Яков Кротов
Дневник литератора
Со 2 по 8 марта 2002 г.
Российские новости
Меня
потряс коврик с ликом Христа, который висят над торжищем, да еще
за какой-то антилампадой, изводящей дым от шашлычной, на фоне какого-то
изумрудного водопада.
Свет во тьме! А Свет в вонючей серой пакости не угодно ли? Собираю
(на сайте) изображения лика Христа, но достойных, между прочим,
очень мало - именно ликов, о которых можно было бы сказать, что
не условный "добрый мущинка", а именно Христос. А вид
человека, фотографирующего коврик, потряс охранников: пока я щелкал,
пробуя разные ракурсы, из воздуха соткались двое мужичков, заявивших,
что распоряжением директора рынка фотографить запрещено. Glasnost',
мать наша! На что я ответствовал, что в моем фотоаппарате пленки
нет, и мы с женою поспешно удалились, пока эти интеллекты в пятнистой
униформе осмысливали сказанное (кстати, святая правда, у меня маленький
цифровой фотоаппаратик). Что потом говорила моя лучшая половина
на мелодию "какоеправоониимеют", повторить не берусь.
Чудна русская женщина при тихой погоде, но в присутствии милиции
просто звереет.
Ну какая может быть полемика про смертную казнь, когда во Владивостоке
по делу об убийству Конст. Илющенко "15 свидетелей и судмедэксперт
утверждают, что труп Илющенко был без головы. При эксгумации в ГОЛОВЕ
нашли пулю" (Новые Известия, 28.2.2002). Автор статьи Анд.
Калачинский полагает, что фальшивые результаты эксгумации - подложили
пулю в труп другого человека, чтобы посадить обвиняемого. Кошмарик
булгаковского окраса.
В Англии закон 1990 года "Об оплодотворении и эмбриологии"
запрещает клонирование (создание копии человека по клетке). Но сейчас
палата лордов разрешила начать эксперименты по клонированию в медицинских
целях - для регенерации отдельных тканей. Идет полемика в ООН: все
против репродуктивного клонирования, но многие за терапевтическое.
Странно! США, Ватикан, Испания, Италия, Уганда против любого клонирования.
Россия, Германия, Франция, Китай и пр. за терапевтическое. Ватикан
призывает ограничиться клонированием из пост-натальных клеток.
Поразительно: чем беднее люди живут, тем больше цепляются за возможность
отомстить тому, кто отберет эту самую жизнь. Ну нет у них ничего
кроме биологического существования. "Новые Известия" (25.1.2002)
помещают сообщение фитодизайнера из Москвы Сергея: 47 лет, жена
учитель, сын школьник, дочь студентка, зарплата в месяц 9 тысяч
рублей. Зарплату жены в расчет не берет (а вот это странно: она
уж не меньше трех тысяч должна получать). При этом владеет машиной.
На неделю закупаются на оптовом рынке, тратя 800 рублей. Выплаты
на квартиру, стоянку и пр. Остальное на личные расходы - примерно
по сотне в день. Копят на стиральную машину. Гм! Однако что-то мало
они кушают - сотня долларов в месяц на четырех человек, и еще сотню
глава семьи оставляет себе на личные расходы, и еще сотня на квартиру-машину...
Концы с концами тут не очень сходятся; наверное, все-таки и зарплата
жены в бюджете играет, и обедают, очевидно, каждый за свой счет.
Нет, все-таки еще не нищета, когда зарплату работающей жены оставляют
небрежно "на булавки".
Осторожно: совок. Депутат моск. думы Мих. Москвин-Тарханов направил
в госдумы проект закона. Ольга Никольская объясняет (Вечерняя Москва,
27.2.2002): чтобы найти деньги на капремонт, в доме жильцы могут
захотеть сделать надстройку и отдать инвестору. А кто-то против.
Сейчас нужно согласие всех владельцев приватизированных квартир,
а проект предусматривает: достаточно двух третей. То есть, большевики
определились: если две трети моих соседей захотят определять, как
мне жить - имеют право. Кстати, в революцию большевики представляли
куда меньший процент населения.
Ясно, кстати, что экономически совершенно невозможно найти такого
инвестора, чтобы ему было выгодно за мансарду ремонтировать целый
дом. Значит, разрешат одно, а сделают совсем другое. Либо сделает
ремонт, а что потом? над этой мансардой еще мансарду? Но "завтра"
для homo soveticus не существует. Инфантильное сознание: всегда
будет мама, всегда будет Лужков, всегда будет нефть.
Главное для пустоты: обцементироваться. Вот "общественный совет"
при Минпечати выступает с обсуждением темы "Религия и СМИ". Тут
и Александр Щипков, превосходный журналист - ну что ему еще звание "председатель
гильдии религиозных журналистов"? Тут и проректор Института повышения
ква... Мизеров про то, как собираются оправославливать телевидение. Сергей
Чапнин, секретарь "Моск. церк. вестника" за создание клуба, где
будут ломать перегородку между православными и светскими журналистами,
которые друг друга плохо понимают.
Смирение не в том, чтобы от имени церковных журналистов призывать к диалогу
церковных и светских журналистов, а в том, чтобы не считать, что журналисты
делятся на церковных и светских, и не претендовать быть "журналистом".
Среди католиков, бывших на телемосте, английское агентство упоминает
профессора философии МГУ Анатолия Федоровича Jotov, крещеного в католичество
недавно, посещавшего Ватикан в качестве профессора на Юбилей.
Иностранные новости
В Ирландии с 1983 г. действует запрет на аборты, разрешен аборт
в случае, когда высока вероятность рождения ребенка с психическими
или физиологическими отклонениями. Сейчас там готовится референдум:
не отменить ли разрешение на "психических" - можно ли
делать аборт беременной с суицидальными наклонностями, к примеру?
Кроме того, предложено защитить плод не только после зачатия, но
и после имплантации - это в защиту зародышей искусственно оплодотворенных
и пр. Впрочем, тут налицо неверное использование термина.
Вице-президент Папской академии жизни еп. Elio Sgreccia объясняет, что
католики против абортов не из религиозных соображений, а из общечеловеческих
("естественное право"). Тех, кто с этим не согласен, он назвал
"либертарианами". "Естественный природный закон" требует
уважать человека за его достоинство как таковое - отсюда против клонирования,
искусственного оплодотворения, где нет места "правильному участию
(rightful role) отца и матери". А "правильность" - это позиция,
время суток, штамп в паспорте, благословение священника? Против династических
браков, этого скотства в парче и шелках, что-то, помнится, не протестовали.
В Сербии баптистов вычеркнули из числа "традиционных"
религий - в проекте закона о вероисповеданиях.
18 января: Папа сказал, что современное общество не умеет понимать,
что говорит Церковь (Папа имел в виду ватиканские документы). Эх,
Папа: клиент всегда прав. Виноват тот, кого не понимают. Надо поднапрячься
и найти нужные слова.
"Американский Союз по Гражданским Свободам (АСГС) пригрозил
начать судебный процесс против мэра города Флориды за опубликованный
ею указ, в котором провозгашается, что деятельность дьявола запрещена
в пределах города. АСГС послал письмо мэру Кэролин Ришер, в котором
говорится, что он будет вести тяжбу до тех пор, пока она не удалит
антисатанинский указ, распечатанный в виде плакатов, с четырех щитов,
расположенных на въездах в город. Представители АСГС обратились
к городской комиссии с просьбой аннулировать решение мэра и потребовать,
чтобы Ришер вернула в городской бюджет сумму, взятую на печать антисатанинских
плакатов." http://subscribe.ru/.
"Согласно опросам социологов из службы European Value Systems,
жители крупных европейских городов переживают "духовное возрождение".
По сравнению с ситуацией, имевшей место 10 лет назад, значительно
большее число жителей европейских городов с населением свыше миллиона
человек заявляет о своей религиозности, заявил венский исследователь,
католический священник Пауль Цуленер. В Брюсселе, например, доля
жителей, заявляющих о своей "религиозности", выросла за
последнее десятилетие с 48 до 59 %, в Лондоне - с 51 до 82 %, в
Вене - с 62 до 64 %. Единственной столицей, где религиозность населения
упала (с 55 до 48 %), является Париж. Показательно, что возросла
не просто "религиозность" горожан, но и посещаемость ими
воскресных богослужений: только в Брюсселе эта цифра увеличилась
с 17 до 29 %. Обратный процесс опять-таки отмечался только в Париже:
по воскресеньям в храмы здесь ходят сегодня 9 % жителей, что на
2 % меньше, чем в 1990-м. "Еще недавно было принято считать,
что по мере модернизации общества религия уходит - однако факты
опровергают это предположение, - говорит Цуленер, проанализировавший
данные, собранные социологами в период с 1990-го по 1999 год. Процесс
"возрождения духовности", продолжает Цуленер, отмечается
в большинстве городских зон, причем он сопровождается стабильным
оздоровлением приходской жизни. "Часть населения ищет глубины,
реагируя на банальность обыденной городской жизни, - говорит священник,
являющийся преподавателем социологии и пастырского богословия в
Венском университете. - Показательно, что горожане не просто молятся,
медитируют и размышляют о высших материях - они заявляют о своей
вере в личного Бога". В то же время, отмечает исследователь,
в целом по Западной Европе религиозность населения продолжает идти
на убыль, причем быстрее всего этот процесс протекает в сельской
местности. По прогнозам Пауля Цуленера, эта тенденция сохранится
и впредь. Однако даже несмотря на это большинство жителей Западной
Европы (67 %) - как в городах, так и в сельской местности - продолжают
считать себя людьми религиозными. "Нерелигиозными" называют
себя 28 % европейцев, а атеистами - всего 5 %. Более 60 % жителей
Западной Европы ходят в церковь еженедельно, ежемесячно или ежегодно.
При этом самая высокая посещаемость воскресных богослужений - у
членов свободных Церквей евангелического толка (39 %); за ними следуют
католики (37 %), православные (14 %) и лютеране с реформатами (10
%)".
Вот почему у нас до сих пор секретят архивы: в США рассекретили
президентские за 1972 год, и грянуло два скандала: оказывается,
Никон предлагал Киссинджеру сбросить на Ханой атомную бомбу, но
Киссинджер отговорил (Никсон говорил, что он всегда был против подобной
идеи). А Билли Грэм в разговоре с Никсоном в Овальном кабинете сказал,
что евреи подчинили себе американскую прессу, и, "если вас
изберут во
второй раз, мы сможем что-нибудь с этим сделать". От имени
Грэма, пребывающего в старческом маразме, адвокаты его принесли
заявление: мол, эти высказывания "не отражают взглядов"
настоящих.
К вопросу о том, как это за границей: в Бельгии в 1999 году приняли
закон, по которому только те иностранцы, кто занимается "пастырской"
деятельностью, могут работать в стране без особых разрешений. То
есть, епископ из России или священник никакой регистрации не подлежат,
а вот если пономарь - должен получать разрешение. Протестанты недовольно,
ведь катехизатор, к примеру, - не пастор, а деятельность его церковная.
Екатеринбургская епархия резко выступила против гастролей театра на Таганке,
который привез в Екатеринбург спектакль "Иван Чонкин" по произведению
Владимира Войновича, сообщает агентство "Новый Регион". По мнению
представителей епархии, образ Чонкина - пародия на русского солдата, оскорбляющая
само понятие армии, постановка подобных произведений является "оскорблением
нашей истории". В интервью службе новостей Русского Радио в Екатеринбурге
писатель заявил, что он безгранично возмущен той компанией, которую развернули
против него в Екатеринбурге представители РПЦ. "Я бы посоветовал батюшкам,
когда они суют свой нос в мирские дела, вспомнить, по крайней мере, одну
из десяти Божьих заповедей: "Не произноси ложного свидетельства на
ближнего своего". Их высказывания о моем романе, по которому поставлен
спектакль "Иван Чонкин", говорят о том, что они книги этой либо
не читали, либо намеренно лгут".
Эх, а я-то надеялся, что Войнович действительно хотел оскорбить само
понятие армии. Оказывается, ошибся. http://www.kuraev.ru/gb/view.php3?subj=11223
Еп. Звенигородский Никандр Коваленко 17 февраля 1997 г.был уволен на
покой "до выяснения обстоятельств" как не явившийся после предоставленного
отпуска для лечения (см. http://www.ortho-rus.ru/titles/home-person.htm).
Он работал в Дамаске в посольстве МП, теперь преподает философию в одном
из ун-тов Лос-Анжелеса (http://www.kuraev.ru/gb/view.php3?subj=11217).
Высший класс: Владлен Сироткин уравнял Ленина и Вильсона: "Невиданные
в истории человечества людские потери [в Первой мировой] подвигли двух
первых политических "глобалистов" - президента США Томаса Вудро
Вильсона и главу Советской России Владимира Ленина на создание двух диаметрально
противоположных проектов переустройства мира". Мол, Ленин решил всех
завоевать, а Вильсон - выйти из кризиса "через ликцидацию" "традиционных
(отсталых) государств-империй" путем их раздробления на "национальные"
государства". Вильсон-де решил развалить "австро-венгерскую,
оттоманскую и частично российскую" империи. Легкость в мыслях необычайная.
Польша, Австрия, Венгрия оказываются в числе "традиционных обществ"
без частной собственности на землю, с "нетоварным" характером
денег. Независимость Финляндии оказывается в числе причин гитлеровского
нацизма - мол, "В малых государствах Восточной и Южной Европы силу
набрали не "просвещенные нации", а национализм, ставший легкой
добычей фашизма". Что, и Франция сдалась Гитлеру из-за ликвидации
Австро-Венгерской империи? В общем, Вильсон, если бы это прочел, сказал
бы: "Часовню - тоже я развалил?" И весь этот фонтан лишь от того,
что Ленин и Рузвельт умерли в один год.
Михаил Кругов (Новая газета, 4.2.2002): москвич И.Соколов установил в своей
квартире счетчик воды. Два человека за месяц потребляют, оказывается, 5
кубометров, что при тарифе 2-30 стоит 11 р. 62 коп. А начисляют на каждого
44-84, т.е. в 7,7 раз больше. Правда, ДЭЗ потребовал еще оплачивать канализацию
по тарифу 1-54, так что реально Соколов платит 19-40. Так он за семь месяцев
окупил стоимость счетчика. Норматив потребления составляет 240 литров на
человека - 7,2 кубометра. По 2-30 за кубометр - 16-56 на челоека, но все
равно не 44-84. Прибыль 450%. Жильцы должны требовать установки счетчиков,
чтобы платить не налог на воду (за душу), а реально потраченную воду. Из
потребленной воды треть - горячая. За литр нужно платить 0-23 (в кубометре
100 литров). Юрист: водоснабжение не услуга, п.ч. тут налицо материальное
воплощение. Т.о. подушная оплата воды есть налог на воду, не предусмотренный
Налоговым кодексом. ГК в главе 30 определяет порядок энергоснабжения, которому
аналогично водоснабжение (п. 2 ст. 548 ГК). Оплата производится за фактически
принятое количество _ст. 544 ГК).
Описание современной ситуации как "госкапитализма" тоже встречается
в прессе, но реже, чем сравнение с феодализмом. Кроме того, обычно о госкапитализме
говорится как о том, что только строится (статья Иосифа Гальперина в "Новом
времени", №52, 2001: "Сергей Пугачев. Строитель госкапитализма".
Тут, кстати, упоминается некий "серый кардинал" Путина Игорь Сечин.
Или "строительство капитализма" просто подменяет "строительство
коммунизма", причем даже без иронии, как очерке о Владимире Штернфельде,
где в заголовок вынесены слова: "И для строителя капитализма моральный
кодекс был бы нелишним" (Комсомольская правда, 26.12.2001, с. 21, Кларисса
Пульсон). Причем Штернфельд в начале интервью объясняет, что состояние сделал
"на грани" войны с законом, призывает иметь при министрах "комиссаров",
которые бы могли отменять их распоряжение - в пользу, конечно, строителей
капитализма.
Стругацкие в 1960-е годы (в повести "Стажер" особенно) изобразили
мир, в котором коммунизм победил и теперь коммунисты объезжают на ракетах
дозором остатки капиталистических порядков, заставляя буржуинов платить
зарплату и соблюдать права профсоюзов. В принципе, Стругацкие верно уловили
общую формулу, правда перепутали величины. Победил капитализм, и капитализм
заставляет остатки социалистических утопий соблюдать права и пр. и пр.
Правда, поскольку социализм и капитализм отнюдь не симметричны (как пытались
доказать социалисты), капиталисты вовсе не так уж жестко давят на социалистов.
Посадили Милошевича - да. Но Россия может в любой момент выйти из Совета
Европы и восстановить смертную казнь - никто бровью не шелохнет: наши проблемы.
И надежды на то, что Запад рано или поздно станет нас окультуривать - напрасны.
Накормят, талибов особо мерзких сократят, но не более того. Ну, дадут удочку.
Но побывавшую в ремонте и без лески.
Вообще у Стругацких явно две ипостаси: сатира и утопия. Нравились эти
две стороны их творчества разным людям. Собственно слава пришла благодаря
сатире, и в этом смысле Стругацкие - авторы одной книги, "Понедельник
начинается в субботу". А параллельно созревала популярность собственно
утопической части, "Мира полдня" (хочется сказать "Мира
полдника"). и в 1990-е годы именно почитатели этой части и остались
заметны. Довольно противоречивые ипостаси, видимо, соответствующие различиям
двух авторов.
После смерти Аркадия стало ясно, что именно он был началом сатирическим: Борис
Стругацкий чисто, надо надеяться, и наивно верит в социальную инженерию, причем
в самом "совковом" виде: в возможность через обман властей, через договор
с сильными мира сего и через обирание бессильных - построить-таки светлое (капиталистическое
теперь) будущее.
|