Яков Кротов
Дневник литератора
С 27 апреля 2002 г.
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению дневника
за 2002 год
К предыдущей
главе
Статья для свежего номера "Еженедельного журнала", но с дополнением
в конце по свежим материалам.
ПИАР И ТИАРА
Операция прошла успешно. Всю страну напугали: 20 апреля нацисты
устроят погромы. Пугавшие отлично знали, что нацистов-скинхедов
немного, потому что пугавшие сами этих нацистов придумали и профинансировали.
20 апреля прошло спокойно, и страна облегченно вздохнула. Все в
очередной раз забыли, что нацист может быть не бритым, но лысым.
Нацист вообще - это не тот, кто устраивает погромы (эти - погромщики).
Нацисты - те, кто "зачищает" без разбору жителей Чечни,
кто в Москве натравливает милицию на "лиц кавказской национальности",
кто ненавидит "американцев" и вообще "Запад".
И это отнюдь не только номенклатура. Кошмар в том, что большинство
нацистов в России пока еще не понимают, что нацисты - это они. Поэтому
с таким спокойствием люди проглатывают тот пиар, который им преподносят.
Вместо погрома 20-го стране 23-го преподнесли инициативу охотнорядца
Геннадия Райкова: устроить в Вербное воскресенье "Гражданскую
акцию в поддержки государственности, Русской православной церкви
и традиционного уклада религиозной жизни".
"Традиционный уклад религиозной жизни", то есть, православные
обычаи, предписывают в Вербное воскресенье вспоминать вход Спасителя
в Иерусалим, а не вход российской государственности в новый исторический
этап. Вербное воскресенье - это пробуждение в себе сострадания к
Иисусу, грядущему на добровольное страдание, а не пробуждение в
других сострадания к верующим в Иисуса. Если уж возрождать древние
традиции, то на Вербное воскресенье царь торжественно вводил в Кремль
едущего на осле патриарха. А теперь ослы собираются ездить на патриархе
и водить под уздцы правителей страны.
Патриарх, конечно, ездить на себе не даст, хотя за президентом
поедет. Кошмар, однако, заключается в том, что впервые лидеры Патриархии
решили взгромоздиться на русское нацистское движение. Пресс-конференция
Райкова 23 апреля проходила совместно с официальным представителем
Патриархии отцом Антонием Ильиным, который заявил, что церковь одобряет
инициативу "Народной партии России".
Таким образом, агрессивный антиамериканизм Патриархии открыто заключил
союз с националистическими политиками. Раньше каждая сторона воевала
самостоятельно.
"Мы не обязаны мыслить только в системе координат либерального,
чуждого нам стандарта", - повторил о. Антоний Ильин любимый
тезис митр. Кирилла Гундяева. Вообше-то никто не обязан мыслить
как бы то ни было, но чтобы возможностью не мыслить так пользовались…
В этой ксенофобии антизападничество скрыто под антиамериканизмом.
Ильин обрушился на "новую монотеистическую религию, в центре
которой стоит поклонение доллару". Московская патриархия получает
миллионы в разных валютах в основном от западноевропейских лютеран,
которым нападки на доллар безразличны. Но глупо думать, что запретят
только доллар, а евро будут терпеть: рано или поздно такие разговоры
приведут к тому, что восстановят советскую систему, при которой
люди долларов в глаза не видели. Только внесут поправку: за обладание
долларом будут наказывать не как за "валютную спекуляцию",
а как за "поклонение нетрадиционному божеству".
Православное антизападничество (как и всякое) пользуется совершенно
западными способами коммуникации. "Пресс-конференция"
сама по себе - не традиционный для православия жанр, вдвойне - Великим
постом. Никогда не было в православии "молитвенных стояний"
(которое одновременно, как выразился Райков, является "первым
шагом"; стояние-шаг, - отличный символ путинского режима).
Их занесли в Москву в 1988 году украинские греко-католики, которые
долгие месяцы стояли у комитета по делам религии, перебирая четки
и прося вернуть им храмы.
Ничего "традиционного" нет и в нападках на гомосексуализм,
которые вплелись в нынешнюю кампанию. Православные страдают от этого
порока примерно в тех же пропорциях, что атеисты, католики, иудеи,
и православная традиция предписывает относиться к этой проблеме
в духе кротости и увещевания, а не в духе "сажать и не пущать".
В конце концов, российский гомосексуализм - это и Иван Грозный,
это и муж святой Елизаветы Феодоровны великий князь Сергей Александрович,
этот Лужков начала ХХ столетия, взорванный террристами. Если бы
заслуженно любимого православными поэта К.Р. посадили за гомосексуализм,
мы бы лишились многих его замечательных творений. Но К.Р. был великим
князем Константином Романовым и, слава Богу, его не тронули, он
оставил свой грех сам, после долгих борений. А если бы не оставил,
- Господь ему судья, а не люди.
Страх и ненависть исходят из одного корня, обращены ли они на гомосексуалов
или, о чем более всего говорилось, на католиков. Этот корень - зависть.
Увы, гомосексуалов боятся те, кто ощущает в себе гомосексуальные
позывы, это аксиома психологии. Московская Патриархия боится католиков,
потому что хочет быть как католическая Церковь: не ограниченной
границами национального государства, попирающей и Эстонию, и США,
и Италию, и Аргентину.
Не только патриарх, но и любой приходской батек в сегодняшнем Православии
претендует на такую безошибочность, какая Папе и не снилась. В интернете
православный вопиет: хочу, хочу поддержать "гражданскую акцию"
и прочесть против католиков акафист Александру Невскому, только
надо взять благословение у батюшки. Помолиться не смеют без благословения!
Как-то они, бедные, до ветру ходят… Патриарх давно присвоил себе
все полномочия Папы, централизация церковной власти достигла масштабов
совершенно не традиционных для православия, миряне лишены малейшей
самостоятельности, традиционный церковный суд, на что уж скверный
- и тот аннулирован.
Патриархия вряд ли бы посмела первой забежать в нацистское пекло.
Можно, видимо, поверить ее иерархам, когда они утверждают, что не
инициировали нынешних гонений на католиков. Они пытались инициировать
гонения раньше - не вышло. А вот теперь власть сама положила почин,
и, кстати, ударило не только по католикам.
Железный занавес опускается перед всеми религиями - пока только
религий. 15 марта в Шереметьево не дали въехать в Россию протестантскому
пастору Алексею Ледяеву. Но протестанты слишком раздробленны и не
пользуются уважением у интеллектуалов, такие инциденты (а их много)
вообще не освещаются в СМИ. Широко писали о другом. 15 марта в Шереметьево
отобрали годичную визу у католического патера Стефано Каприо. 5
апреля в Шереметьево не дали въехать в Россию епископу католиков
Иркутска Ежи Мазуру.
Линия начальства ясна. Задрав кто ризу, кто штаны, народ ринулся
догонять. 23 апреля милиционеры останавливают на Малой Грузинской
улице идущего из костела поляка-францисканца Дамиана, проверяют
его паспорт, возмущаются при виде "религиозной" визы и
выкидывают паспорт в урну. В Иркутске прокурор "не замечает",
что пикетирование костела (как и любого религиозного учреждения)
нарушает прямо высказанный запрет в законе о митингах.
У губернатора Алтая Михаила Лапшина возможности шире, он 24 апреля
запрещает строительство католического костела у Телецкого озера,
потому что не хочет, чтобы католики в его вотчине стали "растлевать,
как в Америке, малолеток". Высший пилотаж: католик, американец
и педофил сливаются в триипостасное единство. И в этот же самый
день католики подарили (!) Московской патриархии церковь в городке
Варанаин на севере Испании, в Наварре. Каково лицемерие!
Позорно молчание российских "либералов" - от Гайдара
до Явлинского. Позорно поведение прессы. В "Независимой газете"
Олег Недумов написал: "В других странах подобные меры применялись
и по отношению к православным священникам". Журналисту коллега
сказал, что одному нашему священнику отказали во въезде в Аргентину.
Но в Отделе внешних церковных сношений опровергли этот слух.
Начинают подыскивать оправдания: мол, католики неделикатны, должны
были понимать, что дразнят патриархию, объявляя Россию своей "провинцией"
с "диоцезами". Католики, между тем, действовали по заведенному
порядку: прошло десять лет с момента восстановления их прав в России,
мясо на кости наросло, надо вводить традиционную для них терминологию.
У некоторых протестантов Россия числится как "дивизион"
- что, тоже обижаться? Когда захотят, обидятся. Но невозможно жить,
все время соображая, на что обидится обидчивый человек. Да это и
не обидчивость, а политическое хулиганство, когда прицепятся к чему
угодно.
Чтобы оценить меру опасности, надо понять: Патриархия не прибегает
к помощи Кремля, а следует его указаниям. Если бы Патриарх вполне
сочувствовал антикатолической истерике и планам Райкова, он бы сумел
выгнать из храма на улицу хоть сколько-то прихожан. Но не захотел:
на "молитвенные стояния" вышло в Москве полторы тысячи
человек, а по провинции того меньше.
Стоит вспомнить, что началось все не с высылки
Каприо. Началось все с того, что Патриарх лично снял запрещение
с архим. Зинона Теодора. Запрещение было наложено еп. Псковским
Евсевием за общение с католиками. Скандал еп. Евсевия вокруг костела
в Пскове вполне мог быть ответом Патриарху. Более того: в окружении
Путина просматриваются молодые и резвые антикатолические кадры.
Это архим. Тихон Шевкунов, возглавляющий монастырь на Лубянке и
подчеркивающий свою близость к Путину. Этот монастырь числится филиалом
Псковского монастыря, Шевкунов сопровождал президента во время его
поездки в Псков. С другой, азиатской стороны, закатил антикатолическую
истерику митр. Владимир Иким. Но в Москве у митр. Владимира есть
"посол" - священник Иван Охлобыстин, один из формальных
кремлевских пропагандистов, который в конце марта имел беседу с
Путиным (и о беседе сообщал "Московский комсомолец").
Может быть, именно эти кадры добились антикатолических мер, которые
Патриарх дезавуировать не может, но и развивать не будет?
На пикет у памятника Кириллу и Мефодию не пришли
даже православные черносотенцы, один священник. Видимо, налицо нежелание
православных реакционеров играть вторую скрипку в оркестре светских
реакционеров. Митр. Кирилл Гундяев сделал классический офсайд: акцию
одобрил, но никого не послал на нее. Шевкунов не хочет ложиться
под Райкова. Чем и живы: царство кесаря внутри себя разделено.
Что заводилой выступает Кремля пытаются скрыть самым извращенным
образом. Тот же Недумов заявил, что Кремль гонениями на католиков
провоцирует Патриарха на приглашение Папы в Россию.
Действительность проще и печальнее. Когда отец Антоний Ильин 23-го
заявил, что условием встречи с папой "должно быть прекращение
огня, а не результатом встречи должно стать прекращение огня",
он в точности повторил логику Путина: сперва чеченцы сдаются в плен,
потом с ним начинаются переговоры.
Если католики поддадутся этой логике и перестанут протестовать,
сдадут все позиции, то их съедят. Переварят и предъявят претензии
к тем, кто пока сидит и думает, что к нему претензий быть не может.
Полупобедили чеченскую папаху, сейчас воюют с тиарой - но, когда
покончат с ней, дадут по ермолке, по чалме, а затем переключатся
на вполне светские кепки, шляпы и очки.
Рецензия на статью А.Кирсанова.
|