Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

 

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 1998 год

 

 

Ответ критику

Уважаемая неизвестная!

Мы с Вами ровесники и принадлежим к одному поколению христиан (правда, Вы в Церкви десять лет, а я четверть века, но это разница несущественная). Вам не понравились мои материалы в журнале "Мир и ты".

Вас удивляет, почему я обличаю грех "на примере только одной церкви", и Вы делаете предположение: "потому что автор явно принадлежит к протестантской церкви, которую не жалует РПЦ".

Ваше предположение ошибочно. Я православный, не считаю протестантизм Церковью (и в этом смысле строже к протестантам, чем Вы). Я именно потому и критикую церковные грехи на примере православия, что к нему принадлежу. Если бы я был баптистом, я бы критиковал баптистов. Я считаю это нормальной щепетильностью. Знаю, что многие считают нормой другое: своих не критиковать,  только чужих. Мне такая мораль кажется более звериной, нежели человеческой. Вы говорите о "праве защищать свою конфессию". На мой взгляд, нравственно, причем именно по-христиански нравственно, защищать врага, а не себя и своих. Я не отделяю себя от Православия, и потому вся моя критика в адрес членов Православной Церкви есть для меня и самокритика. По-моему, так нормальнее поступать, чем устраивать "чистку", заявляя, что те, с кем мы несогласны, -- неправославные (как Вы зачислили меня в протестанты, как Кураев вычеркнул из православных о. Александра Меня, как Патриарх отлучил исповедника о. Глеба Якунина).

Раздражение помешало Вам заметить, что вся суть моей статьи в мысли, что как раз не Православная Церковь виновата в травле инославных, а переходное состояние общества, что гонения на иноверцев вызваны желанием отвести гнев народа от смелого, но неудачливого правительства.

Что до моей критики в адрес А.Кураева. Вы называете его "идеологом РПЦ". Я его отнюдь не считаю Кураева идеологом Православия. Кураев - неофит, со всеми вытекающими отсюда достоинствами и недостатками. Его не только не уполномочивали говорить от имени Церкви, но и уволили с должности "спичрайтера" Святейшего Патриарха. Популярен он среди подобных себе неофитов с неизжитыми парткомовскими рефлексами. Сказать, что Кураев стукач - не означает "разоблачать РПЦ". Как говорил один из героев "Кавказской пленницы", не будем путать личную шерсть с общественной.

Вы ставите вопрос: "Вы против греха или против грешника?" Действительно, предписывается любить грешника и ненавидеть грех. Но обличать грех, не обличая конкретных грешников, невозможно. Вы сами ведь написали не обличение лукавства, а обличение Якова Кротова - за что, согласно приведенной Вами евангельской цитате, и будете судимы в свое время. Патриарх обличал не вообще непослушание, а лично отца Глеба Якунина. Андрей Кураев обличает не вообще неоязычество, а неоязычников. Кстати, и о. Александра Меня он обличил - но ему Вы это почему-то простили, видимо, у Вас один стандарт для Кураева, другой для Кротова.

Вы противопоставляете "христианский взгляд на мир" – критике, советуете "грязь о других" публиковать в иных журналах. Мне кажется, что "христианский взгляд на мир" – это именно взгляд, а не слепота. Христианин должен видеть грех (да и трудно его не увидеть) и прощать грех. Я вижу грехи моих близких, пишу о них, но не для того, чтобы призвать расправиться с грешниками, а чтобы предостеречь, чтобы понять, почему люди грешат – и простить. Что православные иерархи часто ведут себя неправильно – факт, который в мешке не спрятать. Я стараюсь объяснить, почему они так себя ведут – и мне это понимание помогает их простить. Человек не может жить, по-страусиному засунув голову в песок (даже страусы так поступают лишь изредка). Чем дольше Вы пытаетесь сделать вид, что безгрешна не только Церковь, но и ее члены, тем сильнее копится в Вашей душе недовольство собой и окружающими – и выплескивается, как выплеснулось оно на меня, грешного. Это не означает, что нужно заниматься только обличениями, и что все должны заниматься обличениями. Но вовсе отвергать обличение как занятие нехристианское – означает отвергнуть огромную часть речей Спасителя, апостола Павла и Святых Отцов.

И уж во всяком случае, о христианских грехах как раз лучше писать в христианской прессе, а не в антихристианской. Это и означает "не выносить сор из избы". Другое дело, что если уж Святейший Патриарх сказал, что в России восемь человек из десяти – православные, это означает, что деление прессы на "светскую" и "церковную" очень условно, аудитория в целом состоит из людей, называющих себя православными. А кто мы такие, чтобы судить, кто называет так себя правильно, а кто – нет? Я имею право выяснять, сотрудничал Кураев с КГБ или нет, но не имею права выяснять, православен ли он. Я могу ругать "Московский комсомолец" за оглупление людей, но не могу ругать его за отступление от догматов веры – за это пусть Господь ругает.

И о стиле. Вы упрекаете меня за тон "задиристый, огульный, злой". А ведь мой стиль совершенно такой же, как у Вас. Так давайте лучше подберем миролюбивые слова: энергичный стиль, пытающийся на основе частных фактов делать обобщения, стремящийся обличить неправду.

К обобщениям склонны ведь и Вы: например, Вы утверждаете, что среди православных нет людей, которые "все свое упование возложили на иконку, крестик и колечко". А ведь такие люди есть – другое дело, что они не составляют все Православие. Но две тысячи лет Церковь не потому, что в ней нет суеверов, а благодаря тем, кто обличал суеверия, кто призывал и призывает возлагать упование на Крест, а не на крестик.

Есть много христианских газет и журналов, в которых стиль сладостный и тихоструйный – например, "Православная беседа", "Журнал Московской Патриархии". Но ведь стиль – это всего лишь стиль, авторучка. Одной и той же авторучкой можно написать слова любви или слова ненависти. Можно задиристо защищать доброту, а можно елейно проповедовать злобу. Люди, сжигавшие протоиерея Аввакума – которого я считаю православным – изъяснялись не так задиристо, как этот писатель, слова их были кротчайшими, да вот дела жглись. Лучше овца в волчьей шкуре, чем волк в овечьей.

Надеюсь, что подумав и помолившись, Вы измените свое отношение к журнале "Мир и ты", к критике недостатков христиан.

Искренне Ваш

Яков Кротов.

Опубликовано в рубрике "Ответы" журнала "Мир и ты"

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова