Яков Кротов
ОСТОРОЖНО: ВОСКРЕСЕНИЕ
Среди детских перлов, собранных Корнеем Чуковским, есть беседа
внучки с бабушкой о смерти. Внучка спрашивает, обязательно ли бабушка
умрет, закопают ли ее, закопают ли ее глубоко, и получивший утвердительные
ответы по всем пунктам, радостно заявляет: "Вот уж тогда я покручу
твою швейную машинку!"
Современное западное общество скрывает смерть и все, что с ней
связано. Остались в прошлом пышные катафалки и похоронные процессии,
трогательное умирание дома в кругу семьи. Это не проявление эгоизма
живых, это признание права мертвых не быть предметом публичных манипуляций.
Умерла — так умерла, это мое частное дело, просьба не беспокоиться,
венков не возлагать.
В России очень быстро усвоили это целомудренное отношение к смерти,
но влили в новые меха старое содержание. "Закатать в асфальт" или
"назначить эффективного менеджера", "замочить в сортире" или "защитить
права собственника", — выражаются по-разному, а имеют в виду одно:
мертвые должны молчать, и если кто-то должен молчать, он должен
быть мертвым, и шума по этому поводу поднимать тоже не надо.
Если на Западе о смерти молчат, чтобы не потревожить покойника,
то в России о смерти молчат, чтобы не потревожить убийцу. А убийств
много — убийств буквальных, производимых в массовом порядке людьми
в форме, и убийств символических, производимых людьми в штатском,
которые все время что-то закрывают, регулируют и упорядочивают.
Работы убийцам много, ведь им надо закопать обратно ту свободу,
которая появилась в России десять лет назад. Наши швейные машинки
— неважно, идет ли речь о национальном вопросе, об экономической
свободе или о свободе совести и слова — не должны шить. Их поставят
на стол людям, которые будут лишь крутить ручки, производя очередное
новое платья короля.
К счастью, убили не свободу, не абстрактное понятие. Если бы речь
шла только о метафорах, действительно не стоило бы радоваться. Но
убили конкретного человека Иисуса и воскресает Он из-под земли,
отваливая совершенно реальный и претяжелый камень. Многие люди инстинктивно
боятся конкретности Воскресения и Воскресшего, сводя все христианство
к святости своей родины, к незыблемости заповедей и к прочим изящным
и милым, но все-таки безделицам.
Святая Русь не посмотрит в глаза убийце, вору и насильнику, а
воскресший Иисус посмотрит и уже смотрит. Много это или мало? Воскресение
Христово не означает восстановления большой справедливости, в мировом
масштабе. Иисус, возможно, и швейную машинку не отберет у обидчика.
"Тлеющего льна не потушит", как сказано в Библии — что уж говорить
о пожаре революционной законности. Да, в конце концов, бабушка важнее
машинки, и внучка это поймет лет в восемьдесят или раньше.
Воскресения Христова стоит бояться не потому, что грядет порядок,
реституция и право, а потому, что идет Христос. Воскресения Христова
стоит ждать, потому что оно — Христово. Воскресения Христова стоит
бояться, потому что открывается возможность вечной жизни — без Христа,
и Воскресению Христову стоит радоваться, потому что начинается вечная
жизнь — со Христом.
Оп.: Общая газета. 12.4.2001
|