Яков Кротов
Мт. 26, 74 Тогда
он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
Мк 14, 71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека
Сего, о Котором говорите.
Лк. 22, 60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты
говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.
Ио. 18, 27 Петр опять отрекся; и тотчас запел
петух.
№151 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Петр, отрекаясь от Христа, говорит, что не знает "этого человека".
Так один из президентов США солгал под присягой, отрицая супружескую измену: он
назвал любовницу "эта женщина". Благодаря чему и не покраснел. Действительно,
разве он изменил жене с "этой женщиной"? Нет - он изменил жене с ангелом
во плоти, с нежным чудом ласки и экстаза, которой он не шептал в мгновения экстаза:
"Эта женщина, как я тебя люблю!" - а шептал что-то совсем другое. Человек
становится христианином не тогда, когда признает Иисуса Сыном Божиим, Богочеловеком,
Мессией. Это Петр признавал, а что проку! - а когда находит для Иисуса то единственное
имя, которое будет именем Божиим для меня. Что у человека есть какое-то самое
важное, таинственное имя, которое может и должен знать лишь его Создатель, это
уже с древности понимали и нагромоздили вокруг этого кучу суеверий, как и вокруг
единственности имени Божьего. Иисус и казнили-то за то, что Он посмел назвать
себя именем Творца. А счастье в том, что у Бога миллиарды имён, и они не существует
где-то в небесной канцелярии за семью печатями. Каждый должен догадаться, как
назвать Бога, чтобы соединить веру, любовь, и надежду, чтобы выразить в этом имени
всё то, что хочется сказать любимому человеку - и ещё более того. Тут недостаточно
волевого усилия, интеллектуального, это нужно выстрадать, вытерпеть, выносить,
выдохнуть из себя каждому человеку - и тогда воля человеческая сольётся вполне
с волей Божией.
Мф. 26, 74: (Мк. 14, 72). Петр испугался женщины. Валентина Кузнецова (2000,
с. 288) подчеркивает, что свидетельство женщины просто не было бы принято в суде,
поэтому Петр испугался напрасно. От имени мужчин хотелось бы за Петра вступиться
(хотя и обидно, что в патриархальном обществе женщин низводят до положения вещи,
к тому же весьма ненадежной). В любую эпоху закон с удовольствием нарушают прежде
всего те, кто должен его соблюдать. Женщина не могла быть свидетелем, но никто
не мешал ей поделиться своим открытием с мужчиной. Петра бы арестовали, а уж потом
не составило бы особого труда выяснить, кто он и откуда. Евангелисты к тому же
упоминают, что после женщины к Петру прицепились мужчины. Другое дело, что власти
вроде бы с самого начала собирались ограничиться Иисусом, и это было умно, потому
что без Иисуса ученики были бы именно тем, чем и по сей день являются многие христиане,
не имеющие духа Христова: безобидной тусовкой или, что еще необиднее, премудрыми
пескарями, в принципиальном разъединении предающимися "духовному росту".
И вот кричит петух (три часа ночи, смена стражи под сигнал, который римляне так
и звали: "галлициний", "петушиный"). Сработала психологическая
мина, заложенная Иисусом, Который, как опытный педагог, соединил самое неосязаемое
и абстрактное - верность - с очень конкретным: пронзительным звуком, пробирающей
до костей ночной прохладой, жаром костра, с испугом, самым постыдным для мачо
- испугом перед женщиной.
|