Статья для "Газеты выборчей", опубликована 18 января
к визиту Путина. Учтите, что для не наших писалось.
ЦЕРКОВЬ В РОССИИ, РОССИЯ В ЦЕРКВИ
Российская религиозность: леденец на палочке
На Пасху 2001 года на ночную службу в триста московских православных
церквей пришло полтораста тысяч человек. На следующий день они,
конечно, отсыпались. Но почти три миллиона москвичей, не ходившие
в церковь, в этот день поехали поминать усопших на кладбища. Городские
власти отправляли милиционеров - охранять церкви ночью и шоферов
- перевозить людей на кладбища днем.
Такова религиозность в современной России: преобладает практический
атеизм. Ведь в Москве десять миллионов жителей, из них более половины
никуда не ходили вообще. При этом Москва религиознее остальной страны.
Православные христиане, конечно, тоже посещают кладбища, но не
на саму Пасху, а через десять дней после нее. И, конечно, люди церковные,
регулярно посещающие храм, не будут на кладбище пить водку, как
это делает большинство. Кто сам пьет и ставит на могилку стаканчик
водки с кусочком хлеба, тот бессознательный язычник, воспроизводящий
древний обычай поминальной тризны.
При этом большинство и стихийных язычников, и стихийных атеистов
при социологических опросах называют себя православными. Правда,
это большинство постепенно уменьшается: если в середине 1990-х годов
о своей "православности" заявляло иногда до 80% населения,
то теперь немногим более половины.
Людей, которые посещают храм не реже раза в месяц, насчитывается
около 5%. Многие люди одновременно называют себя православными и
говорят, что не веруют в Бога: для них православие означает национальную
принадлежность, а не конфессию. Православие оказывается чем-то вроде
сахарной ваты на палочке: небольшое и стойкое число постоянных посетителей
Церкви, а вокруг этого меньшинства клубится огромное количество
людей, лишь говорящих о православии.
Этот леденец тает. Поэтому патриарх Алексий II, в начале 1990-х
годов любивший ссылаться на социологические опросы, сегодня предпочитает
говорить более абстрактно, о том, что все, у кого есть "православные
корни", являются православными. "Православные корни"
- это не только православные предки, это любое признание русской
культуры своей.
Леденец тает, но "палочка" растет. Число прихожан возросло
за десятилетие религиозной свободы более чем в два раза. Сегодня
у Московской Патриархии 14 тысяч приходов и 15 тысяч священников
(в среднем на одного священника приходится от ста до пятисот прихожан).
Это много в сравнении с советскими временами, но все равно Россия
значительно отстает по уровню религиозности даже от тех стран Запада,
которые считают себя чрезмерно "секуляризованными".
Православие: палочка или палка?
Православие часто кажется палкой. В 1997-м году Патриарх добился
принятия закона о религии, который резко ограничил права неправославных
и, особенно, новых религиозных движений. На практике власти часто
заходят намного дальше, чем позволяет закон.
В Москве запретили всемирно известную "Армию Спасения",
обвинив ее в том, что это "милитаризованная организация".
Особенно ущемляются права тех конфессий, которые привлекают более
всего новых членов. Поэтому почти не достается католикам (им только
не возвращают дореволюционных костелов, даже в Москве еще не вернули
храм Петра и Павла, принадлежавший немецкой католической общине).
Не очень страдают лютеране и баптисты, пассивные и потому маргинальные
группы. Больше всего притесняют харизматические движения, адвентистам
и неопятидесятникам, число которых почти удваивается с каждым годом,
несмотря на ущемление их прав. Заметить эти общины не так легко,
ведь у них почти нет собственных церквей, люди собираются в кинотеатрах
и на квартирах, но численность их растет очень быстро. Правда, члены
этих движений относятся к тем слоям общества, которые воздерживаются
и от политической деятельности, и от культурного творчества, поэтому
о них не пишут и не говорят.
Люди, которые используют православие в качестве палки, сами редко
ходят в церковь или не ходят вообще. Это прежде всего чиновники
старой коммунистической закалки, которые занимались борьбой с "сектантами"
и в 1960-е годы, и позднее. Даже обвинения в адрес баптистов или
католиков остаются прежними: отвлечение людей от национальной традиции,
подмена христианства пропагандой немецких или польских культурных
стереотипов.
Большинство "ударившихся в религию" политиков, людей
культуры, предпринимателей используют православие в качестве не
палки, а палочки: опираются на него. Православие не дает никаких
выгод в отношениях с людьми. Избиратели не будут больше симпатизировать
православному политику.
Политики, которые пытались делать акцент на православии, оказались
отвергнуты избирателями. Скорее всего, такая же судьба постигла
бы политика-католика или политика-баптиста, но таких пока не наблюдалось.
Избиратель, даже православный (и именно православный) сохраняет
здоровый антиклерикальный закал.
Большинство политиков, публично демонстрирующих симпатии к православию,
делает это за казенный счет. Так, более всего церквей построено
за последние годы в Ямало-Ненецком округе, где добывают нефть. Газовики
и нефтяники сооружают богато украшенные церкви и в других городах
России, например, Черномырдин оплатил строительство церкви в селе,
где появился на свет. Для таких чиновников православие - это способ
заменить коммунистическую идеологию каким-то новым наполнителем.
Они уважают не православие, они уважают себя за то, что помогают
православию.
Единственный действительно практикующий православный политик -
Григорий Явлинский, почти никогда не говорящий о своей вере. Егор
Гайдар открыто назвал себя агностиком, а энергетики России, в отличие
от газовщиков или нефтяников, не дают Православной Церкви ни копейки
- ведь их возглавляет абсолютный атеист Анатолий Чубайс.
Очень заметны киноактеры и эстрадные певцы, подчеркивающие свое
православие. Знаменитая в советские годы Екатерина Васильева стала
старостой храма в Москве, дает газетах многочисленные интервью,
обличающие безбожие. О золотых куполах и крестах поют многие.
Тем не менее, большинство и чиновников, и людей культуры остаются
вполне неверующими людьми. И это не такое уж молчаливое большинство.
Пресса России регулярно сообщает официальные известия о жизни Московской
Патриархии, но это делается для поддержания хороших отношений со
светским начальством, с номенклатурой, восстановившей контроль над
печатью. Те же самые газеты, однако, охотно и безбоязненно печатают
антиклерикальные фельетоны.
Газеты охотнее печатают статьи журналистов, представляющих "альтернативное
православие", пусть даже более фундаменталистское, чем Московское
Патриархия. В демократических "Московских новостях" религиозную
рубрику ведет монархист и антиэкуменист Александр Солдатов. Ценится
оппозиционность официозу как таковая.
Крест и скипетр
Отношения между властью и Московской Патриархией определяются,
прежде всего, отсутствием в стране нормальной избирательной системы.
Пока не избиратель, а избирательные комиссии разных уровней определяют
результаты голосования, правительство может позволить себе и пинать
церковников, и одаривать их.
И провинциальные епископы, и сам Патриарх большинство денег получают
не от прихожан (те слишком нищие или непривычные к пожертвованиям),
а от государства - прямо либо через подчиняющиеся государству коммерческие
структуры.
Скандальные истории с тем, как отдельные епископы торгуют сигаретами,
водкой или минералкой, - мелочь, основные деньги идут в Патриархию
прямо от торговли нефтью. Это миллионы долларов в год (не десятки
миллионов, а миллионы). Поэтому Патриархия не может себе позволить
серьезной оппозиции правительству, даже если бы захотела.
В отличие от Греческой Православной Церкви, Русская одобрила правительственные
меры по присвоению гражданам личных кодов. В отличие от Грузинской,
продолжает участвовать во Всемирном Совете Церквей (от которого
тоже, кстати, получает деньги). Случались комические моменты, когда
патриарх сперва выступил за смертную казнь, решив, что такова воля
Путина, а на следующий день переменил свою позицию. Даже в вопросе
о перезахоронении Ленина Патриарх ни разу не высказался ясно.
Оппозиционность Московская Патриархия позволяет себе лишь в небольших,
символических дозах. Например, до сих пор Церковь отказывается признать
подлинность останков Николая II, выставляя себя на посмешище перед
интеллектуалами. Однако, Патриархия канонизировала царя Николая,
что еще более делает ее ретроградной в глазах общественности.
Российская политика сегодня функционирует как коллективная власть
номенклатуры. При этом личная религиозность того или иного политика
имеет очень малое значение, даже если это президент. Ельцин и Путин
одинаково помогают Патриархии деньгами и одинаково не пускали и
не пустят Патриархию в школу, как она того добивается. Номенклатура
не хочет, чтобы ее детей "охмуряли попы". Духовенству
дают монополию лишь на те места, где люди лишены свободы: на казармы,
на больницы, на тюрьмы.
Путин демонстрирует большую религиозность, чем Ельцин, но еще ни
разу не дал оснований говорить о том, что какие-то его поступки
совершены по совету церковников. Он держит при себе две группы приближенных:
одна антизападническая и процерковная (из этой группы недавно стал
широко известен банкир Сергей), другая антизападническая, но скептически
относящаяся к официальному православию (это Глеб Павловский и его
команда).
Путин схож с предыдущими поколениями коммунистической номенклатуры
способностью говорить противоположные вещи, а делать нечто третье,
о чем он и не предупреждал. Он крестит лоб чаще и искуснее, чем
Ельцин, но так же, как Ельцин, он держит руководство Патриархии
на коротком поводке. Поэтому может состояться визит Папы в Россию
в 2002-м году, о чем уже заявил архиеп. Тадеуш Кондрусевич. Патриарх,
конечно, заявит официальный протест, но его утешат очередной порцией
нефтедолларов. О том, что будет, когда нефтедоллары кончатся, церковная
и светская номенклатура не задумывается. Но люди, которые предпочитают
строить Церковь не на нефти, власти и фундаментализме, а на Христе,
есть, и не надо удивляться, если российское православие через одно-два
поколение придет к собственному Второму Ватикану.
26 декабря 2001 г.
К дневнику литератора 2001 г.
|