Богочеловеческая комедия
1 Кор. 6, 16 "Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть".
По проповеди в "воскресенье о блудном сыне" 17 февраля 2014.
Евангелия не случайно пересказывают для детей. Православная традиция, к примеру, не только отдельное воскресение посвящает притче о блудном сыне – который блудил, прежде всего, сексуально – но и в качестве комментария к этой притче прилюдно читает размышления апостола Павла о том, что христианин, который спит с проституткой, оскверняет Бога, ибо, с одной стороны, тело христианина – это часть Божьего тела, а с другой стороны, тело проститутки – грязь, в итоге загрязняется Бог. Как бросить Тору в лужу или икону в навоз.
Логика эта многое говорит о патриархальном обществе и ничего не говорит о Боге. Яснее и обнаруживается различие Иисуса и Павла. Иисус говорит, что посмотревший на женщину с вожделением достоин вечных мук. Он не говорит, что женщина спровоцировала мужчину или что она грязь. В притче о блудном сыне блудницы не имеют никакого значения. Блудный сын мог на полученную долю наследства создать фирму, пойти в политику, заняться благотворительностью, - не имеет значения. Значение имеет одно – он ушёл от Отца.
Павел недалеко ушёл от Адама. Адам говорил: «Я невиноват, это женщина моя». Павел говорит: «Ты виноват, что пошёл к женщине». Много и нынче таких Павлов – без достоинств апостола, но со схожим стилем покаяния: «Согрешил я, что был слишком добрый к негодяям!» «Согрешил я, что доверился жене» (или партийному лидеру, или духовнику). Согрешил не тем, что доверился – доверять людям достойно и праведно – а тем, что под видом доверия свалил на других людей собственный выбор между добром и злом.
Старший брат жалуется, что Отец не давал ему попировать с друзьями (Лк. 15, 29). Так он так же хотел повеселиться, как младший, только оказался трусоват – верный признак завистника. Более того, он не так уж и хотел попировать с друзьями, иначе бы – сказал об этом вслух Отцу. А так его затаённые мысли о пировании просто самообман. Как подросток, который думает, что влюблён безответно и при этом не решился сказать предмету любви о своих чувствах, вовсе и не любят, а всего лишь тренируется. Любовь – говорит! Любовь бесстыдна и этим сильна. Скажи Богу, чего тебе надо! Не думай о Боге хуже, чем Он есть – не думай о Боге, что он подобен тебе. Ты, завистник, ни с кем не поделишься – зависть рождает скупость. Но не думай, что другие такие же. У Бога хватит на всех. Сила любви не может покончить с нищетой, но может превратить саму нищету в жизнь счастье.
Любовь не всегда превращает болезнь в здоровье, но всегда превращает болезнь в часть любви. Если у нас есть любимая вещь – например, чашка, из которой пила мать – и эта чашка треснула, мы же не выбросим её и не поменяем на новую. Мы и пить-то из неё не будем. Вот так и любимые люди – а других не должно быть – с ними надо обращаться, словно это фарфоровый сервиз Екатерины Великой, который нам выдали на один вечер (жизнь не длиннее!) для праздничного пира. Это, конечно, не козлёнок, которого так весело резать на куски и поджаривать. Но это ведь куда лучше!