Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению дневника
за 1998 год
Ответ критику
Уважаемая неизвестная!
Мы с Вами ровесники и принадлежим к одному поколению христиан (правда, Вы в
Церкви десять лет, а я четверть века, но это разница несущественная). Вам не понравились
мои материалы в журнале "Мир и ты".
Вас удивляет, почему я обличаю грех "на примере только одной церкви", и Вы
делаете предположение: "потому что автор явно принадлежит к протестантской церкви,
которую не жалует РПЦ".
Ваше предположение ошибочно. Я православный, не считаю протестантизм Церковью
(и в этом смысле строже к протестантам, чем Вы). Я именно потому и критикую церковные
грехи на примере православия, что к нему принадлежу. Если бы я был баптистом,
я бы критиковал баптистов. Я считаю это нормальной щепетильностью. Знаю, что многие
считают нормой другое: своих не критиковать, только чужих. Мне такая мораль
кажется более звериной, нежели человеческой. Вы говорите о "праве защищать свою
конфессию". На мой взгляд, нравственно, причем именно по-христиански нравственно,
защищать врага, а не себя и своих. Я не отделяю себя от Православия, и потому
вся моя критика в адрес членов Православной Церкви есть для меня и самокритика.
По-моему, так нормальнее поступать, чем устраивать "чистку", заявляя, что те,
с кем мы несогласны, -- неправославные (как Вы зачислили меня в протестанты, как
Кураев вычеркнул из православных о. Александра Меня, как Патриарх отлучил исповедника
о. Глеба Якунина).
Раздражение помешало Вам заметить, что вся суть моей статьи в мысли, что как
раз не Православная Церковь виновата в травле инославных, а переходное состояние
общества, что гонения на иноверцев вызваны желанием отвести гнев народа от смелого,
но неудачливого правительства.
Что до моей критики в адрес А.Кураева. Вы называете его "идеологом РПЦ". Я
его отнюдь не считаю Кураева идеологом Православия. Кураев - неофит, со всеми
вытекающими отсюда достоинствами и недостатками. Его не только не уполномочивали
говорить от имени Церкви, но и уволили с должности "спичрайтера" Святейшего Патриарха.
Популярен он среди подобных себе неофитов с неизжитыми парткомовскими рефлексами.
Сказать, что Кураев стукач - не означает "разоблачать РПЦ". Как говорил один из
героев "Кавказской пленницы", не будем путать личную шерсть с общественной.
Вы ставите вопрос: "Вы против греха или против грешника?" Действительно, предписывается
любить грешника и ненавидеть грех. Но обличать грех, не обличая конкретных грешников,
невозможно. Вы сами ведь написали не обличение лукавства, а обличение Якова Кротова
- за что, согласно приведенной Вами евангельской цитате, и будете судимы в свое
время. Патриарх обличал не вообще непослушание, а лично отца Глеба Якунина. Андрей
Кураев обличает не вообще неоязычество, а неоязычников. Кстати, и о. Александра
Меня он обличил - но ему Вы это почему-то простили, видимо, у Вас один стандарт
для Кураева, другой для Кротова.
Вы противопоставляете "христианский взгляд на мир" – критике, советуете "грязь
о других" публиковать в иных журналах. Мне кажется, что "христианский взгляд на
мир" – это именно взгляд, а не слепота. Христианин должен видеть грех (да и трудно
его не увидеть) и прощать грех. Я вижу грехи моих близких, пишу о них, но не для
того, чтобы призвать расправиться с грешниками, а чтобы предостеречь, чтобы понять,
почему люди грешат – и простить. Что православные иерархи часто ведут себя неправильно
– факт, который в мешке не спрятать. Я стараюсь объяснить, почему они так себя
ведут – и мне это понимание помогает их простить. Человек не может жить, по-страусиному
засунув голову в песок (даже страусы так поступают лишь изредка). Чем дольше Вы
пытаетесь сделать вид, что безгрешна не только Церковь, но и ее члены, тем сильнее
копится в Вашей душе недовольство собой и окружающими – и выплескивается, как
выплеснулось оно на меня, грешного. Это не означает, что нужно заниматься только
обличениями, и что все должны заниматься обличениями. Но вовсе отвергать обличение
как занятие нехристианское – означает отвергнуть огромную часть речей Спасителя,
апостола Павла и Святых Отцов.
И уж во всяком случае, о христианских грехах как раз лучше писать в христианской
прессе, а не в антихристианской. Это и означает "не выносить сор из избы". Другое
дело, что если уж Святейший Патриарх сказал, что в России восемь человек из десяти
– православные, это означает, что деление прессы на "светскую" и "церковную" очень
условно, аудитория в целом состоит из людей, называющих себя православными. А
кто мы такие, чтобы судить, кто называет так себя правильно, а кто – нет? Я имею
право выяснять, сотрудничал Кураев с КГБ или нет, но не имею права выяснять, православен
ли он. Я могу ругать "Московский комсомолец" за оглупление людей, но не могу ругать
его за отступление от догматов веры – за это пусть Господь ругает.
И о стиле. Вы упрекаете меня за тон "задиристый, огульный, злой". А ведь мой
стиль совершенно такой же, как у Вас. Так давайте лучше подберем миролюбивые слова:
энергичный стиль, пытающийся на основе частных фактов делать обобщения, стремящийся
обличить неправду.
К обобщениям склонны ведь и Вы: например, Вы утверждаете, что среди православных
нет людей, которые "все свое упование возложили на иконку, крестик и колечко".
А ведь такие люди есть – другое дело, что они не составляют все Православие. Но
две тысячи лет Церковь не потому, что в ней нет суеверов, а благодаря тем, кто
обличал суеверия, кто призывал и призывает возлагать упование на Крест, а не на
крестик.
Есть много христианских газет и журналов, в которых стиль сладостный и тихоструйный
– например, "Православная беседа", "Журнал Московской Патриархии". Но ведь стиль
– это всего лишь стиль, авторучка. Одной и той же авторучкой можно написать слова
любви или слова ненависти. Можно задиристо защищать доброту, а можно елейно проповедовать
злобу. Люди, сжигавшие протоиерея Аввакума – которого я считаю православным –
изъяснялись не так задиристо, как этот писатель, слова их были кротчайшими, да
вот дела жглись. Лучше овца в волчьей шкуре, чем волк в овечьей.
Надеюсь, что подумав и помолившись, Вы измените свое отношение к журнале "Мир
и ты", к критике недостатков христиан.
Искренне Ваш
Яков Кротов.
Опубликовано в рубрике
"Ответы" журнала "Мир и ты"
|