Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

В ЗАЩИТУ АНТИСЕМИТОВ

К оглавлению дневника 1994 г.

Антисемитизм защищать невозможно. Антисемитов защищать необходимо - защищать от тех, кто осуждает грех только вместе с грешниками, кто не видит в антисемите живую душу, кто делает из антисемита боксерскую грушу и способен общаться с другими лишь в бою с этой грушей. Антисемитов необходимо защищать тому, кто сам - их жертва, и я, к счастью, еврей по матери, еврей по библейскому закону (хотя закон нынешнего Израиля не сочтет меня евреем, ибо я - христианин).

Антисемитов необходимо защищать, указывая на то, что не может антисемитизм целиком завладеть человеком, что всегда остается хотя бы маленькая часть, которая может стать зерном любви, и к этой части надо обращаться, с нею иметь дело. Ведь и анти-антисемитизм не может целиком овладеть человеком, хотя многие борцы с антисемитизмом близки к такой одержимости.

Антисемитов, наконец, необходимо защищать от обвинений во вторичности: мол, антисемитизм - не самостоятельное чувство или учение, а лишь производное от ... (поставить по вкусу). Антисемитизм есть полноценный и оригинальный подвид ненависти, ксенофобии, наряду с антиамериканизмом. Антисемитизм есть плод сатанинского творчества в человеке. Но антисемитизм не есть подвид религии, не есть побочный продукт какой-либо религии.

В бывших христианских странах антисемитизм, естественно, рассматривают как один из мелких побочных итогов христианства. "Естественность" заключается здесь в логическом принципе: "После этого - значит вследствие этого". Если в XI веке митрополит Киевский Иларион написал: "Иудеи веселятся о земном, христиане же пекутся о небесном", значит, именно Евангелие виновато в Освенциме. Нет, конечно, так прямо никто не напишет, слишком абсурдно. Но вот подлинная цитата: слова Илариона "были инструкцией для общества" (а где в них что-либо "инструктирующее", предписывающее какое-либо действие?). "Было бы наивно обвинять в этим [в Освенциме] митрополита Илариона, но было бы нечестно не видеть в его "Слове" начала той небезобидной традиции, которая в конце концов привела к Освенциму и ГУЛАГу". И умолчано главное: единственное ли начало? что, других начал у нацизма не было? А индийское почитание свастики - более важное начало нацизма или менее?

Проблема ставится так: является ли Евангелие источником антисемитизма? И вот здесь надо решительно защитить антисемитизм: он существовал до Евангелия, существовал в странах, где не читали и не почитали Евангелия, и если антисемитизм паразитировал на Евангелии, то это заслуга антисемитов, а не христиан. Люди, сделавшие борьбу с антисемитизмом наукой, рассуждают как проповедники, а должны рассуждать как ученые. Они должны отмечать факты. А факты таковы: Евангелие во всяком случае не является единственным источником антисемитизма. Антисемит может быть одновременно антихристианином, и в Освенциме и ГУЛАГе истребляли не только евреев за то, что они евреи, но и христиан за то, что они христиане ("номинальные" христиане истребляли христиан святых).

Сами христиане, правда, говорили страшные слова о своей вине за Освенцим: "Освенцим надвигается на нас, как суд над нашим христианством ... как суд над самим христианством". Но это проповедь, а не наука. Освенцим - суд не над Евангелием, а над тем, как передают и как понимают Евангелие, не над Абсолютной Истиной, а над христианством как образом жизни, как учением, выстроенным вокруг Христа. Борцы с антисемитизмом используют самообличения христиан без всякой рациональной проверки как доказательство вины христиан, не понимая того, что хорошее покаяние всегда мощнее греха, всегда есть выстрел из пушки по воробью. Способность христиан истово каяться в своей вине за антисемитизм говорит о духовном здоровье даже не Христа, а всего лишь христиан, точно так же как неспособность коммунистов или нацистов так же говорить о своей вине в антисемитизме говорит о ложности коммунизма и нацизма.

Антисемитов надо защищать от попыток сделать их довеском к той или иной ненавистной идеологии не только ради антисемитов. Самим борцам полезно осознать, с чем они борются, распутать свои мысли и чувства. Антисемитизм мерзок сам по себе, нацизм мерзок сам по себе, и если кому-то мерзко христианство, то и пишите о том, что Христос - не Мессия, не Сын Божий, что Он лгал, говоря о Себе как об Истине и единственном Пути. Не стоит бороться сразу с двумя зайцами: христианством и антисемитизмом, тем более не стоит утверждать, что это один заяц.

Антисемитов, наконец, надо защищать и от уничтожения. Вы хотите уничтожить христианство? доказать лживость самой попытки говорить об Абсолютной Истине как о живом Богочеловеке, вера в Которого доступна любому встречному, благодать Которого приходит и к антисемитам, и к развратникам, и к интеллигентам, и к рабочим, и к чиновникам? На здоровье: топчите христиан, христианство и Христа. Но топчите Иисуса за то, что Он считал себя Христом, христиан - за то, что они веруют в Него, Илариона - за то, что он митрополит. Но смешно и нелепо пинать Христа за Освенцим, делать из Илариона буревестника русского национализма. И уж подавно смешно говорить, что Русская Церковь "даже не помышляет поставить под сомнение саму возможность совмещения христианского и национального", "не обладает самостоятельным пониманием христианства, вобравшим в себя опыт национальной исторической катастрофы". Кого данные утверждения понимают под "Церковью"? Иерархию? Но вот - Патриарх Алексий II выступает перед раввинами Нью-Йорка. Или вам так уж выгодно видеть только митрополита Иоанна и бытовой антисемитизм "рядовых" верующих? Или Церковь - это богословы? Читайте Бердяева, Булгакова, Лескова, и сотни людей помельче, разутюживших тему "национализм и антисемитизм и их несовместимость с Евангелием" до полной гладкости. Причем они сделали задолго до Освенцима, что доказывает: дураку и шесть миллионов трупов ничего не докажут, а умный христианин и за одного-единственного униженного христианами еврея вступится решительно и умно.

Легко написать, что "православие оказалось несостоятельным перед лицом большевизма", "вступила в союз с большевиками", "не справилось с задачей духовного руководства народа" (эти цитаты, как и прочие, взяты из статьи Юрии Буйды "Школа зла" в "Новом времени", No 37, сентябрь 1994 г.)? (Легко написано - ибо написано стилем райкомовского разноса). Трудно понять, что имеют в виду под "состоятельностью" православия, какого "духовного руководства" алчут. Какое Православие нужно борцам с антисемитизмом? Православие, которое бы анафематствовало всех антисемитов? промыло бы народу мозги так, чтобы никто не смел антисемитски (большевистски, националистически и т.д.) думать и чувствовать? Вы хотите, чтобы Церковь уничтожила у своих членов способность быть националистами и антисемитами? А не хотите ли вы, чтобы Церковь уничтожила у своих членов способность к прелюбодеянию делом и, согласно Евангелию, даже и мыслью? Кастрировать для этого мало, надо будет еще и в газовую камеру отправить? Так очень быстро, если задуматься, мы обнаруживаем, что борцы с антисемитизмом поражены тем же вирусом, что и антисемиты: желанием сделать все так, как удобно и привычно себе, исправить людям мозги и сердца в соответствии со своими взглядами на добро.

Конечно, защищая антисемитов, я защищаю православие. Конечно, нападая на борцов с антисемитизмом, я лукавлю: не антисемитизм мне дорог, а Евангелие. Но и борцы с антисемитизмом часто (не всегда!) лукавят, лукавят именно тогда, когда стреляют в антисемитов, чтобы попасть в Христа. Обличать христиан в антисемитизме - пожалуйста, давайте вместе, будет веселее. Но утверждать, что причина антисемитизма - Церковь и то, что она она "по-прежнему считает себя сосудом истины, несовместимой ни с какими другими истинами" - значит погрешать против истории, против логики, против здравого смысла, значит требовать от Церкви, чтобы она перестала быть Церковью.

В тот момент, когда Церковь скажет, что Христос - вовсе и не Мессия, а так, благочестивый иудей, она перестанет быть Церковью и станет синагогой. Более того: вовсе не нужно становиться евреем, чтобы перестать быть антисемитов, вовсе не нужно отрекаться от Абсолютной Истины Христа, чтобы любить евреев, или, говоря суконным языком международных конференций, "организовать православно-иудейский диалог".

Наоборот: нужно не менее, а более верить в Христа, чтобы перестать быть антисемитов (прелюбодеем, вором, завистником), нужно более быть христианином, чтобы стать иудеем, подобным апостолу Павлу или апостолу Петру.

Нужно не делать Христа менее Богом, чтобы "искупить" Освенцим, а нужно более молиться Христу именно как Богу, молиться о погибших в Освенциме - о всех погибших, об иудеях и католиках, и особенно о неверующих, за которых некому помолиться, которым ни в одной стране мира не построят мемориала - молиться о том, чтобы Абсолютная Истина, не переставая быть Абсолютной, приняла каждого в Свои объятья.

Нужно не отрекаться от Истины ради Милости, но готовиться к тому, что все мы - православные и католики, иудеи и атеисты - встретимся на Суде, Суде Страшном, ибо на нем не будет поблажек антифашистам и антисемитам, борцам с фашизмом и борцам с антисемитизмом, архиереям и интеллигентам, но будет встреча столь далеко отстоящих в нашей собственной жизни Истины и Милости.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова