Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению за 1998 год
НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 23 октября 1998 г. и ранее
Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь".
Иностранные события
1. Британские парламентарии согласились удовлетворить просьбу
испанского следователя об аресте Аугусто Пиночета, который приехал в Англию лечиться.
Пиночет сам себя провозгласил пожизненным сенатором и обладателем дипломатического
иммунитета, но по английскому закону его решение силы не имеет. Испанские следователи
Бальтазар Гарсон и Мануэль Гарсиа (почитаемые там как у нас Гдлян с Ивановым —
и даже больше, ибо они, в отличие от последних, не променяли авторитета следователя
на карьеру политиков) обвиняют Пиночета в убийстве десятков испанцев, пропавших
в Чили в его правление. Пиночет убил и нескольких католических священников (Новое
время, №42).
2. Маргарет Тэтчер призвала не выдавать Пиночета, т.к. во время войны Англии
с Аргентиной он своей помощью спас жизни многих англичан. Приятная откровенность:
мы готовы простить любые преступления против чужих, если преступник был добр к
моим ближним.
3. Прокурор Испании Эдуардо Фунгайрино заявил, что Пиночета нельзя судить по
обвинению в геноциде, т.к. он истреблял не
одну какую общность людей, а людей самых разных национальностей (Сегодня, 21.10.1998).
Благоразумный разбойник, оказывается, тот, кто не кладет все яйца в одну корзину
и убивает людей разных национальностей. Впрочем, по такому определению и Гитлер
геноцидом не занимался, и Навуходоносор.
4. Горнолыжник итальянец Альберто Томба (кличка "Бомба") заявил, что уходит
из спорта. Ему всего 31, он восемь раз выигрывал Кубок мира и один раз еще и Большой
хрустальный глобус. Он мог бы остаться в спорте,
но его тренер Густаво Тони говорит: "Чтобы продолжать одерживать победы, нужна
мотивация, а какая может быть мотивация. если человек уже выиграл все, что можно?"
(Новое время, 18.10.1998). Об этом полезно помнить, когда мы проигрываем: победителю
достается все, кроме реванша. Может быть, тогда вовсе не стоит стремиться к победе?
Многие, особенно православные, отождествляют смирение с игрой в поддавки, стремлением
все время проигрывать. Но проигрывать слишком легко, достаточно ничего не делать.
Иногда даже гордятся проигрышем и эту гордость принимают за смирение. Стремиться
к победе не грешно в игре, не грешно побеждать грех, а лучшая победа — победить
психологию победы и проигрыша, видение мира и отношений с людьми как игры, где
главное — приз. И вот если перестать относиться к миру как к игре, отнестись к
миру серьезно, тогда сразу станет легче и веселее жить, потому что, хотя при этом
нельзя выиграть, но нельзя и проиграть. Но это должна быть не серьезность работы,
даже не серьезность святости, а серьезность творчества. Слово "творчество" уже
тем лучше слова "святость", что лишено — пока — привкуса победительности.
5. Александр Андрачников (Независимая газета, 21.10.98) рассказывает
о Нобелевском лауреате Вальтере Коне, 75 лет, который получил премию по химии.
Кон уехал из Австрии в 1939 г., когда ему было 15 лет, его родители погибли в
Освенциме. Поселился он в США. Австрия в результате гонений на евреев надолго,
до сегодняшнего дня, утратила свои позиции в мировой науке. "Тяжело, со скрипом,
наперекор въевшимся за долгую и отнюдь не всегда славную историю предрассудкам
и малодержавным амбициям здесь все-таки начало пробиваться, во всяком случае на
государственном уровне, нечто близкое к покаянию". Увы — природа человека такова,
что каяться он готов лишь перед тем, кто сильнее или богаче его, — например, перед
Богом. Многие из тех, кто льет искренние слезы на исповеди, абсолютно холоден
за пределами церкви и свысока смотрит на обиженных им "убогих" — не подозревая,
что в этих убогих пребывает тот же Христос, что смотрел на них в храме.
6. А Нобелевскую премию по экономике получил индус Амартья Сен за изучение
проблемы бедности — в 1974 он разработал концепцию, позволившую вывести Бангладеш
из ужасного голода. Ему 64 год. Сен спас сотни тысяч жизней (Независимая газета,
17.10.1998).
7. В Баварии в деревне Росгауптен обнаружился 87-летний врач из Освенцима
Ганс Мюнх, который хвастается теми изуверскими опытами над людьми, которые он
там проводил. Рядом с "Майн кампф" у негоо стоит "Жизнь Иисуса Христа", хотя в
Бога он не верит (мне стыдно, но как-то легче от этого на душе) (Труд, 17.10.1998).
После войны его почему-то даже не посадили, освободили. Теперь, когда он сам выполз
со своими откровениями, евреи требуют суда над ним.
8. В Италии назначен премьером бывший коммунист Массио д’Алема. В газетах много
сарказма и даже паники, но Сергей Старцев (Независимая газета, 21.10.1998) отмечает,
что "расчеты неокоммунистических лидеров, спровоцировавших нынешний кризис, совершенно
не оправдались: правительство вовсе не полевело, а в рядах самих "несгибаемых
ленинцев" произошел раскол". Мне больше нравится такое, оптимистическое, толкование,
хотя Италия далеко и оно, возможно, неверное — информации пока недостаточно, чтобы
делать точные выводы. Но, конечно, не нам, у которых в правительство множество
не бывших, а настоящих коммунистов, оплакивать Италию.
9. Экспресс-хроника (19.10.1998) сообщает, что "крупнейшие
иудейские авторитеты" назвали канонизацию Папой Терезы Бенедетты (в монашестве,
а в миру - Эдита Штайн) "публичной пощечиной еврейской общине", заявив, что она
была казнена не потому, что была католичкой, а потому, что была еврейкой. Иначе,
что мнение самой покойной, принявшей крещение и монашество, их вовсе, кажется,
не интересует. Значит, пока я живой крещеный христианин, я для иудейских авторитетов
предатель нации, а если меня убьют со словами "ах ты, жид очкастый", я для них
сразу превращусь в "своего"? Разве может человек определяться извне, злой волей
врага, или даже "доброй" волей соплеменников-националистов, более, чем изнутри?
Российские события
1. Дмитрий Кузнец в "Известиях" (20.10.1998) комментирует требования
МВФ: "От нынешнего правительства МВФ требует конкретной программы, реальных незамедлительных
реформ и беспрекословного исполнения предписаний фонда. То есть, от кабинета Примакова
требуют невозможного". Это и есть суть пост-коммунизма: считать единственное возможное
невозможным, а ненормальность кошмара — единственно разумным поведением в якобы
безвыходной ситуации.
2. Двое московских студентов-медиков (так!) избили солдатскими
ремнями 21-летнего сына гвинейского посла. Они утверждают, что негр сделал в их
адрес оскорбительный жест (и свято убеждены, что это оправдывает их зверство).
У скольких наших врачей подобные представления об этике? Московские милиционеры
утверждают, что это не расистское преступление, а просто хулиганство — видимо,
они телепаты и умеют читать в сердцах преступников. чем те вдохновляются (Сегодня,
20.10.1998).
3. Сергей Чапнин (Независимая газета, 21.10.1998)
отмечает, что на встрече политиков в Данилове монастыре 9.10.98 не было
Явлинского и комментирует: "Отсутствие "Яблока" позволяет предположить, что наиболее
последовательные российские либералы по-прежнему твердо придерживаются антиклерикальных
позиций и не считают возможным сидеть за одним столом переговоров с церковными
иерархами". Это проявление мнительности: не все, к кому я не хочу ехать, — мои
враги. Да и встреча в Данилове не была "переговорами", у нее не было ни цели,
ни условий, это была демонстрация, смысл которой Чапнин, к примеру, объяснить
не смог — видимо, ввиду его полного отсутствия. А мнительность — штука опасная,
хуже мины — мина взрывается, когда на нее наступишь, а мнительность взрывается
и тогда, когда не наступаешь и именно потому, что не наступаешь. Вот и Примаков
не приехал в Данилов, и Строев (Аргументы и факты, №42) — так что ж, и они антиклерикалы?
Просто "уж больно все напоминало дележ власти — и это при живом-то президенте".
4. Сергей Минаев (Вечерняя Москва, 15.10.1998) первый, кажется, отметил странность
песни "Ой мороз": "Представьте: вот ямщик, голодный, холодный, замерзает. Рядом
стоит сытый и хорошо одетый товарищ, который берет кольцо, чтобы передать жене,
поручения, и благополучно уезжает, оставив ямщика замерзать. До цели он наверняка
доехал, иначе песни бы не было. Но все равно показал себя порядочной свиньей".
Вот так критикуют и Библию: найдут логическую
нестыковку, а о том, что просто какое-то обстоятельство мы теперь не знаем, забывается.
Мой пращур в середине XIX века как служил ямщиком под Вяткой, в семье долго вспоминали,
как его били проезжие господа. Вряд ли второй ямщик был сытнее первого, просто,
скорее всего, один был слабее (или пьянее — пить в мороз нельзя) и умер раньше,
а второй чудом спасся. Рационализация поэзии всегда ведет к таким смешным парадоксам.
5. Известный литератор Виктор Пелевин пишет
саркастически в "Новой газете" (19.10.1998) о необходимости обществу поголодать,
чтобы олигархи могли вернуть себе богатства и власть: "Диалектика развития России
и стратегическая задача создания среднего класса требуют от граждан еще туже затянуть
пояса, не обращая внимания на уродливые порой гримасы чужих эксцессов. Готовностью
сделать это измеряется гражданская зрелость и степень понимания происходящих в
обществе процессов. Эту мысль будет не так просто донести до россиян в полном
объеме, но нет ни малейших сомнений, что представители научной и творческой интеллигенции
— экономисты, публицисты и социологи, телевизионные обозреватели и кинорежиссеры,
артисты эстрады и литераторы, — вновь блестяще справятся с задачей, которую ставит
перед ними время". Сарказм по отношению к людям типа Сергея Ниточкина
или Валерии Новодворской (называю лучших
представителей логики, которая вновь и вновь призывает народ терпеть ради торжества
коммунизма в капиталистической шкуре), только обесценивается этот сарказм тем,
что автор поносит "литераторов" скопом, словно он сам не таков.
6. С 16 ноября в Москве запрещено торговать водкой и вином
на рынках, вся торговля будет сосредоточена в специальных магазинах. Причем правительство
города рассчитывает добиться при этом снижения розничных цен на 15 процентов —
проверим через месяц (Известия, 15.10.1998). Кто боится, что водка подорожает
(и правильно боится), должен помнить, что протестовать надо было начинать раньше
— когда у нас стали бороться с импортной "духовной сивухой", с американскими проповедниками,
— мол, некачественная проповедь, не того уровня христианство, наше, отечественное,
получше будет, так давайте импортное запретим, а всю проповедь сосредоточим в
православных храмах.
7. А.Кураев в "Независимой газете" (21.10.1998) интересно отмечает,
что слова Григория Богослова "молчанием предается Бог" были сказаны Григорием
как цитата — он осуждал епископов, которые не хотят молчать и потому заводят в
Церкви склоку, "делаются браннолюбивыми и неодолимыми (ибо таков жар ревности"
(Творения, т. 1, с. 319, Слово 21 похвальное Афанасию Великому). Кураев критикует
валаамских монахов и других агрессивных ханжей, которые нападают на епископат.
Вот приятная эволюция: ведь еще недавно сам Кураев активно и печатно критиковал
митрополитов Кирилла Гундяева и Ювеналия Пояркова. Он хвалит решение 1994 г.,
"оставляющее за каждым архиереем право самому, без оглядки на Москву решать, участвует
он в экуменических молитвах или нет ... Архиереи получили право говорить "нет!"
(Правда, он почему-то не отмечает, что архиереи и получили право говорить "да").
Надо отметить, что право такое у человека врожденное, оно не даруется начальством
— начальство может только подарить право не пострадать за свое решение. Замечательно
хорошо призывает Кураев к терпимости и смирению: "Защищая православие (или то,
что мне кажется таковым), легко изувечить свою собственную душу: возомнить себя
спасителем православия, избранным пророком Божиим, посланным для вразумления "обезумевших"
церковных управителей. Исход такой полемики очевиден: конец мира в одной, отдельно
взятой душе полемиста. Не об этом ли осаживающие слова св. Игнатия Брянчанинова:
"Не покусись своею немощною рукою остановить всеобщее отступление". Хорошо сказано,
жаль только, что о мире вспомнили только для защиты церковного начальства, а по
отношению к кришнаитам или рериховцам советчика не следует собственным советам.
Более того, Кураев предлагает такой принцип милосердия: "Один и тот же поступок
может быть сурово обличен, если он совершен уже глубоко воцерковленным человеком,
и он же может быть оставлен без всякого пастырского порицания, если речь идет
о том, кто лишь едва переступил церковный порог. Так и наша церковная жизнь возвращается
из блужданий вдали от родных канонов". Но, конечно, то, что наша церковная жизнь
возвращается из блужданий — это вина конкретных людей. Наши архиереи — не новички
(в отличие от Кураева), их можно простить, но уж не потому, что они неофиты. И
вновь — этот принцип должен работать не только применительно к тем, кто является
союзником и начальником, но и к тем, кто является идейным противником, инославным,
инаковерующим. А прощать подлость человеку, который с колыбели в Церкви уже семьдесят
лет, представляя его неофитом, и обрушивать свой гнев на неверующего юноша, увлекшегося
рерихианством, — не совсем рационально.
8. Андрей Яхонтов (Московский комсомолец, 11.10.1998) дает определение: "Интеллигентность
— это умение поставить себя на место другого. Ощутить, что он чувствует или должен
чувствовать, проникнуться его строем мыслей... Разумеется, таких людей не бывает
много. Порода чутких и тонких интеллигентов — большая редкость". Определение слишком
широкое (сочувствие — не только интеллигентская черта), но и слишком узкое, ибо
не все интеллигенты способны к состраданию. Как показывает этимология, интеллигент
прежде всего оперирует интеллектом, а не сердцем. Яхонтов же дает определение
просто христианского отношения к людям.
9. Виталий Богданов (Экспресс-хроника, 19.10.1998) защищает легализацию проституции
следующими доводами: (1) неважно, что проституция не приносит обществу дохода,
сами проститутки должны решать, выгодно это для них или нет; (2) проституция есть
реализация права человека "распоряжаться собственной жизнью и собственным телом
по своему усмотрению", часть личной свободы граждан. "Не запрещать же, к примеру,
частный бизнес на том только основании, что он зачастую является кормушкой для
мафии и чиновников". Но: (1) первый аргумент противоречит часто высказываемому
в пользу проституции доводу о том, что легализованные проститутки будут обогащать
казну налогами; (2) право распоряжаться своим телом и право торговать своим телом
или, еще точнее, сексуальной способностью — разные понятия. Запрет проституции
объясняется тем же, что и запрет взяточничества — в обоих случаях запрещается
продавать то, что лишь доверено человеку для блага другого человека, а не для
добывания хлеба. Другое дело, что представление об этом может меняться (предлагал
же Гавриил Попов легализовать взятки, да и винную монополию трудно назвать христианским
делом).
10. Сообщение Интерфакса, дословно опубликованное сразу в
нескольких газетах 20.10.1998 (например, Сегодня): московская мэрия воссоздает
пионерскую организацию, как объявлено, "по желанию самих детей". Председатель
комитета мэрии по общественным и региональным связям Людмила Швецова сказала,
что организация позаимствует "все доброе и светлое" у советских пионеров и "будет
без всякого стеснения носить название "пионерская", только не будет иметь никакого
отношения к коммунистической идеологии. Пионерами коммунисты эти отряды назвали,
чтобы не использовать термин "скауты" как связанный с капитализмом и христианством.
Хорошо, что мэрия не возрождает движение скаутов — неопионеры явно будут безрелигиозные.
Плохо. что они все равно будут как прежние пионеры — ведь и те, по крайней мере
последние полвека, не имели отношения к коммунизму как таковому, учили не коммунизму,
а просто скотской покорности, были не столько гитлерюгендом, сколько стадом Цирцеи,
что вообще-то нисколько не лучше.
Вернуться к предыдущему обзору
Перейти к следующему обзору
|