Victoria Clark. Why Angels Fall. A Journey Through Orthodox Europe
from Byzantium to Kosovo. Macmillan, 2000, 459 pp.
О той же книге подробнее на
английском. Здесь - не рецензия, а выписки.
Забавно, но в реальности она движется как раз из Косово до Византии
через Русь. В центре книги: филетизм (гордыня - во почему пали ангелы,
падение Византии как результат национализма). Ищет национализм и
исихазм, находит лишь национализм.
Такой исход обусловлен постановкой проблемы, п.ч. исихазм как раз
и существует лишь вместе с филетизмом. И в 14-м веке исихазм определялся,
увы, не просто как аскеза, а как аскеза, противостоящая "западу",
"гуманизму". И филетизм нуждается в исихазме как в своем
оправдании - вот, мол, наша духовность.
Идея, что монашество "уравновешивает" империю, прежде
всего, исходит из псевдо-научного предположения, что одно духовное
явление может уравновесить другое. Но то, что действительно для
материального мира, не обязательно действительно для духовного.
Да и как может добро уравновесить зло? И в реальности монашество
не предотвращало зла, творимого империей, не предотвращало скудости.
Тем более, неправ Лосский Вл.: монах так же трудится как купец,
только в другой сфере. Это индуизм. Монах спасает молитвой вселенную.
Кстати, сами монахи так не пишут, этого не найти у древних аскетов.
Советы духовного отца императору - скорее исключение. Нет информации
о том, чтобы это действовало - тем более, чтобы это действовало
положительно.
Записывать в исихасты Симеона Нового Богослова - ошибка. Не всякий,
кто молится, исихаст, а тот, чья молитва приобретает политическое
измерение. Вне политического контекста нет исихазма - Сергий Радонежский
не исихаст, п.ч. он был вне контекста полемики с Западом.
Не стоит забывать, что исихасты, как и просто истинные молитвенники,
всегда были гонимы большинством - болотом. Болото любит лишь мертвых
соловьев, объективированных.
С. 38 - полагать, что исихазм был причиной того, что предпочли
сдаться чалме... Нет фактов. Вряд ли защитники города так уж в этом
разбирались. Если бы Византия не пала... Ну, Россия не пала - точнее,
встала - а что толку?
Песни на скачках: "Святый, трисвятый, победа Голубым!"
- народ откликается на слова кантора: "Да, победа Голубым!"
"Богородица, победу Голубым!", "Сила Креста, победу
Голубым".
Непосещение Афона. Сила Европы - в исключениях: для Афона сделано
исключение, тут свобода передвижения заканчивается, что Кларк привело
просто в бешенство.
С. 141 - господства идиоритма в худшие времена
от скудости, результат - распутство, гомосексуализм в 1930-е - из
очерка англ. журналиста. С 1980 г. возрождение Афона. Пользуются
деньгами ЕС, только не прямо, а через греческое правительство -
так совесть чище. На эти деньги отстраиваются. Одновременно растет
греческий национализм - МИД ограничивает допуск негреков в число
монахов. Слишком помнят, как после Берлинского трактата 1878 г.
Россия стала мощно организовывать свое присутствие в Пантелеймоновом
монастыре, скупая скиты и земли. К 1912 г. был 1 монастырь, 4 скита,
34 келии (маленьких скита), 187 отшельников и 4 тысячи русских монахов
из 6 тысяч общей численности. "Русский Гибралтар". Распутин
посетил Афон и был шокирован гомосексуализмом среди греческих монахов.
После скандала имяславцев депортировали 600 монахов в Россию. К
конце 1920-х осталась русских треть, а сейчас менее сотни русских.
с. 17 - ок. 1075 г. не менее десяти тысяч англосаксов приехали
в Кпль (они называли его Миклегарт), спасаясь от норманов, и тут
осели. Около тысячи - в самом городе. Еще в середине 19 в. в центре
города стояла их церковь. Ист.: Philips, Fr. Andrew, 'Orthodox Christianity
and the Old English Church', Greenprint and Design, 1996, p.30.
Само придание 1054 году такого значения - показатель изменений
в западной психологии. Восток преспокойно живет, не привязывая явление
к факту, сохраняя континуум, волну, а не частицу. Потребность к
квантовании.
С. 71. Почитание Лазаря Сербского - якобы накануне сражения получил
откровение с неба от ангела в виде орла - какую ты предпочтешь империю
- небесную или земную? собрал 12 епископов и патриарха для причастия
в походной церкви. Страдания дают славу. Так и неясно, погиб Лазарь
в битве или был взят в плен и казнен. Неясно, был ли он официально
канонизирован.
В конце 17 в. массовый исход сербов из Косово - в Венгрию в 1690
г. около 40 тысяч семей бежали от турецкого гнета. Взяли с собой
мощи Лазаря. Позднее вернулись.
В нач. 19 в. возрождение сербского национализма - отражение французского
и вообще западного. Псевдоморф.
P. 89 "Orthodoxy does not lead itself to intellectual debate"
- ничего себе тезис.
Большой очерк о свящ. Саве, в сотне км. от Приштины, в монастыре
Дечанском. Антикатолик, но и против сербского национализма. Весной
1999 г. ушел в Черногорию, заявив, что Нато справедливо карает сербов.
Дечанский монастырь прятал албанцев от сербских солдат. Когда вернулся
в Косово, с еп. Артемием в Грачаницкий м-рь, возмущался тем, что
натовцы не удерживают албанцев от мести сербам, от разрушения православных
церквей (77 было уничтожено).
Посещение Македонии - абсолютно со всеми окружающими славянами
и греками в конфликте, церковная независимость никем пока не признана.
|