Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

 

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 1999 год

НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 19 марта 1999 г. и ранее

Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь"

Вернуться к предыдущему обзору

Иностранные события

1. Лидия Графова рассказывает, как она в США пыталась выбить деньги для беженцев — точнее, для Форума переселенческих организаций (Литературная газета, 3.3.1999). Американцы не дают, не верят, что не разворуют — и правильно делают. Зачем обучать, как хочет Графова, беженцев "предпринимательству и рыночной этике", когда в стране нет ни предпринимательства, ни рынка, ни этики. Это все равно что изучать советскую сатиру. Она дает интервью с директором Кэнноновского института Блэром Рублом, который критикует Сакса и прочих, утверждающих, что приватизация была благом. "Я был солидарен с Дугласом Нордом, лауреатом Нобелевской премии, который утверждал, что рынок не сможет нормально заработать, если в обществе юридически не установлены правила честной игры. И трагический опыт России показал, что Норд был прав". Он отмечает, что когда российский посол пугал американских политиков угрозой ядерной войны, бизнесмены разговаривали: "Надо же, российское правительство даже своих солдат накормить не может, а он нам угрожает новой войной... Кто воевать-то будет?" В общем, если Россия не воспрянет нравственно, если потеряет свою культуру, то никакое ядерное оружие вашу страну не спасет". Да оружие и не может спасать, оно может лишь губить, а так - все верно, и нам нужно не только юридическое восстановление нравственности, но и персоналистическое прежде всего. "Что касается геополитических интересов, то Россия стоит в ряду приоритетов Америки где-то на 15-м месте" (Рубл).

2. Ольга Волкова дает обзор телесных наказаний (Иностранец, 3.3.1999): в Абу-Даби ввели палочные удары для нарушителей правил дорожного движения. В некоторых странах право наказания передано семье (точнее, оставлено). В 1997 г. в Иордании 25 женщин был убиты родственниками по подозрению в вольном поведении, срамящем семью — убийц считают героями, не сажают. В христианской Колумбии старейшины индейского племени паэс постановили выпороть своего депутата в конгрессе Хесуса Пеньякуэ (17 ударов плетью) за поддержку не того кандидата в президенты. Депутат согласился. Защитникам телесных наказаний для детей полезно помнить, что за насилием по отношению к ребенку всегда идет насилие по отношению к взрослому — ведь возраст есть понятие, которое разум может легко сделать условным.

3. Алексей Савин (Неделя, 4.3.1999): психологи из Глазго впервые смогли в цифрах выразить сексуальную привлекательность цветов. Пурпурный вызывает возбуждение у 92%, розовый - 80%, красный - 75%, оранжевый - 50%, фиолетовый - 30%, желтый — 21%, голубой - 12%, зеленый - 9%, черный - 4%, белый - 2%. Конечно, это не единственный фактор. Кольцевые полосы на женском платье мужчин привлекают, острые фигуры, горошек — отталкивают. Черное открытое платье очень привлекательно, хотя черный цвет на последнем месте. Любопытно, что в религиозной символике место цветов явно соотносится с эмоциональной притягательностью, предлагая человеку некоторую в прямом смысле золотую середину эмоционального спектра.

4. Английский профессор Роберт Уинстон заявил, что уже сейчас может внедрить эмбрион в брюшную полость мужчины, так что тот выносит ребенка (Московские новости, 28.2.1999). Он глава лондонской клиники искусственного оплодотворения и предлагает новый способ, когда женщина не может выносить плод - отец может выступить в роли суррогатной матери. Философ Энтони Дэниэлс отмечает, что "если мы отвергнем диктат природы и ее ограничения, то не сможем выжить, не наложив на себя собственные ограничения. Человеческое счастье требует самоограничения, и предлагаемый нам способ деторождения кажется в связи с этим до карикатурности абсурдным". Мне почему-то кажется, что в мужской беременности ничего абсурдного нет, а вот утверждение, что счастье требует самоограничения — абсурдно, счастье требует полной реализации, другое дело, что человек не то существо, которому для полной реализации нужен гомосексуальный брак, выпивка или война.

5. Алла Боссарт (Новая газета, 1.2.1999) сравнивает США и Россию: "Американцы беспечны, наивны, физиологичны, самодовольны. Культивируют физическое здоровье, внутреннюю свободу, деньги ... Мы, русские, дряхлы по духу. ... Наша знаменитая духовность - не что иное, как рефлексия пенсионера, которому пора думать о душе. Наша бездеятельность, импотенция, вечный кризис... Не кризис это, родные, оно иначе называется: климакс. Вот почему так смешны, унизительны и безнадежны наши ужимки и прыжки в целях сходства с американцами. Старость должна быть достойной. Нету денег - так будем поопрятней, что ли". Неверно. Мы инфантильны, вот откуда кризис. Возраст, как и раса, понятие крайне условное и меркнущее перед духом. Американцы ведь культивируют не только внутреннюю свободу. И духовности никакой у русских особой нет, есть бездуховность, антидуховность. Мы еще и не пытались сравняться с американцами, да и нет "американской мечты", есть обычная нормальная потребность жить без ярма на шее. И быть поопрятней - тоже ведь, можно сказать, американский идеал. Да и нельзя бедному быть вполне чистым, гигиена стоит денег, и немалых. Так что не надо призывать к достоинству маргинала, неудачника. Старость или молодость, неважно — в любом возрасте человек может быть активен или скукожен.

6. Дм.Радышевский (Московские новости, 7.3.1999) в путевом очерке о Литве хвалит местное католичество: "Молельные залы спланированы для паствы, а не для пастырей. Последние незаметны: не прихожане им, а они стараются угодить прихожанам: хотя бы облегчить понимание службы - ведь на земле Богу можно служить, только служа человеку. В костеле есть уважение к прайваси - уединение в часовнях и боковых галереях, отделенных от общего зала колоннами. Нет толкотни: скамеечки, разделенные на сиденья, индивидуальные подставки для коленей. Реформа католичества, церковь для людей, объяснима: за многие века Рим насытился властью и стал творить милость. В костеле особенно ясно понимаешь всю бредовость затеи царей и большевиков: объединить католиков и православных нельзя. Последних с мусульманами - можно. Ментальность ближе: покорность, караван-сарай, византийские дела. Макромодель традиционного православного храма, прежняя Россия, сооружением оказалась хлипким. Вероятно, сегодня для образца нужен новый храм: и собрать его, скорее всего, надо самим. За основание можно, к примеру, взять приоритет интересов человека над интересами государства, священность закона, равно исполняемого для всех, свободный рынок, самоуправление губерний... Но проблема в том, что строить сей храм надо, начиная с купола: а его даже нет в проекте". Радышевский преувеличивает ласковость католической иерархии: по форме изменилось многое, по содержанию клерикализм силен, как никогда. И несоединимость православия с католичеством напрасно преувеличивает. Ментальность менее важна, чем общий Господь. И не самоуправление губерний - святыня, которая возродит православие, а самоуправление Единицы, человека. А что до "купола", с которого надо начинать строить, так этот купол у каждого из нас между ушами.

7. Западное телевидение показало страшные съемки: в подмосковном детдоме живые дети-скелеты. У нас объяснили: это, мол, у них такая болезнь, они умственно отсталые, ложку держать не умеют, вот и тощать. Разумный комментарий: Юлии Калининой (Московский комсомолец, 27.2.1999): "Врачи объяснили, что это у них болезнь такая, что они у нас не усваивают пищу, а на Западе почему-то усваивают". Вот польза от разделения языков: всегда найдется кто-то, кто не совершил ошибки (греха), которую мы уже привыкли считать нормой.

Российские события

1. Главное, что волновало СМИ: главный прокурор Скуратов забрал свое заявление об отставке в связи с болезнью назад, Совет федерации тоже не принял его отставку, вопреки воле Ельцина. Тогда Ельцин приказал распространить в парламенте кассету, на которой снят Скуратов, развлекающийся с двумя девушками, и ту же съемку показали по второму каналу ТВ в час ночи 18-го марта. Лицемерие Ельцина: если он знал, что Скуратов безнравственный, почему не снял его раньше? Убитый вид Швыдкоя, зав. вторым каналом: чего стоят его разговоры об интеллигенции, если он дал показать такую гадость? А по сути, конечно, такое же безобразие, как скандал с Клинтоном: американские сенаторы президенту разрешили врать, наши сенаторы генпрокурору разрешили блудить. Нервная реакция СМИ: будто бы уже политический режим сменился, президента от власти отстранили. Вообще наши СМИ не столько описывают прошлое, сколько гадают о будущем как авгуры - верная черная патриархального и очень жесткого общества с дефицитом информации и свободы. Поэтому христианство, уменьшая пространство для гаданий и предсказаний, оттесняя их в разряд суеверий, расширяет интерес к истории и возможность ее познания - человек становится свободнее во Христе.

2. В "Новой газете" (1.3.1999) в связи с дискуссией о чекистах во власти трезвая статья Евгении Альбац, которая подчеркивает, что разведчик имеет подготовку, которая мешает ему и анализировать информацию, и принимать политические решения, не умеет функционировать в демократическом обществе. Да, плохо быть на крючке у чекистов — плохо не в материальном плане, тут все хорошо, и редакторство в газете обеспечено, и дача престижная. А плохо то, что приходится писать вот такие статьи. Правда, Альбац пишет: "Как же сейчас очевидно, что интеллигенцией на самом деле была крайне узкая группа людей, не позволявших себе (ни тогда, ни сейчас) собственное грехопадение объяснять действием внешних сил — режима, власти, КГБ - и принимавших на себя и вину, и ответственность за то, что происходило и происходит в стране". Это неточно. Интеллигент - тот, кто не совершил грехопадения, не стал коммунистом. Принять на себя ответственность не означает снять ответственность с КГБ, власти, режима, а означает отвечать за то, что ты должен сделать. Интеллигент виноват, что не написал статьи, и не должен говорить. что ему гебисты помешали. Но и говорить, что интеллигент виноват в травле Сахарова — тоже неверно. В отношении же ЧК дело интеллигента всякий раз, когда тайную политическую полицию пытаются представить нормой жизни, напоминать о том, что норма жизни — свобода и сведение к минимуму всякой тайной деятельности правительства.

3. Вяч. Лихачев (Русская мысль, 25.2.1999) объясняет механику борьбы Лужкова с фашистами. 20.2.1999 к штабу баркашовцев на 2 Фрунзенской подбросили ящик бутылок с зажигательной смесью, а через час к ним нагрянул пожарный инспектор в сопровождении милиционеров, которые якобы получили сведения о наличии в штабе оружия. Ничего не нашли — ящик баркашовцы успели отнести в местное отделение милиции. И все-таки инспектор, уверяя, что совпал с рейдом милиции случайно, нашел за что закрыть штаб. И хорошо, что закрыли, плохо, что закрыли противозаконно, а когда-то и предоставляли это помещение.

4. Жена Лужкова Елена Батурина (Капитал, 24.2.1999) объясняет, откуда у нее пять заводов с месячным оборотом в миллион: в 1990 г. она основала компанию "Интеко", арендовали завод под Москвой, создала там производство по литью из пластмассы. К 1994 г. заработала достаточно, чтобы купить за 1 млн. долларов Любучанский завод пластмасс (часть внесла оборудованием). Теперь зарабатывает так: льет кресла для Лужников, причем утверждает, что стадион не получает денег из бюджета. Напрямую, видимо, действительно не получает - только почему тогда Лужков приезжал в Лужники и решал, как и что там строить? Лужники акционерное общество - но не у мэрии ли контрольный пакет акций? Все так прозрачно и так бесстыдно, а стыдно мне — за то, что она, видимо, действительно убеждена, что имеет право считать, что все честно.

5. Тазрет Елоев защищает новые хрущобы в Митино (Вечерняя Москва, 2.3.1999): площадь 23 кв. м., "кухня и прихожая небольшие, вместо ванны - душевая. Было высказано предложение кухню не отделять стеной от комнаты, тогда последняя будет просторней". Вспоминается анекдот про предложение хоронить в целлофановых пакетах, закапывая по пояс — сэкономим на земле и надгробиях. "Да и кто говорит, что, скажем, комната 12 метров - идеал? Это "голодный" минимум, вызванный острой нехваткой средств на строительство жилья". Но в нормальной рыночной экономике не может быть ситуации нехватки средств — у нас же продолжается план, и по плану настроили массу дорогих и скверных трехкомнатных, теперь начинают строить дорогие однокомнатные, но поскольку строитель — монополист, снижать цены он не будет ни при каких условиях.

6. А вот Ольга Кабанова рассказывает об издевательской выставке "Маниловский проект", которую провели московские архитекторы, протестуя против роскоши новой московской архитектуры, маниловски строящейся на "виртуальное богатство" ("Известия, 27.2.1999). "И ведь не все еще затеи московских властей воплощены в жизнь. Нет пока хрустальной часовни на Манежной". Маниловщина есть невнимание к дисгармонии, ведь Манилов "не волновался, что кресла обтянутые дорогой шелковой щегольской материей, соседствовали с обтянутыми рогожей, а в иной комнате мебели и вовсе не было. Так и нам — если не думать о том, что рядом с домом-дворцом стоит дом-инвалид, не сравнивать лифт собственного подъезда с золоченым подъемником банка, если не задаваться вопросом, сколько пятиэтажек можно было бы отселить на средства, пущенные на строительство манежного подземелья, и не считать, сколько архитектурных памятников погибло в процессе реставрации, — будет комфортно жить на этом свете, господа". Конечно, перепады есть и на Западе, но там по крайней мере не чиновничество и получиновничество ("банкиры") жирует, а те, кто проявил не только безнравственность и умение играть словами, называя казнокрадство и большевизм капитализмом, а те, кто проявил сметку, ум, творческую энергию.

7. Кинорежиссер Алексей Герман начал снимать фильм по роману Стругацких "Трудно быть богом". "Это достаточно печальная история о том, что богом быть невозможно" (Комсомольская правда, 27.2.1999). Сам Борис Стругацкий в "Известиях" от 27.2.1999: "Россия наша так устроена, что коллективный разум сдвинуть ее с места не в состоянии (а тем более — коллективное неразумие оппозиционного большинства) - нужна Царственная Воля, нужен Тот, Кто Возьмет На Себя Всю Ответственность и врубит наконец полный ход в необходимом направлении. А нам тогда останется только Бога молить, чтобы человек этот оказался твердый, но при этом достаточно разумный и не слишком злой по натуре своей. Так что ждать нам теперь, кряхтеть-терпеть-мучаться аж до лета 2000-го, а все надежды на перемены до той поры надлежит оставить вовсе". Атеист призывает молиться Богу, интеллигент, много писавший о тупиковости диктатур, ждет диктатора и только хочет, чтобы он был не слишком злой. Эх, не терпеть надо, а работать, не класть жизнь на ожидание дяди. Плохо не то, что Стругацкий интеллигент, а то, что он, оказывается, советский интеллигент, у которого упование на начальство (и отчаяние, сопровождающее постоянно такое упование) сильнее творческого начала. Легко пытаться быть Богом, легко уповать на Бога, легко ныть, что Богом быть нельзя. Трудно быть человеком, принимающим Бога как живое существо, которому подобного не может и не должно быть среди политиков, принимающим и Божий о себе замысел. Но только эта трудная задача и есть единственная достойная человека.

8. Очередной "террорист": 69-летний отставной полковник Генштаба (аппаратчик) Дмитрий Ильич Шрайбер с ружьем ворвался в Роскредит, потребовал отдать ему 20 тыс. долларов - свой вклад. Отдали тут же, он сдался бойцам ОМСН (Московский комсомолец, 6.3.1999). Что характерно психологически: автор информации объясняет и происхождение денег ("собирали по крупицам"), и зачем они были нужны ("собирался свозить жену на курорт"). А ведь он не должен ничего объяснять! Что еще характернее: объяснения натянуты, все сбережения сгорели в 1992-м году, так что 20 тыс. долларов - это уже за последние годы, такое полковнику не накопить с зарплаты. Беззаконие на беззаконие до следующего беззакония...

9. Света Кузина (Комсомольская правда, 6.3.1999) дает свое объяснение разным явлениям: девушки-де неприступнее, т.к. "продолжение рода должно быть качественным". Мужчина же выходит не на качество, а на количество. "У мужчин, представляющих себе жен в постели с любовником, ускорялся пульс... они сильно потели ... успокаивались, если их жена кого-то любит, но не отдается. Совершенно противоположным образом реагировали женщины. Они сильнее переживали эмоциональную измену ... И снова все совершенно понятно: природа для того "выдумала" чувства чтобы родители были вместе во время воспитания потомства. С точки зрения мужчины, измена жены таит в себе опасность - кто будет воспитывать чужого ребенка?" Пальцем в небо — во многих культурах совершенно не делают разницы между своим и чужим ребенком. Что до утверждения, что "многие войны начинались осенью, когда уровень тестостерона достигает своего пика", то оно просто неверно. Скорее тут влияет состояние дорог.

10. Дм.Быков (Известия, 6.3.1999) весьма разумно критикует спекуляции на среднем классе, точнее - тех интеллектуалов, которые выдавали себя за средний класс, потому что научились тратить большие деньги ("долларами расплачиваемся, квартиры у нас не дешевле, чем в Нью-Йорке". "Страна, которая ничего не производит, но с бешеной силой развивает рекламный, ресторанный, клубный и т.д. бизнес, не может не ощущаться гигантской декорацией. Но вот могла". Эти "сладкие мальчики и стильные девочки", "имитаторы жизни" не помогали даже своим, наркоманке-поэтессе Витухновской, за нее боролись "сто раз оплеванные шестидесятники". Они даже протестовать против краха не могут, "разве только посетовали отдельные модные журналисты и журналисточки, что вот опять придется отдыхать в Крыму и завтракать докторской колбасой. А что девять десятых населения этой страны вообще не знает, чем завтра детей кормить, — это вам как? ... Стильно?". "И на фоне всего этого вы смеете говорить, что ВАС обманули? ВАС, которые только и делали в последние пять лет, что подспудно ожидали, пока вымрет вся породившая вас и презираемая вами страна?" Кстати, все эти герои продолжают существовать довольно безбедно, ушли в те же "Известия". Проповеди насчет того, что талант всегда будет признан и пробьет себе дорогу, правда, поутихли. Одно дело говорить такое, показывая на Гайдара, другое - показывая на Примакова. Что ж, урок на будущее, которое надо подготавливать сейчас.

Перейти к следующему обзору

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова