО ПО ВСЕМУ МИРУ

ТРИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ РАЗДЕЛЕНИЮ ВЛАСТЕЙ?

Леонид Никитинский (Московские новости, 30.6.96) в репортаже из Библиотеки иностранной литературы сообщил, что адвокат Петр Баренбойм, "сопоставляя древние сведения Библии с решением Верховного суда США 1974 года по "Уотергейтскому делу", пришел к выводу, что датой рождения идеи разделения властей надо считать 1002 год до н.э.". По этому поводу была устроена конференция в Библиотеке, на ней присутствовал председатель Конституционного суда В.Туманов, еп. Дмитровский Иннокентий. Директор библиотеки Е.Гениева обещала устроить торжественное празднование 3000-летнего юбилея разделения властей; поскольку одновременно она возглавляет отделение фонда миллионера Сороса в России, ее слова не легковесны. Никитинский также отметил, что во дворе Иностранки установлен бюст Макьявелли, которого он почему-то назвал "великим безбожником ренессанса" и "теоретиком и практиком разделения властей". Грамотный человек сам поймет, что г-н Никитинский несколько увлекся. Идеи же г-на Баренбойма заслуживают дополнительной оценки. Его статья "Божественная природа судебной власти: Три тысячи лет доктрине разделения властей от Ветхого Завета до наших дней" была опубликована в журнале "Российская юстиция " (1996. - № 1. - С. 21-23).

Сама по себе идея отметить в 1998 году 3000-летие идеи разделения властей, являющаяся сутью статьи, вполне гармонирует с устоявшимся в России обычаем празднования осмысленных и неосмысленных юбилеев. Более того, такое празднование обернется не только к личной выгоде и развлечению некоторых чиновников, но и послужит пропаганде в средствах массовой информации совершенно справедливой мысли о том, что разделение властей благо и что благо это основано именно на религиозном фундаменте, более того, на Библии. Конечно, дата эта достаточно условна (и автор этого не скрывает), но это не противоречит общепринятым правилам празднования юбилеев.

Условна, впрочем, не только дата. Не имеет отношения к исторической или юридической наукам и подход Баренбойма к теме. Он походя отвергает всякую историографию и, в сущности, пишет о Библии на уровне новообращенного и малосведущего протестанта. Идея разделения властей безусловно возникла на основе Библии, но возникла не три тысячи лет назад, а менее пятисот, к ней не имеет отношения даже Макьявелли. Ссылки Баренбойма на книги о. Александра Меня не имеют отношения к делу и только бросают тень на покойного библеиста. Позиция Баренбойма есть позиция вульгарного, агрессивного и невежественного протестантского фундаментализма. Даже язык его статьи похож на скверный перевод американской баптистской проповеди: видимо, с религиозной терминологией автор познакомился именно в таком обличьи. Это не ужасно, ужасно то, что подобный текст и идея всерьёз обсуждаются серьёзными интеллигентными людьми (мы не имеем в виду еп. Дмитровского или председателя Конституционного суда, но безусловно имеем в виде директора Библиотеки иностранной литературы). В конце концов, интеллигенция имеет право на определенную погоню за коньюктурой и деньгами лишь до тех пор, пока эта погоня не требует жертвовать интеллектуальной честностью. Интеллектуальная же честность требует признать идею Баренбойма неграмотной и противоречащей как исторической науке и правоведению, так и серьёзной библеистике.

На заре перестройки уже был скверный анекдот, когда бывшие сотрудники ЦК КПСС в своей аудитории организовали конференцию креационистов. Ю.В.Чайковский в журнале "Химия и жизнь" высмеял тогда этот антинаучный фарс, издеваясь не столько, разумеется, над креационистами (которые заслуживают лишь всяческого соболезнования), сколько над коммунистами. До сих пор об этом эпизоде справедливо вспоминают как о примере союза идиотизма с мракобесием (Илья Смирнов, Независимая газета, 1.7.96). К сожалению, теперь на те же грабли наступает до сих пор в идиотизме незамеченная Библиотека иностранной литературы. Постановка в июне 1996 г. во дворе Иностранки памятника Макьявелли (причём, в печати сообщалось, что Макьявелли было отдано предпочтение перед Данте) показывает, что мы имеем дело не с единичным симптомом, а с двумя точками. Дай Бог, чтобы через них оказалось возможной провести кривую, которая бы вернула Иностранку к нормальному интеллигентному состоянию. И без того в России слишком многие интеллигенты поспешили переквалифицироваться в интеллектуалов — передовых застрельщиков победившего маккиавелизма.

Павел Новиков

ВЗГЛЯД НА ВЗЯТИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ В 1204 Г.

Сергей Кара-Мурза. Пятая колонна крестоносцев. - Советская Россия, 5.5.96 - подробно описывает взятие Константинополя и его разорение в 1204 г.. "Все это прекрасно знал Александр Невский. Многие монахи, свидетели дел крестоносцев, ушли в Россию, а наши демократы еще удивляются, почему он не сдал Русь тевтонам. ... Систематическая очистка земель от славян продолжалась четыре века — с кровавых походов Карла I Великого. В хрониках, которые писали сопровождавшие его аббаты, славяне назывались не иначе, как жабами и червями. Остановили этот напор Александр Невский на севере и монголы в Венгрии. Скажут: зачем ворошить прошлое? Ведь нынче не режут и квадригу с Большого театра не увозят. Но изменилось ли отношение в принципе? Ведь имя Александра Невского сейчас полощут именно за то его решение. И разве Запад извинился за 1204 г., подобно тому, как извинились перед Галилеем? ... Наш демократ скажет: все это история ... Но реальность совсем иная. На сербах она поставила ясный эксперимент. ... Соберите все кусочки западной прессы, где что-то говорится о России и русских, и посмотрите, как говорится. ... Русские — второй объект сатанизации после сербов".

КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХ ОБ ЭКУМЕНИЗМЕ

Патриарх Варфоломей I в интервью корреспонденту CNS заявил, что прогресса в отношениях Католической Церкви и православной нет и довольно резко отозвался о тех католических иерархах, которые "превратно толкуют решения баламандской встречи 1993 года", подчеркнув, что решения Баламанда — не "исповедание веры". - Свет Евангелия, 30.6.96.

ХРИСТИАНСТВО В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ (В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ)

АЗЕРБАЙДЖАН

Исламисты развернули мощную пропаганду против организации конкурса "Мисс Баку-96". "В их заявлении ... говорится, что проведение конкурса в Баку является "логическим продолжением провокаций западных миссионеров против азербайджанской культуры и морали". - Светлана Турьялай. Комсомольская правда, 27.4.96.

Ариф Усейнов. Приняты поправки к закону о свободе религиозных отправлений. - Сегодня. Поправки ограничивают свободу совести в Азербайджане. Все мечети должны пройти регистрацию (это направлено против общин, заявивших о своей верности Ирану). Министерство национальной безопасности уже арестовало лидеров Исламской политической партии. Репортаж на эту тему был передан и русским телевидением с большой симпатией к азербайджанским властям; подчеркивалось, что закон направлен и против протестантских миссионеров. О том же: "Упорядочивающие" поправки. - Экспресс-хроника, 4.7.96. Закон о поправках опубликован 26 июня. По новой редакции статьи 8-1 закона запрещается пропаганда религиозных верований и обрядов, способствующих расколу общества, недопустимо насильственное принуждение к религиозному образу жизни. Одновременно вступил в силу Закон о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства, согласно которого ведение религиозной пропаганды иностранцами и лицами без гражданства запрещено.

АНГЛИЯ

Митр. Антоний Сурожский награжден степенью почетного доктора богословия Кембриджского университета. - Московские новости, 30.6.96 (газета назвала владыку "верховным представителем РПЦ в Великобритании)…. Также Известия, 29.6.96 ("Православного миссионера оценили по заслугам").

С того времени, как несколько лет назад в Англиканской церкви стали рукополагать женщин, перешли в католичество из англиканства один член королевской фамилии (герцогиня Кентская), два министра, четверо епископов (в том числе, еп. Лондона Грэм Леонард) и двести священников. Многие экс-англикане заявили, что сменили конфессию не только из-за решения о рукоположении женщин, но из-за самих методов управления Англиканской церковью (главой которой является королева). - Свет Евангелия, 7.7.96).

БЕЛОРУССИЯ

Л.Саенко. Искусство и смерть. - Московские новости, 2.9.96. О международном фестивале славянских и православных народов "Золотой витязь" в Минске в мае 1996 года. Фестиваль "стал апофеозом политика Лукашенко, пролившего слезу над горькой долей униженного в мире славянина. За то был неоднократно обнят и целован и награжден орденом Андрея Первозванного". Саенко подчеркивает черносотенный характер фестиваля, упомянув имя Н.Бурляева, и его антидемократический политический характер, напомнив о тоталитарных тенденциях Лукашенко в последние месяцы.

Патриарх Алексий участвовал в торжественной церемонии подписания договора между Белоруссией и Россией. Практически все газеты поместили на первых полосах, сообщая о договоре, именно те фотографии, где Ельцин и Лукашенко соседствуют с Патриархом: Комсомольская правда, Московский комсомолец, Сегодня, 3.4.96. Таиса Мищенко (Московские новости, 14.4.96) пишет: "Меня удивило и озадачило участие в этом чисто политическом акте третьего действующего лица — главы Русской православной церкви Патриарха Алексия II. Я — православная белоруска ... Мне, и я хорошо знаю, что не только мне, а многим неприятно и досадно, когда государственные деятели заручаются поддержкой церкви. ... Я никак не могу избавиться от чувства, что 2 апреля патриархом была освящена именно торговля землями и народами. Я не могу после этого продолжать ходить в православный храм. И я не единственная верующая белоруска, у кого возник этот барьер. Вот слова, какие я слышала среди православных прихожан на Витебщиине: "Бог один. Пойду помолюсь в костел". Или дома помолятся на Библии, а это начало пути в протестантство".

КИРГИЗИЯ

Председатель госкомитета Киргизии по делам религий Эмиль Каптагаев подверг критике протестантских миссионеров, которые "группами" обращают киргизов в христианство. В минюсте Киргизии зарегистрировано 24 протестантских деноминации. Одновременно здесь ведут проповедь мусульманские миссии из Саудовской Аравии, за счет зарубежных средств построено более 1000 мечетей. - Сегодня, 1.7.96.

РОССИЯ: ПРОШЛОЕ

1863: КАТОЛИЧЕСТВО И ПОЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ

Свящ. Бронислав Чаплицкий. Саратовская семинария и польское восстание 1863 г. - Свет Евангелия, 9.6.96. О материалах Петербургского государственного архива о еп. Франце Цоттмане. 21 мая 1863 г. подольско-волынский генерал-губернатор секретно писал министру внутренних дел о необходимости осторожно заменить поляков — католических священников в Западном Крае — немцами, выпускниками Тираспольской семинарии. По его предложению, на место поляка-ректора 15 января 1865 г. был назначен немец Франц Цоттман. Ему было дано высочайшее определение о том, чтобы в семинарию не принимали поляков, а в епархию — ксендзов. Со временем Цоттман стал и епископом Тираспольским (до 1890 г.). В Тираспольской епархии поляков насчитывалась треть населения. Немецкая молодежь не знала русского языка, отчего в семинарию был низок приток студентов.

1918: СМЕРТЬ НИКОЛАЯ РОМАНОВА

Мария Лукина. Затруднительное положение. - Итоги, 4.6.96. Синодальная комиссия Московской Патриархии приступила к рассмотрению вопроса о канонизации семьи Николая II.

1920: ОРГАНИЗАЦИЯ МОНАСТЫРЯ-КОММУНЫ

В.Шевелев. Наш паровоз. - Московские новости, 2.6.96. Очерк о том, как в июне 1920 г. в поселке Ждановский Успенской волости Алтайского округа организовали коммуну, затем переселившуюся на юг Алтая, на земли Благовещенского мужского монастыря на р. Челушман. Из монастырских земель было отведено 250 десятин 8 июня 1920 года.

"Недолгое время коммунары и монахи жили соседями. Евдокия Волкова, дочь одного из организаторов коммуны (на его квартире проходило первое собрание), объясняла мне: "Друг друга не замечали. Наши встают - "Интернационал" поют, монахи - молитвы". Подумав, добавила: "Вскоре уполномоченный ЧК монахов от нас увез. Мы их больше не видели".

Коммуна начала разваливаться и нищать, а в декабре 1921 года активистов коммуны перебили недовольные крестьяне.

1961: СМЕРТЬ МИТР. СВ. ЛУКИ

Яков Кротов. Советский святой. - Московские новости, 19.5.96. О еп. Луке Войно-Ясенецком к первому празднованию годовщины его смерти после канонизации.

1961: ЗАПРЕЩЕНИЕ КУЛИЧЕЙ

М.Кишкина, Е.Афанасьева. Куличи пеките сами! - Куранты, 13.4.96. Публикация документов из архива ЦК КПСС. Докладная В.Куроедова от 19.4.1960 г. отмечала: "На богослужениях было много мужчин и женщин, особенно молодежи — значительно больше, чем в "пасху" 1959 года. ...В "освящении" [куличей] приняло участие свыше 400 тыс. человек, подавляющее большинство их составляли женщины старше 40-50 лет". 3.3.1961 А.Пузин, председатель Совета по делам религиозных культов, потребовал снять местные ограничения на торговлю мацой, чтобы "не давать повод буржуазной пропаганде для клеветнических выступлений". 9.3.1961 В.Куроедов предложил запретить продажу куличей и пасох (в 1960 г. их было продано 600 тонн, т.е. около миллиона куличей), а 14.3.1961 ЦК решил не вмешиваться в действия местных властей, т.е. фактически поддержать запрет на выпечку и мацы, и куличей.

1980-Е: САНДР РИГА

Сандр Рига, бывший в заключении в 1980-е гг. за организацию экуменического кружка "Призыв", а после освобождения уехавший на родину в Ригу, в своём интервью отметил, что "последние три года, проведенные в Риге, прошли в основном в житейских хлопотах". Под "Призывом" он теперь имеет в виду в основном свою книгу, выход пятой части которой он готовит (Свет Евангелия, 16.6.96).

1990: ГИБЕЛЬ А.МЕНЯ

Мень А. Между фанатизмом и всеядностью. - Московские новости. - 24 марта 1996. - С. 34.

Марина Кудимова. Подселенец. - Континент. № 87. - 1996. С. 335. ["Наша ситуация вполне позволяет говорить о Боге неофитов. ... Можно также определить нынешний "религиозный Ренессанс" и как обретение Бога блатных. Блатных не только и не столько в смысле криминальном, хотя округ колокола, назначенного быть водруженным на восстановленный храм, я читала надпись: "Русской Православной Церкви от солнцевской братвы". Имеется в виду блат в чисто советском смысле расширения возможностей. Блат как символ особых прав и гарантий. "Исповедоваться у Меня" в свое время звучало как "отобедать у Тестова" — означало принадлежность к касте посвященных. Блатные и неофиты сплошь и рядом сливались в некое социальное целое. И те и другие знали, из какого магазина или базы поставляется Филипповским постом семга к митрополичьему столу. Своего приноровленного Бога они оберегали от сглаза, как готтентоты или цыгане, а "изыдите, оглашенные" в различных модификациях срывалось с их уст еще чаще, чем упоминание всуе Священного Писания".]

Беляев С. Заседание суда по делу об убийства Александра Меня вновь отложено. - Вечерняя Москва, 3 апр. 1996. [Процесс перенесен на 28 мая, обвиняемый Игорь Бушнев 1955 г. р., фотографии М.Меня и Бушнева.]

Пунанов Г. Процесс по делу об убийстве А.Меня снова отложен. - Известия. - 3 апр. 1996.

Григорий Пунанов. Дело об убийстве Александра Меня рассыпается на глазах. - Известия. - 31 мая 1996. [С фотографией Бушнева]

Олег Кармаза. Прокурор снял обвинения с "убийцы" Меня. - Комсомольская правда. - 8 июн. 1996.

Бычков С. Литовский след. - Московский комсомолец. - 26 апр. 1996. [Утверждается, что подлинный убийца 8 июля 1992 г. пытался перейти литовско-польскую границу, называл себя Евгением Лаврентьевым, около 40 лет. 31.3.93 он был судим и отпущен. Единственная "улика", которая позволяет Бычкову говорить о нем как убийстве — то, что у Лаврентьева нашли в вещах книжку Меня.]

Галичин И. Начался суд над предполагаемым убийцей Александра Меня. - Сегодня. 31 мая 1996.

Бычков С. Хроника нераскрытого убийства. - Московский комсомолец. - 28 мая 1995 г. [Статья с обильными цитатами из протокола допроса полковница КГБ Вл. Селиверстовича Сычева о том, как он курировал о.А.]

Комментарий. Любопытно, что Бычков не только представляет себя самым главным сподвижником Меня (что характерно для многих друзей и учеников покойного), но и цитирует место в показаниях Сычева, где тот подчеркивает, что Бычков "никогда не был" агентом КГБ, "этому никогда нельзя доверять". Фраза очень странная, потому что о недоверии Бычкову говорится в настоящем времени, а не в прошедшем, тогда как в настоящее время прихода Меня не существует и доверять либо не доверять Бычкову необходимости нет. Сычев словно демонстрирует (без нужды), что Бычков — не один из двух агентов КГБ, внедрённых в окружение Меня. С этим местом перекликается другое, где Сычев утверждает, что авторов трех статей в Вестнике РХД гебисты установили "зная содержание". Это исключено: содержание статей не таково, чтобы можно было "вычислить" их авторов. Я являюсь одним их тех авторов, в 1986-1987 гг. меня несколько раз допрашивали гебисты по поводу этой публикации, перед допросами я каждый раз советовался с о. Александром Менем о том, как себя вести и что отвечать. Лично я считал и считаю, что провокатором-доносчиком был именно Бычков. - Яков Кротов.

Бычков С. Вновь показательный процесс? - Московский комсомолец. - 5 июн. 1996. [Репортаж с суда над И.Бушневым].

В деле Бушнева прокурор проявил смелость. - Куранты. - 7 июн. 1996.

Олег Кармаза. Прокурор снял обвинения с "убийцы" Меня. - Комсомольская правда. - 8 июн. 1996.

Игорь Бушнев священника не убивал. - Известия. - 11 июн. 1996.

Миронов Г. Следствие по делу Меня: топорная работа. - Новое время. - № 25. - 1996. С. 36-37. [Интервью с М.Менем в связи с оправданием подозревавшегося И.Бушнева]

ИСТОРИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В РОССИИ

Марина Николаева, Денис Лисицын. Катакомбы XX века. - Независимая газета, 21.5.96. Считают, что Истинно-Православная Церковь (ИПЦ) [с научной точки зрения, вместо этого самоназвания, используемого самыми разными деятелями, часто непримиримо отвергающих право друг друга принадлежать к ИПЦ, резоннее говорить не о "катакомбной Церкви", тем более не об "истинно православной", а об альтернативных православных конфессиях в России - В.Л.] насчитывает около десятка групиировок.

1. Группа Геннадиевская, она же Поздеевская: от еп. Серафима (Поздеева), "якобы тайно рукоположенного святейшим Патриархом Тихоном (никаких документальных свидетельств, подтверждающих это, нет) и арестованного спустя три месяца после хиротонии. В 70-х годах, незадолго перед своей кончиной, Серафим рукоположил Геннадия, будущего схимитрополита, а затем Алфея, от них и произошла наибольшая на сей день катакомбная иерархия — около 20 епископов и у каждого епископа в среднем по десятку священников".

2. Исаакианская группа. - От еп. Владимира (Абрамова), который привлек иеромонаха Даниловского монастыря Исаакия, которого катакомбный схимитрополит Феодосий поставил во епископа. В 1989 г. Исаакий отделился от Феодосия.

3. Лазаревская группа. От еп. Владимира (фон Штромберга), умершего в 1981, имевшего "всеми признанное" рукоположение от еп. Андрея (Ухтомского), некоего еп. Симона и еще кого-то. В группу входят катакомбники, не признавшие Геннадия и обратившиеся к карловчанам. Для них еп. Каннский Варнава рукоположил иером. Лазаря (Журбенко), у него сосредоточилось более 50 приходов на Кубани, Северном Кавказе, в Белоруссии, на Украине. Часть из них теперь подчинена еп. Вениамину (Русаленко).

4. Юрисдикция греко-старостильнического направления. От еп. Гурия (Павлова), рукоположенного, "скорее всего", в 1929 г. еп. Андреем (Ухтомским). В 1990-1991 г. Гурий был в Нью-Йорке у карловчан, но отказался принимать хиротонию и главенство Лазаря, переметнулся к грекам-старостильникам США, возглавляемым еп. Ефремом. Сейчас живет в Казани и активно рукополагает священников.

5. Группа схимитр. Антония (Чернова). Бывший белогвардеец, попал в советский лагерь, после освобождения постригся в монахи, в 1979 г. сумел выехать во Францию, был тайно рукоположен в митрополиты архиеп. Хризостомом (грек-старостильник). Вместе рукоположили двух-трех епископов. В 1991 г. Антоний поселился в районе Кисловодска, устроив там тайный скит, откуда руководит движением. Резко отрицательно относится к карловчанам.

6. Группа Викентия (Чекалина). Был рукоположен в иеромонаха геннадиевцами. Кем рукоположен в епископа, осталось неизвестным. Обратился к католикам, был признан, потом дезавуирован, перешел к старокатоликам, был изгнан.

7. Группа Лазаря (Васильева), Каширского. Настоятель каширского собора, сумасшедший, под влиянием богородичников отошел от Патриархии.

ИСТОРИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ХРАМОВ

Г.Осипов. Кукобой из Фиваиды. - Новое время, № 14. 1996. С. 40-42. Очерк истории села Кукобой Ярославской области, где до революции купец Иван Воронин построил огромный храм.

Н.Кривомазов. Зачем копал тоннель под землей старец Никита. - Российская газета, 3.4.96. Очерк о подземном монастыре в д. Холки, который был закрыт в 18 в. В начале 20 в. некий местный житель Никита Бычков 30 лет копал подземный ход от своей кельи (?) в монастырь, вырыл ход в 98 метров, но так и не дошел до "главной пещеры".

К.Козлов. Храм, возносящий в бессмертие. - Куранты, 17.5.96. О храме Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве.

Т.Портянихина. Братцевский дом Пресвятой Богородицы. О храме в Северо-Западном округе Москвы.

А.Варченя. В тишине пустоши поставил Зосима целью. - Московская правда, 16.4.96. Очерк о Смоленской Зосимовой пустыни недалеко от Троице-Сергиевой лавры.

РОССИЯ: СОВРЕМЕННОСТЬ

ПРЕМИЯ ЦЕРКОВНЫМ ИСТОРИКАМ

Газеты широко давали информацию о конкурсе на Премию памяти митр. Макария, к которому допускаются сочинениям "по истории Москвы и Русской Церкви", "рекомендованные учеными советами" (Куранты, 22.6.96, Известия, 25.6.96, Книжное обозрение, 2.7.96). Деньги платятся правительством Москвы.

ИСТОРИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ХРАМОВ

Г.Меликянц. Игуменья Серафима. - Известия, 5.4.96. Интервью с настоятельницей Новодевичьего Московского монастыря Серафимой (Чичаговой). У монастыря 30 монахинь, есть подворье в Домодедовском районе (7 га).

Храм в музее, музей в храме. - Вечерняя Москва, 10.4.96. Очерк о храме Николы в Толмачах при Третьяковской галерее. "Настоятель храма протоиерей Николай Соколов — духовник как сотрудников Третьяковки, так и всех споносоров (и их семей), по их желанию".

А.Аннин. Нилова пустынь — остров беглецов. Куранты, 5.4.96. Очерк о Ниловой пустыни.

А.Аннин. Крещение во льдах. - Куранты, 16.4.96. Очерк о первых после возвращения Церкви монахах Соловецкого монастыря.

Л.Калинина. Вечное строительство. Очерк о плохой реставрации Ново-Иерусалимского монастыря. - Московская правда, 16.4.96.

Т.Федоткина. Что со Спасом на крови? - Московский комсомолец, 18.6.96. О ходе реставрации церкви в Петербурге. Она завершена наполовину, требуется еще минимум 25 млрд. рублей. "Предполагается, что и в наши дни в храме будут служить лишь 4-5 раз в году высшие иерархи церкви".

ОЧЕРКИ

Элла Максимова. Дороги к Богу и от него. - Известия. - 26 июн. 1996. Интервью со священниками Владимиром Архиповым, Александром Борисовым, Сергием Правдолюбовым о психологии современных православных. Они единодушно подчеркивают их невежество и пьянство. "Батюшки свидетельствуют, что почти все прихожане-предприниматели разорялись: кто честнее, тот скорее". Правдолюбов: "Правителей страны со свечой в руках, налагающих на себя крестное знамение, не приемлю ... присутствуйте скромно, без обмана, вы же материалисты ... В моем жилмассиве сорок пять тысяч жителей, в церковь ходят аккуратно человек четыреста, из них активно верующих — меньше половины".

ЛЕТОПИСЧИК

Февраль 1996 г., Москва. В Москве создана Ассоциация учителей-христиан. Одним из инициаторов является пастор Церкви евангельских христиан Александр Федечкин. Координатор Ассоциации Сергей Мойчук: тел. 095 121-20-29 (Свет Евангелия, 7.4.96).

4 апреля 1996 г., Москва. Движение "Антифашистское молодежное действие" провело "панихиду по всем погибшим в Чечне и от дедовщины во время службы в армии" около министерства обороны. Участвовало около 100 человек, выступил свящ. Александр Борисов. - Экспресс-хроника, 11.4.96.

7 апреля 1996 г., Москва. В день памяти св. патриарха Тихона его мощи были перенесены из Малого собора Донского монастыря в Большой. - Московский комсомолец, 9.4.96.

14 апреля 1996 г., Пасха. Помещены материалы в газетах: С.Снопков. И Жизнь жительствует! - Московская правда, 13.4.96 (эссе о святости старого стиля). Интервью с Патриархом: Российская газета, 13.4.96 ("К сожалению, у Церкви еще недостаточно сил и средств, чтобы сделать свое присутствие в эфире таким же весомым, как это делают десятки западных миссионеров. Но работа в этом направлении ведется ... Создатели этих программ ... стараются давать христианскую оценку наиболее значимым событиям современной жизни". Другое интервью с Патриархом: М.Шевченко, Независимая газета, 13.4.96. Репортажи из Храма Христа Спасителя (первое там богослужение на Пасху): В.Сокирко. Выше — только небо. - Комсомольская правда, 13.4.96. Тут же подборка материалов о пасхальных обрядах, репортаж из софринских мастерских (упомянуто, что специально для В.Черномырдина к Пасхе изготовлено "филигранное сверкающее эмалью и позолотой пасхальное яйцо". Страница "Верую" в газете Московский комсомолец, 13.4.96 (эссе А.Колпакова, Е.Баева о пасхальных яйцах, очерк о Троице-Сергиевой Лавре С.Бычкова). Отрывок из послания Патриарха: Вечерняя Москва, 13.4.96. Валерий Каджая. Эссе. - Аргументы и факты, № 15. Российская газета, 12.4.96: очерки о яйцах и куличах Л.Волковой, В.Молодцовой, Л.Куролесовой. Куранты, 12.4.96: проповедь Я.Кротова, о традициях очерк К.Ганешина. Общая газета, 11.4.96: очерки и эссе М.Поздняева, А.Балдина и др. Московская правда, 16.4.96: отчет о празднике и страница о пасхальных обрядах. Вечерняя Москва, 16.4.96: отчет о службе в храме Христа Спасителя.

Ю.Сенаторов. Известия, 16.4.96: "В то время как в храмах на торжественных службах и для освящения пасх, куличей и яиц побывало, по предварительным данным, более 90 тысяч человек, кладбища посетило около 4 миллионов человек". Московский комсомолец, 16.4.96: службы шли в 176 храмах, их посетили 165 тысяч человек, в ночь на богослужение в храмах было 39 225 человек, на подступах - 45 445. "Это значительно меньше, чем год назад (в 1995 году на Пасху в церкви пришли 68 100 верующих, а 69 900 толпились на улице)". Е.Попов (Советская Россия, 16.4.96) о показе службы в храме Христа Спасителя с участием Ельцина: "Чего стоит один только пасхальный телесюжет о пребывании Ельцина в Храме Христа Спасителя: лицо президента крупным планом, и затем наплыв на главное панно настенной росписи, и мягкое растворение на этом фоне президентского лика и как бы превращение в лик божественный".

23 апреля 1996 г., Москва. Рабочая группа Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций утвердила текст законопроекта о свободе совести. - Свет Евангелия, 12.5.96.

24 апреля 1996 г., Москва. Открыт Духовный центр Евро-Азиатского дивизиона адвентистов в Москве. Союз адвентистов зарегистрирован в России 1.6.1995, насчитывает 233 общины с 31 822 верующих. - Свет Евангелия, 12.5.96.

25 апреля 1996 г., Москва. Состоялось первое заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте. С момента учреждения (2.8.95) орган не собирался. Заседание вел его новый председатель Н.Егоров, глава администрации президента. - Свет Евангелия, 12.5.96. В тот же день о. Глеб Якунин обратился с письмом к Патриарху с призывом либо покаяться в сотрудничестве с КГБ, либо уйти на покой. - Экспресс-хроника, 16.5.96.

4 мая 1996 года, Ярославль. Президент Ельцин посетил город. Он подошел на площади к группе мусульман, "которые держали лозунги со словами поддержки "В США за президента молятся. А мусульмане как?" - "Да только за вас и молимся!" После чего верующие тут же попросили 500 миллионов на мусульманский центр. Сторговались на 100 — еще 150 пообещала местная администрация". - Московский комсомолец, 5.5.96. Дм. Волков (Сегодня, 5.5.96) отметил: "Элегантно маневрируя между либералами и державниками, президент внимательно выслушал известного ярославского священника отца Олега Терепанина, пожаловавшегося, что российская церковь "поставлена в неравные условия и вынуждена бороться за свое существование, как все прочие", и призвавшего изгнать из России зарубежных миссионеров. Президент заметил, что сам крещен в православной вере, но "к этому вопросу надо подходить очень тонко, поскольку в России есть и другие конфессии".

День победы 1996 г. 7 мая в Новгороде еп. Лев освятил икону Владимирской Богоматери для установления в новопостроенном мемориале в честь воинов, павших в Великой Отечественной войне. - Сегодня, 6.5.96.

13 мая 1996 г., Москва. 13 мая 1996 года в Доме дружбы народов общество итало-российской дружбы организовало вечер, посвященный пятилетию со дня образования Апостольской администратуры для католиков латинского обряда Европейской части России. Празднование несколько задержалось, официально епископ Тадеуш Кондрусевич был назначен 13 апреля 1991 года, зато пришлось на праздник явления Богоматери в Фатиме, когда португальские ребятишки за полгода до Октябрьской революции услышали из уст Пресвятой Девы слова о необходимости молиться за Россию). Тогда, пять лет назад, назначение епископа для католиков стало сенсацией. До сих пор православные упрекают Ватикан в том, что их не поставили в известность о таком важном акте. На самом деле, митр. Смоленский Кирилл, глава Отдела внешних церковных сношений, был извещен о назначении епископа Тадеуша Кондрусевича в Москву, но почему-то не счел необходимым передать информацию Патриарху. На этом собрании не было ни одного представителя ни официальных структур Московской Патриархии, вообще не было ни одного православного священника. Доклад архиеп. Тадеуша впечатлял как панорамой дореволюционной грандиозности католичества в России: сотни храмов, за миллион прихожан, так и перечнем гонений, начиная с Николая I и до совсем недавних времён; так, в 1931 году в Москве были арестованы все до единого члены общины, возглавлявшейся о. Сергием Соловьёвым, которого сгноили в психушке. Ко времени перестройки в Москве оставалось три престарелых католических священника, а в провинции все было уметено начисто. За пять лет число священников выросло до 86. Правда, русских из них лишь двое, но зато в Петербурге открылась католическая семинарии (в том же здании, где была до революции), так что еще через пятилетку можно ожидать первой волны отечественных католических пастырей. В Москве уже пять крупных католических общин и десятки мелких, но лишь два храма; возвращение церковной собственности идет с огромным трудом. В целом Католическая Церковь в России сталкивается с теми же проблемами, что и Православная: национализм (только не русский, а польский, французский, немецкий), всплеск первоначального интереса под натиском клерикализма, слишком строгого к пастве и слишком смиренного перед властями, сменился упадком энтузиазма. В докладе архиепископа прозвучало одновременно и согласие с идеей ограничить законодательно деятельность новых для России религиозных движений, и мудрое понимание того, что идея эта технически неосуществима без ущерба для самих католиков, ибо они сами могут быть признаны и чужеродным, и тоталитарным, и квази-религиозным сектантским движением. На сегодняшний день русские католики все ещё подвергаются дискриминации в сравнении с православными. В завтрашний день, судя по атмосфере, царившей в зале, католики смотрят с сознанием собственной правоты и с надеждой на Бога.

Андрей Свирелев

О том же событии кратко: О.М. Независимая газета, 15.5.96.

14 мая 1996 г., Москва. Председатель парламента Греции Апостолос Какламанис встретился с Патриархом Алексием и обсудили конфликт двух патриархий. "В менее официальной части встречи Патриарх и спикер выразили особую озабоченность по поводу религиозной экспансии в своих государствах". - Д.Соколов. - Общая газета, 16.5.96.

16 мая 1996 г., Москва. Синод Московской патриархии признал за эстонским приходами право выбора подчинения Москве либо Константинополю. На четыре месяца Константинопольский патриархат вводит мораторий на свое решение о восстановлении юрисдикции над Эстонией, в течение этого времени приходы должны сделать выбор. - Сегодня, 18.5.96.

21-22 мая 1996 г., Москва. В Московском доме дружбы Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией организовала круглый стол "Возможности межконфессионального диалога в сегодняшней России". Выступали оо. Стефан Каприо, Бернардо Антонини, Иннокентий Павлов, Георгий Кочетков, Юлий Шрейдер, Анатолий Красиков. - О.Моисеев. Все мы - одна семья. - Свет Евангелия, 2.6.96.

24 мая 1996 г., Москва. Состоялось празднование Дня славянский письменности и культуры - в день свв. Кирилла и Мефодия. Кроме Москвы, где Патриарх отслужил литургию в Успенском соборе и молебен у памятника святым, центром праздника была избрана Кострома. - О.Никольская, Вечерняя Москва, 23.5.96. Пресс-конференцию по поводу праздника провели совместно министр культуры РФ Е.Сидоров и митр. Крутицкий Ювеналий. - Московская правда, 22.5.96, Московский комсомолец, Сегодня, 25.5.96. Книжное обозрение, 4.6.96 - о праздновании в Костроме и Москве.

27 мая 1996 г., Москва. В с. Тайнинское близ Москвы у храма Благовещения открыт памятник Николаю II к годовщине его коронации. Памятник изготовлен Вяч. Клыковым. На открытии были Наина Ельцина, Николай Егоров. Клыков добивался установки памятника у Боровицкой башни Кремля. - Комсомольская правда, 28.5.96. "Благостными памятниками память не заслонить" - Общая газета, 23.5.96, Век ХХ, 6.6.96 (упомянут крестный ход и то, что все работы оплачены самим скульптором). На фотографиях всюду видны кресты, хоругви, духовенство. Интервью с Крыковым: Комсомольская правда, 25.5.96 ("у нас есть свой путь — национальный. Православная монархия, к которой, я надеюсь, мы когда-нибудь вернёмся"). Фотография Клыкова, сопровождающая это интервью, воспроизведена также: Российская газета, 13.6.96 с сообщением, что Клыков в курском селе Мармыжи, у себя на родине, восстанавливает храм "на свои гонорары и деньги друзей, разделяющих эту идею: встанет храм — возродится и село".

28-29 мая, Москва. На факультете журналистике МГУ прошла конференция "Время Церкви", в которой участвовали "известные в христианским мире эксперты" (Свет Евангелия, 16.6.96): священники Г.Кочетков, Алексей Гостев, еп. Афтокефальной Православной Церкви Америки Серафим (Сигрист), католические священники Р. Скальфи, Т.Пикус, А.Красиков. В резолюции конференции говорится о "негативных процессах": "Речь идет о том внутреннем противостоянии, которое возникло среди наиболее активной части клириков и мирян, прежде всего в Москве и крупных городах. ... оно является существенным фактором внутрицерковной жизни ... Многие православные забывают, что Православие есть исповедание истинной веры во вселенском масштабе, и поэтому нельзя сводить вселенское к национальному, подменяя вселенскую идею национально-государственной идеологией". Участник конференции А.Кырлежев, рассказывая о ней (Итоги, 18.6.96) писал, что "преодоление ... болезней авторы декларации видят на путях частичного изменения богослужения ... утверждения определенного разнообразия форм религиозной практики, богословских мнений и личных взглядов в качестве нормы ... Православные, живущие на Западе, практически уже осуществили своего рода мягкую церковную реформацию. Они отказались от бездумного охранительства и по возможности привели свою церковную жизнь в соответствие, с одной стороны, с христианскими богословскими принципами ... с другой — с реальной жизнью в современной культуре". Доклады И.Свиридова, И.Крекшина, Г.Чистякова (бессодержательная "реакция на реакцию"), резолюция оп. в спец. приложении к газете Русская мысль, № 4130. Резолюция призывает созвать поместный собор и согласовать устав РПЦ с постановлениями собора 1917 г. Доклад Г.Кочеткова (также бессодержательная "реакция на реакцию до следующей реакции"): Русская мысль, 4.7.96

5 июня 1996 г., Сургут. Прокуратура возбудила 6 уголовных дел против иеговистов, обвиняя их "в насилии над личностью и подстрекательстве к гражданскому неповиновению". - Метафразис, № 44, 7.6.96.

7 июня 1996 г., Москва. Патриарх освятил церковь в микрорайоне Куркино, расположенную в войсковой части и выстроенной на средства офицеров. - Метафразис, 7.6.96. А.Семакин, командир 1 бригады связи Московского военного округа в Куркино, организовал строительство в своей части церкви во имя Александра Невского. Закладка была освящена Патриархом.

А.Хинштейн. Христос воскресе? Так точно, воистину воскресе! - Московский комсомолец, 8.6.96. "Первый в Московском регионе полковой храм был освящен вчера Патриархом ... Построенная за полгода силами солдат и офицеров бригады связи Москвского военного округа, церковь получила название в честь ... Александра Невского". Инициатива строительства принадлежит полковнику Александру Семакину. "Часть денег безвозмездно передали американские христиане. Помогли бизнесмены, служившие в свое время в части. А бывший командир бригады генерал-майор Вячеслав Борисов даже уступил фундаментные блоки, предназначенные для личной дачи". Часть располагается в дер. Куркино. На освящении присутствовал главком сухопутных войск В.Семенов. Семакин в мае был назначен военкомом Московской области. Также репортаж об открытии А.Оверчука: Вечерняя Москва, 15.6.96. На освящении присутствовал и главком сухопытными войсками. На строительство бывший начальник гарнизона генерал-майор Вяч. Борисов собрал сто тысяч долларов, пожертвовал он "даже стройматериалы со своей дачи. Плюс помог пастор Джон Остин из штата Техас, который передал в дар от христиан США 50 тысяч долларов".

И.Волкова. Солдатская церковь открыта для всех. - Неделя. - 28.6.96. О службах в храме в микрорайоне Куркина на территории воинской части бригады связи. Строили церковь меньше года, освящен он 7.6.96. Патриархом. Проезд от м. Речной вокзал на авт. 343к до ост. "Нагорное шоссе". На службы пропускают и штатских.

Комментарий. И название местечка — от "курок". Вот уж Бог шельму метит!..

9 июня 1996 г., Москва. Представители различных конфессий выступили против решения мэрии застроить территорию Воинского братского кладбища. Протест подали представители Московской Патриархии, а также иудеи, мусульмане и посольство Латвии, поскольку на кладбище похоронены и латыши - участники Первой мировой войны.

9 июня 1996 г., Новозыбков. Новым предстоятелем Древлеправославной Церкви избран епископ Аристарх (Калинин), на место умершего в феврале сего года архиеп. Геннадия (Антонова). Архиеп. Аристарх р. в Новозыбкове в 1905 г., несколько десятков лет был настоятелем Преображенского собора здесь, пострижен в монашество в 1992 г., последние годы фактически управлял делами архиепископии. - Метафразис, 7.6.96. № 44.

11 июня 1996 г., Омск. Директор местного департамента образования Николай Пашков на пресс-конференции заявил, что департамент выступает против приглашения в школы представителей каких-либо конфессий вообще. - Метафразис, 7.6.96. № 44. В мае 1995 г. в школу № 26 пригласили архиеп. Омского Феодосия освятить здание, что вызвало протест представителей других конфессий.

11 июня 1996, Троице-Сергиева Лавра. Миссионерский отдел Синода провел здесь конференцию "Евангелие и культура". В.Махнач отметил в своем докладе, что "источник неприятия западными христианами православной культуры лежит в заглушенном чувстве вины перед Восточной Церковью со времен разграбления Константинопольской империи крестоносцами. Он считает, что на экуменических конференциях православные обязаны поставить вопрос о моральной компенсации, как это делают евреи, напоминая о геноциде во время Второй мировой войны". А.Дворкин охарактеризовал коммунизм как "апокалиптическую тоталитарную секту". - Метафразис, № 43, 7.6.96.

26 июня 1996 г., Москва. Скончался славяновед Никита Ильич Толстой, погребен в Ясной Поляне. В Белградской гимназии его учителем был прот. Г.Флоровский. Некролог, подчеркивающий его значение как ученого с православными убеждениям, - И.Павлов, Русская мысль, № 4145.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова