Яков Кротов
Дневник литератора
С 24 по 30 марта 2002 г.
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению дневника
за 2002 год
К предыдущей
главе
Российские новости
Алексей Левинсон (Еженедельный журнал, 26.3.2002) из ВЦИОМ анализ
изменений в советской интеллигенции: психология (вообще советикусов)
сосредоточена вокруг одного вопроса: дела идут в правильном направлении
или нет. От себя замечу, что это, видимо, показатель неизжитости
утопизма-прогрессизма, веры в то, что дела должны куда-то идти (и
кто-то должен вести). В середине 90-х считали, что дела идут в тупик
в пять раз больше людей, чем те, кто полагал, что дела идут в нужном
направлении. В конце 2000 г. соотношение стало 51:30, в феврале
2002 43:38. Парадокс России: больше ресурсов и образованности у
молодежи, а не у стариков. Кстати, слишком полагаться на образованность
я бы не стал: Ленин образованный был, да и Джек Потрошитель отлично
знал анатомию. Важно, какие жизненные идеалы окаймляют знание. Оптимизм
нарастает по мере роста доходов - при этом в "высокий доход"
попали 20% населения с дорходом более 2480 р. (80 долларов) на члена
семьи, среди таковых 37% - "событие идет не туда", а оптимистов
49%.
Особо о группе, к которой принадлежу и я, и, видимо, сам исследователь:
московская советская интеллигенция, старше 40 лет. Получают меньше
"среднего класса", нижний средний класс, положение стабильно
- благодаря лужковской системе. "Их приютили возрожденные и
перелицованные советские конторы, приняли на работу некоторые новые
фирмы и организации" (33). Но живут плохо, т.к. доход мал -
жилье скверное, стиль жизни советский. Возвращения к лишениям начала
1990-х боятся, боится потерять стабильность, идеализирует прошлое.
Развилась ксенофобия: "не только патриоты Москвы, но и ревностно
охраняют ее от всех, кто, по их мнению, покушается на материальные
и символические ресурсы столицы, которые им не хотелось бы ни с
кем делить. В этом видится первое отличие от того, чем была или
хотя бы чем себя представляла московская интеллигенция". Во-вторых,
эта группа отвергает внешний авторитет и боится его, стоит за плюрализм.
"Однако исследование показало ... что защищают они при этом
не собственное мнение, а лишь свое нежелание подчиняться чужому.
нутренне же сохраняют и культивируют неведомую раньше воздержанность
от мений и суждений по самым главным наиболее острым вопросам современности"
(34). Т.е. цинизм, абсолютный пассивизм, апатия - но это не избавление
от конформизма, это его новая и довольна мерзкая стадия.
Кстати, органов такой неосоветской интеллигенции можно считать
"Московские новости". И вот декларация "нижнего среднего
класса" - Дмитрий Ицкович, "президент компании "Проект
О.Г.И.": правда, он начинает средний класс со 150 долларов
на душу и считает, что таких в Москве не менее 30 процентов. Заявляет:
"Мы должны принимать ошибки власти не как злой умысел, а как
плохое обслуживание. И стараться реагировать на них как на сбой
системы. А потребитель политических услуг должен написать жалобу
не сразу президенту, а найти тот уровень, с которого можно договориться
... Мы, наша кмпания, ставили себе задачу создания среды, в которой
можно жить" (Московские новости, 26.3.2002, с. 5).
Эх: мужики завели сесть кафе для прибарахленной позолоченной молодежи,
деньги пошли, и уже чувствуют себя чуть ли не кадетами. Впрочем,
я сам, когда в 1987-м году в первый и последний раз стал начальником
(зав. музеем, крошечным, но все-таки), тоже имел медовый месяц и
полагал, что достаточно просто взаимодействовать с системой по правилам,
тогда чего-то добьемся. Но уже через пару месяцев понял, что первое
правило совковой системы: нет никаких правил! в любой момент любого
могут убить, посадить, а могут и вознести, а потом опять прибить.
Нет закона, есть лишь произвол.
Говорить о том, что нужно "найти уровень" в стране, где
по-прежнему нет суда, нет частной собственности, где власть спокойно
может бомбить собственные города, где каждый день гибнут невиновные
люди - и не только в Чечне... У Ицковича, будем надеяться, это наивность
молодости, но уж у журналистов "МН" ни наивности, ни молодости
не наблюдается уже давно. Они видели и первый кооперативный ресторан
в Москве, тогда - по наивности и молодости - писали трепака восторженно,
но теперь-то... Уровень бомбу на вокзал в Грозном, посадить журналиста
- и это воспринимать "не как злой умысел, а как плохое обслуживание"?
Даже у Фемиды повязка - на глазах, а не на мозгах, кольми паче интеллигент
не должен млеть от своих успехов.
Милая опечатка: фамилию внучки митр. Серафима, урожденной фон Розен,
изобразили как "фон Резон".
И давеча у Никиты Алексеева в эссе была воспроизведена оговорка
одной французженки: "У меня сегодня сдохновение".
Чем плохо молчание: оно может скрыть грех. Вот "Аргументы
и факты", №13, с. 5, Олег Зинченко из налоговой полиции уверяет,
что его ведомство не направляло в думу предложения провести всеобщую
перепись имущества, чтобы выяснить, кто живет не по средствам: "Чтобы
провести подобное мероприятие на высоком техническом уровне, необходимо
потратить как минимум 3 года и огромную сумму бюджетных денег".
Откуда он знает, что нужно три года, а не два и не четыре? Значит,
просчитывали...
Александр Градский (МК-бульвар, 25.3.2002, с. 9) мудро о совке:
тут рок-н-ролл умер, потому что после любительского начала надо
было "сесть и учиться играть, сочинять, петь. А этого не произошло".
И далее: "Рок-н-ролл превратился в болото. "Болото"
на Западе - это очень высокий средний профессиональный уровень всех
коллективов. На этом болотистом пространстве возникают суперзвезды-цветы
(лилии). У нас же так: на очень низком уровне "болота"
в разных местах валяются консервные банки и разбитые бутылки. Да,
они сверкают на солнце, но они не пригодны к употреблению. Журналисты
пишут о них, потому что надо же о ком-то писать, а публика думает,
что если о персонаже пишут, то, значит, в нем что-то есть".
Разумеется, сказанное относится не только к музыке, но и к прочему,
что у нас происходит.
Никто (в тех многочисленных газетах, что я листаю) не посмел к
двухлетнему юбилею Путина написать, что президент оказался лживым,
лицемерным, агрессивным господином, который правильными словами
прикрывает свои мерзости, поощряет мерзости чужие и который применяет
силу лишь против слабых, но не способен справиться с произволом
"новых баронов". Нет, даже не любящие расизм и тоталитаризм
интеллектуалы пытаются его обелить, и процедура выбелки примечательна.
Главным козырем становится "западничество" Путина, единственным
проявлением которого, впрочем, остается телефонный звонок Бушу после
11 сентября. А что, мог бы не позвонить? Мог бы еще и атомную бомбу
на Нью-Йорк сбросить? Д.Драгунский (Новое время, №12, с.9) противопоставляет
Ельцина, который "неадекватно и агрессивно" отреагировал
на операции НАТО против Милошевича - и Путина, который "поступил
ровно наоборот". Но если оставить эмоции в стороне, то Ельцин
в конце концов встал на сторону НАТО и наши войска работали в натовской
матрице, а Путин на сторону американцев в антиафганской операции
не встал.
Никакого "развития союзнических отношений с Западом"
(с. 10) нет и в помине - фактов нет! И чем бессильнее журналист
найти факты, тем громче он ищет слова: "За путинские два года
[Россия] совершила грандиозный поворот к реальному политическому
сотрудничеству с Западом". Да поворот, может, и совершила,
а реального сотрудничества - нет как нет. Импотент может "совершить
грандиозный поворот" к женщине, но из сего ничего не воспоследует...
Единственное доказательство реформ: "Выйдите на улицу и поглядите".
Выхожу, гляжу - ничего не вижу, чтобы свидетельствовало о реформах.
Вижу, что большевизм из идейной стадии перешел в чисто конкретную
бандитскую, вот и все "реформы". Исчезают и ранее немногочисленные
следы второго нэпа.
Вот слова Драгунский употребляет ("возникновение новых, современных
и демократических" институтов") - а фактов назвать не
может. Какие возникли "демократические институты"? Тю-тю
эти институты, вот факты. Виноваты подданные, Путин не виноват,
что не получилось "из зависимой от государства Церкви"
создать "оплот духовной жизни нации". Да кто ж обвиняет
в этом Путина? Легко оправдывать в том, в чем нет вины. Путин виноват
не в том, что не смог создать хорошую Церковь, а в том, что продолжает
ельцинскую линию на огосударствление Церкви. И очень последовательно
продолжает.
Вообще фантастический тезис Драгунского: "В президенты всегда
выбирают того, кого должны были выбрать" (там же). Не люблю
религиозного ханжества, но светское - это уже вообще нонсенс.
Следующим в том же номере облизывает Путина Анд. Колесников. Опять
единственный аргумент - секс по телефону с Бушем: "Никто не
смог сформулироваь позицию страны 11 сентября - Путин это сделал".
Почему ничего не делает? "Потому что другим не доверяет"
(С. 11). Но все-таки путинщина, по мнению Колесникова: "Движение
рывками, шаг вперед, два назад". Хотелось бы понять, какой
был шаг вперед? Какие два назад, я и так знаю. И хотелось бы понять,
как это у Колесникова выходит, что двигаясь "шаг вперед, два
назад", можно придти к нормальной жизни.
Следующий в том же номере Евг. Трифонов пытается перечислить факты,
но выходит опять пустозвонсво: "Начавшаяся наконец земельная
реформа ... реформа судебной власти. Олигархические группировки
удалены от власти" (С. 12). Это что, Волошина вытурили из Кремля?
Авена отставили? Что, возникла судебная система? Что, крестьянин
может купить или продать землю? Нет, есть только "ружье без
курка", табакерки без табака - реформы без реформ.
Но еще хлеще Александр Пумпянский: мол, Путин не чекист был, а
работал во внешней разведке, а из внешней разведки сколько людей
бежали на Запад, а сколькие были прагматиками на западный манер
(хотели заработать валюты), значит - Путин западник и прагматик.
Хо! Если бы западниками были все, кто не прочь зеленых срубить и
готов ради этого за казенный счет пожить на Западе, ничего не делая,
то Россия давно была бы американистее Нью-Йорка. Пумпянский выдумывает,
что такое "политик родом из разведки" - якобы подобный
тип непременно "прекрасно знает, что никакой реальной угрозы
нашей стране с Запада не исходит ... не сомневается в том, что нормальная
система как раз на Западе" (14). И делает вывод: Путин из разведки,
значит, он такой. Гибкость мысли необычайная. Демократами оказываются
те, кто вербовал стукачей среди немцев, а российские диссиденты,
по этой логике (замечу от себя), вообще гнусные противники модернизации
и вестернизации - их же на Запад не пускали, они не понимали, как
там живут.
Но, пожалуй, больше всех отличился Борис Туманов (в том же журнале),
который заявил, что взрывы в Москве организовал скорее Березовский,
чем Путин, потому что Путин был в "абсолютно зависимом положении"
новоиспеченного премьера, а вот Березовский мог "купить десяток-другой
чекистов" (С. 22). И выпад против демократов: "Наши либеральные
шахиды, задавшиеся целью изгнать лису-Путина из кремлевской лубяной
избушки..." (21). Но все-таки не написал просто "демократы",
пока стесняется признать, что уже перестал быть демократом, что
быть демократом "западло", хочется посидеть на двух стульях.
Да не Путина из Кремля мы (либералы-демократы) хотим выгнать из
Кремля, а холуйщину из душ русских людей - в том числе, и из Туманова.
Подумать только: при спившемся Ельцине премьер, недавно еще возглавлявший
Лубянку и сохранявший над ней контроль, много лет назад определенный
на должность истинного наследника и заботливо подставлявший фальшивых
кандидатов, был якобы бессильнее финансового афериста... Почему
Ельцин мог наказать премьера и не мог наказать Березовского? Почему
Путин не раскрыл взрывы, если их совершил Березовский (впрочем,
и чеченцы)? Преступление заведомо не может раскрыть только тот,
кто его совершил.
К вопросу о языке - новое изречение Черномырдина, лучше прежнего:
"Лучше водки хуже нет". Впрочем, видимо, в зависимости
от ситуации можно говорить и "Хуже водки лучше нет".
Тяжелый день, и все искушения связаны со словами - чужими. Есть,
конечно, слова несудимые: вот посмотрел "Время" (давно
не смотрел) и поразился: абсолютный совок, густопсовейший, милитаристский,
лживый, халтурный, с тем только отличием, что чекистского на экране
куда больше, чем раньше.
Но совок как таковой и судить не хочется. Ну не судят же бесов.
Судят тех, кто бесам помогает. И совок держался не сталинской жестокостью,
а на людях типа Лиона Фейхтвангера (не говоря уже о законченных
прохиндеях). Вот в "Известиях" (25.3.2002) Александр Архангельский
мягко попрекает Примакова, что тот уж очень издевается над Киселевым
(а по мне - так и надо, сдался человек, так пусть пожнет). И не
то подлость (а Архангельский ведет себя подло), что это как лакей
зашел на конюшню, где барин приказал выпороть другого лакея, и мягко
увещевает кучера, который машет кнутом: ну ты, братец, того, не
очень-то... А то подло, что Архангельский пишет про историю с НТВ:
"Старая олигархическая фронда ... попробовала воздействовать
на Кремль с позиций телевизионной силы ... Информационный рэкет
как жанр умер в одночасье". И это говорит человек, работающий
не у игрушечного, как Гусинский-Березовский, а у настоящего олигарха,
в газетенке, которая не смеет ни слова сказать ни о зверствах военных
в Чечне, ни о беззакониях, творимых в самой России властью, которая
весь свой пыл обрушивает на девчонку, зарезавшую собачку. Говорить
правду - это, видите, ли информационный рэкет.
Впрочем, подлость Архангельского - простительна как всякий алкоголизм
(и настолько же непростительна). Не знаю, пьет ли Архангельский,
думаю - нет, потому что это самоодурение, когда прошлое видится
в совершенно фантастических чертах, само по себе дурнее любого вина.
Куда омерзительнее не подлость, всегда симптом внутренней какой-то
драмы, а глупость - чистая как самогон глупость карьериста: в том
же номере митр.
Владимир Ташкентский заявляет: "У православных и мусульман
разная вера ... Но обе религии проповедуют нравственные добродетели.
... А католикам со временем средневековья и поныне свойственно стремление
"проповедовать" Христово учение любви с помощью насилия
... Православным епархиям в Австрии, во Франции, в Аргентине и других
государствах в регистрации отказано. Ватикан пытался провести "пиаровскую"
акцию: предлагал передать в наше ведение униатский костел в Риме.
И ради этой лицемерной "доброты" мы должны забыть о сотнях
храмов, отнятых приспешниками Ватикана на Западной Украине? Нет,
нам чужого не нужно. Православный храм в Риме будет построен на
территории посольства России, считающейся российской землей. ...
Папа направляет на укрепление своих епархий в России около 500 миллионов
долларов".
Про полмиллиарда - владыка совсем несет какую-то чепуху, в забытьи,
словно кликуша (тоже ведь, говорение на языках - а лучше бы молчал):
и далее вдруг цитирует якобы догмат о папской непогрешимости: "Если
Папа увлечет за собою в ад миллионы душ, никто не вправе спросить
его: Святой Отец, зачем ты это делаешь?"
Господи, из какой вонючей публицистики он это вытащил? А ведь этот
господин был в 1969-1978 гг. членом комиссии ОВЦС по изучению католичества.
И, кстати, журналистская этика требовала от "Известий"
дать примечание, что в догмате подобных слов нет. Разумеется, и
про "регистрацию" - какой-то бред, все зарегистрировано.
И про "чужого не надо" - надо: берут в Милане католические
церкви и не морщатся, и спасибо не говорят. И если уж по существу
- Франция каноническая территория не Московского патриарха, а Константинопольского,
Сербского, Болгарского, - какого угодно, но уж не московского. И
недопустимо, ересью филетизма является создание отдельных епархий
и приходов для окормления специально русских православных.
Впрочем, ведь об архиереях, к примеру, XVI века русских - тех,
которые засудили митрополита Филиппа - даже отъявленнейшие ханжи
не считают нужным быть высокого мнения. А чем наш век лучше?
К тому же зла как такового больше не в подлости Архангельского
и не в глупости митрополита Владимира, а в интервью митр. Кондрусевича
(Известия, 25.3.2002), где он говорит, что да, надо в ВУЗах преподавать
теологию, причем "под омофором церкви". Потому что один
спрос с людей изувеченных, продавшихся, невежественных или не желающих
ведать, и другой спрос - с того, кто изнасилован не внешними обстоятельствами,
кто знает, что такое отделение Церкви от государства, кто знает,
что такое быть гонимым, и все-таки как попугай, безо всякого понимания
и безо всякого энтузиазма (в отличие от Архангельского и митрополита)
повторяет затверженные рабовладельческие постулаты.
Прекрасная статья А.Филюшкина о Ливонской войне (Родина, 2002,
№2), но в конце автор сокрушается: мол, война была слишком тяжела
"для молодого Российского госудрства" (С. 51). Это в 1567
году мы были "молодое государство"? Понятно, что работает
та же логика, что и сегодня: приход в Кремль очередного кесаря рассматривается
как рождение всей страны заново. Впрочем, тут еще любопытный нюанс:
не просто приход, а завоевание. "Молодое" - то есть, недавно
расширившее свои границы (завоеванием Казанского ханства). И это
подсознание милитаризма: воюют в надежде омолодиться. Война - "боевое
крещение" не только для отдельных солдатиков, а для "державы",
которая "рождается заново", очищаясь от прошлого.
Недавно на одном собрании, когда обсуждались варианты развития
России и я предложил озаботиться вступлением страны в ЕС, надо мной
очень смеялись: мы ж давно вступили. Спорить я не стал, но полезно
знать, что мы не члены ЕС (обычно это деликатно называют "не
полноценные члены" - ага, а про банкноту скажи "неполноценная",
значит - фальшивая), поскольку протокол об отмене смертной казни
"представители" России подписали, но "Дума"
России этот протокол не ратифицировала. Учитывая, насколько игрушечная
эта дума, ясно, что против ратификации и "президент".
Так что если вдруг введут во всей стране суды присяжных, то казнить
можно хоть сейчас. Даже любимые сербушки-братушки, стремясь в ЕС,
отменили смертную казнь, не проявив "античного героизма",
за который их восхвалял Солженицын, а проявив гнусный конформизм.
Итого в Европе сейчас две страны, где есть смертная казнь: Россия
и Албания. Ну как в стране, где есть смертная казнь, можно быть
христианином? Как "не судить, да не судим будешь" там,
где можно не просто судить, а и казнить - и одобрять это всем сердцем
или другим каким органом.
В 2000-м году по словам пресс-секретаря Московской группы "Международной
амнистии", было вынесено 3058 смертных приговоров в 65 странах,
казнено 1457 человек в 27 странах. 88% казней произведено в Китае.
Только по неполным данным, которые удалось получить Международной
Амнистии, там казнено более тысячи человек, но реальные цифры гораздо
выше. 123 человека казнено в Саудовской Аравии, хотя информация
по ней также, очевидно, не полна. В США было приведено в исполнение
85 смертных приговора, и 75 в Иране. Есть данные о сотнях казней
в Ираке, но многие из них, очевидно, являются внесудебными, то есть
люди были убиты без суда и следствия по недоказанным обвинениям
(http://www.utro.ru/articles/2001110912321245442.shtml).
"Русь державная", №12, 2001 г., с. 7, свящ. Виктор Кузнецов
описывает, как к нему пришел мужчина и попросил отслужить панихиду
на могиле деда: мол, снится ему дед, сидит на могилке и горюет.
Священник пошел: "Могила деда и некоторые окружающие были повреждены,
памятники и в особенности кресты на них разрушены". Мужчина:
"Звери это сделали ... Выродки! Ублюдки!!" Священник молчал.
Ему нечего было возразить, нечем утешить".
Матушки: что же мужик-то не восстановил памятник? И ведь не один
раз дед снился, значит, несколько дней самое меньшее прошло. Вместо
дела - побежал к батюшке, пусть помолится. А привести могилу в порядок
- такая мысль в голову не пришла. Патриоту некогда убираться, его
время занято проклятиями и наемными молитвословиями. Он торжественно
проклинает, а надо бы - торжественно взять молоток, торжественно
забить гвоздь, торжественно зацементировать трещину, торжественно
убрать мусор...
РИА: "В Хабаровске начато строительство Спасо-Преображенского
кафедрального собора, рассчитанного на три тысячи верующих. ...
Патриарх Всея Руси Алексий II пообещал выделить на начало строительства
полмиллиона долларов".
Иностранные новости
Католический епископ Кардиффа Питер Смит заявил, что решение английского
суда, позволяющее больной потребовать отключения аппарата искусственного
дыхания и пр., не является одобрением эвтаназии - оно лишь подтверждает
право на отказ от лечения. Вот если бы больная попросила яду - была
бы эвтаназия. ("Зенит").В коллекцию новояза: финские спортсмены
принимали допинг коллективно, тренеры обеспечивали их, ввозя препараты,
в том числе из России. Все было оформлено на бумаге как договор
Лыжного союза Финляндии с российским: "Программа фармакологической
безопасности ... лыжников". То есть, допинги выдавались за
лекарства, обеспечивающие "безопасность" (Новые Известия,
27.3.2002).
Ну какие нужны доказательства католического антисемитизма? "Зенит",
агенство вполне придворное, помещает интервью с о. Раэдом Абусалиа
из латинского патриархата Иерусалима, который заявляет, что любые
положительные сдвиги возможны только "в пост-Шароновскую эру".
Что должна быть, как минимум, "пост-арафатовская эра"
- ни звука. Все претензии только к евреям. Они-де роются
в деталях. вместо решения "принципиальных вопросов". Абусалиа,
видимо, имеет в виду, что нужно согласиться на все требования палестинцев.
Израильские солдаты, видите, убивают невинных людей случайными выстрелами
из своих блок-постов. Что палестинцы убивают невинных людей совершенно
не случайными выстрелами - ни звука. Впрочем, стоит заметить, что
у католиков нет привилегии на антисемитизм - вот в "Новых Известиях",
где вообще иностранный отдел поразительно антизападнический, Мих.
Розенбаум упорно травит Израиль за дискриминацию атеистов и жестокость.
Что, разумеется, не означает, что я согласен с израильским политиком,
который сказал давеча, что хуже насилия только несопротивление насилию.
Далее
|