Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

 

Рим 6,3 "Неужели не знаете , что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?"

Ср. Ио. 11, 55 (чистота) - Следуюшая фраза.

Чтобы перевести эту фразу на русский язык, надо отказаться от русского языка. Слово "крещение" уничтожает яркий образ, стоявший перед внутенним взором апостола Павла. Человек, который залез в воду, искупался, очистился - выходит из воды весь влажный, чистенький, поблескивающий от капель воды. Отсюда, собственно, и родилась метафора-обряд - помыться, чтобы избавиться от внутренней дряни. Бултых - и ты в Боге, сияющем вечном водопаде, падающем с заоблачного утёса...

Нет, говорит апостол, с Христом всё наоборот. "Омыться Иисусом", "очиститься в Христе", "засиять ради Христа" означает очиститься Его смертью, закутаться в Его погребальный саван. Смерть же для еврея - грязь, вонь, разложение. Для любого человека труп - нечист, но у евреев это сильнее, чем в соседних культурах, подчёркивалось табу на соприкосновение с покойником. "Мы погреблись с Ним крещением в смерть" - продолжает Павел с содроганием. Это вам не лечебные грязи. Даже храм Гроба Господня - там ведь поклоняются камню, на котором тело Иисуса омывали, делали чистым. Это всё-таки эмоциональный компромисс, а реальность Христа радикальна. Спасение, очищение, сияние не в каком-то духовном альпинизме, стяжании теозиса и фаворского света, а в прохождении (исходе) через разложение, вонь, мёрзлость трупа. Нам страшен Лазарь, который выходит к нам, пованивая, а надо-то войти к лазарям, войти в шеол, с головой окунуться. До чего ж вздорны споры о том, с головой окунаться в воду при крещении или можно ограничиться прысканьем. С головой в гной, тьму, вонь - вот что такое крещение. И никаких там подсобных смягчающих средств вроде арфы у Орфея.

Таково следование за Христом. Мы очищаемся, когда, встретив на жизненном пути предательство, - прощаем. Встретив ложь - говорим правду. Встретив похоть - остаёмся целомудренными. Встретив цинизм - остаёмся кающимися.

Мы не со Христом, когда надеемся спастись, обходя грех, указывая на него, осуждая, расставляя вокруг греха предупреждающие знаки. Тогда мы сами станем грехом, упадём и других попытаемся увлечь за собой. Спасение есть восстановление единства людей, а не отбор святых, эдакий христианский дарвинизм. Иисус "стал грехом", как выразился абсолютно точно апостол Павел в другом месте, Иисус слился с нами до степени смешения, - и только благодаря этому мы знаем, что единство с другим человеком не есть единство в грехе и тьме, а есть единство в свете и в любви. Это кажется невозможным и это невозможно, - обнять прокажённого и не стать прокажённым, именно поэтому Христу отвечают не "знаю, знаю", а "Верую!"

По проповеди при крещении 29 июля 2011 г.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова