Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению за 1998 год
НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 27 ноября 1998 г. и ранее
Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь".
Иностранные события
1. Уже вторую неделю растут котировки акций крупнейших мировых корпораций — постепенно
преодолевается мировой кризис. В США снижена ставка рефинансирования до 4,75%
годовых. Правда, к России подъем не относится. Акции наших предприятий покупают
в Нью-Йорке (Алексей Гончаров, Сегодня, 25.11.98) как лотерейный билет (и цена
похожая) — "на счастье". "Ничего конкретного в стране не произошло" — увы, верная
оценка нашего положения, которую мало кто высказывает.
2. Английская паларда лордов отказалась признать дипиммунитет
Пиночета — маленькая победа над тоталитаризмом. Его не посадят, но дорога моральная
победа. Леонард Косичев и Вадим Низский (Новое время, №46) напоминают, что в Чили
Пиночета нельзя судить, т.к. он издал закон об амнистии для всех, кто участвовал
в убийствах сторонников Альенде. "В Чили этот документ назвали "закон о самопрощении".
3. Николь Кидман, актриса, австралийка, известная как последовательница сайентологии,
вдруг всех ошеломила, заявив, что, если бы она оказалась на необитаемом острове,
то вернулась бы к католичес кой вере своего детства (The Moscow Times, 21.11.1998).
Католичество-де "всегда с вами, оно надежнее". Упаси Бог от таких защитников христианства!
На необитаемом острове — то есть, в загробной жизни, ведь это символ адского одиночества
— уже никакая вера не поможет. Как верно сказал Честертон, из всех книг на необитаемом
острове больше всего нужно руководство по строительству лодки. В аду
бесполезно будет читать Библию, быть католиком или протестантом. Там будет просто
скучно как на необитаемом острове. Христианином надо быть и возможно быть там,
где люди, и если ты христианин, то для тебя любой остров — обитаем человечеством.
4. Вице-мэр Иерусалима Хаим Миллер призвал изгнать русских евреев из Израиля
(Сегодня, 24.11.1998). На этом его политическая карьера практически закончена
— в Израиле уважают плюрализм. Миллера уже назвали нацистом (собратья по крови
и вере). Валерия Сычева: "Этот прецедент, прежде всего, прекрасно иллюстрирует
духовное родство национал-патриотов всех стран". Фанатизм
лишает человека того, о чем он радеет, будь то национальная специфика или особенность
ве, и остается лишь все уравнивающая агрессивность.
5. Милые, милые советологи! Маршал Голдман, зам.диреткора
Центра русских исследований Гарварда, заявил, что Примаков "хорош для России ...
главное именно в этом, а не в том, хорош или плох он для США" (Российская газета,
20.11.1998). Конечно, свобода — а на карту поставлена наша свобода — не бывает
хороша для одной страны и плоха для другой. Просто Голдман, видимо, из тех советологов,
которые чувствовали себя уютно при большевиках, потерялись даже при квази-реформах,
и теперь вновь обретают уверенность в себе — Примаков хорош прежде всего для них,
ибо можно вытащить на свет запыленные и неверные представления о России как стране,
обреченной на рабство. А сам Примаков заявил (Известия, 20.11.1998): "Разве президент
Рузвельт не усиливал роль государства? ... Или возьмем канцлера ФРГ Эрхардта.
... Государственное регулирование защищает цивилизованный капитализм от капитализма
дикого". Верно, если есть хоть какой-то капитализм — но поскольку у нас нет важнейших
составляющих капитализма (частная собственность, психология добродетели, правовая
система), то у нас госрегулирование (или отказ от него) защищают даже не дикий
капитализм, а просто большевизм.
6. Суд Версаля отстранил на год Ле Пена, известного французского
расиста и антисемита, от участия в любых выборах (Известия, 19.11.1998). У нас
грозятся отдать под суд тех, кто обличает нашего Ле Пэна — Макашова. Чай, не Версаль...
"Новая газета" (16.11.1998) даже взяла у Ле Пэна интервью — поразительная беспринципность
— который критикует свободу, определяя ее как "беспредел лисы в курятнике". Мысль,
что он неправильно определил, кто курица, а кто лиса, в голову Ле Пену не закрадывается.
Себя-то, небось, считает Наполеоном.
7. Эмма Тополь из Нью-Йорка (Московские новости, 15.11.1998)
описывает загадочный суд о том, как американские банкиры вместе с российскими
расхищали миллионы долларов, которые отпускались правительством США для помощи
России через МВФ. Неслыханно, но судья наложил полный запрет на освещение дела
в СМИ. Ничего невероятного в том, что среди американских банкиров встречаются
нечестные люди, нет, печально другое: видимо, и правительственные чиновники США
знали, как кредиты России уплывают от МВФ на оффшорные счета, но не вмешались,
возможно, за крупные взятки.
8. Вл. Мау (Итоги, 17.11.1998) в статье "Прибыльное бескорыстие"
объясняет, что Западу очень выгодно поставлять нам гуманитарную помощь (он спасает
своих фермеров и т.п.). И этот же человек защищал ГКО накануне 17 августа! Он
не объясняет одного: если гумпом так прибылен, почему это Россия никому не гумпомогает?
9. Юрий Сигов (Новые известия, 19.11.98) описывает, как много в США воруют
— на 12 млрд. долларов ежегодно. У нас столько вся номенклатура хапает за год.
Что ж, чем богаче страна, тем размашистее и воровство. Тем не менее, насколько
я понимаю, от системы самообслуживания отказываться не собираются — лучше потерять
в деньгах, чем в уважении людей и к людям. Демонстрируя уважени ко всем, без обращения
внимания на отдельных воришек, мы проигрываем часто тактически, но всегда выигрываем
стратегически — хотя бы на Страшном Суде.
10. Российская газета (25.11.1998): правительство Белоруссии утвердило список
товаров, вывоз которых из страны организациями и частными лицами ограничен. Установлены
нормы вывоза "социально значимых товаров". Так обнаруживается главное духовно
уязвимое место жажды счастья ценой свободы: что ограничивается право торговать,
не так важно, как то, что ограничивается право помогать.
11. Александр Подрабинек (Экспресс-хроника, 23.11.1998) рассказывает
о смертной казни в Китае. Посол КНР в США Ли Чжао-син в 1998 г. в письме конгрессмену
Бэртону написал: "Китай разрешает своим медицинским группам использовать органы,
добровольно пожертвованные гражданами, после их смерти. То же относится и к казненным
заключенным". Понятно, что такое "добровольно" при социализме, подчиняющем волю
одного воле всех в лице чиновников. Что до заключенных, то у них изымают органы
перед самой казнью, так что казнь, собственно, уже является фикцией — их казнят
изъятием органов, а стреляют уже в полумертвое тело. Подрабинек: "Китайских руководителей,
которые уже только за описанную выше практику достойны нюрнбергской скамьи подсудимых,
принимают на высшем уровне как на Востоке, так и на Западе". Ельцин встречался
с Цзэмином. Ох, грехи наши: то мы грешили как коммунисты, теперь грешим как американцы,
снисходительностью к коммунистам. Печальнее, однако, то, что в России слишком
многие такую практику восприняли бы нормально: утилитаризм в отношении к человеку
у нас есть главное наследие социализма. Пусть подлецы хоть так послужат человечеству
— так рассуждают слишком многие.
Российские события
1. Главной новостью стало, конечно, убийство Галины Старовойтовой
вечером 20.11. Политическим ее взглядам многие не сочувствовали. Для коммунистов
она была слишком правой, для меня, к примеру, слишком левой — ведь она поддерживала,
например, большевистское по своим поступкам правительство Кириенко, была в партии
Гайдара. Тем не менее, в отличие от большинства "демократов первой волны" — то
есть, демократов горбачевского призыва — Старовойтова за последние годы не запятнала
себя хищничеством, лукавством и беспринципностью. За это ее любили. И Христа любят...
!!! Так что проблема в не в том, есть ли "анонимные
христиане" — можно ли спастись вне Церкви — а в том, есть ли "анонимная человечность",
есть ли люди, которые люди помимо всяких партийных ярлыков и религиозных убеждений,
прежде ярлыков и убеждений. Слишком много субъектов, которые по ярлыкам и догматическим
убеждениям своим достойны канонизации и поклонения, а посмотреть — внутри-то ничего
нет, избавь нас, Господи, от подобной участи.
2. Убийство Старовойтовой было прежде всего использовано — увы, начиная с гибели
Меня всякое убийство в России становится прежде всего поводом для партийных спекуляций.
Министр МВД Степашин заявил, что добьется изменения закона в сторону ограничения
частных охранных фирм, хотя те уж совершенно точно не при чем, просто они отбивают
хлеб у милиционеров, которые хотят быть монополистами в охранном деле. Премьер
Примаков заявил, что преступность надо искоренить — сугубо большевистская постановка
проблемы. Партайгеноссе Старовойтовой поклялись не сдаваться — хотя сдавать, кроме
накопленных богатств, им совершенно нечего. УВД Петербурга провело зачистку притонов
и бандитов (Известия, 25.11.1998) — потемкинская деревня. Президент взял дело
под свой контроль — впервые он взял под свой контроль дело Меня, так что это,
видимо, гарантирует, что убийц не найдут. Леонид Крутаков
(Моск. комсомолец, 27.11.1998) озвучил мнение ЧК: "Высокопоставленный сотрудник
спецслужб" заявил. что в России вообще не было ни одного политического убийства,
только из-за денег. "МК" искренне не хочет хоть на грамм умалить достоинства Старовойтовой:
она действительно была человеком бескорыстным, а деньги (если они были на самом
деле) везла не себе, а на выборные нужды. Ну кто виноват, что в результате "демократических"
реформ у нас в стране даже "соловьи" либерализма бесплатно не поют". Поют, поют
- пусть комсомольцы говорят лишь за себя. И надо же так написать фразу, чтобы
ее конец противоречил началу абсолютно - бескорыстная Старовойтова бесплатно якобы
не пела.
3. Отличился "Московский комсомолец", который, вполне в унисон с "Советской
Россией" заявил (Юрий Кочергин, Олег Фочкин, 23.11.1998):
"К этому преступлению могут быть причастны "партнеры" Старовойтовой по демократическому
блоку, которые явно проигрывали ей в своей популярности среди населения. Для них
убийство Старовойтовой является прекрасной возможностью перетянуть к себе ее потенциальных
избирателей". Так ведь она-то никуда не избиралсь в этот раз, а до следующих выборов
в думу эффект убийства уже ликвидируется! Главное же: смердяковское, извращенное
мышление, наподобие того, которое делает Адама борцом за светлое будущее человечества,
а Иуду — вернейшим учеником Христа.
4. Наиболее отчетливо в убийстве просматривается рука ЧК.
Во всяком случае, за два месяца до убийства в кабинете Старовойтовой задержали
женщину и мужчину, которые ставили подслушивающее устройство. Их отдали чекистам
— "а щуку бросили в реку". Теперь нашли только женщину, которая якобы журналистка,
работает в газете, защищающей животных, и в кабинет Старовойтовой зашла "случайно"
— ей сказали, что вот в таком-то офисе мучают животных, она шла по улице, увидела
свет в окне этого офиса (как будто по окну можно определить номер кабинета!),
решила зайти проверить. Даже "легенду" чекисты себе не могут сочинить сносную!
5. Татьяна Кошкарева, Рустам Нарзикулов (Независимая газета, 24.11.1998) -
обычно поразительно точные в суждениях журналисты дали искреннюю, но фальшивую
ноту в свяязи с убийством Старовойтовой: "В России стало страшно жить ... Страшно
входить в подъезд собственного дома. ... Страшно высказывать собственное мнение.
Страшно быть журналистом". Нет! Страх рождается изнутри,
а не извне. Высказывать собственное мнение, входить в дом, быть журналистом по-прежнему
приятно. Люди знают, что во время родов иногда умирают, но это не делает любовь
неприятной и страшной.
6. Александр Асмолов (Сегодня, 21.11.1998) отмечает, что поведение
националистов (Лимонов) имеет все признаки "языческой секты": "Закрытость, претензия
на исключительность, нетерпимость и агрессивность к любой иной точке зрения, нарциссизм
вождей, маниальное стремление к власти над сознанием и склонность к ритуальному
поведению". Кстати, для поклонников Гайдара или Явлинского это все тоже характерно.
"Национал-патриотов подвела иллюзия победы, свойственный сектам самогипноз". А
какой группе верующих или неверующих это несвойственно? Это не означает, что все
— секта, это означает, что понятие секты надо просто изъять из оборота, думать
точнее и смиреннее.
7. Владимир Мамонтов (Комсомольская правда, 25.11.98) критикует демократов
за то, что они ограничиваются "символическими жестами" (шествие с зажженными свечами
на похоронах Сахарова, погашенные окна при похоронах Старовойтовой). "Но наутро
разбредаются по кухонькам своих штаб-квартирок, а кто-то другой должен заботиться
о том, чтобы в домах простых россиях бесперебойно был свет. Вода. Тепло, Достаток.
Уют. Простое человеческое счастье. Именно разброд, центропупизм, невнимание к
"мелочам жизни" не дает им твердости во власти". И слава Богу! Претензии Мамонтова
- точь в точь как претензии к христианам: собрались на пасхальную заутреню, разошлись,
а кто нам счастье обеспечивать будет? Зачем такая вера, от которой нет достатка
и уюта? Это инфантилизм, мешающий быть подлинным
ребенком Божиим, который о своих игрушках заботится сам — ибо наше пропитание,
необходимость самому в поте лица добывать хлеб, не требуя от дяди счастья, есть
не столько проклятие, сколько игра, которой нас занимает Бог, удерживая от греха.
8. Премьер Примаков 25.11.1998 заявил, что в условиях кризиса нужно увеличить
регулирующую роль государства. Настоящий подарок Гайдару и другим "либералам"
от социализма, которые тут же стали говорить о том: видите, какие мы были хорошие
в сравнении с этим господином? Но проблема в том, что отказ от социализма нельзя
проводить в плоскости увеличения или ослабления регулирующей роли государства.
Отказ от социализма есть переход в другую плоскость: предоставления людям большей
свободы, а это включает в себя не отношения людей с государством, а право частной
собственности, охраняемой судом. У нас же так и не было создано ни частной собственности
на землю, ни нормальной правовой и судебной системы, без которой, как постоянно
выяснялось, нет и частной собственности даже на полкирпича, даже на квартиру.
Так и в отношениях с Богом: проблема не в том, насколько
Он регулирует нашу жизнь. Он ее на сто процентов регулирует, и слава Богу. Проблема
в том, предоставляет ли Он нам при этом свободу жить? Да, предоставляет, ибо свобода
человека не исключает воли Божией и состоит из совсем других компонентов.
9. Егор Гайдар (Новое время, №46) объясняет: "Рыночная
экономика — это денежная экономика". Вспоминается старик Хотабыч, изготовивший
телефон из цельного куска мрамора и удивлявшийся, что там ничего не слышно. Всякая
экономика — денежная. Беда Гайдара в том, что он вырос в социалистическом обществе,
где экономики, как сказал один мудрец, не было вообще, п.ч. не было ни "дома"
(экоса), ни "права". Своей главной заслугой он выставляет спасение России: "Но
катастрофа, обязанная произойти осенью 1991 года — нормальный голод, паралич любых
систем жизнеобеспечения, повторение сценария 1918 года, — эта катастрофа не произошла".
Но ведь Гайдар начал реформы после осени 1991 года! Кроме того, он раньше говорил
иначе: что он не предотвратил катастрофу, а раздал собственность эффективным собственникам.
Но когда после 17 августа стало ясно, насколько неэффективны собственники, которым
раздали заводы, Гайдар быстро перенес акцент другое оправдание, которое опровергнуть
уже труднее — ведь легко хвастаться тем, что нечто не случилось. Можно возмущаться
катастрофами, описанными в Библии — потоп, Вавилонский Плен — но нельзя отрицать,
что Бог по крайней мере спасает не от возможных грядущих катастроф, а от настоящей,
переживаемой каждым (хотя не каждым замечаемой).
10. Л.Ботвинов: "А без Гайдара мы так и не узнали бы, что
кроме колбасы по 2.20, вермишели и кильки в томате на свете существуют и другие
лакомства", да еще без очереди (Новое время, №46, с. 3). Чем больше оправданий,
тем они хуже воспринимаются. Горбачев недавно заявил американцам, что без него
в России нельзя было читать Бердяева. Сейчас! Кто хотел — читал, ничем особенно
не рискуя. Главное же: такая защита Гайдара показывает психологию потребительскую.
Легко освоить новый уровень потребления, дело нехитрое и даже приятное. Трудно
освоить новый — хотя бы самый низкий — уровень производства, производства настоящего,
не халтуры. И вот этого за последние десять лет не требовалось. Было большое казнокрадство,
нравственно разложившее народ — как кравший, так и не кравший — еще больше, чем
то было при социализме.
11. И.Лафина из Севастополя (Труд,25.11.1998) дает советы выживания при кризисе:
покупать еду для кошек, кости, сдавать стеклотару. "Никогда не надо отчаиваться".
Но, откровенно говоря, такие советы рождают отчаяние, ибо исходят от ориентации
не на жизнь, а на выживание, а потому поддерживают психологию нищеты. В духовной
жизни это подобно молитве по минуте утром и вечером. Нет, жизнь
есть не выживание, а жизнь вечная, жизнь с избытком, и не унывать означает не
мириться с нищенством, не собирать за другими пустые бутылки, а жить так, чтобы
другим что-то доставалось, чтобы переливалось через край, даже если для этого
понадобится наше донышко сделать помельче.
Перейти к следующему обзору новостей
Вернуться к предыдущему обзору новостей |