Гал. 5, 22 "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона".
Cр. Мф. 5, 17 "Не нарушить пришел Я, но исполнить"
Апостол Павел говорит, что нет закона на тех, кто верует, любит, радуется (Гал. 5, 23 — этот текст предваряет в православной богослужебной традиции чтение заповедей блаженства у Луки). Что ж, понятно: намордник одевают злой собаке, а не доброй. Себя, разумеется, каждый считает сенбернаром, и мы мотаем головой, пытаясь освободиться от закона — не для того, чтобы творить преступления, но чтобы защитить своё доброе имя. Что ж мы, не любим, что ли?! Мы ищем свободы от закона не просто так, а во имя свободы для свободы. Правильный импульс, только ищем не там. Мы ищем свободы в богатстве. Деньги есть свобода! Будут все богатые, и никакого закона будет не нужно — сплошное свободаравенствобратство.
Иисус говорит «Блаженны нищие». «Блаженны» - ровно то же самое, что «свободны». «Блажен» - значит, «победил», а кто победил, тот и свободен. Бегун рвёт ленточку на финише — ленточку, которая связывала его до победы. Иисус говорит «блаженны» не каким-то будущим великим святым, а толпе, которая в основном — люди, пришедшие к Нему от нужды, за здоровьем, за исцелением. От этих людей Он не требует раздачи имения. Пришли — и достаточно. Потому что болезнь — сама по себе нищета, и богач покупает себе здоровье, как покупает автомобиль, а нищий не угонится за богатым паралитиком. Кто пришёл к Иисусу — пришёл не от избытка, а от недостатка. Иисус — последняя надежда. Надежда в отчаянии. Вот — настоящая нищета. Есть нищие, которые духом — богачи. Они не ищут выхода из своего положения и в этом абсолютно совпадают с богачами. Богач покупает себе защиту от болезней, от хамов, от неприятностей — так ведь это может и выпросить, и есть страны, где все — нищие рабы, потому что обменяли свободу и богатство на кажимость безопасности. А души — мёртвые, холодные, немые. Нищий духом — кричит о помощи не только губами, но всем телом, и душой кричит.
Сколько бы ни было в кармане денег, важнее — сколько смерти в душе. Смерть — вот последнее утешение и последняя надежда человека без Бога. Главное для него — обеспечить себе плавное, безболезненное вхождение в смерть. А то, что смерть вошла в душу — это не так важно. Между тем, смерть наша — не в сундуке на далёком острове, а внутри нас. Когда мы ненавидим — это смерть в нас ненавидит. Когда мы обижаемся, когда мы не прощаем, когда мы кричим, - это смерть двигает нами как наш господин. Мы рабы смерти, когда заставляем других плакать, расстраиваться, сердиться. Мы свободны, когда мы вопреки смерти прощаем. Мы свободны, когда плачем сами, лишь бы не сделать больно другому. Потому что плакать от боли — от не рабство у боли, это всего лишь рефлекс. Мы же обычно говорим, что непереносимо страдаем именно тогда, когда не хотим плакать, когда отгораживаемся от слёз и страдания чёрствостью и бессердечием. Всё переносимо — если не сдерживать слёз. Слёзы — вот выход из непереносимости, и блаженны плачущие. Голод, а не воровство — вот выход из любой нехватки. Кротость — слабость и бессилие — вот свобода от насилия, а не бомба. Как не выстрелить в насильника? А как выстрелить, если при виде насилия ты плачешь?
Иисус исцеляет нищету, давая Духа, а не деньги. Иисус исцеляет материальное богатство духа, забирая цинизм, агрессивность, ожесточённость. Иисус растворяет в нашей душе двери, через которые входит Свет Божий. Мы гоняемся за другими — гоняемся, чтобы научить, обобрать, подчинить, а блаженны-то гонимые, если они от насилия и горя прибегают не к злу, а к Христу. Дотащиться до Христа, как дотащились до Него слушатели Нагорной проповеди, и принести ему свои слабости и болезни, слёзы и горе, и получить от Него Божье здоровье — которое даст столько сил, что не обидишь никого, не доведёшь до слёз, не убьёшь — и не умрёшь.
1712
|