Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

 

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению за 1998 год

 

НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 13 ноября 1998 г. и ранее

Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь".

Иностранные события
1. "Известия" (27.10.1998) опубликовали полностью речь Стивена Хокинга, профессора прикладной математики Кембриджа (руководит кафедрой, которой руководил и Ньютон, занимается физикой черных дыр). Ему 56 лет, из них последние тридцать он разбит параличом и пятнадцать лишен речи (говорит через компьютерный синтезатор). Примечательна его популярность среди широкой публики, превосходящая популярность многих не менее великих ученых, — видимо, современный западный человек более готов слушать поучение не супермена, а больного, ученых слишком боятся. Хокинг выступал в Белом доме, говорил о достаточно простых вещах  о квантовой механике и теории относительности как проявлении революции в науке. Он считает, что все-таки удастся рано или поздно построить единую теорию поля, которая бы объединила квантовую теорию и эйнштейновскую, хотя признает, что физика уперлась в ограниченность аппаратуры. Ускоритель, в котором можно было бы зондировать частицы, длина которых равна миллиметру, деленному на сто тысяч миллиардов, — а нужно именно это — был бы больше, чем Солнечная система. Но недостаток инструмента восполняется растущей мощью компьютеров. Примечательна некоторая наивность Хокинга. Он утверждает, что "современные парадоксы квантовой теории будут восприниматься детьми наших детей как самые общие понятия" — но ведь и две тысячи лет спустя после Аристотеля его философия не стала доступной ни детям, ни даже старшеклассникам, да, впрочем, и большинству образованных людей. Так что обещания ученых в течение ближайших лет — например, двадцати — построить общую теорию поля или создать холодный термояд напоминают обещания большевиков вот-вот создать царство справедливости. Наивными считает Хокинг своих слушателей, когда сообщает им, что жизнь на земле возникла от случайного столкновения микромолекул, и когда уверенно говорит о том, что "генная инженерия растений и животных будет разрешена по экономическим причинам". Коммерсанты, между прочим, только обладают разумом  инстинктом самосохранения. "Если человек собирается иметь дело с окружающим сложным миром, включая космические путешествия, придется улучшать его интеллектуальные и физические качества", - говорит Хокинг. Как будто бы до сих пор мы имели дело с каким-то упрощенным миром! Поразительное, но характерное для математиков игнорирование нравственных и философских аспектов человеческого существования, слепое игнорирование того, что "лучше" и "хуже" — понятия не точные, а производные от тех сфер человеческой жизни, которыми занимаются не точные науки, а гуманитарные.

2. Ирина Коршикова, бывшая российская учительница, переехавшая в США, бранит американскую систему образования ("Известия", 24.10.1998). Критика ее плоха своей "оптовостью", она признает, что американские учителя очень разные, но не желает признавать, что и школы американские разные. Она упоминает, что 700 тысяч американских детей учатся в семье — родители не хотят отдавать их в школу — но ведь это доказательство силы американского образа жизни. Заявляет, что преступления, изредка совершаемые американскими школьниками (куда реже, чем российскими) свидетельствует о том, что "интеллектуальное голодание и узость в общении ведут к огромному количеству подростковых депрессий". Как будто бы в России или среди папуасов меньше депрессий! Главное, почему Коршикова недовольна американцами, выговорено во фразе: "Дело в том, что абсолютно нивелирована роль учителя. Наш образ учителя — "педагог, наставник, добрый мудрый друг, душу свою отдающий любимому двоечнику и выводящий его на правильную дорогу жизни". Видимо, себя Коршикова считает именно  таким педагогом, но, во-первых, людей с таким отношением к ученику в российской школе мало, во-вторых, их и не должно быть — учитель должен самое большее защищать ребенка от тирании семьи и государства, но не быть ему духовным наставником. Если учитель пытается заменить семью, он вольно или невольно требует от ученика и почитать его как отца или мать, — и бойтесь школы, где говорят об отношении к ученику как к родному, там слишком сужена дистанция между личностями и это ведет к атомному взрыву — в то время как в просто скверных школах дистанция слишком расширена, но это ведет к обычным взрывам. Учителю-рабовладельцу легче сопротивляться, чем учителю-отцу. Первый губит тело, второй пытается погубить душу. Господь сказал, что душу погубить невозможно — но только, если это душа верующего, а души многих наших детей убиты либо учителями, либо родителями. В православной традиции соблазну чрезмерно сблизить дистанцию соответствует "младостарчество", а чрезмерному увеличению — казенщина. Идти надо средним путем.

3. Экономист Лилия Овчарова ("Независимая газета", 27.10.1998) наконец-то внятно объяснила, чем примечателен индийский экономист Амартьи Сен, получивший Нобелевскую премию по экономике. Когда специалисты определяли бедность как долю от среднего дохода, Сен заявил, что нужно учитывать не только факт наличия денег, но и возможности на эти деньги что-либо приобрести. Он призвал не увлекаться относительным подходом и помнить о разнице между бедняками в США и бедняками в Бангладеш. "Не может быть успешной та программа борьбы с бедностью, в результате которых доля бедных сокращается за счет перераспределения ресурсов от самых бедных к менее бедным" — как раз так борются с бедностью в России. У человека с зарплатой в тысячу рублей забирают пятьсот, из них двести отдают человеку с доходом в сто рублей, а триста отдают чиновникам. Кстати, и борьбу с духовной нищетой, с неверием, нельзя оценивать по количеству святых, по меньшинству преуспевающих — и именно святые не считают, что их, меньшинства, спасение, и есть то, что угодно Богу, а все остальные могут гулять в аду. Поляризация в духовной жизни на спасенных и не спасенных тоже опасна.

4. В Молдавии похоронили цыганского барона, который был членом КПСС когда-то. На его похоронах играли гимн СССР, а в гробнице установили факс, сотовый телефон, подключенный к Интернету компьютер, любимые напитки, одежду и т.п. (Валерий Демидецкий, 6.11.1998, Российская газета). Язычество!

5. В Англии вышла Библия в виде брошюр, где к каждой книге Библии написано предисловие известным писателем. Некоторые христиане возмутились тем, что литераторы без должного почтения отнеслись к Библии. Прозаик Уилл Сэлф назвал Апокалипсис "отвратительной книгой", Луи де Бернье заявил, что книга Иова рисует Бога "легкомысленным ловкачом" (Итоги, 3.11.1998). Церковные   лавки бойкотируют издание (и правильно делают). К сожалению, по вырванным из контекста словам трудно судить, хотели писатели оскорбить Бога или просто остроумничали, как это делывали и Честертон, и Льюис. Если они просто пытались освежить восприятие Библии легким эпатажем — одно, если они взялись писать предисловие к текстам, которые им не нравятся, то поступили вполне по-большевистски. Мандельштам издевался: по радио долго говорят, какой плохой жанр оперетта, а потом  предлагают ее послушать. Секулярный мир этой раздвоенностью сознания страдает, но жаловаться на это слишком громко не следует, лучше такая шизофрения, чем монолитный атеистический тоталитаризм.

6. Все газеты в связи с антисемитскими высказываниями коммунистов взяли и отметили годовщину Хрустальной ночи, когда в час ночи 10 ноября начались погромы по немецким городам, якобы по энтузиазму масс. Было разгромлено 7500 магазинов, 29 складов, 171 жилой дом, подожгли 191 синагогу, сгорело 76. Погибло 36 евреев. Полиция арестовала около 20 тысяч евреев, в основном мужчин, пытавшихся оказать сопротивление (Сергей Иванов, Итоги, 3.11.1998). А началось все того, что 6 ноября 17-летний еврей Гершель Грюншпан, парижанин, пришел в германское посольство и убил советника Эрнста фон Рата в знак мести за унижения тысяч еврейских семей (включая его собственную), которые выселяли из Ганновера в Польшу. Геббельс заявил, что это преступление еврея вызовет волну народного гнева. Волну и подняли. Так что с точки зрения антисемита в Хрустальной ночи были виноваты евреи — зачем убили немецкого посла? А скажи им, что за смерть одного нельзя убивать 36 человек, — не поймут, ибо антисемитизм есть свойство мышления, которое мыслит оптом: один еврейский народ, один немецкий, без дробления на единицы. То же различие в мышлении прослеживается между психологией человечества до Христа и после, и только Христос видит одновременно и все человечество, и каждого наособицу.

7. Михаил Подгородников (Литературная газета, 11.11.1998) рассказывает о Европейском суде по правам человека. Испанка Лопес Остра, жившая в доме рядом с заводскими очистными сооружениями, потребовала у властей города Лорц закрыть их, т.к. грязь есть вторжение в ее жилище с , несовместимых с нормальным жизнеощущением, нарушение права на свободный выбор жилища. Суд отказал (это было в 1989 году), заявив, что Остра может переехать. Отказал и Верховный суд. Остра обратилась в Европейский суд, он обязал испанское правительство выплатить ей 4 млн. песет, завод закрыли. Женщина, кстати, переехала в другое место. Деньги ей выплатят, закон есть закон. Гражданин Липецка Вл. Булычев подал в суд на городскую администрацию за то, что из дырявых канализационных труб под дом стекали нечистоты. Тоже дошел до Верховного суда, но тот просто вернул дело в Липецк. Тогда он подал в суд на президента — пусть платит миллиард за бездействие судебной системы. Басманный суд Москвы Булычеву отказал, "президен те может отвечать за плохих судей". А кто же может — они же несменяемы? Иск Булычева принят Европейским судом. Я уверен почему-то, что если Булычев и победит, и ему присудят штраф, правительство наше ему не заплатит. Но хорошо уже то, что хотя бы один человек вступил в борьбу по правилам права, а не по правилам холопства.

8. Закончился полет в космос 77-летнего Джона Гленна. Вл.Надеин (Литературная газета, 11.11.1998) отмечает, что за полетом следили тем внимательнее, что стариков в США все больше и они все старее, причем старость полноценная. Многие отказываются от пенсии, многие занимаются волонтерством в школах, больницах, тюрьмах. Молодые еще строже следят за здоровьем. В России это кажется дурью, — все мы немного пугачевы: лучше уж разок вороном взвиться, чем сто лет улиткой ползать. Но Гленн-то и взвился куда выше многих ворон. Пренебрежение здоровьем есть, возможно, страх перед старостью, попытка ее избежать, потому что старость — не как болезнь, а как свобода от суеты — есть огромное испытание, обнаруживающее, кем стал человек и стал ли кем-то вообще. Поэтому во всех религиях мира Бога часто называют старым — потому что Он словно отстранен от дел, присутствуя в нашем бытии прежде всего фактом бытия Своего.

Российские события
1. Генерал Альберт Макашов выступил по телевидению, раскрыв свои взгляды подробнее (Московский комсомолец, 11.11.1998): "Было ли упоминание про хоть одного еврея?... Было сказано слово "жид". "Жид" - это ... не национальность, это профессия". "Не будьте жидами, вас никто не будет обзывать". И, конечно, классическое: "Евреи — это одно из племен огромного арабского народа. Я не могу быть антисемитом, потому что член арабо-российской дружбы ... Не каждый еврей — жид". "Плохой человек любой национальности, его зовут жидом". Но почему тогда Макашов не призвал ввести "процентную норму" для сволочей? именно для евреев? Потому что смешно звучит: разрешить принимать в вузы три процента плохих людей.

2. "Новая газета" (2.11.98) опубликовала текст интервью, данного Альфредом Кохом американского радио (давалось на русском). Причем подчеркивают, что Кох — сподвижник Гайдара и Чубайса. Избавь нас, Господи, от сподвижников... Кох заявляет, что от приватизации Россия получила 20 млрд. долларов "и мне кажется, что этого достаточно", он хотел бы отказаться от ваучеров — "народ ограблен не был, поскольку ему это не принадлежало". Будущая Россия, уверен он, — "сырьевой придаток". "Многострадальный народ страдает по собственной вине". Сам иногда это говорю, но я-то часть этого народа, а Кох явно ставит себя даже не вне, а выше русского народа — и нравственное формально изречение становится безнравственным, ибо нравственная правота определяется не только точностью наблюдения, но положением наблюдателя. Этим этика отличается от физики.

3. Геннадий Зюганов заявил, что суждения Макашова должны быть осуждены наравне с русофобскими высказываниями Коха (Независимая газета, 11.11.1998). Разница в том, что Кох — русский и критиковал своих. Более того, даже если еврей критикует русский народ, мы должны это терпеть, потому что евреев — меньшинство. Если моська лает на слона, это надо воспринимать с пониманием, потому что слон может раздавить моську, а когда слон агрессивно ведет себя по отношению к моське, это отвратительно, ибо она для него на самом деле реальной угрозы не представляет. У меньшинства — особые права, и христианам это тем полезнее помнить, что мы — "малый остаток". Да и все человечество - меньшинство в сравнении с Богом.

4. Александр Абельский критикует писателя Эдуарда Тополя, который в газете "Аргументы и факты" (№38, 1998) сочинил — думаю, наполовину шутя, но уж наполовину-то всерьез — письмо Борису Березовскому от имени всех евреев: "Сегодня народ, среди которых мы живем, — в настоящей беде... Так скиньтесь же, черт возьми, по миллиарду или даже по два, не жидитесь и помогите этой нации на ее кровавом переходе от коммунизма к цивилизации. ... Люди, которых вы спасете, оградят нас и вас от погромов". Абельский справедливо отмечает, что деньги до действительно страдающих не дойдут, просто появятся новые особняки аппаратчиков в Ницце. От себя замечу, что недаром с шантажистами и террористами идти на переговоры не рекомендуется — а Войнович ведь сравнил Россию с пароходом, который захватили пираты (это было еще при большевиках, но ведь качественно, как мы теперь видим, ничего не изменилось). Есть люди, которые понимают лишь язык силы — и это не всегда должна быть сила оружия, но всегда сила человеческого достоинства. Беда России не в отсутствии денег, а в отсутствии уважения к личности, проявляющегося прежде всего в уважении к собственности личности, в произволе. Давать деньги вору, платить погромщику означает заливать пожар бензином.

5. В Стокгольме наши военные совместно с финскими торжественно отпраздновали годовщину героической гибели подводной лодки в октябре 1942 г. Пригласили даже бывших противников, финнов, только не пригласили единственного чудом уцелевшего матроса — Василия Субботина. "Видно, решили, что безногий моряк всю обедню испортит". Так и на экуменические собрания церковные лидеры приглашают своих противников, но не своих подчиненных — и выходит экуменизм-то фальшивый, основанный не на горизонтальном видении мира, где люди равны, а на вертикальном — при котором те, кто ниже определенного социального уровня, просто выпадают из поля зрения. А ведь именно те, кто внизу, ненавидят и любят, и без них толком ни подраться, ни помириться. Впрочем, и "низовой" экуменизм без иерархии оборачивается мыльным пузырем.

6. Продолжается ссора аппаратчиков между собой — бой Лужкова с Гайдаром, благодаря которой мы  узнаем массу интересного о сражающихся. Заместитель ара А.Улюкаев (Итоги, 3.11.1998) критикует положение дел в Москве (стоимость коммунальных услуг в 2,5 раз выше чем в стране, капремонта в 7,4 раз), ипотека оказалась "потемкинской деревней". Мэр занял 6,5 млрд. рублей "в этой связи особенно курьезно звучат филиппики Юрия Лужкова против строителей пирамид". Но это все банально, а любопытно замечание о том, что "только политические неофиты в таких случаях признают свою ответственность и уходят в отставку. Тяжеловесы ... стараются прорваться на более высокий уровень и уже оттуда, используя имеющиеся ресурсы, решить проблемы уровня предыдущего либо изменить причинно-следственную связь: не потому ушел, что возникли проблемы, а потому возникли проблемы, что ушел". Конечно, "тяжеловесы" следует заменить простым словом "карьерист", и психология карьеризма схвачена неплохо. Духовный рост — тоже карьера, буквально ("лестница"), и чтобы не стать духовным карьеристом надо следить за собой: помогаешь ты тем, кто на предыдущем уровне, или просто иронизируешь над ними. Да и лестница духовная особая, наподобие тех, что рисовал Эшер, в ней каждая ступень разом и верхняя, и последняя.

7. Прекрасно ответил Григорий Явлинский на обвинения в уходе от ответственности: "Я даже не знаю, с чем сравнить мое "бегство" и их "отвагу" Вы представляете себе, например, людей, которые приняли некоторые решения и этим довели размеры дефолта, по разным оценкам, до 100 миллиардов долларов? И какая для них наступила ответственность? В чем она выражается? ... У нас же что ни правительство до сих пор собиралось — то камикадзе. Гайдар так про себя говорил, Чубайс, потом Кириенко... Но камикадзе, если знаете, — это такие были летчики, которые свой самолет заправляли керосином в расчете на полет только в одну сторону. И никаких им не строили запасных аэродромов. Знали, что летят только туда. А вы видели когда-нибудь в нашем правительстве хоть одного, кто не строил бы себе запасных аэродромов и не запасся этим керосином так, чтобы можно было годами в воздухе висеть...? Ну так в каком смысле ответственность? ... Есть разница между политикой и интригой." (Итоги, 3.11.98) Не знаю, хороша ли экономическая и политическая программа Явлинского, но радует верность его этических оценок. Упреки в его адрес напоминают психологическую игру, посредством которой втягивают в грех — например, в курение: ну разве ты маленький, боишься родителей, не хочешь стать настоящим мужиком?... Выдают грех за добродетель, политиканство за политику, фарисейство за святость.

8. Борис Жуков (Итоги, 10.11.1998), продолжая атаку на Лужкова, дает очерк о московских рынках, отмечая, что политика городской власти направлена на закрытие дешевых торговых точек — Москва-де не для бедных. Действительно, на месте Тишинки появился безлюдный роскошный рыночный комплекс, на месте Усачевки, сейчас готовят к сносу рынок у Киевского вокзала. В роскошных строениях чисто, но и дорого так, что нет смысла идти на этот рынок. Дешево, потому что торгуют приезжие из еще более бедных, чем Россия, соседних стран. "Спасение утопающих — дело рук еще сильнее утопающих". Прекрасный комментарий к Мф. 18, 11: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее". Мы ведь не всегда ощущаем, что Богочеловеку тошно было на земле, в пучине греха, как русалочке — на суше. Он Сам погибал от невозможности обратить каменные сердца в хлеб и сделал то, что мог: превратил хлеб в Собственное сердце. И теперь мы, христиане, спасенные погибшие, должны спасать тех, кто меньше захлебнулся, кто здоровее — ибо люди утопают, но некоторые утопают сильнее других, и христиане — из последних.

9. Владимир Мау (Итоги, 3.11.1998) — руководитель Рабочего центра экономических реформ, гайдаровец, который накануне 17 августа защищал ГКО как разумное экономическое поведение, к семилетию правительства Гайдара перечисляет его достижения: (1) "главное": "было сохранено единство России"; (2) "отведена угроза голода"; (3) "преодолен товарный дефицит"; (4) "рубль стал конвертируемым"; (5) "была остановлена спонтанная приватизация", "директорский корпус и чиновничество" потеряли возможность "бесконтрольно распоряжаться государственной собственностью". Конвертация рубля - миф, нигде за границей России рубль конвертируем не был. Приватизация осталась вне контроля закона, просто появился контроль одной группы элиты над другими, но ответственности никакой не  появилось за хозяйствование. Товарный дефицит преодолели ценой займа у будущего. Угроза голода была имитирована, во всяком случае, не было объективных причин для нее в экономике и ничего в экономике не улучшилось с тех пор, больше сеять и доить не стали. Значит, опять же был сделан займ у будущего. В общем, ясно, почему "гайдаровские реформы" стали бранным выражением — люди остро чувствуют, когда им выдают черное за белое, и особенно недовольны тем, что это делают интеллектуалы, которые пользуются своим орудием труда, языком, прямо противоположно его назначению — не для говорения правды, а для вранья. Конечно, гайдаровские реформы это миг на часах истории, о них забудут сразу после очередного поворота, как сейчас не помнят о куда более важных для России реформах Канкрина. В вечности остается наша верность правде или наша верность своему эгоизму и изворотливости.

10. Историк Вл.Булдаков (Аргументы и факты, №45) сравнивает Егора Гайдара с кадетом Милюковым: "оба оказались совершенно неспособными говорить с массой". Булдаков показывает, что значит способность говорить с массой, ибо сам употребляет жаргон: "Милюков ... был страшно "упертым": он категорически отказывался подлаживаться под толпу. Даже начинал выступления ... со старомодного "Милостивые государыни и милостивые государи...". Как ни относись к Гайдару, а за неподлаживание его скорее стоит одобрить — и Явлинского любят за то, что он не подлаживается, причем не только в лингвистической сфере (как Гайдар), но идет дальше и не подлаживается и в идеях, в поведении. Чтобы ладить, чтобы сделать ладно, как раз нельзя подлаживаться. Ленин — подлаживался под толу, что вышло хорошего? "Как" неотделимо от "что". Представьте себе "подлаживание" в религии. Толпе не нравятся "попы"? Давайте подладимся, сделаем в церкви не малиновый звон, а просто малину. Христос стал человеком во всем, кроме греха — мы повторяем это часто, но обычно чувствуем так, что как же много в Христе человеческого, а надо бы поупражняться в мыслях о том, как мало в нас человеческого, и как много в человеке греха.

11. Аргументы и факты (№45) сообщает, что по оценкам английских экспертов российские чиновники кладут себе в карман ежегодно 15 млрд. долларов. Телевидение сообщило 5.11.98 (простите, постараюсь найти и газетный текст), что суммарный долг России Западу составляет 150 млрд. долларов — значит, крали как раз десять лет, все совпадает. На каждого жителя страны (кстати, нас стало 145,6 млн., меньше на 200 тысяч, чем год назад) чуть больше тысячи долларов. Но платить будут как раз те, у кого нет ни цента, а те, у кого по сто тысяч в кубышке,

Вернуться к предыдущему обзору

Перейти к следующему обзору
 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова