Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению за 1999 год
И НЕ ВВЕДИ НАС В ЧЕЧНЮ...
Опубликовано в "Общей
газете" с изменением заголовка на совершенно несообразный.
Повторение Чечни было неизбежно, как повторение всякого искушения. Искушение
и заключается в том, чтобы поверить: я научился на ошибках, второй блин выйдет
лучше, теперь все будет иначе, все удастся. Удастся переместить собственность
от неэффективного собственника к эффективному и при этом не украсть. Удастся восстановить
конституционный порядок и при этом не убить. Удастся хорошо отдохнуть с девочками
и при этом не спрелюбодействовать.
Подлость искушения в том, что оно не обманывает. Самое меньшее, всегда можно
переименовать свой грех так, что выйдет добродетель. Если долго повторять себе,
что ты не воровал, а просто спасал плохо положенную вещь от уничтожения, то в
конце концов начинаешь в это верить. Если долго твердить, что ты не давишь танками
стремящийся к независимости народ, а спасаешь женщин, стариков и детей от бандитов
в лице их мужей, сыновей и отцов, так и в это поверишь.
В грехе, как и в добродетели, главное — не сворачивать с намеченного пути.
Тебе говорят, что ты поощрял казнокрадство, а ты удивляйся, почему тебя обвиняют
в слишком медленных темпах приватизации. Тебе говорят, что ты империалист, а ты
удивляйся, почему люди поощряют террористов. Тебе говорят, что ты лгал, а ты извиняйся,
что слишком мало объяснял людям свои поступки.
Упорство в подлости и глупости не обязательно заканчивается крахом — во всяком
случае, в обозримых для отдельного человека пределах. Большинство людей, возмущавшихся
вводом войск в Чехословакию, не дожили до их оттуда вывода. Было бы наивным детерминизмом
полагать, что нельзя усмирить Чечню, твердить, что "нельзя выиграть войну против
целого народа" и так далее. Конечно, можно — во всяком случае, на какой-то весьма
существенный срок. Большинство людей, возмущавшихся вводом войск в Прагу, не дожили
до ее освобождения, кстати, как и одобрявших оккупацию.
Пугать властолюбцев неизбежностью краха империи — все равно, что пугать сластолюбца
смертью. Лошадка подозревает, что сдохнет, но зато сколько перед этим травы сжует...
Если бы добродетель торжествовала до отхода поезда, все бы попрыгали хотя б на
заднюю подножку.
Ввод войск в Чечню в 1999 году похож на ввод войск в Чехословакию в 1968 не
только тем, что чеченцев наши солдаты стали именовать "чехами" (видимо, по аналогии
с "духами" из "душманов"). Против обоих войн категорически протестует ничтожное
меньшинство. А что протестовать? Чечня — такое же внутреннее российское дело,
как Чехия — внутреннее дело коммунистического блока. К тому же чеченцы так непохожи
на культурных чехов. И не следует преувеличивать возмущение Запада вводом войск
в Чехословакию. Ворон ворону глаз не выключет, и западная номенклатура по мере
сил симпатизировала номенклатуре советской, и сейчас симпатизирует. Только у западной
номенклатуры меньше сил, чем у нашей — на то она и демократия, на Западе-то.
Протесты против вторжения в Чечню у нас не слышны больше всего потому, что
российское общество 1999 года больше похоже на советское общество 1968-го, чем
на себя же четырехлетней давности. Полнокровнее и последовательнее стал цинизм.
Кончились доллары, помогавшие полулибералам быть смелее, чем это возможно в стесненных
обстоятельствах. Но долларовая одурь отравила психику. Многие люди, которые были
смелы и честны десять лет, смелы в нищете и отчаянии, теперь уже, лизнув сладкого,
бесповоротно озверели.
При коммунистах искушения были куда меньше, чем после них, и многие тогда любили
свободу. Пришли искушения и скушали наше свободолюбие, наше благородство, нашу
честность. Кнут действительно не так эффективен, как пряник, а эффективнее всего
тоска по прянику, который был, да пропал. Кто бы мог подумать, что у каждого очередного
чекиста, поставленного на премьерский пост, найдется столько апологетов именно
из бывших демократов? Их угодливость уступает лишь высокомерию, с которым они
глядят на бывших единомышленников.
Падение демократов хуже падения коммунизма уже потому, что совершается куда
чаще. Коммунизм пал раз и вроде бы навсегда, а демократы умудряется предавать
демократию как минимум ежегодно. Первый раз уже через неделю после путча 1991-го
года хотелось выть волком и кричать: что ж вы делаете, друзья, как можно строить
власть на прежних номенклатурных подлостях, как можно перенимать коммунистический
новояз, как не совестно имитировать свободу. Так и выли — безо всякого толку и
даже с обратным эффектом, потому что воющий человек, будь он трижды демократ,
все-таки менее симпатичен, чем человек элегантный, будь он трижды подонок.
К счастью, выбор не обязательно совершается между праведным гневом и неправедной
кротостью. Искушение все бросить и заняться только протестом против войны в Чечне,
против казнокрадства, против фальсификации выборов — тоже хорошо знакомое искушение,
искушение диссидентства. Лишь единицы могут поддаться этому искушению и остаться
вменяемыми людьми, причем именно эти единицы как раз не бросали все, а до последнего
старались оставаться и порядочными людьми, и поэтами, физиками, священниками.
Иногда это даже удавалось, и тогда диссидентство оказывалось действительно плодотворно,
не превращаясь в выцветший плакат.
Любовь к свободе и творчеству, любовь к силе и родине, не говоря уже о любви
к ближнему или к ближней хороши в книгах, а в жизни быстро превращаются в страшные
извращения, от сексуальных до политических. Норма есть на небе, но как добиться
нормы на земле? Сегодня в России ответ обычно сводится к лозунгу Чингиз-хана:
"Один Бог на небе, один каган на земле". Последствия хорошо известны тем, кто
не одурманен страхом. Хорошо известен и настоящий ответ: на небе — один Бог, но
на земле никто не должен мнить себя богом для ближнего или ближним для Бога. Увидеть
Чингиз-хана в чеченце, увидеть Чингиз-хана в себе — и поспешить заключить мир,
чтобы мир не опустошить.
|