Яков Кротов
ПАСХИ МНОГО НЕ БЫВАЕТ
Совпадение православного празднования Пасхи с католическим (и протестантским)
вещь не такая уж редкая. В этом году, однако, это совпадение было
встречено с особым энтузиазмом. Причина, видимо, в совпадении совпадения
с первым годом нового тысячелетия. Интуитивно даже образованные
люди склонны к простейшему магизму, согласно которому первый шаг
определяет все последующие. Если дорогу измерять в тысячах ли, то
эта дорога приведет в Пекин. Если Пасху справлять одновременно,
это поможет единству христиан.
За этим маленьким иррационализмом кроется большой — предпосылка,
согласно которой единству христиан надо помогать. Чтобы понять,
насколько нынешняя озабоченность единством Церкви иррациональна,
полезно вспомнить, что на протяжении большей части христианской
истории никто этим единством не озабочивался. А зачем было озабочиваться,
если каждый отлично видел, что Церковь — одна, единая, святая и
соборная.
Существование многочисленных лжехристиан, еретиков и кощунников,
использующих христианские образы и слова, лишь оттеняло единство
Церкви. Никому не приходило в голову скорбеть о разделении Церкви,
потому что как это Церковь может быть разделена? Или Христос разделился?
"Разве разделился Христос?", — удивлялся уже апостол Павел (1 Кор.
1, 13). Так он удивлялся тому, что находится кто-то, считающий его,
апостола Павла, достойным особого почитания в качестве критерия
церковной истины. Святой! Гораздо больше было и есть христианских
лидеров, воображающих Церковь пробирной палаткой, а себя ответственными
за проставление проб.
Какие такие "православные христиане", скажет протестант. Если христианин,
то реформат, а если православный, то уже не совсем христианин или
даже совсем нехристианин и вообще идолопоклонник. Какие такие католики-матолики,
скажет православный. Какое отношение к Христу имеют те, кто в нарушение
канонов вселенских соборов почитает папу римского? Нужно ли упоминать,
что абсолютное большинство католиков так же свято не понимает, как
могут православные соединять веру в Христа с наличием женатого духовенства.
Вежливо улыбаются, но не понимают и на эмоциональном уровне по-прежнему
видят в православных не христиан, а схизматиков. Готовность и даже
практическое стремление свести к минимуму свое присутствие на территории
Московской Патриархии есть проявление не столько братской любви,
сколько брезгливости. Ватикан относится к православию с такой же
любовью, с которой Нью-Йорк относится к индейским резервациям. Кстати,
есть множество кружков бледнолицых, играющих в индейцев...
Не стоит, впрочем, переоценивать стремление к единой Пасхе и в
около-христианской культуре. От Средневековья уходят недалеко, ведь
никто даже не помышляет о том, чтобы восстановить единство Пасхи
иудейской и христианской. Апостол Павел или апостол Иоанн, попади
они к современным христианам на праздник Пасхи, были бы не то что
поражены, а просто ничего бы не поняли. Христос, конечно, воскресе,
сказали бы они, но если Христос и мы радовались Исходу, то почему
не радуетесь вы? Потому что вы по крови другие? А с каких это пор
кровь важнее духа? Вам разрешили не обрезываться, есть шкварки и
устрицы (Библией запрещенные), без всего этого, возможно, жить трудно,
но зачем лишать себя радости освобождения, зачем забывать чудо победы
малого над большим, победы Бога над инертностью иудеев и национализмом
египтян?..
Ладно, проехали, с иудеями поругались навсегда и бесповоротно,
хотя непонятно, почему из-за этого надо отказываться от радости
той Пасхи, которую совершал Господь Иисус Христос. Что же до мечтаний
о единой Пасхе христиан, то они плохи только тем, что они — мечтания.
Никто ради достижения этой цели ничем не пожертвовал, все только
ждут жертв от других. Человек мечтает, что православные договорились
с католиками, а пока он не православный и не католик, а так... лицо
"с христианскими корнями".
Хотя "христианские корни", о которых нынче так любят говорить,
это такой же нонсенс, как "текущий момент". У христианина корни
на небесах. По земле шелестят только листья, если они есть. Вот
почему в множественности пасхальных дат — свидетельство силы христиан,
не христианства, а именно христиан. Только крепко верующий человек
найдет в себе силы организовать свое, особое празднование Пасхи
в тот день, который он считает нужным. Пусть он ошибается, но он
свою ошибку из теории переводит в практику, находит помещение, вино,
хлеб, единомышленников. А все те "суперэкуменисты", которые ждут,
пока христиане договорятся о единой Пасхе, абсолютно правы, но такой
правоты не хватит, чтобы покрасить одно-единственное яйцо.
В конце концов, христианские ссоры и расколы сами по себе есть
свидетельство неистребляемости именно Пасхи как исхода из рабства.
Даже самый вздорный раскол, самое нелепое сектантство есть, как
правило (скажем осторожно, а вообще-то просто правило), уход от
очередного рабства. Это может быть рабство ортодоксальное, догматически
безукоризненное, исполненное святости, но — рабство, где из благочестивых
соображений человека опять заставляют сооружать пирамиду, нечто
огромное и нужное не Богу, а исключительно очередному фараону с
палкой в одной руке и плеткой в другой.
Конечно, дай Бог, чтобы не было больше очередных расколов, и не
христиане главные фараоны в современном мире, Бог рога-то обломал,
но никакие человеческие распри, никакие глобальные церковные конфликты
не оправдывают уход от Бога. Уход от Бога можно оправдать множеством
причин, более уважительных и менее, но если на Пасху не хочется
идти в храм, потому что храмов слишком много и они слишком разные
или, наоборот, их слишком мало или они слишком одинаковые, это —
не оправдание. Это искушение остаться под уютной, магической, вроде
бы работающей пирамидой скепсиса, и преодолевается это искушение
простым движением ног и духа — Исходом из своего одиночества в радость
Творца и Спасителя.
Оп.: Сегодня, 14.4.2001.
|