Яков Кротов
Мт. 26, 60 и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля
Мк. 14, 56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. 57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
№151 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.
Марк говорит "нескольких" лжесвидетелях, Матфей - о двух, но, возможно, тут "два" - условное обозначение, как "пара прохожих". Может и трое, но "тройка" принято говорить в совсем других ситуациях, а "пара" - всё, что больше одного и меньше пяти-семи. Вообще слово "пара" какое-то оскорбительное, словно речь идёт о дублях. Пара отражений. Византийский художник изобразил эту сцену рядом со стихом псалма 34: "Восстали на меня свидетели неправедные". Правда, в псалме дальше совсем о другом: человек жалуется, что его втягивают в какой-то заговор, его не обвиняют, но заставляют давать показания о чём-то, о чём не имеет ни малейшего представления. Похоже, что тут не уголовный процесс, а гражданский: нужно засвидетельствовать, что такой-то брал в долг, хотя вовсе и не брал. Автор псалма человек добрый: когда друзья, ныне мучающие его в суде, болели, он им сопереживал, а теперь ему плохо, а они смеются. Он сердится, сравнивает друзей со свирепыми львами, но всё-таки не рвёт с ними, а только просит Бога распутать ситуацию. Налицо простак, добротой которого пользуются приятели, втягивая в аферу. Очень, действительно, похоже на Иисуса, особенно на Иисуса Христа - Иисуса воскресшего, Иисуса вознесшегося. Ученики Иисуса делают Его соучастником своих неприличных игр в духовную монопольку. Мы крутим Его Именем и так, и сяк, так что выходит как всегда: без нас Бог только всё разрушает. Мы говорим об Иисусе вроде бы точно, как и эти лжесвидетели, но выходит враньё и бесчувственность. Может быть, оттого, что мы не чувствуем, что Богу плохо? Богу намного хуже, чем нам. Мы-то ведь Его не видим, нам не стыдно, а Он нас видит - и стыдится за нас. Мы тащим Его свидетелем тому, что нам хуже всех, думает, что Он по доброте не замечает нашего лукавства. А Бог не "не замечает", Бог - не видит. Вещи разные. Кто не замечает, тот веселится. Кто не видит - страдает, ибо не видит именно потому, что знает больше, чем даёт виденье. Бог знает наше невидимое - источник нашей тоски и уныния. Только мы унываем и тоскуем, чем и защищаемся от страдания. А Бог не унывает, Бог - страдает.
|