Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению дневника
за 1998 год
ТРИ ДРАМЫ, ОДИН АКТ
Три человеческих драмы одна за другой случились за последние полгода. Если
судить по должностям и знаменитости, то герои этих драм очень разновелики, но
качество драм одно. Билл Клинтон, Александр Солженицын, Александр Минкин.
Драма Клинтона вроде бы известна: человек травят ханжи. Пусть Клинтон развратный
человек (с этим никто не спорит), но это его личное дело. Только сам-то Клинтон
-- человек, который сделал борьбу с развратом своим политическим знаменем. Давайте-ка
вспомним: именно на совести Клинтона и его бессменного генерального прокурора
Джанет Рино (которая сделала карьеру на борьбе с сексуальными домогательствами)
вооруженная, бессудная расправа с адвентистским движением "Ветвь Давидова". Тогда,
в 1993 г. танки и вооруженные фэбээровцы убили семьдесят последователей Дэвида
Кореша (и самого Кореша).
Клинтон признал, что было возможно бескровное решение конфликта, что генпрокурор
перестаралась. В качестве оправдания он выставлял развратное поведение Кореша
(которого убили, подчеркнем еще раз, вместе с его предполагаемыми жертвами – вот
уж медвежья услуга). Кто бы теперь двинул танки на Белый дом, чтобы оградить его
сотрудниц от домогательств Клинтона? Перед нами – типичный случай проекции на
другого собственных пороков. Адвентистов обвиняли в разврате именно те, кто сам
повинен в разврате.
Две русские драмы прошли почти незамеченными даже в России. Солженицына обвинили
в том, что "Архипелаг" стал причиной самоубийства человека. Тот, кого автор обвинил
в предательстве, повесился именно потому, что не считал себя предателем. Но оправдаться
оказалось невозможно: несопоставимы авторитеты. Солженицын, давно не снисходящий
до публикаций в российской прессе, на этот раз не выдержал и ответил письмом:
нечего, мол, оправдывать предателя, предатель он и есть предатель.
Какие только обвинения Солженицын не пропускал мимо ушей после своего возвращения
в Россию – а тут не выдержал. Почему? Только ли потому, что обвинили его,
в сущности, в убийстве – ведь человек погиб из-за текста, из-за энергично написанной
фразы? Нет, тут еще что-то. Не чувствует ли сам Солженицын себя – предателем?
Не будем говорить об обвинениях в том, что он был завербован в стукачи. Но вот
последние несколько лет Солженицын и каждый из нас – на одном общем месте, мы
на одной земле. Он стал появляться на экранах телевизоров и на митингах вместе
с номенклатурой – бывшей партийной, нынешней партийной (ведь в Думе он выступал
все перед теми же вождями Советского Союза), он красовался с ними на трибунах,
он поселился в доме, которую ему предоставила номенклатура, стал говорить о развитии
самоуправления – любимая тема той же номенклатуры (вы там посамоуправляйтесь,
а в наши дела не лезьте). Одновременно, правда, Солженицын говорит, что Россией
правит олигархия – но говорит он это, обращаясь к представителям этой олигархии,
пользуясь теми благами, которые ему дала олигархия. Разговаривая об обустройстве
России, он обустроил пока только маленький кусочек России – свой дом, обустроил
с помощью олигархии, поступил так, как поступает эта олигархия, для которой "мой
дом – моя Россия".
Какие слова об этом сказать? Не те же ли самые крепкие, которые Солженицын
произносит в адрес человека, полвека назад предавшего рванувших к свободе людей?
Причем тот человек мог оправдаться тем, что спасал чужие жизни (спас тринадцать
человек), мог оправдаться и тем, что спасает свою жизнь – таких оправданий у бывшего
властителя наших дум нет.
Третья драма кажется совсем ничтожной на фоне президентских и нобеле-лауреатских,
но она намного тяжелее, ибо в нее втянут ребенок. Журналист Александр Минкин украл
сына у своей бывшей возлюбленной и теперь пытается увильнуть от ответа в суде.
Историю уже эту разгласили во многих фельетонах, как Минкин разглашал грехи Чубайса,
но Минкин поступает умнее Чубайса: вглухую отмалчивается.
Безусловно, у всей пишущей братии масса проблем с женщинами и детьми, но богема
как бы поставлена вне десяти заповедей – она ведь и не претендует учить других
морали. Ее разводы и страсти – лишь материал для творчества и развлечения поклонников.
Но Минкин – Дон-Кихот среди богемы, он проповедует нравственность, сражается за
нас, обобранных и обманутых простых людей. И он попадает под железный категорический
императив, золотое правило этики, правило симметрии. Журналист обвинял других
в давлении на суд – а теперь, судя по всему, давит сам. Иначе как объяснить, что
милиция затягивает с возбуждением уголовного дела в связи с похищением ребенка,
что прокуроратура использует тактику проволочек. Журналист называл других преступниками
до суда, а когда дело дошло до него, напирает на то, что вот будет суд, тогда
посмотрим. Журналист пеняет другим на отказ контактировать с прессой, а сам на
просьбу дать какие-то объяснения отвечает отказом.
Загвоздка в том, что за любовницу Минкина вступились не ради ребенка, а чтобы
еще раз напомнить, какой Минкин продажный. Это обесценивает заступничество, потому
что Минкин не подлежит суду, в том числе, нравственному, за продажность, ибо он
никогда и не утверждал, что журналист должен быть бессеребренником. Круговорот
ханжества продолжается, ибо и обвинители Минкина совершенно не бессеребренники,
и обличают безнравственность не всегда, а только, когда им это выгодно по политическому
или другому расчету.
Обвинять обвинителей, конечно, еще легче, чем быть обвинителями. Слишком легко
сказать, что разговоры о нравственности президентов и писателей нас "грузят" --
что на современном жаргоне означает, как ни странно, "перегружают". Но на самом
деле, ханжество далеко не всегда несет с собой избыточную, ненужную, лишнюю информацию.
Теоретически-то мы знаем, что человек слаб, -- казалось бы, зачем бесконечные
иллюстрации к этому пункту? Да потому, почему недостаточно вообще знать, что дороги
делают повороты, а нужно еще ставить знаки у особо крутых поворотов. Потому-то
заповедь "не грузи" и осталась за пределами Скрижалей, потому-то и "не судите,
да не судимы будете" не осуществляется даже теми, кто отказался от карьеры,
прелюбодеяния и ушел в монахи. Дело не в том, чтобы найти золотую середину между
ханжеской сплетней и не менее ханжеским прятанием головы в песок, а в том, чтобы
научиться – с Божией помощью или без, это уж по вере – переживать чужое горе,
чужой грех как свой и попытаться искупить его как свой.
|