Мф 28 3 вид его был, как молния, и одежда
его бела, как снег;
Мк. 16, 5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного
в белую одежду; и ужаснулись.
Лк. 24, 4 Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах
блистающих.
№167 по согласованию
Наверное, Матфей не вкладывал в различие "вида" и "одежды" никакого значения, просто
придал поэтическую форму суховатому маркову "белая одежда". Но между молнией и снегом различие всё-таки
есть - различие между тем, что светится изнутри, и тем, что светится отражённым светом. Вся природа светится,
но это свет отраженный. "Образ и подобие Божие" - светятся в человеке изнутри. Любовь есть обнаружение
в себе и другом этого внутреннего свечения. Воскресение отличается от воскрешения, вечная жизнь отличается
от бесконечного существования как внутренний свет от отраженного. Конечно, даже свет - свет, как его видит
человек и как понимает - не есть сущность Творца, есть лишь Его "вид", "одежда". Но свет
так же любим любящим Бога, как лицо любимой любимо, хотя любят не лицо.
Только Марк отмечает, что ангел сидел справа. Между прочим, Марк не поясняет, "справа" - по отношению к чему - к гробнице или к женщинам? Между тем, в разных культурах точка отсчёта избирается по-разному. Однако, особенности еврейской культуры для того и стоит изучать, чтобы понять рассказ Марка - а тут он предельно ясен: ангел был с правильной стороны. Цвет одежды ангела - белый - упомянут тоже не потому, что это был белый цвет, а потому что автор хочет заверить читателя: всё было правильно. Автор знает, что читатель будет придираться, что он будет недоброжелателен, и если вдруг ангел окажется в чёрной одежде, то-то будет радость скептику. Марк не знает, правда, другого: придёт время и скептицизм будет настолько безбрежным, что отвергнет ангел и правосидящих, и левосидящих, и белых, и чёрных. Хорошая же новость для Марка в том, что даже такой скептицизм мелок, он растекается вширь, но не может подняться ввысь. Целое - Воскресение - остаётся тем, что можно либо целиком отвергнуть, вне зависимости от подробностей, отвергнуть даже, если подробности кажутся убедительными, либо целиком принять. Скептик может стать верующим, верующий же не может стать скептиком, он может стать лишь равнодушным. В этом смысле быть верующим опаснее для веры, чем быть скептиком. |