Яков Кротов
Дневник литератора
С 4 по 10 ноября 2000 г.
К
оглавлению "Дневника литератора"
К предыдущей главе
Иностранные новости
Доктор Peter Mombaerts и его сотрудники из Рокфеллеровского ун-та
Нью-Йорк наконец обнаружили у человека ген, отвечающий за выработку
феромонов (у других млекопитающих и рыб они управляют выбором полового
партнера). Ген производит белок, который находится в слизистой носа,
где и рецепторы феромона. Нашли и псевдогены - семеро - которые
должны бы отвечать за распознавание полового партера по феромонам,
но из-за мутаций, дефектов в ДНК, они не работают. Примечательно,
что один ген все-таки работает (Общая газета, 2.11.2000). Свобода
как результат лишения? Когтей лишились, четкого расписания спаривания
лишились, нюха лишились. Наверное, все-таки, до определенного предела,
иначе бы не изобретали очки.
Джонатан Керр и другие ученые из Манчестерской королевской больницы
выяснили, почему иногда новорожденные 2-4 месяцев внезапно умирают
(раньше это списывали на сглаз, теперь чаще говорили - задыхаются
на животе). Причина в другом - обычная желудочная бактерия Helicobacter
pylori - производит фермент, вырабатывающий аммиак, он попадает
в систему кровообращения, и это ведет к смерти (Комсомольская правда,
26.10.2000). Конечно, открытие еще будут проверять-перепроверять
- этим наука отличается от магии и бытового мышления, чьи объяснения
быстры и безапелляционны.
Анд.Грачев (Московские новости, 31.10.2000): "Францию не надо
пугать исламским экстремизм. ... Как раз в канун приезда Путина
в Париж французские судьи завершили расследование одного из таких
взрывов, организованных боевиками алжирской Исламской армии. Но,
в отличие от России, Франция не пытается вновь посылать войска в
Алжир или аносить по нему бомбовые удары возмездия". На что,
кстати, многие мои соотечественники скажут, что французы еще поплатятся
за свою мягкотелость, а кстати, что не надо евреям навязываться
русским в соотечественники.
Интервью с патр. Филаретом Денисенко, на англ. (брал Frank Brown,
The Moscow Times, 4.11.2000). Ему 71 г., в его юрисдикции 3 000
приходов. Борется за то, чтобы на Украине была одна православная
Церковь ("это важно для верующих. Если они живут с одним правительством,
почему им не жить с одной церковью?"). О якобы его жене Евг.
Родионовой - умерла три года назад - она моя сводная сестра, дети
были ее приемными детьми, которые были взяты из детдома. Все выдумали
во время конфликта с Москвой. "Когда я был кандидатом в патриархи,
никто ничего не сказал. Никто не сказал, что я недостоин".
О сотрудничестве с КГБ - это было неизбежно, я делал не больше,
чем патриарх, не стучал, не собирал компромата, старался на благо
церкви. "Это нормально". Не каялся и не будет: "Кто
насиловал свою совесть должен каяться, да. Но если священник или
епископ в тех условиях просто несли свое церковное служение, ему
не в чем каяться. К примеру, в чем это я должен каяться? В условиях,
когда было запрещено быть священником, вопреки всей системе, я учился
и стал священником? В этом я должен каяться?" Определить, кто
стучал, кто нет, нельзя - архивы закрыты.
Браун шлется на о. Глеба Якунина и на возможность катакомбной Церкви,
Филарет: "Конечно, была катакомбная церковь, а что от нее осталось
сегодня? Ничего".
А от себя скажу так: только тот искренне восхищается патриархом
Алексием Ридигером, кто искренне восхищается и патриархом Филаретом
Денисенко. Беда не в том, что кто-то восхищается первым, кто-то
вторым, а то, что нет людей, которые бы восхищались обоими. Избирательная
доброта хуже поголовного воровства.
Виктория Соколова (Известия, 3.11.2000) в связи с попытками эстонцев
наказать бывших советских чекистов рассказывает о том, что в 1991
г. Эстония подписала договор с Россией, по которому обязалась не
ограничивать права бывших чекистов в обмен на передачу части архивов
госбезопасности республике. Что любопытно, потому что объясняет,
откуда взялось, в частности, и дело о вербовке Алексея Ридигера
в 1958 г.
Российские новости
Светлана Кириллова (Московские новсти, 7.11.2000): очерк о том,
как президент Росс. академии образования Никол. Никандров оправославился.
Его предшественник Артур Петровский: "После того как у него
погибла дочь, его единственная нравственная доминанта - это извращенно
понятое православие. Он чуть было не ввел самолично преподавание
православия в школах ... втянул в эту историю ... патриарха, игумена
Иоанна Экономцева и РАО". При этом он еще и сталинист. Пытался
снять ректора университета РАО Бим-Бада. Правда, особого восторга
не вызывают и "либеральные" члены РАО, поскольку все соучаствуют
в лукавстве: РАО именуется "общественной организацией",
но деньги получает из казны, и на эти деньги издает книги, в которых,
к примеру, А.Мигунов пишет: "Научная картина мира смещается
к полному совпадению с христианским откровением; неизбежен момент,
когда каждый человек должен стать по своим воззрением христианином".
Никандров особено холит Смольный университет в Петербурге, где специализируются
на "обеспечении информационной безопасности", т.е. прослушивании
чужих разговоров.
М.Соколов составил список похвальных деяний власти: "Усмирение
горских хищников, более твердая манера говорить с Европой, особое
внимание к армии и флоту, неприязнь к подстрекателям, укрепление
провинциальной администрации, преклонение перед авторитетом Церкви,
общее усиление консервативно-охранительных начал" (Известия,
9.11.2000). Мда... Если бы еще армия не была Красной, администрация
советской, консерватизм чекистским, а к "горским хищникам"
не причисляли без разбору национальности, полу и возрата всех жителей
одного из регионов России... О почтении к Церкви - см. предыдущую
выписку. А у выражения "неприязнь к подстрекателям" -
большое будущее, хотя, будем надеяться, не такое большое, как прошлое.
Гулаг? - Это была неприязнь к подстрекателям. Инквизиция? - неприязнь
к подстрекателям. Иезуитизм? - НКП. Неприязнь к подстрекателям она
чем хороша - вполне совместима с любовью к врагам.
Игорь Бурлаков, психолог (Новая газета, 9.11.2000) оправдывает
компьютерные игры: даже те, в которых много агрессии, подобны тренажерам
- человек "приобретает культуру управления агрессии".
Автор книги "Homo Gamer. Психология компьютерных игр".
Опубликован в интернете Устав РПЦ.
С одной стороны, в нем вводится понятие "канонической территории"
РПЦ, по которому все православные, к примеру, на Украине подчиняются РПЦ, с
другой - в разделе 14 объявляется, что у РПЦ есть учреждения "в дальнем
зарубежье (ниже именуемыми "заграничными учреждениями") являются епархии, благочиния,
приходы, ставропигиальные и епархиальные монастыри, а также миссии, представительства
и подворья, находящиеся за пределами стран СНГ и Балтии". То есть, отсюда
досюда все мое, и дальше тоже все мое. По канонам епископ не имеет права действовать
за пределами своей епархии. На каком тогда основании в Болгарии должна быть
церковь РПЦ? Что, "Отче наш" непонятен в болгарской церкви? Константинопольский
патриарх тоже мог бы назвать свои приходы в Эстонии "заграничными учреждениями"
- тогда бы мы его поняли и простили? Лишь бы назвать, а что в мешке, неважно.
Вот за это нас и не любят...
Если какие-то приходы переходят в другую юрисдикцию, они теряют
"права на использование в наименовании названия и символики
Русской Православной Церкви". Матушки, это что же -
в Пробирную палатку понесут Крест Христов патентовать? Карловчанам
запретят именовать себя русскими православными?
Самый жгучий вопрос - о церковном суде - фактически отложен в чисто
советской манере указанием на то, что будет особое о нем "Положение".
Но уже провозглашено: "9. Разбирательство дел во всех
церковных судах закрытое". Как и заседания Синода. В случае
конфликта Патриарх и Синода Патриарх имеет право действовать по-своему,
а потом уж "Чрезвычайный" собор будет рассуживать, кто
был прав. Ясно, что это означает патриарший абсолютизм. "Ум
хорошо, а два лучше". Ну, с архиереями все прямо наоборот.
Анат. Юрков, член российско-китайского общества дружбы, в правительственной
"Российской газете" объясняет, что ему расхотелось ездить
на Запад -- не хочет радоваться за тех, кто хорошо живет. "Я
хочу - ну хоть криком кричи! - порадоваться за нас". Правда,
согласился поехать в Китай, порадоваться за китайцев. И очень порадовался,
о чем и написал репортаж. А что в Китае сажают инакомыслящих, так
это не верьте, они сами себя сажают.
Екатерина Бычкова (Аргументы и факты, №43): излагает позицию противников
прописки. "Средневековье какое-то — заплати стражнику и проходи.
... Георгий Победоносец борется с черной гадиной — это очень символично.
Ведь кого в первую очередь выхватывают зорким глазом из толпы для
проверки документов? Сами знаете, "черных". Сама Бычкова защищает
прописку: "Почему-то, когда с такими же требованиями сталкиваются
гости Нью-Йаорка или Парижа, никаких разговоров о нарушении прав
человека не возникает". Чистая ложь: ничего, подобного московской
системе в помянутых городах нет, я там бывал. Сталкиваться с чистой
ложью приходится, и каждый раз это вызывает некоторую оторопь. Но,
видимо, это все-таки субъективно переживается лгущим как некоторая
правда. Он способен объяснить, "что имелось в виду". Чистый платонизм:
реальность подменяется чем-то загоризонтным. Примечательно, что
второй раз за последние полгода появляется образ дракона: в постановлениях
собора Патриархии в августе цвет коня Георгия Победоносца символизировал
чистоту помыслов "христианского" воина.
И вновь концепция современной России как феодализма, на более серьезном
уровне: президент Башкирии Рахимов подал в суд — причем свой, башкирский,
вопреки закону, который предписывает в таких случаях жаловаться
по месту жительства ответчика — на Явлинского за то, что его сторонники
распространяли в Башкирии листовку, где говорилось о "номенклатурно-феодальном
режиме Муртазы Рахимова". Собственно, сам приговор лучше всего подтверждает
характеристику Рахимова как феодала. Феодал не терпит внешнего суда
не потому, что боится, а потому, что верит искренне, что именно
подчиненность суда ему гарантирует беспристрастность.
Вероника Сивкова (Аргументы и факты, №43): исследование Комкона
о среднем классе. Самые заметные отличия: из "средних" 70% заявили,
что любят свою работу и не оставят ее, даже если у них будет достаточно
денег, а из обычных — 38%. Только 1 из 10 средних русских преуспел
благодаря основной работе (в основом, сотрудники банков, нефтегазовой
отрасли), остальные совершенно по-разному зарабатывают формально
и "лево". "Причем вторую работу ищут вовсе не те, кто оказался в
бедственном положении. Социологи свидетельствуют: чем меньше человек
способен заработать на основном месте, тем меньше у него шансов
найти что-нибудь дополнительное". Сбережений у средних русских почти
нет - полторы тысячи на семью, не больше десяти. Слишком много тратят
на дачу, на машину.
К праздничку: Э.Ю.Бронштейн, пенсионер (Вечерняя Москва, 1.11.2000)
высказывает "свое отношение к шайке подонков, узурпировавших
власть в России 83 года назад и цепко держащих ее в своих мерзких
лапах до сего времени". Против Солженицына и тех, кто возмущается
диссидентами, оставшимися такими же, как 30-40 лет назад. "Интересно,
а какими они должны быть, если власть в стране и сегодня принадлежит
той же кучке отморозков ... Спикер Государственный думы. Бывший
главный редактор газеты "Правда", с позором изгнанный
в свое время из Союза журналистов за сотрудничество с ГКЧП ... Председатель
Совета Федерации. Бывший первый секретарь обкома ... президент ...
"Вовочка подрос, поступил в университет, а одновременно устроился
стукачом в КГБ ... Интересно, сколько человек выгнаи из университета
и сколько посадили по доносам "Вовочки".
Сергей Минаев от редакции комментирует это так: "Одни считают,
что государство у нас новое, другие - что оно все то же самое. Первые
думают, что люди могут с годами меняться к лучшему, вторые -- что
если портятся, то раз и навсегда. На самом деле это уже не политическая,
а философская проблема. Примерно того же сорта, что и учение о первородном
грехе".
Конечно, журналисту простительно не знать, что за проблема - первородный
грех. Проблема же советской власти и ее обличий не философская,
не политическая, не богословская, а логическая. Да, люди меняются.
Но это не означает, что изменения обязательно следуют за переименованием.
Минаев не может привести ни одного факта, доказывающего, что отморозки
потеплели, и знает, что есть множество фактов, свидетельствующих
об обратном. Изменилась терминология: раньше давили "антисоветчиков",
теперь "противников целостности России", "террористов".
Но как раздавленным танками жителям Новочеркасска было наплевать,
что написали о них в постановлении Политбюро, так наплевать разбомбленным
жителям Грозного на то, что о них написали придворные идеологи.
Цвет валяющихся на асфальте детских кишок не изменился.
Инженер Смехов, убивший в августе 1999 г. свою сноху, амнистирован
(Московский комсомолец, 26.10.2000). Во-первых, потому что сноха
"плохая" - с сыном развелась. Во-вторых, Смехов "орденоносец",
"уважаемый в научном мире человек", изобрел комплекс для
подземной добычи угля. Но главное -- ему 79 лет. Невестку, кстати,
он просто задушил голыми руками. Две крайности - старики и дети
- освобождаются от уголовной ответственности. Закон распространяется
лишь на середину, не на героев - идея, в сущности, Раскольникова,
но ведь это лишь обострение того, что заложено во всяком земном
иерархизме. Изобрел машину - получаешь право убить. Чем выше в иерархии,
тем выше над законом. Пост как индульгенция. Эта часть веры в прогресс
заложена в самых ретроградных обществах, и эту часть легче всего
заимствуют (без прогресса в целом) и патриархальные общества.
Министр вн. дел Вл.Рушайло вручил премии МВД за лучшие произведения
литературы и искусства о деятельности сотрудников МВД. Получили:
актер Георгий Жженов (и взял!), маршал СССР Виктор Куликов, еп.
Красногорский Савва, председатель отдела МП по взаимодействию с
вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (Сегодня,
4.11.2000, с. 7).
Алдр. Подрабинек (Новое время, №44, 5.11.2000) к 7 ноября вспоминает,
как Кронид Любарский в 1974 придумал отмечать 30 октября День политзаключенного
в СССР и саркастически о том, что ныне диссиденты по-прежнему отмечают
этот день по домам. "У Соловецкого камня почти никого из бывших
диссидентов не видно. Зато хорошо видны политические лидеры, писатели,
священники, чиновники". В этом году были Немцов и Явлинский,
"министр правительства Москвы" Музыкантский. "Скорбную
речь признес Александр Яковлев. Он же зачитал проникновенное послание
Патриарха Алексия II. Интересно вспомнить, чем занимались в те времена
и А.Яковлев, и особенно нынешний Патриарх". Выступающие не
защищают политзаключенных нынешнего времени, российских и не российских,
а хвастают собой. Все верно - подлецы греют руки у костров, на которых
сами и сжигали порядочных людей. Только почему "особенно"
отнесено к Патриарху, который был все-таки куда меньшим активистом
советской власти, чем А.Яковлев, не к Музыкантскому, который, в
отличие от Патриарха, все-таки когда-то заявлял себя демократом,
а не взяточником? Иррационализм антиклерикализма.
И если меня спросят, зачем я в церкви, где патриархом такая персона,
я отвечу анекдотом. Еврей отказывается дать в долг и объясняет:
у меня коммерция, я торгую семечками около банка, и у меня с банком
договоренность -- банкир не торгует семечками, я не даю денег в
долг. Вот и у меня с патриархом договоренность: я не руковожу церковью,
он не пишет историю церкви.
Интервью Ильи Мильштейн с Вл.Войновичем (Новое время, №44, 5.11.2000),
ныне живущим на два дома: в Москве и в Мюнхене. Хороший вопрос -
не чувствует ли себя Войнович бездомным, ведь два дома - меньше,
чем один.
Моск. телефонщики сдались и отменили требование оплаты модема и
факса (Московский комсомолец, 3.11.2000).Доброта? Нет, просто преддверие
повременки - они уверены в том, что скоро так обдерут публику, что
уже по мелочам можно не размениваться. И это, кстати, весьма распространенный
тип доброты. Я бы назвал его "доброта архиерейская, особого
разлива".
На фотографии похорон кап. Колесникова (Сегодня, 3.11.2000): видны
те слова его записки, которые еще не цитировали - и начинается она
со слов: "Отчаиваться не надо". А далее: "Шансов,
похоже, нет, % 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает".
Главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов уверен в том, что причиной
гибели АПЛ "Курск" является столкновение с иностранной субмариной:
"У меня есть факты, пока не хватает доказательств. Но они обязательно
будут, это вопрос времени". Счастливец Куроедов! У интеллектуалов
обычно наоборот - есть доказательства, не хватает фактов.
РТР, в свое время показавшее по приказу нынешнего минкультуры Швыдкоя
порнографическую пленку, якобы с генпрокурором (оказалась фальшивка),
показал теперь фильм Нат. Метлиной о производителях детской порнографии,
причем с отрывками из их продукции, с интервью с детьми, не скрывая
их лиц. Эксперт Александр Борисоглебский заявил, что это не имеет
значения, дети все равно обречены отныне на порочную жизнь. Дм.
Варнавин (Московские новсти, 31.10.2000): какой же Борисоглебский
эксперт, он ведь прославился лишь "публикацией в печати подленькой
истории про то, что Руслан Линьков якобы был заодно с убийцами Галины
Старовойтовой". Характерное сближение. Порочный человек убежден,
что порочность других навечно. Он сосредоточен на пороке, рассматривает
его - играя в ученого, в наблюдателя, тогда как он давно участник.
Швыдкой был больше участником группового секса, чем даже те актеры,
которые в нем снимались.
90 номер "Руси православной" (Советская Россия, 2.11.2000)
весь состоит из статьи Г.Зюганова с панегириком митр. Иоанну Сычеву
и призывом соединить нравственный импульс коммунизма, любовь к исконной
народной жизни консерватизма, чувство достоинство патриотизма, приверженность
к демократии либерализма с русским православием. Митр. Иоанн "показал
нам, как решительно православная тадиция противостоит "ценностям"
буржуазного "общества потребления". Прямо слышу Иоанна
Павла II. Хвалит патр. Алексия за критику "общемировой системы
зла" (речь 1998 г.) - да, нужна борьба с новым мировым порядком.
Марина Корец, "Труд", 2.11.2000: полоса под заголовком "Западня"
- критика школы йоги Гухьясамаджа в Симферополе, куда люди сдают имущество, а
потом теряют и рассудок. Основан в 1995 г. бывшим флотским политруком Валерием
Минцевым, ныне Свами Вишну Дэв. Якобы некие анонимные "японские исследователи"
определили, что это "тайный ашрам секты Аум-Синрике". Тут умер якобы
от истощения студент Богдан Ярощук. Что в Патриархии сейчас половина священников
из политруков ее почему-то не волнует, а может, как раз пишет о йоге, а радуется,
что поддела православие -- чтый да разумеет: "В нашей сложной, безрадостной
жизни всегда найдутся отчаявшиеся, готовые обменять жилище на "розовый обман"
за этим забором. А быть зомби нам не привыкать". На что хочется ответить
цитатой из "Операции Ы": "Не нам, а Вам".
From:
"Petro Yaroshchuk" <petro111@ukr.net> | This is spam | Add to
Address Book
To:
ykrotov@yahoo.com
Date:
Tue, 08 Apr 2003 01:15:13 +0300
Здравствуйте,
На Вашем сайте, на странице
http://www.krotov.org/yakov/dnevnik/2000/20001110.html
в анотациях на статью о симферопольском монастыре (в самом низу
страницы) я прочитал слова:
"Тут умер якобы от истощения студент Богдан Ярощук".
Это пишет Вам брат (брат - родной, а не религиозный) этого самого
"якобы" ("якобы" - с Ваших слов) умершего студента Богдана
Ярощука. Я не
знаю какие чудеса проницательности позволили Вам в иронической форме
написать анотации к обстоятельствам описанным в статье (я ее не читал)
(возможно вы действительно "такой крутой", что раскусили этих наглых
журналистов, пожелавших понапридумывать о "святом (очевидно, - с вашей точки
зрения) месте", пожелавших ввести читателей "Труда" в заблуждение,
понаговаривать на "светлый и чистый монастырь"),
но относительно факта и причин смерти моего брата Ваша ироническая
форма - абсолютно не уместна и абсолютно не соответствует действительности.
Он действительно умер и действительно от истощения. Я лично забирал его
из морга и лично видел и получил в том числе заключение медиков, лично
сопровождал тело "якобы умершего" из Симферополя в Киев - в кабине с
водителем автофургона, в кузове которого через всю Украину везлось тело
"якобы умершего", лично помогал работникам морга положить тело своего
"якобы умершего" НЕ от истощения брата (которое весило меньше чем Ваш
блядский компьютер, за которым Вы, придавая себе чинный вид "раскусителя"
"журналисткой утки", нагло наехавшей на "святое место", самодовольно
"критикуете" журналистов, которые наверное хотябы съездить в этот
"монастырь" соизволили, в отличие от своего критикана, тоесть - Вас)
в гроб, а
ноги, за которые я держал "якобы умершего" не от истощения
обхватывались пальцами руки в кольцо, я уже не говорю о лице, точнее - тонюсенькой
кожице на черепе ....
.... Короче, если вы уберете из своей вонючей статейки слово "якобы"
перед словами "от истощения", вы тем самым сделаете ее чуть более
соответствующей реальности, во всяком случае - в части смерти и причин смерти
моего брата - студента Богдана Ярощука ...
До свидания
Ярощук П.А.
Мой ответ:
Многоуважаемый г-н Ярощук,
примите мои искренние соболезнования в связи с
постигшей Вас трагедией и извините, если мой
комментарий Вас задел. Учитывая Ваше горе, я прощаю
Вам тон Вашего письма, в принципе недопустимый в
частной переписке. На будущее совет: не стоит бранить
человека, от которого Вы хотит чего-то добиться.
В своем письме Вы постоянно неверно воспроизводите
написанное мною. Я не написал "якобы умер", я написал
"якобы от истощения". Вы ставите в кавычки слова
"светлый и чистый" монастырь, хотя в моем реферате
этих слов не содержится. Вы так же ставите в кавычки
выражение "святое место", которое я тоже не
употреблял. Вы предполагаете, что журналисты съездили
на место происшествия, но не подтверждаете это
предположение.
Мои слова о "якобы от истощения" не несли в себе
иронии. Они просто отмечали, что в статье, носящей
характер фельетона, могут быть неточности и факт
смерти именно от истощения следует проверить.
Как только я получу от Вас копию документа
(медицинского) о том, что Ваш брат умер именно от
истощения, и копию документа о том, что суд установил,
что истощение было причинено именно пребыванием в
школе йоги (ведь было следствие, был кто-то осужден?),
я незамедлительно публично - на своем сайте - принесу
Вам извинения и исправлю текст. А до тех пор, конечно,
все остается по-прежнему. Ваша неадекватная реакция
лишь подтверждает мои сомнения в том, точно ли
объяснено происшедшее. Вы не были свидетелем тех
обстоятельств, которые привели к смерти брата. Вы не
можете, как я понимаю, объяснить, почему именно Ваш
брат умер от истощения, а другие посещающие это
заведение - нет. Вот когда Вы все это объясните, тогда
продолжим разговор.
Первый случай неверого цитирования:
> этого самого "якобы" ("якобы" - с Ваших слов)
> умершего студента Богдана Ярощука. Я не знаю какие
Второй раз:
> "якобы умершего" из Симферополя в Киев - в кабине с
Третий раз:
> Украину везлось тело "якобы умершего", лично помогал
Четвертый раз:
> работникам морга положить тело своего "якобы
> умершего" НЕ от истощения брата (которое весило
Пятый раз:
> Вас) в гроб, а ноги, за которые я держал "якобы
> умершего" не от истощения обхватывались пальцами
|