Яков Кротов
Дневник литератора
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЖУРНАЛА "НОВОЕ ВРЕМЯ"
К
оглавлению "Дневника литератора"
Как вы оцениваете позицию РПЦ в конфликте в Чечне?
Как средневековую, то есть людоедскую с напылением из христианской терминологии.
Не обязательно верить в Христа, чтобы призывать к мести, чтобы лукавить, чтобы
оправдывать средства целью. Но у ненового средневековья есть отличия. Во-первых,
Патриарх совмещает средневековую риторику с секулярной, взятой на вооружение светскими
властями. Поэтому он призывает щадить мирных чеченцев и одновременно оправдывает
их бомбежки местью за мирных людей, погибших в Москве. Во-вторых, воспроизводят
милитаристские стереотипы средневекового христианства, забывая, что порядочные
христиане и в древности понимали милитаризм метафорически и под "врагами", "сопротивными"
разумели собственные грехи. В-третьих и главных, нынешний милитаризм один у православных
и неправославных, у "либералов" и "консерваторов". Да и многие фигуры уважаемы
в обоих лагерях. Оправдывающие войну православием Максим Соколов, Александр Архангельский,
Владимир Вигилянский -- "наши люди", оканчивали наши филфаки наших вузов, состоят
в тех же творческих союзах, что многие антиклерикалы. Не слышно, чтобы против
войны протестовали "либеральные православные", любящие козырять именем отца Александра Меня.
Молчат протестанты и католики, а многие и из них выступают за войну. Особенно
позорно молчание либералов-теологов, которые сделали своей специальностью проповеди
о Холокосте -- а ведь в Чечне до Холокоста рукой подать. Комфортнее защищать "цивилизованных"
евреев, а не "диких" кавказцев. Большинство же нынешних милитаристов -- воинствующие
агностики. Так что грех общий и не в православии дело.
Как вы относитесь к попыткам власти привлечь РПЦ к решению политических вопросов?
- Не вижу фактов, свидетельствующих о попытках власти привлечь Церковь к решению
политических вопросов. Более того, некоторые действия Путина показывают желание
расширить дистанцию между собой и Церковью: упоминание о ведущей роли Патриархии
вычеркнуто из пересмотренной им концепции национальной безопасности, он не явился
(хотя, видимо, обещал) на патриарший молебен о покорении Чечни. Наверное, задержался
в сортире. Сейчас или позже номенклатура вернется к более привычному ей стилю,
антиклерикальному или просто секулярному, предпочтя в этом смысле не греческую,
а французскую модель церковно-государственных отношений. Заигрывание с Церковью
останется фэпизодом ельцинского нэпа. А нам остается лишь молиться "об исполняющих
обязанности властех предержащих".
|