Яков Кротов
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПАПЫ СРЕДИ ОБОБРАНЦЕВ
Все претензии к Папе Римскому во время его нынешней поездки бледнеют
перед фактом, что он вообще ездит и, при очевидной физической дряхлости,
действует куда разумнее многих спортсменов, подавшихся в политику.
Этим Папа стал очень похож на академика Сахарова в последние годы
его жизни, и эта победа духа над плотью, над стереотипными представлениями
о возрасте важнее, может быть, политического аспекта паломничества.
Папа проехал по нарастающей: в Греции ничтожный процент населения,
в Сирии их один миллион из семнадцати, на Мальте некатоликов — одни
туристы. Обратно пропорционально убывает уровень агрессивности.
В Греции ни один православный епископ не встречал Папу в аэропорту,
православные устраивали взрывы протеста, бдительно следили, чтобы
он не смел целовать греческую землю. Информагентства несколько раз
давали разные сведения: то ли все-таки двое детишек поднесли ему
тайком корзиночку с землей, то ли нет. В Сирии землю поднесли в
ларце, покрытом флагом страны, бушевала праздничная толпа, православный
епикоп молился с папой. В Греции Иоанну Павлу II не разрешили использовать
"папамобиль", в Сирии толпа прорвала оцепление и бросилась к автомобилю
за благословениями, каковые и нахватала.
Правда, президент Сирии Башар аль-Асад был настолько неделикатен,
что призвал Папу занять сторону арабов в борьбе за возвращение своих
земель. Разумеется, при этом не имелись в виду земли, которые в
суматохе образования Израиля прибрали к своим рукам арабские же
государства. Араб имеет право обобрать араба, — этот подход популярен
и в некоторых других странах, где все давно обобраны по самые уши
соотечественниками, но винят в этом исключительно иноверцев и инославных.
Впрочем,среди христиан эта смердяковская психология тоже относится.
В Сирии историк (кстати, католик) Михаил Мунир, выпустил недавно
книгу "Синагога внутри Церкви", в которой доказывает,
что Иоанн Павел II возглавляет заговор, имеющий целью подчинить
Церковь иудеям. В России грядущий визит Папы на Украину вызвал всплеск
страстей, пока в интернете: мол, неужели было нельзя найти более
уместного времени для вторжения на нашу родную Малороссию, чем накануне
годовщины гитлеровской интервенции?
В марте Асад заявил, что евреи хуже расисты, чем нацисты, а теперь
он сравнил страдания Арафата и его народа с крестными муками Христа.
Папа повторил сказанное им в январе, напомнив о таких непопулярных
в нынешней Сирии (да и в России) вещах как право народов на самоопределение.
С досады Асад рванул груз побольше и в субботу 5 мая заявил, что
евреи предали Христа, предали и пытались убить Магомета и убили
принцип равенства народ, считая себя избранными Богом. Если для
многих русских христиан чалма лучше тиары, то для многих мусульман
просфора лучше мацы.
Визит папы в мечеть Омейадов, где по преданию хранится глава Иоанна
Предтечи, сенсационен лишь в том смысле, что это первый визит папы
в мечеть; вообще к этой реликвии христианские паломники ходят беспрепятственно
и исправно. В понедельник - молитва на Голанских высотах, и не вообще
на Голанах, а в православной греческой церкви в Кунетре, разрушенной
израильтянами в 1974. Впрочем, церковь давно бы отстроили, да сирийские
власти не дают, желая, чтобы развалины церкви напоминали о жестокостях
Израиля. И кто более варвар: кто разрушил во время войны или кто
не дает ремонтировать во время мира?
Папа и глава греческой церкви архиеп. Христодул подписали декларацию,
осуждающую "насилие, прозелитизм и фанатизм во имя религии".
Нужно ли говорить, что далеко не все православные понимают, что
осуждено насилие не только со стороны крестоносцев, прозелитизм
не только католиков в России, но и православных в Италии, фанатизм
не только католический. Беда в том, что мало кто из православных
понимает, что в истории их Церкви подобные грехи имели место быть.
В конце апреля на конференции в Дипломатической академии МИДа Патриарх
Алексий II, ссылаясь на католическую практику, предложил завести
при каждом российском посольстве православного капеллана. Впрочем,
еще с большевистских времен Московская Патриархия получает от казны
изрядные средства на содержание заграничных сотрудников, так что
речь может идти лишь о легализации существующего порядка. Одна сложность:
Папой восхищаются или, в крайнем случае, интересуются, не потому,
что при итальянских посольствах существуют капелланы, и сколько
бы Патриарх ни ездил по епархиям и по миру, сколько бы ни дарили
ему мерседесов, в сумме не выходит того, что вызывает у православных
архиереев зависть. Впрочем, Бог милостив, может, еще догадаются,
как говорил Левша, что "у англичан ружья кирпичом не чистят".
Оп.: Общая газета, 8.5.2001.
|