Яков Кротов
Дневник литератора
С 19 по 25 мая 2001 г.
К
оглавлению "Дневника литератора"
К предыдущей главе
Иностранные новости
"The New York Times" 15 мая сообщила,
что в США впервые число семей без детей превысило число семей с
детьми. И дело не только в том, что детьми не спешат обзаводиться
- многие родители уже выросших детей не расходятся, как это часто
бывало раньше. Число семей с матерями-одиночек в 1990-е годы росло
в пять раз скорее чем число полных семей. Число незарегистрированных
браков выросло почти вдвое, с 3,2 млн. в 1990 до 5,5 млн. Число
семей с детьми до 18 лет сократилось до 23% (в 1990 было 26, в 1960
45). 26% "домов" - одиночки. Вырос брачный возраст: у
мужчин с 22 в 1960 до 27, у женщин с 20 до 25. В 1990-е годы число
азиатов в США выросло на 48%.
21.5.2001 в Нью-Йорке умер журналист Тэд Шульц,
автор книги о папе Войтыле -- ему был 71 год. Гм! Биограф умер,
а биообъект жив... А ведь с любым иконописцем так всегда. Или с
историком - история не умирает. Чем гуманитарные науки и отличаются
от естественных, предмет которых и даже не начинал жить по-человечески.
Реферат статья Клауса Бамбауэра о похоронах Бердяева
(http://frsj.cjb.com/berdiaev/bambauer/Berd_Funeral.html). Дональд
Лоури видел на похоронах: о. Николая Еремина, Сергея Шевича, Стефана
Светозарова. О. Евграф Ковалевский сказал проповедь "Поиск
Истины". Бамбауэр дает детали: Еремин позднее стал митрополитом
и экзархом МП для Западной Европы, жил на покое в Париже. В 1946
г. был настоятелем церкви Трех Святителей, прихожанином которой
был Бердяев. Шевич - один из основателей братства св. Фотия, один
из членов делегации, которая после болезни митр. Евлогия ездила
в Россию. Иеромонах. Светозаров познакомился с Б. в конце его жизни,
потом вернулся в Россию. Писал Рапп, что считает Б. "верным
сыном православной Церкви". Светозаров ум. в Вильнюссском Святодуховом
м-ре в 1968 г.
К вопросу об астрологии: академик Эдуард Кругляков
(Литературная газета, 16.5.2001, с. 7) издевается над военным астрологом,
капитаном 1 ранга А.Бузиновым, который подвизается при Министерстве
Обороны. "Его идея гениально проста: самолеты, корабли, танки, так
же как и люди, имеют день рождения. Если, как утверждают астрологи,
по звездам можно предсказать судьбу человека, то то же самое можно
сделать и для военной техники".
И даже Шендерович убежден, что НТВ сделало Ельцина
президентом (в эфире радио "Свобода"), за что-де и поплатилось!
Маленькая разница между утверждением: "НТВ внесло вклад в победу
Ельцина" и "НТВ обеспечило победу Ельцина". Вот эта разница и есть
разница между образованным человеком и логически мыслящим человеком.
Впрочем, к сатирику какие претензии! Но для себя, конечно, важно
помнить, что тезис: если журналисты занимались политикой, то не
имеют права жаловаться на противоправное поведение политиков, —
тезис неверный. С таким же успехом можно утверждать, что Сахарова
правильно сослали — нечего было лезть в политику.
Андрей Викторович Марин, пятидесятник, активно
защищает в интернете христианскую веру. Подчеркивает, что защищает
от оскорбления именно христианство вообще: "Не личные оскорбления
в мой адрес или в адрес какого-либо христианина побудили меня начать
этот разговор, а оскорбления христианской веры как таковой, причём
даже не обо всех из них я считаю нужным говорить, а только о тех,
которые раздаются в СМИ и на интернет-страницах". Марин подчеркнул,
что он разделяет концепцию прав человека, поскольку в учении Христа
"содержится признание права каждого человека поступать по своей
собственной воле: "С этого времени многие из учеников Его отошли
от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не
хотите ли и вы отойти?" (Ин. 6:66,67).
Конечно, Иисус на самом деле не имел в виду права человека, но
это, возможно, и не имеет значения. Последовательный христианин
и должен приходить к тем же выводам, что последовательный добрый
и разумный человек, пусть даже вовсе неверующий. Если Иисус предпочитал,
чтобы Его ученики имели свободу выбора, свободу ухода, значит, и
последователи Иисуса должны предпочитать, чтобы другие люди имели
возможность от Христа уйти. И в понятие "отойти" нужно включить
не только вежливое расставание, но и тот "уход", который зовется
воинствующим атеизмом, когда человек никак не может расстаться до
конца и все борется с тем, чему раньше поклонялся. Так ведь поступают
и многие уверовавшие во Христа (особенно на первых порах): не столько
следуют за Христом, сколько тратят время на обличение своих предыдущих
убеждений, и обличают резко, и требуют запрета на то, чем раньше
сами занимались. При этом чем агрессивнее человек, тем более он
подчеркивает, что наказывать надо не воззрения сами по себе, а издевательство
над чужими взглядами.
Между тем, в концепции прав человека нет идеи права на защиту от
оскорбления. Наказание за глумление и оскорбление религиозных чувств
есть во всех конституциях и кодексах даже самых цивилизованных стран.
Но это ведь в них — не от цивилизации, а от варварства, не от веры
в права человека, а от веры в право сильного, начальника измерять
чужие чувства и защищать оскорбленных -- разумеется, защищать не
всех подряд, а выборочно, кого сейчас захочется. На практике это
вновь и вновь приводит к тому, что обладающий властью и силой совершенно
произвольно одно называет "гнусным оскорблением", а другое, совершенно
такое же явление, называет снисходительно "горячностью" или даже
"похвальным энтузиазмом".
Впрочем, в апелляции к правам человека такой тип людей проявляет
печальную избирательность. Из тысячи пунктов выбирают один, позволяющий
"ради защиты христианства" дать волю своей агрессивности.
Действительно становиться правозащитником или бороться с бомбежками
Чечни, или с огульным охаиванием "исламских экстремистов"
такие христиане и не думают.
Тот же Марин обнаруживает характерную для такого типа "защитников
благочиния" приблизительность мышления, когда пишет: "Но в настоящее
время в большинстве стран мира и, в том числе и в России, есть тенденция
законодательного ограничения содержания интернет-страниц, и, как
бы вам этого ни хотелось, но с юридической точки зрения, если содержание
интернет-страницы нарушает законодательные запреты, она должна быть
уничтожена независимо от того, читает ли её кто-нибудь или нет,
нравится ли она кому-нибудь или нет".
На самом деле, никакой "тенденции" в большинстве стран мира нет.
Да и как измерять большинство? Если по числу граждан — то, конечно,
Китай — это большинство. Если по числу пользователей — то большинство
это американцы, у которых никаких ограничений нет. И вот Марин,
вместо того, чтобы обратиться в российский суд, просто пишет жалобу
провайдеру, а провайдер безо всякого суда закрывает не понравившийся
пятидесятнику атеистический сайт.
Провайдера понять можно: он не в Америке. А Марин даже не понимает,
что он воспользовался не законом, а обычным советским страхом перед
возможными неприятностями. Что корректно было бы не писать провайдеру
(в наших условиях сие донос), а подать иск в суд. Не понимает он
и куда более важной для него вещи: что пятидесятники с точки зрения
православия самим фактом своего существования оскорбляют Истину.
Да и нетрудно, порывшись в трудах основателей пятидесятничества,
найти оскорбления в адрес других христианских конфессий — и за эти
оскорбления должны отвечать все пятидесятники, разве не так? Или,
если пятидесятник ничего дурного о православных не думает, почему
он сам не православный, а ходит куда-то отдельно? В общем, срабатывает
та же психология, которая ярко проявилась позднее в конфликте вокруг
российского телевидения: ссылаясь на закон и суд, забывают в этот
самый суд обратиться. Обращаются к грубой силе.
|