Яков Кротов
ЕДИНЫЙ, СВЯТОЙ, СОБОРНЫЙ МЕДИАХОЛДИНГ
"Рождественские чтения" проходят регулярно с 1993 года.
Организует их игумен Иоанн Экономцев, в этом году получивший титул
архимандрита. Регулярно сопровождаются неприятными сенсациями, начиная
со стычки Солженицына и Патриарха в 1996-м году, когда чтения проходили
в Парламентском центре. Солженицын призвал покаяться перед старообрядцами.
Больше Солженицына на чтения не приглашали. В 1997-1999 годах чтения
проводили под крышей МВД. Тогда призывали создать "четко отлаженный
правовой механизм противодействия безнравственным и аморальным телепередачам,
фильмам и публикациям" (Щит и меч, 4.2.1999.). В 2000-м году
чтения проходили в Кремле, Патриарх ругал журналистов за клевету
на Церковь и пугал Страшным судом "за каждое праздное слово".
В этом году ругать уже некого, четко отлаженные механизмы стремительным
домкратом пали на головы неправильно хозяйствующих субъектов. И
Патриарх пошел в наступление, решительно призвав к введению в школах
Закона Божия - под названием "Основы православной культуры".
Все логично: в стране, где геноцид именуют "проверкой паспортного
режима", вера превращается во что-то вроде ОПК, как, естественно,
назовут учителя и ученики новый предмет. Все 1990-е годы иерархи
заверяли публику, что в сетку часов православие вставлять не будут,
иноверцев, да и вообще всех нежелающих, от этих факультативов освободят.
Все всё понимают, "Вечерка" уже провела опрос, желает
ли народ Закона Божия в школах. Народ ан масс не возражает. Лучше
ОПК, чем УПК.
Гнилой либерализм отброшен под предлогом, естественно, 11 сентября.
Патриарх прямо сказал: учить катехизис именно в сетке часов, потому
что "взрывчатое вещество растления, будучи заложено в школу,
может оказаться для народа более гибельным, чем любые теракты".
"И не нужно бояться того, что среди учеников могут оказаться
дети мусульман, иудеев, буддистов". А никто и не боится, что
среди учеников окажутся дети. Боязно за то, что будет, когда дети
мусульман вырастет и с полным правом станут воздавать за ОПК, чем
смогут.
Разумеется, родителей тоже нельзя оставлять без присмотра. Свящ.
Владимир Силовьев потребовал (не предложил, не попросил, а именно
потребовал) создать церковный медиа-холдинг. Сбылись слова Спасителя
"где будет труп, там соберутся орлы" (Мф. 24, 28): в интервью
"Эху Москвы" Силовьев от имени Церкви заявил претензию
на шестой телеканал: в конкурсе участвовать Церковь не желает, она
рассчитывает на "эксклюзивное право" на вещание без участия
в конкурсе. Но в рамках закона! Когда изумленные журналисты стали
выяснять, как это может быть, Силовьев пошел на попятный и заявил,
что вообще имел в виду не весь канал, а так, одну телепередачку.
Но в комплекте с газетами и журналами. Еще через несколько дней
президент заявил, что шестой телеканал хорошо бы отдать спорту (сразу
вспомнились олимпиады Гитлера и Брежнева). После этого уже претендовать
на ТВ-6 стало антигосударственным поведением. Впрочем, "группа
общественности" от черносотенного союза писателей выступила
с открытым челобитьем о выделении православным кусочка березовского
тела.
Силовьеву 47 лет, окончил медицинский имени Семашко, в 2000-м году
неожиданно был назначен председателем издательского отдела Патриархии.
О чем будет вещать медиа-холдинг Силовьева? Да вот хотя бы его проповедь,
сказанная Великим постом 2000 года в Успенском соборе Кремля курсантам
Академии ракетных войск стратегического назначения: Запад, видите
ли, "выстроил пропасть между Богом и человеком, а затем пошел
по пути скептицизма". Преодолеют стратегические ракеты эту
пропасть и этот путь за полчаса или не предолеют?..
Силовьев отметил, что в России уже издается 600 церковных изданий,
а ведь до революции было 400. Как это может быть, когда в храмы
сейчас ходят меньше, чем до революции, читают эти "издания"
вообще единицы, а уж чтобы платить за них… Все эти издания убыточны
- убыточны для тех, кто дает на них деньги. При этом Силовьев посетовал,
что в России нет ни одного профессионального журнала для священников.
Это сказал не сантехник, а человек, который издает именно профессиональный
журнал священников - "Журнал Московской Патриархии".
В поддержку создания православного медиа-холдинга уже выступил
Александр Щипков, руководитель "Гильдии религиозной журналистики
Медиасоюза". Нетрудно сказать, кто будет против: персонажи,
связанные с кремлевским "пиаром". Если бы отношения Кремля
и Московской Патриархии были такими идиллическими, как того боятся
антиклерикалы, Закон Божий давно бы уже преподавался в школах. Но
идиллии не предвидится: против Патриарха выступили люди Павловского.
Казна ведь не резиновая, денег не хватит и на Силовьева, и на Павловского.
Скандал начался 30 августа 2001 года, когда Максим Мейер, засланец
Павловского в кремлевских коридорах, нарушил кодекс номенклатурной
этики, выступив с интервью, в котором рассуждал о том, кто будет
следующим патриархом. Митрополита Кирилла Мейер назвал "трудным
клиентом" и предположил, что идеальным кандидатом был бы "сильный,
динамичный человек с Кавказа", которого, однако, "просто
нет". Мейер заявил, что Патриарх просил у Кремля тридцать зданий
в центре Москвы, чтобы "сдавать в аренду коммерческим структурам".
"Наше руководство считает руководство РПЦ нечестным и не доверяет
ему" (НГ-религии, 26.9.2001).
Доверия, может, и в самом деле нет, но здания-то выделялись вполне
реальные и сдачу их в аренду спикер митр. Кирилла о. Всеволод Чаплин
отрицать не стал. Однако заметил: "Я отказываюсь верить, что
государственный чиновник, который по своему статусу должен озвучивать
политику президента России, мог сказать вещи такого рода".
Поверить, действительно, было трудно, и сам митр. Кирилл не поленился
позвонить Волошину: "Я официально запросил руководство президентской
администрации, и мне было сказано, что мнение господина Мейера ни
коим образом не соответствует мнению и позиции президентской администрации,
а сам господин Мейер по своим профессиональным обязанностям очень
далек от сферы церковно-государственных отношений, и его высказывания
представляются столь же неожиданными и странными" (НГ, 26.9.2001).
Увы, стоило митр. Кириллу заявить, что Мейер - это еще не Павловский
("Никогда ни устно, ни письменно Павловский не высказывал того,
что так неожиданно нам всем провозгласил господин Мейер"),
как Павловский выступил с заявлением похлеще мейеровского: "Русская
Православная Церковь сегодня зачастую ведет себя в обществе как
секта ... ее захватывает стихия храмостроительства и соблазн мечтаний
о "контроле экспорта" хлебного и иного" ("НГ-религии",
26.12.2001). Правда, Павловский заявил одновременно, что Патриархия
должна активнее требовать "доступа к средствам массовой коммуникации".
Новый кремлевский стиль, однако, отличается поразительной блудливостью,
и Павловский сразу же подчеркнул: "РПЦ не должна мешать говорить
тем, кому есть что сказать, - и Зарубежной Церкви, и катакомбникам".
К этому времени он уже запустил в интернете проект во главе с Филиппом
Тараторкиным.
Филипп Тараторкин называет себя священником; о нем (и о примыкающих
к нему журналистах А.Солдатове, М.Ардове, Е.Холмогорове) пишущий
в патриархийном "Радонеже" иеромонах Амвросий Ермаков
кротко сказал:
"Принадлежат к так называемому "суздальскому расколу",
пытающемуся в последнее время как-то легитимизировать свою деятельность
с помощью влиятельных покровителей… за последние месяцы суздальцы
получили возможность проводить пропаганду, направленную на дискредитацию
Русской Православной Церкви в ряде известных и читаемых СМИ. Для
авторов характерна жестко непримиримая позиция, они стремятся
возбудить в читателях ненависть к РПЦ и ее служителям. Целью таких
публикаций является возбуждение религиозной розни и противостояния
в обществе". (http://www.pravoslavie.ru/answers/index.htm)
Павловский одновременно поставил на оба цвета: и на Патриархию,
и на ее противников, еще более реакционных (про-монархических, изоляционистских)
маргиналов, которых обычно зовут "карловчанами". В конце
2001 года вышел первый номер журнала "Отечественные записки",
презентация которого была увенчана Александром Волошиным и Глебом
Павловским. Номер целиком посвящен Русской Православной Церкви,
точнее, ее критике. И дай Бог, конечно, только беда в том, что главные
критики - не объективные "политологи" и "историки",
как они себя рекомендуют, а крайне активные пропагандисты православия
архисектантского, архимонархического, архиизоляционистского: Егор
Холмогоров, Александр Солдатов (этих авторов даже по две статьи),
Константин Крылов. Для этих авторов "наука" заключается
в описании того, как Московская Патриархия продалась большевикам
и впала в ересь "сергианства".
Притязания Патриархии повелевать журналистами и чиновниками, обучать
их детей и регулировать, что показывает телевизор, наконец-то вызвали
реакцию и отпор. Только в очень неуклюжей форме. В поиске "независимого"
и "свободного" православия интеллектуалы обратились к
людям, которые на самом деле куда дальше от идеалов этих самых интеллектуалов,
чем любой патриархийный консерватор. "Московские новости"
вверили освещение церковной жизни Солдатову, для которого простая
молитва с инославными есть духовная деградация и измена православию,
а Всемирный Совет Церквей - просто филиал масонского заговора. "Вечерняя
Москва" печатает милую проповедь священника Григория Лурье,
ныне одного из лидеров "альтернативного православия" во
главе с епископом Валентином Русанцевым (в Суздале). Проповедь действительно
милая, о том, что нельзя крестить формально. Но журналисты не пожелали
знать, что Лурье выступил одновременно в интернете с обличением
евреев: "К сожалению, идея крови христианских младенцев довольно
органически вписывается не в хасидизм, а в иудаизм как таковой.
Уже в Талмуде ритуальное жертвоприношение на Йом Киппур переосмыслено
как жертва Сатане … Тут до младенцев -- очень и очень недалеко.
… К сожалению, судьбы русского народа так сильно переплетаются с
судьбами еврейского, что серьезная патриотическая политика в России
должна содержать компоненту активной еврейской политики".
"Активная еврейская политика" - это даже изящнее чем
" окончательное решение еврейского вопроса". Впрочем,
еврей-антисемит явление не новое, ново то, что к услугам таких героев
начинают прибегать именно те, кто боится патриархийного антисемитизма.
Неужели спасение от консерватизма и агрессивности консервативного
православного большинства - в архиконсерватизме и архиагрессивности
православного меньшинства? Отчасти, наверное, так: пока Волошин
сражается с патриархом Алексием, а Павловский с митрополитом Кириллом,
Патриархии не удастся взять под контроль прессу и школу. Но ссора
двух рабовладельцев - плохая защита рабу. Рано или поздно эти персонажи
либо съедят один другого, либо (что вероятнее) договорятся. К тому
времени лучше научиться отстаивать свою свободу самостоятельно,
а не вышибая клин клином. Иначе придется вести ребенка за руку в
православный медиа-холдинг на ОПК.
|