Яков Кротов
Мт. 26, 67. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам
Лк. 22, 63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;
№151 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Киприан Карфагенский, размышляя об издевательствах солдат над Иисусом (Мф 26,
67), не удержался и скаламбурил,
поставив рядом "палмис" как "ладонь" и "палмас"
как пальму (Киприан Карфагенский. Творения. М.: Паломник, 1999, c. 330). Тут,
конечно, и намек на то, что одни встречали Иисуса пальмовыми ветвями, а другие
- вот, пощечинами. Но, кажется, тут и маленькая поэзия: ведь растопыренная ладонь
действительно похожа на пальмовый лист (в фильме "Джентльмены удачи"
это обыгрывал комик, изображая пальму руками). Припоминается и слепой, который
после исцеления говорил, что видит людей смутно, словно деревья (Мк. 8, 24). "Кругом
одни дубы...". Когда защищают убийцу и насильника, доказывая его невменяемость,
то доказывают, в сущности, что он принадлежит не к царству человеческому, а к
царству растительному. А Иисус говорит другое: человек принадлежит к Царству Небесному.
Руки наши не только не листья и уже потому не могут, не должны хлестать другого
по щекам. Руки наши - еще и не лапы, они не должны хватать, лапать, загребать.
Руки наши - крылья, и ангелы могут таким крыльям позавидовать.
4.10.2002
|